Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура Полоцкого Софийского собора



В основе архитектурного образа крестокупольного храма лежала дявидольная схема центрического плана с вписанным в него равноконечным греческим крестом. Все модификации подобных построек содержали эту схему как обязательный атрибут. На основе плана строилась объемно-пространственная композиция храма. Причем строилась по определенным закономерностям, отступления от которых, как правило, были незначительными.

В соответствии с намеченными абрисом закладываются ленточные фундаменты, не прерываемые ни между столбами, ни в промежутках, отделяющих столбы от наружных стен. В основании фундаментов, на самое дно траншей, глубина которых едва достигает 80 см., укладываются дубовые лежни, предназначенные для более равномерной передачи нагрузок от стен и столбов на грунт. Возможно, столь мелкое заложение фундаментов мастерами, ранее ставившими свои постройки на более прочных и практически непромерзаемых грунтах, и явилось в дальнейшем одной из причин постепенного разрушения полоцкого храма. Но это сказалось спустя сотни лет.

Сейчас же части сложно фундаментного каркаса, которые непосредственно будут нести на себе стены и столбы, устраиваются со всею тщательностью в отличие от «промежуточных» фрагментов, укладываемых из бутового камня средних размеров практически насухо. Ширина фундаментов почти равна толщине будущих стен и колеблется от 150 до 230.

Фундаменты заложены, уточнены сечения столбов и толщина стен. Теперь храм начнет расти вверх. Из перекрытий первыми будут устроены конхи аспид. Немногим выше, почти над всеми ячейками расчлененного столбами пространства, появятся крестовые или цилиндрические своды, над которыми в свою очередь лягут позакомарные покрытия из свинцовых листов. Свободными от перекрытий останутся на время лишь центральный квадрат да еще четыре квадрата, примыкающие к нему по диагонали. Над ними на высоких световых барабанах вскоре поднимутся полусферы куполов с венчающими их золочеными крестами. Еще два дополнительных купола будут устроены над угловыми западными ячейками. Из семи куполов самым роскошным будет центральный – место изображения Христа Пантократора.

Вслед за каменщиками, штукатурами и кровельщиками придут живописцы, и постепенно пространство храма «озвучится» цветами: красным, золотисто-охристым, красно-коричневым, зеленым, белым.

Ковер из поливных желтых, зеленых и коричневых плиток ляжет у подножия этого волшебного красочного мира, населенного застывшими, и поучающих или молитвенных позах фигурами святых, облаченными в подобающие их чину торжественные одежды.

Древняя София была пятинефным крестовокупольным храмом. Необычной была кладка собора с как бы утопленным в глубь стены каждым вторым рядом плинфы. Для кладки так же использовались булыжные камни, выступавшие местами на поверхности стен. Количество камней по мере роста стен становилось меньшими, уменьшилась и их размеры. Вкрапления камней оживляли относительно монотонную поверхность стены, подчеркивая в ней самой ее безупречную конструктивную прочность.

Соответственно внутренней структуре храма его фасады были поделены плоскими лопатками на ряд вертикальных плоскостей. Расположение лопаток совпадало с осями внутренних опорных столбов.

Граненые аспиды снаружи были украшены и двуступенчатыми неглубокими нишами, скрытыми в настоящее время под более поздними слоями штукатурки. Существующие, подобные им, ниши устроены в середине XVIII века. Монументальную массивность стен подчеркивали узкие окна. И только в барабанах центрального и четырех малых куполов окна были более значительных размеров. Относительно большими были также окна центральной аспиды. Диктовались эти требования композиции внутреннего пространства, в котором освещение играло существенную роль.

Основным в пространстве собора было место под центральным куполом, символизировавшим небесный свод. Здесь размещался амвон, вокруг которого на определенном от него расстоянии располагались верующие. Алтарь был заглублен в центральную аспиду и отделен от основного пространства алтарной преградой. В аспиде до настоящего времени сохранился синтрон – каменная скамья для церковнослужителей.

Понятие «соборности» находило в облике храма свой зримый образный эквивалент, воплощенный в конкретную материальную форму. И архитектура храма, в которой каждый отдельный элемент осмысливался символически, и его живописно-изобразительная программа с четко определенным для каждого персонажа и сюжета местом, и строго продуманное обрядовое действо – все это переплетаясь и вторя друг другу, образовывало удивительное по совершенству и силе воздействия единство.

Исторические сведения о соборе до перестройки его в середине XVIII века отрывочны и скорее свидетельствуют о существовании памятника, нежели дают развернутое о нем представление. В середине XVI века при реконструкции замковых оборонительных сооружений Софийский собор подвергся частичной перестройки. Теперь Софийский собор представляет собой умеренное течение в позднем барокко, поэтому в решении его внутреннего пространства нет той почти полной слитности декоративно- орнаментальных архитектурных форм, присущей для чешского или южноамериканского позднего борроко. Как и в древнем соборе, в новом храме разные искусства, направленные к единой цели, формировали впечатляющий художественный образ.

Сейчас в Софийском соборе устроен концертный зал органной, хоровой и камерной музыки, пользующийся и у полочан и гостей города популярностью.[7]

Заключение

Таким образом, греческие и местные мастера создали не только архитектурно- строительные шедевры, но и культурную сокровищницу, заключавшую в себе, помимо мозаик и фресок, предметы прикладного искусства. Кроме того, сохранившиеся фрагменты дают ряд сведений о древней строительной технике и применявшихся в то время материалах. Конечно, этого мало для того, чтобы вообразить такую сложную, веками отлаженную систему художественных средств воздействия, какую представлял собой средневековые кафедральные соборы, но достаточно для того, чтобы к нам из тысячелетних глубин истории вернулась наша память и мы осознали неразрывную связь времен, объединенных созидающим гением Человека.

Каждый собор имеет свою исключительную историю строительства, но каждый из них перенес несколько веков революций, воин, дальнейших перестроек и реставраций, но они и поныне остаются памятниками Древнерусского зодчества.

Киевский, Новгородский и Полоцкий соборы объединены не только временем, но и множеством сходных типологических и стилистических черт. С точки зрения политических взаимоотношений Полоцка с Киевом и Новгородом такое сходство может показаться несколько странным. Но необходимо помнить, что вопреки княжеским междоусобицами церковная организация для всех русских земель была единой и, что еще более важно, их объединяла общая культурная традиция, источник обновления и развития, которой также была общим. Архитектурный ансамбль храмов несет в себе некую символичность, присущую всем трем храмам.

Интерьер соборов сохранили некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой половины XI века — так называемому аскетическому стилю. Внутренняя структура Софийских соборов сходна, с годами не раз менялась и перестраивалась, но сохранила типичный образ.

В итоге цели и задачи курсовой работы достигнуты.


Список литературы

1. Алексеев Л.В. По Западной Двине и Днепру в Белоруссии. – М.: Искусство, 1974. – 143с.

2. Грабарь И. История русского искусства. – М.: ИДДК, 1910. – 551с.

3. Грицак Е. Памятники Древнего Киева. – М.: Вече, 2004. – 204с.

4. Каргер М. Новгород Великий – М.: Академия архитектуры СССР, 1946. – 183с.

5. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. – Спб.: Наука, 1986. – 156с.

6. Слюнченко В.Г. Полоцкий Софийский собор историко-архитектурный очерк, - М.: Полымя, 1987. – 49с.

7. Соловьев П. Описание Новгородского Софийского собора – Спб.: 1858. – 244с.

8. Ткачев М.А. Замки Белоруссии, - Б.: Полымя, 1987. – 200с.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...