Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Восстание казахов Младшего жуза (1783-1797 гг. ) под предводительством Сырыма Датулы



Восстание казахов Младшего жуза под предводительством Сырыма Датулы произошло в 1783-1797 гг. Одна из причин восстания казахов Младшего жуза 1783-1797 гг. под предводительством Сырыма Датулы крылась в бесчинствах казачества. В 1778 г. во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети Сырыма Датулы.

Основной движущей силой восстания под руководством Сырыма Датулы были казахская беднота, шаруа. В восстании под предводительством Сырыма Датулы участвовали казахи, которые видели причину всех своих бед в сохранении личной власти хана Нуралы. Углубление аграрного кризиса во второй половине XVIII в. ослабило позиции ханского окружения и усилило оппозицию против наследников хана Абулхаира. В период восстания, остерегаясь гнева повстанцев, хан Нуралы перекочевал к Уральской казачьей линии.

Массовое участие казахов Младшего жуза в крестьянской войне 1773-1775 гг. было следствием ослабления позиции хана Нуралы. В ходе восстания взаимоотношения хана Нуралы с Оренбургским губернатором бароном О.Игельстромом обострились, так как барон поддерживал Сырыма Датулы. Компромисс между Оренбургским губернатором бароном О.Игельстромом и Сырымом Датулы касался вопроса уничтожения ханской власти в Младшем жузе. До начала открытой борьбы С.Датулы полагал, что прекращения вытеснения казахов из родовых кочевий можно

добиться силой убеждения.

В ходе восстания 1783-1797 гг. Оренбургский губернатор барон Игельстром предложил новую систему управления Младшим жузом. Согласно плану Игельстрома вся власть в Младшем жузе сосредотачивалась в руках Пограничного суда. В ходе восстания непоследовательность С.Датулы проявилась в том, что он в противовес ханской группировке поддержал проект реформы Игельстрома. Правительство России отказалось от проведения реформы Игельстрома в Младшем жузе из-за нарастания антимонархических настроений в России.

В период восстания казахов в 1'83-1797 гг. карательные отряды, не в силах вести военные действия против партизанских отрядов восставших, нападали на мирнее казахские аулы. Чтобы лишить восставших поддержки аулов, глава военной коллегии приказал вытеснить «киргиз-кайсацких разбойников» до р.Эмба.

Усиление конфронтации и открытая помощь хана Нуралы казачьим карательным отрядам привели С.Датулы к выводу о необходимости устранения Нуралы с хамского престола. В управлении жузом план С.Датулы заключался в устранении единовластия хана и передачи власти Совету биев. В 1785 г собрание биев Младшего жуза постановило устранить Нуралы хана от власти и впредь не допускать избрания его близких родственников на ханский трон.

В 1797 г. Оренбургская администрация в надежде завоевать расположение С. Датулы не включила в состав Ханского совета представителя ханской семьи Нуралы. Основным результатом восстания под предводительством батыра Сырыма следует считать решение правительства от 11 марта 1801 г., которое разрешало казахам кочевать на правобережье Урала.

Восстание под руководством Сырама Датулы было самым крупным антиколониальным выступлением на юго-восточной окраине Российской империи в конце XVJII в.

Восстание 1783-1797 гг. имело огромное историческое значение и показало, что в организации народных выступлений недопустимыми и опасными являются межродовые противоречия. В 1797 г., избегая преследований со стороны сторонников султана Каратая, С.Датулы ушел со своими приближенными в хивинские пределы.

Глоссарий:

Russian English Kazakh
империя Empire Билік
время time уақыт
воин soldier жауынгер
племя tribe тайпа

Задание на СРС: [Л.4, стр 5-10]

Задание на СРСП: [Л.1, стр 6-10]

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2012-2013уч.год.   Лекция14. Тема: Образование Казахского ханства. Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1.Образование казахского ханства в середине 15 века как продукт дальнейшего распада Золотой Орды и Ак Орды. Керей, Жанибек.

2.Этноним «казах» и его трансформация из социального термина в политический, а затем и в этнический термин.

