Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь-справочник. Абсолютные истины науки– такое содержание научных знаний, которое не зависит от воли и сознания человека и любых социальных групп вплоть до человечества



АБСОЛЮТНЫЕ ИСТИНЫ НАУКИ – такое содержание научных знаний, которое не зависит от воли и сознания человека и любых социальных групп вплоть до человечества. В этом смысле понятие абсолютной истины тождественно понятию объективной истины.

АВТОНОМНОСТЬ – относительная независимость комплекса природных или социальных явлений определённого структурного уровня от явлений и законов других уровней. А. является чрезвычайно важным свойством частей объективного мира, которое определяет саму возможность его познания людьми. Не будь этой А., у человеческого познания оставались бы лишь две возможности – либо полная непознаваемость объективного мира, либо одноактное обретение вселенского всезнания.

АДЕКВАТНОСТЬ ЗНАНИЙ – систематическое соответствие сложного комплекса понятий, принципов и выводов теоретического умопостроения сложному комплексу явлений в объекте познания и практики.

БИОЛОГИЯ – одна из основных отраслей естествознания наряду с физикой и химией. Объектом этого естественно-научного комплекса из десятков областей и сотен дисциплин является живая природа от структурного уровня самовоспроизводимых макромолекул ДНК до уровня земной биосферы как крупнейшего биоценоза, который пока достоверно известен науке.

ВНЕГАЛАКТИЧЕСКАЯ АСТРОНОМИЯ – область современной экспериментальной физики, позволившая заложить достаточно прочный эмпирический базис под теоретические построения космологии, а ныне позволяющая контролировать и корректировать теоретические построения космологов достоверными опытными фактами. Начало В. а. было положено в 1918 году, когда телескоп нового поколения Маунт-Вилсон (США) впервые неопровержимо показал существование других галактик за пределами Млечного Пути.

ГАЛАКТИКИ – элементы (структурные единицы) Метагалактики, которая в современной космологии отождествляется со Вселенной, доступной для опытного изучения методами всеволновой внегалактической астрономии. Г. представляют собой космические объекты размером порядка 100–200 тысяч световых лет, включающие в себя десятки и сотни миллиардов звёзд. По структуре делятся на спиральные, ко-льцевые, эллиптические и неправильные. (См. илл. 12–14.)

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (от греч. «Helios» (Солнце) и «центр»: Солнце в центре) базисная концептуальная схема небесной механики Солнечной системы, согласно которой Солнце образует её центр, вокруг которого по замкнутым траекториям вращаются планеты. На уровне догадок и натурфилософских умозрений Г. известен с античности, однако вплоть до эпохи Н. Коперника (1473–1543) и И. Кеплера (1571– 1630) эта теоретическая модель не могла принять форму достоверной научной теории.

ГЕОЦЕНТРИЗМ (от греч. «Heos» – Земля и «центр», т. е. Земля в центре мироздания) – исторически исходная концептуальная схема в небесной механике Солнечной системы. Согласно ей, Земля является неподвижным центром, вокруг которого вращается наблюдаемая Вселенная. Со II в. н. э. Г. стал первой эффективно работающей теорией опытной астрономии за много веков до того, как в XVII в. всё естествознание стало переходить в качество экспериментального, эффективно теоретизируемого и математизируемого. В целом, с современных методологических позиций геоцентрическую небесную механику можно расценить как феноменологическую теорию. Такие теории «по определению» являются первично-систематизирующими, грубыми, подчас наивными и даже ложными. Для зрелой экспериментально-теоретической науки Нового времени это характерно в полной мере. Г. дал науке великий мировоззренческий и методологический урок на все времена. Теории научного качества суть не более чем специфические и весьма ограниченные информационные модели объективного мира. Они ни коим образом не могут претендовать на абсолютную истинность в смысле адекватной всеохватности. Их объективная истинность касается сугубо частных аспектов объективного мира. Более того, эта объективная истинность может причудливо переплетаться с принципиальными заблуждениями и даже встраиваться в кардинально ложные концептуальных схемы. Это веками было так даже в простейшей изоморфной концептуальной схеме Солнечной системы всего-то с восемью элементами – Землёй, Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном. Это тем более может оказаться так, скажем, в современной стандартной космологической модели, которая уже дерзает научно-теоретически моделировать Вселенную как целое и её эволюцию в течение 17 млрд. лет.

