Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По миру начинает распространяться железо



В частности, в Греции оно уже есть, как и новые полисы взамен разрушенных.

Столицей Древнееврейского царства, при царе Давиде, (якобы?) сыне Саула, становится Иерусалим. Соломон – сын Давида. Построил Храм, единственный и главный для всех евреев. Вскоре после смерти Соломона его царство распалось.

Приходит железо и в Индию.

IX в. до н. э.

Финикийцы основали в Африке Карфаген как свою колонию. А вообще финикийские мореплаватели ходили даже через Гибралтар в Балтику, огибая пол-Европы, и привозили оттуда янтарь (а греки, напомним, считали Гибралтар краем света). У финикийцев около X в. до н. э. появляется полностью фонетический алфавит – но, как у египтян, без гласных. Насколько самостоятельно его изобрели эти славные мореходы, загадка, но и не видно, у кого бы они могли позаимствовать такие начертания.

VIII в. до н. э.

Ассирия, вооружив армию передовым нанотехнологическим железом и впервые использовав кавалерию, в VIII – VII в. до н. э. завоевывает Вавилонию, Финикию, Египет, часть Палестины и Урарту.

Урарту того времени переживало расцвет, занимая всю территорию между Седаном, Араратом и верховьями Ефрата и Тигра, вело успешные войны с Ассирией. Завоевание Урарту Ассирией датируется концом века – 714 г. до н. э.

В Греции расцвет. Изобретают новое письмо взамен утраченного в XII в. до н. э., на основе финикийского алфавита. Но греки первыми начали писать гласные. Начинается Великая греческая колонизация – заселение греками побережий Средиземного и Черного, продолжавшееся до VI в. до н. э. Население-то растет, а свободной земли становится не больше, а меньше (все более крупные участки скапливаются у олигархии и аристократии), к тому же распространение рабства вытесняет наемный труд, и многие остаются без средств к существованию. Другие причины: ожесточенная политическая борьба (зарождается ж новый строй) с эмиграцией побежденных и поиск новых рынков сбыта для товаров (не случайно колонии основывали Милет, Коринф – крупнейшие ремесленные центры). В частности, в VIII в. до н. э. основан Византий, будущий Константинополь. Черноморье будет освоено только VI в. до н. э. Греческая колония практически сразу же становилась суверенным государством, иногда не сохраняя даже политического союза с метрополией [Шелов].

В 776 г. до н. э. состоялись первые Олимпийские игры. К участию допускались и богатые, и бедные, но выигрывали те, кто мог позволить себе тратить все свое время на тренировки.

В Италии греческие города у моря растут как грибы, весь колонизированный район получает название Великой Греции. Концом VIII – началом VII в.в. до н. э. датируются первые памятники культуры этрусков. Кто такие этруски и в какой мере они пришли, а в какой сложились, в товарищах согласья нет. Но культура была высокой – с рабовладением, городами, храмами и знатным мореходством. В погребениях найдены предметы из Египта, Сирии, Кипра и прибалтийский янтарь. Этруски описаны в греческих источниках, их собственный алфавит похож на греческий (видимо, заимствован), но язык практически не расшифрован. Единого государства у этрусков не было – впрочем, и в Греции тоже.

Между делом основан Рим. Вернее, поселения, бывшие там со времен оно, слились и построили крепость. Кстати, сейчас историки склонны принять историчность всех первых римских царей, начиная от Ромула [Кузищин]. Этруски, отметим, к Риму не причастны, у них своя культура в другой части Италии, хотя контакты, конечно, есть. Рим населяют три племени (трибы), делящиеся на сто (потом – на триста) родов. Каждый род имеет мифического прародителя и собственный культ. В каждом роду несколько больших (три-четыре поколения) патриархальных семьи (paters family, отсюда – патриции), им принадлежит земля. Старейшина одной paters family из каждого рода входил в Сенат. Все сенаторы были равны, каждый глава paters family имел шанс стать сенатором. Кроме того, существовали курии – объединения воинов. Курия выставляла пешее войско. Народное собрание курии называлось куриальной комицией. Куриальные комиции с рекомендации сената выбирали (пожизненно) царя (rex). Царь был военным вождем, судьей и жрецом. Завоеванная земля поступала в общественное достояние и распределялась куриальными комициями, хотя порой и царь, начиная от Ромула и чем дальше, тем больше, распределял землю по своему усмотрению.