3.Казахские ханы: от Касыма до Есима. Борьба казахских ханов за присырдарьинские города.

4.Казахско-джунгарские отношения в 17-первой половине 18 века. Джангир, Тауке. Годы Великого бедствия и начало присоединения к Российской империи

5.Завершение формирования казахской народности и ее этнической территории. Жузы. Социальная структура казахского общества. Развитие права

6.Хозяйственное развитие и культура

Основные понятия по теме: откочевка, казак, казах, народность, этническая территория, жузы, сословия, социальные группы, аксуйек, карасуйек, султан, торе, кожа, батыр, бий, толенгут, шаруа, адат, шариат, курултай

В результате продолжающегося распада Золотой Орды в 14-15 веках появляются новые государственные образования. На территории Казахстана выделяется в качестве самостоятельного государства Ак Орда. В 1428 году погибает последний правитель Ак Орды – Барак, а власть в казахской степи переходит к представителю другой ветви чингизидов, потомку Шейбани 17-летнему Абулхаиру. В 40-е годы 15 века хан Абулхаир переносит свою столицу в город Сыгнак, а центр его политических интересов смещается в Мавераннахр. В среде степных кочевых племен в этот период нарастает социальное недовольство, вызревает политическая оппозиция, которую возглавили прямые потомки основателя Урус хана султаны Керей и Жанибек. В конце 50-х годов 15 века происходит массовая откочевка части степных кочевых племен из Абулхаировой Орды на территорию Моголистана. Возглавили эту откочевку султаны Керей и Жанибек. Откочевка в данном случае является не простым перемещением масс кочевого населения с территории одного государства на территорию другого, обычной миграцией кочевых племен. Это сознательное проявление социального протеста кочевых племен. Подобная форма социального протеста характерна именно для кочевого населения и была традиционной в кочевых сообществах. Возможно именно наличие таких форм социального протеста в кочевых государствах препятствовало формированию централизованных государств у кочевников

Моголистан в описываемый период находился в сложной политической ситуации: на восточных границах серъезная угроза исходит от ойратов, на юго-западе угрожали тимуриды, а на северо- западных рубежах с недавних пор обосновался могущественный Абулхаир хан. Правитель Моголистана Есен Буга хан разрешает прибывшим на территорию государства кочевникам поселиться в западном Семиречье, в долинах рек Чу и Талас. Именно эта территория является местом первоначального размещения казахского ханства. После смерти Есен Буги в 1462 году султаны Керей и Жанибек становятся фактически самостоятельными правителями. Многие исследователи считают этот факт поворотным этапом в создании казахского ханства. Мухамед Хайдар Дулати датирует время появления Казахского ханства 1465-1466 годами. В 1468 Абулхаир хан предпринял поход против мятежных султанов Керея и Жанибека, однако во время похода заболел и умер. Казахские ханы вступают в борьбу за власть в степи и побеждают всех своих противников. Первоначальная границы казахского ханства расширяется. К концу 15 века в состав казахского ханства вошли часть присырдарьинских оазисов, Западное Семиречье, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и северное Приаралье, большая часть Центрального Казахстана. К началу 16 века Казахское ханство занимало территорию Ак Орды и часть Моголистана.

Процесс формирования народности у тюркоязычных племен привел к пояявлению новых этнонимов. Тюркоязычные племена Поволжья, Северного Кавказа, части Западного Казахстана называют себя в этот период этнонимом «ногай». Древние тюркоязычные племена степной части Казахстана в середине 15 века называют себя этнонимом «узбек». Эти этнонимы отразились в названии государств этой эпохи: Ногайская Орда и государство кочевых узбеков (Абулхаирова Орда). Часть узбекских племен, ушедшая на территорию Моголистана под руководством мятежных султанов Керея и Жанибека в источниках получает название «узбек-казах» и обозначает выражение «узбеки, которые стали казахами». Мы подошли к проблеме происхождения термина «казах». В разное время исследователи выдвинули множество разных версий значения этого термина.