ДВИЖЕНИЕ – одно из наиболее общих понятий современ-ного научного мировоззрения. Д. очевидным и самым непосредственным образом связано с феноменом пространства и времени. В современной научно-мировоззренческой версии Д. не ассоциируется с неким интуитивным стереотипом механического перемещения в пространстве в течение определённого времени. С. Д-м теперь ассоциируется любое изменение материальных объектов, изучаемых наукой. Любой объект человеческого научного познания и практики представляет собой, в первую очередь, процесс тех или иных изменений. Вопрос о том, поступательными или деструктивными являются эти изменения, – это уже второй вопрос. Д. в той или иной форме присутствует в любом объекте человеческого познания и практики.

ИДЕАЛИЗАЦИИ – одна из важнейших особенностей научных теорий, отличающая их от спекулятивных теоретизирований, в частности, от натурфилософских. Метод И-й непосредственно связан с абстрагирующей сущностью понятий, составляющих структурную первооснову человеческого рационального мышления.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ НАУКИ – методологически порочный подход к жизненно важному делу периодической выбраковки части научных знаний и замены их более эффективными и адекватными знаниями. В научном подходе к этой задаче главным критерием такой выбраковки является беспристрастный опыт. В идеологическом подходе – пристрастный социально-групповой (в частности, классовый) интерес. При этом основным «критерием истинности» становится не то, что концепция соответствует или не соответствует опыту, а то, что она кому-то выгодна или невыгодна. Другой формой И. н. является прямолинейная подгонка научных концепций под догматы религиозных учений, имеющих статус государственной идеологии. Эта форма И. н. пародировалась в Советском Союзе, где философия диалектического материализма одновременно играла роль по-своему уникальной псевдотеологической системы («теологии без Бога»), ядра государственной идеологии и апологии классовых интересов партократии. В гитлеровской Германии И. н. прияла форму выбраковки научных концепций (и научных кадров) по расовому критерию. Систематическая практика И. н. неизбежно ведёт к параличу научного познания или к перерождению целых отраслей национальной науки (и даже национальной науки в целом) в откровенную антинауку.

ИННОВАЦИИ В НАУКЕ –экспериментальные и, особенно, научно-теоретические открытия, которые заставляют существенно пересмотреть часть ранее выработанных и доказательно обоснованных знаний вплоть до конструктивно-критического пересмотра основополагающих концептуальных схем и научных законов.

ИНТЕГРАЦИЯ НАУК – процесс, тесно связанный с синтезом знаний. И. н. принимает две основные формы. Во-первых, форму унификации понятий таких областей, которые ранее казались совершенно самостоятельными. Во-вторых, И. н. может принимать внешне парадоксальную форму «интеграции наук через их дальнейшую дифференциацию». Примером может служить возникновение в ХIХ–ХХ веках таких научных направлений, как физическая химия, биофизика, биохимия, химическая физика. На первый взгляд, оформление этих областей науки просто резко умножило количество и разнообразие научных дисциплин. Однако по своей сути подобные «стыковые», «пограничные» направления науки также работают на синтетическое единение областей и отраслей естествознания.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – научные (научно-технические) проблемы (проекты), в которых в познание (в технологическую практику) вовлекаются не просто многоуровневые системы, но объекты многосущностные, из качественно разных, далёких друг от друга областей структурной организации материи. Таковы, например, объекты биофизики или геофизики в фундаментальном естествознании. Таковы технические проекты ХХ в. типа создания ядерного оружия или космической техники. В науке методология К. п. существенно отличаются от методологической проблематики освоения многоуровневых систем из близких областей объективного мира.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СХЕМЫ – неотъемлемая часть научных теорий, тесно связанная с идеализациями, с упрощающими предположениями. Роль эффективных К. с. особенно велика в физико-математических науках, где требуется не просто адекватно отражать сложные комплексы явлений, но систематически получать количественные результаты требуемой точности в широком спектре практически важных задач.

