![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Раскол общества на классы привел к переменам в религиозной деятельности людей. На смену старым пришли новые религии. По своему содержанию они были сложнее религий первобытного общества, поэтому их называют развитыми религиями. Все развитые религии можно разбить на 3 группы: ранние народностно-национальные религии, поздние народностно-национальные религии и универсальные или мировые религии. Развитые религии по сравнению с первобытными религиямиимеют рядновых черт. Наиболее важным является следующее:
1) в этих религиях главным объектом поклонения стали уже не духи, а боги;
2) классовая дифференциация общества обусловила появление церкви.
Коротко охарактеризуем религии классового общества:
Ранние народностно-национальные религии. К ним относятся все религии, которые в литературе обозначаются при помощи приставки «древне»: древнеегипетская, древнееврейская и т.д. Основные черты этих религий:
1)отстранение от официального культа низов общества (рабов, бедных людей);
2)сравнительно малая живучесть (они существовали только в пределах рабовладельческого общества);
3)строгий политеизм (многобожие);
4)зарождение учения о загробном (посмертном) воздаянии (посмертная награда для праведников и посмертное наказание для грешников);
5) обязательность и сложность жертвоприношений. В жертву богам приносили пшеницу, мед, лепешки, молоко, вино, свиней, а иногда и людей.
Поздние народостно-национальные религии. Эти религии существуют и в наше время: индуизм (Индия), конфуцианство, даосизм (Китай), синтоизм (Япония), иудаизм (религия граждан еврейской национальности) и др.
Основные черты этих религий:
1)большой масштаб влияния;
2)большая живучесть;
3) сочетаниеполитеизма с монотеизмом;
4)упрощение жертвоприношений(человеческие жертвоприношения полностью отменены);
5)развитость учения о загробной жизни и воздаянии. На этом этапе учение о загробной жизни приобрело первостепенное значение.
Охарактеризуем поздние народностно-национальные религии современности:
Индуизм – религия 6-4 вв. до н.э. Характерным для нее является почитание воды, животных, особенно коров, культа предков. Во главе пантеона богов стоит троица (Тримурти): Брахма – бог-творец, Вишну – бог-хранитель, Шива – бог-разрушитель и созидатель.
Конфуцианство – философско-этическое учение мыслителя древнего Китая 6-5 вв. до н.э. Конфуция (Кун-цзы) и его последователей, превратившееся на рубеже н. э. в религию. Основное в конфуцианстве – это культ предков, культ неба, особая философия морали, воспитание покорности.
Даосизм – философское учение в Китае (4-3 вв. до н.э.), на основе которого во 2 в. н.э. складывается религия, получившая то же название. Главное понятие в ней “дао”, которое объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех вещей».
Синтоизм (путь богов) – религия, возникшая в Японии в 6-7 вв. Главное в синтоизме – поклонение многочисленным духам, которые первоначально представляли собой олицетворение животных, растений, предметов, явлений природы и души предков.
Иудаизм – религия евреев (13 в. до н.э.), особенностью которой является идея богоизбранности еврейского народа, культ единого бога Яхве, вера в небесного избавителя (мессию) и святость Ветхого Завета и Талмуда, особая обрядность и специфический культ.
2. Мировые религии и их характерные черты
В религиоведении сегодня, наряду с ранними, родоплеменными и народностно-национальными религиями выделяются мировые религии.
Мировые религии - это такие религиозные верования, которые охватывают своим влиянием все социальные слои населения людей различных государств. К таким религиям относятся буддизм, христианство, ислам.
Для этих религий характерны следующие черты:
а) широкий масштаб распространения, т. е. они планетарные;
б) не имеют ни политических, ни национальных границ, т.е. они космополитичные;
в) распространенные на разных континентах, среди людей, говорящих на разных языках, т.е. широкомасштабные;
г) социально гибкие, обращаются ко всем народам, независимо от языка, национальной принадлежности, социального положения;
д) чрезвычайно массовые, их исповедуют 3 млрд. человек;
е) они упростили культ, отказались от специфической национальной обрядности;
ж) они пропагандируют всеобщее равенство перед богом и переносят на небо осуществление социальной справедливости;
з) залогом загробного блаженства объявляется не положение человека в обществе, а благочестие и добродетель верующего в земной жизни;
и) появление религиозных организаций.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 2605 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!