Термин «казах» первоначально имел социальный смысл. Это древнее тюркское слово, обозначающее человека или группу людей, «отделившихся от своего государства, племени, рода и вынужденных вести жизнь искателя приключений»(В.В.Бартольд). По «Тарихи Рашиди» Мухамед Хайдара Дулати и другим историческим источникам этим термином называют подданных султанов Керея и Жанибека. Постепенно термин становится названием государства (Казахское ханство) то есть приобретает политическое значение. Вторая половина 15 века – это период противостояния, борьбы за присырдарьинский регион между казахскими ханами и Шайбанидами. И те, и другие в этой борьбе опирались на степные племена. Часть кочевых племен в ходе этого многолетнего противостояния мигрирует вместе с Мухаммедом Шейбани в Мавераннахр и за ними постепенно закрепляется этноним «узбек», а термин «казах» становится названием подданных Керея и Жанибека и со временем становится этническим названием складывающейся народности.

Стратегическое значение присырдарьинского региона для Казахского ханства (центры международной и внутренней торговли, административные центры и военные крепости, зимние пастбища)

- Период становления казахского ханства. Бурундук хан. Касымхан –собиратель казахских земель. Расширение территории ханства. Укрепление позиций в Туркестанском оазисе, в Семиречье и Западном Казахстане

- Период кризиса казахского ханства в 20-30-е годы 16 века (Мамаш,Буйдаш,Тахир,Тугум)

- Новый подъем казахского ханства при Хакк Назаре (1538-1580). Присоединение Западного Казахстана.

- Тауекель хан (1586-1598). Есим хан (1598-1628). Завершение борьбы за присырдарьинские города. Возрастание угрозы со стороны ойратских племен.

§ В результате усовершенствования огнестрельного оружия кочевники утрачивают военное превосходство над оседло-земледельческими народами. Сокращение ареала распространения кочевой цивилизации. Территориальная экспансия Китая в отношении ойратских племен.

§ Краткий экскурс в историю ойратских племен. Значение этнических терминов «ойраты», «джунгары», «калмак». Образование Джунгарского ханства. Батур хунтайши. Вторжение джунгар на территорию Казахского ханства в 40-е годы 17 века. Джангир (Джахангир)хан. Орбулакская битва 1643 года.

§ Усиление джунгарской экспансии в 80-е годы 17 века. Территориальные захваты, разграбление южноказахстанских городов. Тауке хан (1680-1715) Укрепление авторитета ханской власти. Курултай 1710 года и создание казахского ополчения. Богембай батыр. Смерть Тауке хана. Поражение в сражении у Аягуза. Гибель Каип хана. Утрата политического единства. Широкомасштабное вторжение джунгар в Казахстан. Годы Великого бедствия (1723-1727). Курултай 1726 года в местности Ордабасы. Создание общеказахского ополчения под командованием хана Младшего жуза Абулхаира. Победы в в 1726-1729 годах. Раскол в казахском ханстве и обращение хана Младшего жуза Абулхаира к российской императрице с прошением о принятии в российское подданство.

§ Многовековой процесс формирования казахской народности берет начало в 3-2 веках до нашей эры, с момента появления на территории Казахстана прототюркских государственных объединений усуней,канглы и хунну. Откочевка части узбекских племен на территорию Моголистана привела к сближению с тюркоязычными племенами Семиречья и Южного Казахстана. В годы правления Хакк Назара часть ногайлинских племен входит в состав Казахского ханства.

§ Проблема образования жузов- одна из самых сложных и трудноразрешимых. Легенды и мифы о происхождении жузов. Значение термина «жуз». Жуз – хозяйственно и географически относительно обособленный район, населенный группой казахских племен, который до образования казахских ханств и народности являлся территорией племенного союза. В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы. Старший жуз – территория от Сырдарьи до Семиречья включительно.Племенной состав – уйсунь, канглы, дулат, албан, суан, жалаир, сргели, ысты, шапрашты, ошакты. Средний жуз – Центральный и Северо-Восточный Казахстан. В его состав входят кыпчак, аргын,найман,керей,уак,конырат. Младший жуз – низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северная часть прикаспийской низменности. Три племенных союза: жетыру (табын, тама,жагалбайлы,кердери,керейт,телеу,рамадан), алимулы (каракесек, шомекей, кете, торткара,карасакал,шекты, байулы (адай, жаппас,алшын,алаша,байбакты,берш,маскар,таз,шеркеш и другие).