МАКРОМИР – область объективного мира, определяемая размерами его объектов порядка 10 3 – 1023см. На одном полюсе этой шкалы находятся макрообъекты типа живой клетки, на другом космические объекты галактических масштабов. Наряду с М. различают микромир и Мегамир.

МАТЕМАТИКА – чрезвычайно сложная и относительно самостоятельная отрасль мировой науки, наряду с физикой, химией, биологией и обществоведением. М. часто вслед за Ф. Энгельсом определяют как науку о количественных отношениях и пространственных формах объективного мира. Однако особенно бурное развитие и усложнение М. в ХХ в. показывает ограниченность такого исходного понимания. Вопрос о природе и функциях понятийных структур М. в теоретическом естествознании из эпохи в эпоху остаётся для философии науки труднейшим и кардинальным. В ХХ в. ведущие позиции в авангардных областях естествознания занимают методы не количественного, а качественного анализа на основе понятий неметрической математики – топологии, теории групп, качественной теории дифференциальных уравнений (теории динамических систем) и др.

МАТЕРИАЛИЗМ – сложный, многоплановый, сугубо неоднозначный комплекс мировоззренческих и методологических установок учёных и философов. Понятие «М.» имеет многоуровневую структуру. И, как всякое понятие такого рода, оно не терпит абстрактно-размашистого оперирования собой, которое, тем не менее, по сию пору сплошь и рядом культивируется в философии, а также в богословии.

МАТЕРИАЛЬНОСТЬ – свойство объекта существовать вне человеческого сознания и независимо от него вместе со свойством быть так или иначе (непосредственно или при посредничестве соответствующих научных приборов) воспринимаемым человеческими органами чувств. Такое обобщённое понимание восходит к работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленина, написанной в 1908 г. – в период, когда механистическая концепция отождествления материальности с вещественностью находилась в глубоком кризисе под напором открытий классической теории электромагнитного поля.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЙ СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus – чувство) – методологическое основоположение экспериментальной науки Нового времени. Согласно ему, первооснову, эмпирический базис научных знаний должны составлять фактические данные, воспринимаемые человеческими органами чувств. Данными такого же типа должны контролироваться и корректироваться гипотетико-дедуктивные умопостроения теоретиков. В абсолютном большинстве познавательно-пра-ктических ситуаций, характерных для современной науки, фактология такого типа добывается людьми при техническом посредничестве научных приборов неуклонно возрастающей сложности и наукоёмкости.

МАТЕРИЯ – обобщённое научно-философское понятие, специфиче-ски отражающее весь предмет науки современного исторического типа, т. е. науки, в первую очередь, экспериментальной. В. И. Ленин определил М. как объективную реальность, данную человеку в его чувственных восприятиях. Свойство объективной реальности при этом понимается как существование вне сознаний людей, независимо от их сознаний и воль. Данность в чувственных восприятиях понимается как непосредственная или при соответствующем техническом посредничестве научных приборов, радиоприёмной аппаратуры и т. п.

МЕГАМИР – объект размером порядка 1028 см. Среди достоверно известных современной науке объектов этому критерию соответствует только Метагалактика, с которой отождествляется вся Вселенная, доступная для опытного изучения средствами внегалактической астрономии. Вместе с тем, в ряде современных гипотез теоретиков на «стыке» космологии и теории элементарных частиц допускается существование других мегамиров, причём в неограниченном количестве и многообразии.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ – понятие, тесно связанное с понятиями рефле́ксии, ( т. е. самосознания, самопознания). С понятием «М. н.» можно отождествить понятие «рациональная самодисциплина рационального человеческого мышления».