Рабство в Риме того периода, как и у этрусков и иже с ними, было патриархальным. Патриархальное рабство – это когда рабы не составляют главной производительной силы (наравне с рабами трудятся и хозяева), хозяйство натуральное (ибо рынок не развит), а раб не считается вещью и сохраняет минимальный набор человеческих прав.

Интересная черта римской культуры – приземленность. Рим не создал яркой мифологии и поэзии (Овидий с Вергилием были много позже), и даже с богами у римлян были весьма деловые отношения. Молитвенная формула римлянина, приносящего жертву: «Do ut des» – «Даю, чтобы ты дал».

VII в. до н. э.

Вавилония после смерти Ашурбанапала восстала против гнета, и около 610 г. до н. э. в военном союзе с Мидией разрушила столицу Ассирии и всю ассирийскую державу заодно. К счастью, глиняные рукописи не горят, и огромная библиотека любознательного ассирийского царя по черепкам собрана археологами. Именно оттуда прочитано сказание о Гильгамеше.

В Лидии (запад полуострова Малая Азия, ныне Турция) впервые в мире начали чеканить монету (из сплава золота с серебром).

В Афинах власть принадлежит Ареопагу – совету знати. Он ежегодно избирает из знати же девять правителей – архонтов, и судит жителей города. Архонтом, в частности, был и Драконт, с его милыми законами. Большинство земли принадлежит богатым и знатным, процветает долговое рабство. Продавшегося в рабство могли и перепродать, в том числе за границу. Как результат, к концу века происходит восстание демоса.

Рим становится многолюднее. Одни племена он завоевывает, из других переселенцы приходят сами. Начинается имущественное расслоение, деление на патронов и клиентов. Клиент – это или обедневший патриций, или переселенец, или отпущенный раб, который входит в род патриция-патрона на правах зависимого члена. Он получает родовое имя, землю, защиту патрона в суде и от притеснений другими патрициями. Взамен он обязан обрабатывать эту землю и нести повинности, быть воином в дружине патрона. Клиенты не имели политических прав. В общем, похоже на средневековую вассальность с оттенком крепостного права, ничто не ново под Луной. К концу века в связи с наплывом переселенцев выделяется слой плебеев. Плебеи (переселенцы в Рим, не ставшие ничьими клиентами) тоже обычно, хотя и не всегда, жили родами. Однако они не могли быть ни сенаторами, ни воинами (а значит, и входить в куриальные комиции), могли владеть лишь небольшим участком земли, который не мог быть увеличен за счет завоеваний. Часть плебеев была богата, но и богатые плебеи оставались плебеями.

Приблизительно в это время в будущую Южную Россию приходят скифы [Вернадский]. Геродот описал их уже в V в. до н. э. По языку они принадлежали к иранским народам [Вернадский, Шелов], по образу жизни были типичными кочевниками. Скифы заселили причерноморские степи от Дона до Дуная. Нашествия скифов (вероятно, через Кавказ) на Ассирию, Лидию и Урарту упоминаются в ассирийских надписях того периода, войны со скифами вел Ашурбанапал. Вещи ассирийского или урартийского происхождения найдены в скифских курганах этого периода [Шелов]. Одновременно (и иногда совместно) со скифами на эти государства нападал и «народ гимиаррай», который современные исследователи отождествляют с киммерийцами [Шелов].

Сведения о киммерийцах донес Геродот. Посетив Крым в V в. до н. э., он засвидетельствовал: «По словам местного населения, всей этой страной когда-то владели киммерийцы». Корень «киммер» сохранился в крымской топонимике. Киммерийцы упоминаются и у Гомера в «Одиссее». В археологии с киммерийцами связывают ряд разрозненных памятников в Крыму и нынешнем Краснодарском крае, датируемые концом II – началом I тысячелетия до н. э. и относящиеся к переходному периоду от бронзы к железу. Это посуда, топоры, наконечники, культурные слои поселения под античным городом Киммерик в районе Керчи, а также ряд степных могил X-VII в. до н. э. [Шелов]. Но эти данные слишком отрывочны, чтобы говорить о единой киммерийской культуре.
Так или иначе, к моменту посещения Крыма Геродотом от киммерийцев осталась только народная память. Скифы вытеснили их, вероятно, частично перебив, а частично ассимилировав.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 229 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...