§ Процессы социально-экономической дифференциации казахского общества приводили к появлению особых социальных институтов и сословий. Деление общества на «ак суйек» и «кара суйек». Аристократические сословия «торе»(потомки Чингис хана) и «кожа»(потомки первых проповедников ислама). Титулы «хан», «султан». Сословия биев, батыров, тарханов, старшин, толенгутов и рабов в казахском обществе.

§ Правовой основой государств монгольского периода является свод законов Чингисхана «Яса». У степных племен формируется обычное право «адат». Распространение мусульманского права «шариата». С образованием казахского ханства получают развитие правовые вопросы. Сборники законов «Касымханнын каска жолы», «Есимханнын ески жолы», «Жеты Жаргы».

Сохранение господствующей роли кочевого и полукочевого скотоводства. Выработка различных форм кочевания (меридианальная, вертикальная,радиальная и др.). Переработка животноводческого сырья,ремесла у казахов. Оседлое и полуоседлое земледелие. Городская культура 15-17 веков. Складывание прочной экономической системы на основе двух взаимодополняяющих хозяйственных укладов(кочевого скотоводческого и оседло-земледельческого городского). Упадок городской культуры Южного Казахстана на рубеже 17-18 веков. Расширение торгово-экономических связей с городами и поселениями Российской империи.

Выводы: в середине 15 века в результате дальнейшего распада Золотой Орды и Ак Орды образовалось Казахское ханство. В ходе политических, этнических процессов социальный термин «казах» становится сначала политическим термином, обозначающим название государства, а затем и этническим термином. В 16-17 веках происходит становление и укрепление Казахского ханства, успешно завершается многолетняя борьба казахских ханов за присырдарьинские города, завершается формирование казахской народности и ее этнической территории, складывается комплексная система двух хозяйственных укладов: кочевого скотоводческого и оседло-земледельческого.

В Казахском ханстве складывается своеобразная система жузового деления территории и населения, формируются основные сословия и социальные группы общества, развивается система правовых отношений.

С середины 17 века обостряются отношения с Джунгарским ханством. Утрата политического единства после смерти Тауке хана привела к тяжелым социально-политическим последствиям. В 30-е годы 18 века начинается процесс присоединения Казахстана к Российской империи.

Глоссарий:

Russian English Kazakh
против against қарсы
движение movement қозғалыс
правитель governor басқарушы
оружие weapon мылтық
дань tribute алым-cалық

Задание на СРС: [Л.1, стр 45-60]

1. Исторические предпосылки образования и формирования казахской; народности.

2. Этнические компоненты.

3. Время и причины образования казахских, час жузов.

Задание на СРСП: [Л.2, стр 5-10]

1. Племенной состав жузов и их территория расселения.

2. Казахское ханство в XVI-XVII веках

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2012-2013уч.год.   Лекция 15. Тема::Казахстан-колония Российской империи.   Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1.Положение Казахстана накануне присоединения

2.Казахско-ойратские отношения

3. Казахстан в системе геополитических интересов России, Китая и Среднеазиатских ханств

4. Периодизация присоединения и характеристика этапов

Основные понятия по теме: номадизм, геополитика, конфедерация, аристократия, номинальный (полуколониальный, колониальный) характер присоединения.

Период с ХVI по ХХ век можно охарактеризовать как период разложения и упадка кочевничества. Данный тезис подтверждается, во-первых, сужением ареала распространения кочевничества в Евразии (отошли южнорусские степи, Крым, Поволжье). Во-вторых, наблюдался рост политической нестабильности. Усилия отдельных правителей иногда приводили к созданию достаточно крепких военно-деспотических государств, как правило, только на период их жизни, и вскоре после смерти этих лидеров государства вновь погружались в пучину междоусобиц и распрей. В-третьих, караванные пути постепенно стали обходить стороной эти районы не находя здесь никакой экономической выгоды, так как внутренние рынки могли себя сами обеспечить теми товарами, которые предлагало скотоводческое хозяйство. Следовательно, постепенно в упадок приходили города, а следом за ними и ремесла.