МИКРОМИР – область объектов, размеры которых менее 10 3 см. Физики говорят об исторической изменчивости понятия М.: в ХIХ в. это была область химии с молекулярными и атомными объектами размером порядка 10 7–10 8 см, затем – область ядерной физики с размерами объектов порядка 10 13 см, теперь – область физики элементарных частиц с размерами объектов 10–17–10–33 см. Однако о своём микромире говорят также биологи, имея в виду субклеточные и макромолекулярные дискретные элементы живого размерами вплоть до 10–3 см. Поэтому о М. следует говорить не в смысле исторической относительности, а в смысле относительности к отраслям естествознания.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – целостная система общих, полуинтуитивных, но всё же достаточно целостных и конкретных представлений об объективном мире. М. является результатом умозрительно-философской экстраполяции исходных понятий, принципов и моделей тех или иных концепций на мир в целом или на его обширные области. М. подразделяется на два основных класса – религиозное и научное.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – сложное понятие о сущности и формах теоретического и эмпирического познания. Имеет широкий смысл и ряд узких смыслов соответственно нескольким особым формам М. В широком смысле всякое рациональное человеческое знание суть М. того или иного природного или социального комплекса явлений в логическом взаимодействии соответствующих понятий. Логические формы мышления (понятия, суждения, умозаключения, доказательства, теоретические концепции) всегда облачены в материальную форму слов и текстов. Подобно объектам познания, тексты также имеют многоуровневую структуру. В науке специфическое М. осуществляется также в форме физического моделирования.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – многозначное понятие, отражающее либо раннюю историю рационалистической философии как феномена культуры, либо определённые области философии в определённую историческую эпоху, либо методологическую позицию субъекта познания. Вместе с тем, понимание сущности Н. в последнем смысле (см. параграф 1.2 в теме 1) даёт основу и для её понимания в других смыслах.

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ – высшая форма научного знания, наиболее эффективная форма рационального мышления. В ци-клах познания частных объектов построение Н. т. венчает фазу их эмпирико-анали-тического изучения, фазу индуктивных аналитико-синтетических об-общений результатов последнего в эффективных понятиях. Н. т. начинает особенно интенсивно формироваться, когда в таких понятиях чёт-ко формулируются научные законы, которые в её логической структуре занимают место первопосылок сложного дедуцирования следствий и выводов, сопоставляемых с опытом. Всесторонняя обоснованность опытом, систематический кон-троль и периодические коррекции достоверными опытными знаниями – важнейшие отличия Н. т. от рационалистических умопостроений других типов, прежде всего, натурфилософского.

НАУЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ – многозначное понятие, возникшее в XIX в. в рамках философии науки. В настоящее время о Н. ф. можно говорить в той мере, в которой она связывается со спецификой научных картин мира. (См. в параграфе 1.1 темы 1.) Кроме того, Н. ф. возможна в областях соприкосновения человеческого познания с новыми и почти не изученными областями объективной реальности. Научность философских теоретизирований при этом предполагает, что их авторы чётко осозна́ют неизбежность использования методов донаучного качества и сознательно избегают соблазнов спекулятивных «безудержных теоретизирований». Иначе говоря, корректно философствующий исследователь при этом не стремится построить всеохватную логико-дедук-тивную систему, но только изыскивает возможности ввести познание нового объекта в эмпирико-аналитическую фазу первичного накопления достоверных опытных знаний.

НАУЧНОЕ ПРИБОРОСТРОЕНИЕ –индустрия производства приборов для исторически меняющихся нужд фундаментальной и прикладной науки Нового времени. Несмотря на многообразие форм, продукция Н. п. выполняет три основных функции. Ими являются:

- постановка исследуемых явлений в эффективно контролируемые лабораторные условия;

- великовозможное приближение исследуемых явлений к человеческим чувственным восприятиям (почти исключительно к зрительным);

- измерение количественных и геометрических параметров исследуемых явлений.

Во второй половине ХХ в. многообразие форм научных приборов стало особенно впечатляющим – от сверхминиатюрных зондов для исследований в области нейрофизиологии до колоссальных ускорителей элементарных частиц длиной в десятки километров по окружности. Возможности Н. п. находятся в прямой зависимости от общего уровня развития материального производства.

НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД – тип взаимоотношений общественного человека с объективным миром, утвердившийся в западно-европейской культуре Нового времени и определивший беспрецедентную эволюцию европейцев по пути прогресса науки и техники. Н.-т. п. разносторонне исследован в работах учёных и философов, посвящённых методологии науки.

