Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Титул I. О правосудии и праве



1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово "право" (ius). Право получило свое название от "правосудия" (iustilia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом. &.1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь к философии, а не к мнимой.

&.2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. &.3. Естественное право (ius naturale) - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. &.4. Право народов (ius gentium)-это то, которым пользуются народы человечества: можно легко понять его отличие от естественного права, последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой.*

3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что если кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что является преступлением, когда один человек строит козни другому.

Ввиду особой важности этого фрагмента отмечу все высказанные предположения об имеющихся в этом фрагменте интерполяциях (хотя эти предположения и не могут быть признаны достаточно обоснованными): а) &.1. "желая...наградами"(Ленель); б) &.2. "Изучение... частное" (Иернис), "существует... частном отношении" (Пороний). "Частное право... цивильных" (Он же); в) &.3. "Естественное право... птицам" (Он же).

4. (Ульпиан). Освобождение от рабства относится к праву народов. Мапшшхаю проиходит от тали пихзю (отпущение из-под власти), т.е. дарование свободы; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти (manu et potestate), отпущенный же на волю освобождается из-под власти. Это дело ведет свое происхожденение из права народов; так как по естественному все рождаются свободными, не было освобождения, когда было неизвестно рабство; но после того как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование "люди", но согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им рабы, и третья категория-отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами.

7. (Папиниан). Цивильное право-это то которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов.

&.1. Преторское право-это то которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов "ius honorarium".

8. (Марциан). Ибо и само преторское правоявляется живым голосом цивильного права.**

10. (Ульпиан). Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. &.1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит.

&.2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. (Павел). Слово "право" употребляется в нескольких смыслах; во-первых, "право" означает то, что всегда является справедливым и добрым каково естественное право. В другом смысле "право" - это то, полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве "правом" называется "шгы honorarium".

Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле "право" означает то место, в котором выносится решение: здесь название переносится с того что делается, на то, где это делается...





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 208 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...