Казахское ханство, возникшее в середине ХV века, приняло на себя все тяготы новых исторических условий, которые существенно отягощали заметные изменения во внешнеполитической ситуации. И, прежде всего, джунгарское нашествие, в результате которого казахи потеряли значительные территории Старшего и Среднего жузов, в том числе резиденцию казахских ханов – г. Туркестан. Война с Джунгарией закончилась внушительными победами казахского ополчения под руководством Абулхаир-хана у р. Буланты (1727) и в Анракайской битве (1729), но потери, которые понес казахский народ были невосполнимы. Так как казахи были вынуждены откочевать далеко за пределы традиционных кочевий, они сразу вступили в вооруженный конфликт с волжскими калмыками, башкирами, сибирскими и уральскими казаками на севере и северо-западе региона. Все перечисленные группы, кроме казахов, уже были субъектами российской внутренней политики. Следовательно, необходимы были политические гарантии закрепления за казахами территории, занятой в результате вынужденной миграции, а именно – вблизи Яика, особенно места в низовьях реки, а также по рекам Орь, Уй, Эмба.

Необходим был союзник против Джунгарии, дабы возвратить свои кочевья и сырдарьинские города на юго-востоке региона. Все это заставило часть степной элиты во главе с ханом Младшего жуза Абулхаира обратить внимание на своего северного соседа и предпринять конкретные шаги к сближению с Россией.

ХVIII век выдвинул на политическую арену ряд новых политических лидеров, среди которых представители, как старых аристократических фамилий, так и выходцы из незнатных семей и даже из низших слоев.

Абулхаир-хан и Аблай-хан – два представителя аристократии, сыгравшие принципиальную роль в истории Казахстана ХVIII века. После ряда успешных военных операций весной 1730 года посольство Абулхаира мы застаем в Уфе, где будет решаться вопрос вступления в подданство России. Аблай-хан всю жизнь посвятит усилиям по возрождению Казахского ханства, который состоял в конфедеративных отношениях с Россией и Китаем. К сожалению, попытка хана Аблая объединить казахские земли стала последней смелой исторической инициативой. Правда, в ХIХ веке нечто подобное предпримет Кенесары Касымов в совершенно иных исторических условиях, а в начале ХХ веке восставшие 1916 года начнут выбирать вновь ханов, причем зачастую из представителей кара-суйек, как например, Абдулгафар Жанбосинов.

Необходимо разобраться, что способствовало геополитическому выбору в пользу Российской империи. На территории Евразии в средневековье мы имеем две модели политической интеграции в рамках одного государства: тюркская и монгольская. С распадом же Золотой Орды политическое равновесие было нарушено и, наступил, так называемый, политический кризис. Фактически с распадом Золотой Орды образовалось три политических центра: Великое княжество Московское, Крымский Юрт (Астраханское, Казанское ханства, Ногайская Орда), Улус Шайбанидов в который входили Казахские, Тюменские и Сибирские ханы, а также часть Ногайских мурз. Однако, с присоединением Иваном Грозным к Русскому царству Астраханского и Казанского ханства в 50-е годы XVI века, политический выбор встал между Русским царством и Крымским Юртом. По сути, наступила новая - цивилизационная интеграция, иначе ее можно назвать – имперская интеграция, которая закончилась, с образованием СССР в 1922 году. Ориентация на лидера определяла весь интеграционный процесс.

Период непосредственного и наиболее активного взаимодействия Российского государства и народов Центральной Азии приходится на ХVIII-ХХ века. В это время казахстанско-среднеазиатский регион постепенно попадает под владычество Российской империи, постепенно делается местом проживания многочисленных выходцев из европейской России.