НАУЧНЫЙ ЗАКОН – положение науки, которое выражается в достаточно общих, абстрактных понятиях и фиксирует устойчивые (инвариантные)связи и отношения в многообразии исследуемых явлений. В зависимости от полноты охвата изучаемых комплексов явлений, различают эмпирические и абстрактно-всеобщие (теоретические) Н. з. При этом всеобщность последних связывается не с универсально-вселенской общностью действия, а со сложным и относительно автономным комплексом явлений конкретного объекта познания. Всеобщие законы в первом смысле, подлинно универсальные принципы объективного мира, наука начинает открывать лишь в самый последний период. Таков, например, общесистемный принцип подчинённости низшего высшему. Притязания диалектического материализмана обладание подобными законами несостоятельны, поскольку они по сути дела явились негативным результатом атеистически предвзятой критики системы Гегеля – еретическойпо духу и религиозно-философскойпо своему гносеологическому статусу. В логической структуре теоретических построений науки Н. з. выступают в роли первопосылок сложного и многоступенчатого дедуцирования выводов, соотносимых с опытом.

НАУЧНЫЙ МЕТОД – система исходных общеметодологических и общемировоззренческих установок, сформировавшихся в XVI–XVII вв. и положенных в основу экспериментально-теоретической науки Нового времени. Его важнейшими компонентами являются:

- материалистический сенсуализм;

- выработка понятий и законов только и только на эм-

пирическом базисе достаточного разносторонних фак-

тических знаний о вновь изучаемых объектах;

- гипотетико-дедуктивный метод теоретизирований;

- узкая специализация теорий научного качества;

- стандартная воспроизводимость опытных фактов, ко-

торыми систематически контролируется и корректиру-

ется становление и развитие научных теорий.

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ – одна из отраслей науки, наряду с физикой, химией, биологией и математикой. Изучает взаимодействие человека и общества в многообразии его частных форм (экономических, языковых, правовых, культурных и др.) Представлено, в основном, дисциплинами эмпирически-описательного типа. К гносеологическому статусу зрелых естественно-научных теорий ближе всего такие общественные науки, как экономическая теория, лингвистика, эволюционная теория познания. В силу своей специфики, которая нередко непосредственно затрагивает социально-групповые интересы, многие области О. подвержены разрушительному воздействию идеологиации науки. О. остро конфликтует с религией в кардинальных вопросах о происхождении человека, о движущих силах, смысле и перспективах мировой истории.

ОНТОЛОГИЯ – учение и Бытии самом по себе, понимаемом безотносительно к человечеству и к человеческому познанию.

ПАРАДИГМА – важное понятие современной методологии науки. Феномен П-м непосредственно связан с узкой специализацией рационального человеческого мышления, которое по своей природе является сугубо общественно-историческим. Понятие П. отражает господство в науке общезначимых стандартов постановки и решения исследовательских задач, стойких и консервативных мировоззренческих и методологических стереотипов. Значение П-м для развития науки двойственное. С одной стороны, поскольку в познании новизна фактов и концепций может быть оценена не иначе как с позиций старых и прочно обоснованных знаний, парадигмальные стандарты и стереотипы мышления специалистов служат чутким индикатором этой новизны. С другой стороны, П. могут «зашоривать» мышление исследователя, зачастую буквально не давая ему возможности увидеть и правильно интерпретировать новые явления, которые находятся перед его глазами. История науки изобилует примерами того и другого рода.

ПЕРЕЖИТКИ – распространённое явление в системно-исторических объектах, тесно связанное с их многоукладностью, с формированием какого-то нового качества внутри старых качеств. Иначе говоря, П. прямо связаны с исторической преемственностью развития. В общем, П. представляют собой старые качества системно-исторического объекта, которые определённое время продолжают в нём существовать и функционировать после того, как системно-исторический объект вступил в качественно новую фазу своего развития.

Рецидивы – это возрождения таких старых форм, для которых уже нет исторических оправданий, связанных с неизбежной исторической ограниченностью знаний и методов.

Теоретические инновации науки в их первородных авторских версиях обычно обременены пережитками устаревших терминов, понятий и методов. С одной стороны, эта обременённость поэтапно изживается. С другой стороны, она свидетельствует о научной добротности инновации в её первичной авторской версии, потому что в науке, как нигде, новое органически связано со старной научной классикой, вырастает из неё и постепенно перерастает её.

ПОСТУЛАТ – понятие, сложившееся в методологии науки Нового времени. В некоторой мере П. аналогичны аксиомам – исходным положениям некоторых научных теорий. Широко известно, что аксиомы принимаются без доказательств и из них логико-дедуктивными методами выводятся следствия. Но между аксиомами и П. есть существенные различия. Аксиомы принимаются без доказательств ввиду их очевидности (естественно, лишь для специалистов). П. принимаются без доказательств ввиду долговременной невозможности их научного объяснения с позиций более глубоких и общих законов.

ПРОЦЕСС – любое изменение любого объекта во времени. Этот предельно широкий смысл понятия П. следует чётко отличать от узкого, когда имеются в виду процессы поступательного развития. Квантовая теория неопровержимо показывает, что нет в природе такого объекта, который не был бы процессом в широком смысле.

СИНТЕЗ ЗНАНИЙ – гносеологическое понятие, тесно связанное с понятием интеграции наук. Имеет два основных смысла. Во-первых, смысл индуктивного обобщения эмпирических знаний в понятиях и научных законах возрастающей абстрактности и общности. Во-вторых, понятие С. з. отражает концептуальное единение дисциплин, областей и отраслей науки в ходе всестороннего развития сложившихся научных теорий. Важным итогом продуктивного С. з. в науке является также устранение противоречивости концепций, возникающей по причине недостаточного разнообразия используемых понятий. При этом новые синтетические понятия показывают характер и меру частичной истинности ранее конфликтовавших концепций и концептуальных моделей исследуемых областей объективного мира. Классическим примером может служить статистическая интерпретация волновой функции электрона М. Борном, синтезировавшая дискретные и волновые (континуальные) модели его поведения в пространстве и времени.

СПЕКУЛЯТИВНОСТЬ – склонность человеческого ума к «безудержным теоретизированиям» без адекватногопонимания смысла используемых понятий, без систематического контроля и периодических коррекций своих умопостроений достоверными опытными знаниями. С. была особенно характерна для европейской рационалистической натурфилософии, в которой авторы спекулятивных систем пытались скомпенсировать логической последовательностью анализа дефицит достоверных фактических знаний о предметах своих теоретизирований. Современная наука логики разносторонне показывает несостоятельность таких расчётов и контрпродуктивность спекулятивных умопостроений. С. была исторически оправданной в донаучные эпохи и на ранних этапах становления науки Нового времени, когда последняя в принципе не могла располагать зрелой методологиейнаучно-познавательной деятельности общественного человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ – более или менее адекватное отражение, знаковое информационное моделирование тех или иных областей объективного мира в словесно-понятийных конструкциях человеческого ума по законам рационального мышления. Под этот широкий смысл понятия Т. о. подпадает любой осмысленный текст – устный или письменный. В узком смысле под Т. о. понимаются формы, типичные для науки. Прежде всего, динамическое описание и разновидности статистического описания. При этом имеются в виду не просто науки, эффективно теоретизируемые на основе осознанных людьми научных законов высшей общности, а та часть научных дисциплин, где математика стала основной языковой формой мышления. В этом плане ведущие позиции занимала и занимает теоретическая физика. Наряду с этим, систематическая опора на научные законы и принципы высшей общности позволяет строить эффективные Т. о. и на основе естественного языка. Значительная часть теоретических построений биологии, начиная с теории Ч. Дарвина, такого типа. Из обществоведения в пример можно привести теоретические системы работ К. Маркса «К критике политической экономии» и «Капитал».

ФЕНО́МЕН – особо сложный многоуровневый комплекс явлений, подлежащий долгому и многотрудному познанию научного, художественного, философского или религиозного типов. Понятие Ф. подчёркивает, что в познании этого комплекса явлений новые вопросы и проблемы не столько решаются, сколько возникают и ставятся. В познании Ф-в особенно ярко проявляются долговременная непредсказуемость и неожиданность новых вопросов и проблем.

ФИЗИКА – одна из отраслей естествознания, наряду с химией и биологией. Отличительной чертой истории теоретической Ф. является особенно радикальное расширение предметной области – от круга задач небесной механики в ХVI–ХVII веках до физики субъядерного микромира и космологии в наше время. В плане исторического развития интеграции естественных наук химия и биология обязаны физике несравненно б́ольшим, чем она им. Так историей науки Нового времени непосредственно отражается базовая роль и самодостаточность в мироздании тех законов, которые изучаются физической отраслью мировой науки. Природные процессы, изучаемые Ф., являются безраздельно господствующими в мироздании в двух смыслах. Во-первых, в плане пространственных масштабов Вселенной, в которых химические и, тем более, биологические формы движения материи представлены в ничтожно малых областях по сравнению с физическими. Во-вторых, физические формы движения материи самодостаточны в том смысле, что они существуют безотносительно к химическим и биологическим, в то время как последние являются «надстроечными» – возможными только и только на структурном фундаменте физических. Эта базовая роль Ф. в системе естествознания стала особенно ярко и явно выраженной в ХХ в., когда физика переняла у химии эстафету в углублённом познании атомного фундамента материи и повела дело к познанию её структурно-генетических первооснов, синтетически объединяя физику элементарных частиц и космологию. Такое развитие физики в ХХ в. решительно и бесповоротно опровергает заявки философии на понимание наиболее общих законов природы как натурфилософские и архаичные.

ФИЛОСОФИЯ – своеобразная и особо сложная область мировой интеллектуальной и духовной культуры, имеющая историю более чем в 2,5 тысячелетия. Отличается исключительным многообразием учений как по их предметам, так и по методам. В целом это разнообразие учений концептуально и методологически столь разнородно, что можно говорить о мировой Ф. как о феномене, существенно неупорядоченном, полухаотическом. Поскольку светские области культуры (т. е. не обращённые к религиозной проблематике) впервые заявили о себе лишь в ходе секуляризациизападно-европей-ской культуры Нового времени, религиозные темы и концепции в мировой Ф. как целом представлены в подавляющем большинстве. Эволюция Ф. в тесной связи с эволюцией науки характерна лишь для европейской культуры христианской эры, ибо только она в XV–XVII вв. породила экспериментальную, а в XVII в. – эффективно теоретизируемую науку.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ – характерное для секуляризируемой европейской культуры XVII–XXI вв. направление философского осмысления рационализма, присущего экспериментально-теоретической науке Нового времени. В силу особой сложности и многоплановости своего предмета Ф. н. на первых этапах своего становления и развития не могла не быть в решающей мере умозрительной и спекулятивной по своим методам. Эмпирическим базисом Ф. н. является реальный ис-торический опыт познавательно-практической деятельности человечества. Лишь в ХХ в. с его особенно бурным и революционным развитием науки Ф. н. стала интенсивно «распочкововаться» на частные науки о науке.

ХИМИЯ – одна из отраслей естествознания, наряду с физикой и биологией. С позиций современной атомной физики и квантовой химии предметная область этой отрасли определяется чётко и однозначно: область взаимодействий атомов и молекул через свои внешние, валентные электронные оболочки. Говоря о беспрецедентной по масштабу и темпам интеграции наук на основе нерелятивистской квантовой теории, следует иметь в виду, в первую очередь, всестороннюю межотраслевую интеграцию физики и химии ХХ в. И только пройдя через химическую отрасль, этот теоретико-синтети-ческий процесс в 40–50-х годах привёл к формированию квантовой биохимии, к частичному проникновению в биологическую отрасль в «пограничье» между химией и биологией.

Этот глубокий концептуальный синтез физики и Х. в рамках неклассической науки имел два аспекта, которые в ХХ в. сделали Х. всесторонне эволюционной отраслью научных знаний. В первом аспекте в рамках химической физики химическая эволюция вещества в ходе космогонических процессов отражалась со стороны усложнения валентных химических связей электронов во всё более сложных атомах и молекулах. Во втором аспекте в рамках ядерной астрофизики 30–60-х гг. нашла адекватное отражение история наработки ядер химических элементов высших периодов в недрах звёзд. Теория космологического нуклеосинтеза дала свою достаточно правдоподобную и обоснованную версию происхождения ядер водорода как элемента № 1 Вселенной с небольшой примесью ядер первородных 2Н, 3Не, 4Не и 7Li. В результате в рамках космологии, ядерной астрофизики и химической физики естествознание ХХ в. обрело целостное представление о химизме материи как об одном из феноменов её вселенского поступательного развития.

ЭКСПЕРИМЕНТ – качественно новая форма эмпирического (опытного) познания природы и общества, характерная для науки новоевропейского исторического типа. В Э., в отличие от наблюдения, субъект познания существенно более активен. Он ставит изучаемые явления в искусственные, контролируемые лабораторные условия. Его познавательная деятельность опосредуется специфической техникой – научными приборами. Последние, как и всякая техника, искусственно и подчас весьма существенно видоизменяют течение объективных процессов в определённых человеческих целях. В отличие от прочей техники, искусственные инженерные конструкции научных приборов опосредуют достижение познавательных человеческих целей. В целом, Э. представляет собой специфическую информационную технологию, в которой искусственные инженерные конструкции научных приборов модифицируют течение изучаемых процессов таким образом, чтобы они лучшим образом давали о себе достоверные, объективно-истинные сведения. Как и во всякой технике, в технике Э-в человек творчески комбинирует конкретные условия проявлений законов природы, ни коим образом не нарушая самих законов природы. И эта свобода человеческого творчества в Э. может заходить так далеко, что техника Э. способна вызывать к жизни такие явления, которых в природе вообще не бывает. Ярким примером может служить техника Э-в физики низких температур вплоть до 10–5 К. Начиная с температурного уровня перехода жидкого 4Не в сверхтекучее состояние (Т = 2,17 К), она систематически воспроизводит такие температурные режимы протекания физических процессов, которых во Вселенной нигде нет и никогда не было. (Напомним, что межзвёздное простанство галактик и межгалактические пространство Метагалактики равномерно заполнено реликтовым (фоновым) тепловыи излучением с температурой 2,7 К. В условиях планет, не говоря о звёздах, температуры могут быть только выше и существенно выше.)

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ (от греч. empiria – опыт) – опытные знания, которые человеку поставляют его органы чувств. Исходным методологическим принципом науки, понимаемой в современном смысле, является материалистический сенсуализм. Он придаёт Э. з. роль фундамента, над которым надстраиваются логико-дедуктивные умопостроения научных теорий. В абсолютном большинстве познавательных ситуаций имеет место получение Э. з. при техническом посредничестве научных приборов, которые из эпохи в эпоху становятся всё более сложными и наукоёмкими инженерными конструкциями и сооружениями. В силу специфики человеческих органов чувств Э. з. могут давать человеку только крайне ограниченные знания о сугубо частных формах познаваемых объектов. Зато этот недостаток окупается сравнительной непосредственностью Э. з., так как по мере их анализа, синтетического обобщения в понятиях, законах и теориях возрастает возможность привнесения человеком в свои знания об объекте ложных результатов.

Наука новоевропейского типа уделяет особое внимание стандартной воспроизводимости Э. з. – независимости результатов опытного познания от особенностей интеллекта и психики отдельных исследователей, от разнообразия методик, приборных оформлений экспериментов и др. Достаточное разнообразие Э. з. такого качества она считает единственно приемлемой идейной основой для индуктивных обобщений в понятиях и законах, для оптимальной систематизации в рамках научных теорий. Базируясь на гипотетико-дедуктивном методе становления теорий и их зрелого развития, наука Нового времени видит в Э. з. средство систематического контроля и коррекций теоретических умопостроений аргументами и контраргументами, которые являются максимально независимыми от этих умопостроений. Без этого условия невозможно построение адекватныхтеорий научного качества. Однако такую независимость Э. з. от теории следует понимать лишь как максимальную, но не как полную. Реально в Э. з. всегда присутствуют понятия и теоретические положения из других областей науки, без которых невозможны правильные интерпретации показаний научных приборов. В наше время, когда и бытовая сфера насыщается всё более наукоёмкими приборами, примеры такого рода не обязательно искать в науке. Достаточно присмотреться, например, к работе врача, который из чувственно данных зубцов электрокардиограммы извлекает информацию об эмпирически данной работе сердца пациента.

Т Е М А 2

Механицизм – «начальная школа» научного





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.023 с)...