Под империей обычно понимают конгломерат народов, образующий политическую, экономическую и в зачатке культурную систему, в котором ведущая и объединяющая роль принадлежит одному или немногим народам, а остальные находятся в разной степени зависимости и подчинения, хотя и получают некоторые выгоды от вхождения в этот конгломерат. Безусловно, Российская империя отличалась от других империй рядом характеристик, среди которых: сравнительная финансовая и промышленная слабость; участие в территориальном разделе мира в сравнении с Англией, Францией или Германией было небольшим; преобладание скорей не колониальной эксплуатации, а отношений политической зависимости и разной степени национального неравноправия.

Определим формальные критерии присоединения: 1) Обозначение территории в высшей государственной символике; 2) Компетенция ведомств; 3) Налоги; 4) Законодательство. Если присутствует три из четырех критериев можно говорить о фактическом включении той или иной территории в состав метрополии, в данном случае Российской империи.

Теперь попытаемся выделить основные этапы присоединения Казахстана к Российской империи.

Первые контакты Великой Степи и Древней Руси с древнейших времен до 1731 года, когда была подписана грамота Анной Иоанновной о принятии в подданство хана Абулхаира с его подданными.

Необходимо отметить, что этот огромный по хронологическим рамкам период был наполнен контактами племен, принадлежавшим к разным этническим и языковым семьям (финно-угорской, балтской, тюркской, иранской и др.). Взаимоотношения эти были достаточно противоречивыми, но не имели тотального культурного, а тем более физического геноцида. Население колонизируемых территорий нередко выступало против славянской колонизации, которая все усиливалась. Однако нередки были случаи, когда колонизируемые вместе с частью колонизаторов выступали против другой их части (например, русские князья привлекали «инородцев» для борьбы с другими князьями, широко представлены они были и в рядах народных повстанческих армий С. Разина, Е. Пугачева). Кроме того, значительная часть территории Российской империи в течении длительного времени сама находилась на положении колоний других государств (Хазарского Каганата, Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств, Турецкой и Иранской империи и др.)

1731-1822–1824гг. Данный этап можно назвать периодом номинального подданства, т.к. большинство пунктов грамоты о подданстве не соблюдалось как казахской, так, впрочем, и российской стороной. В числе обязательств с казахской стороны мы читаем: «1.Охранять безопасность границ российских, смежных с землями его орды. 2. Защищать купеческие караваны наши и провожать их через степи киргизские. 3. Давать из подвластных своих, подобно башкирам и калмыкам, подкрепления войску русскому в случае нужды. 4.Платить дань или ясак звериными кожами.» (Левшин 185 стр.) Абулхаир со своей стороны просил: «утверждения ханского достоинства в его роде на вечные времена и построение при впадении реки Ори в Урал города с крепостию, в которой мог бы он найти себе убежище в случае опасности» (там же 186 стр.). На начальном периоде присоединения все проблемы, связанные с казахским вопросом решались в посольском приказе, затем МИДе, где были в сфере компетенции внутренних территориальных приказов (Казанского, Сибирского). Постепенно компетенция ведомств изменяется, добавляются функциональные министерства и позднее все вопросы курируются непосредственно Министерством Внутренних Дел, что подчеркивает переход в ведомственную зависимость части казахских территорий от Российской империи.

1822-24- 1867-68 – принятие уставов о «Сибирских киргизах» и «Оренбургских казахах» до реформ середины ХIХ века. Данный период можно охарактеризовать как полуколониальный. Налицо попытка вмешательства во внутренние дела жузов посредством отмены института ханской власти. Кроме того, произошло реформирование административно-территориального управления, судебной и налоговой системы. Определение административных границ свидетельствует о фактическом признании земель государственной собственностью, публичное же объявление земли государственной собственность произойдет на следующем этапе в 1868 году с принятием Временного положения.

1868-1919 от реформ 1867-68 гг. до образования Кирревкома после победы большевиков и их прихода к власти. Этот период уже характеризуется как колониальный, так как по Временному положению 1868 года статья 210 фиксировала передачу казахских земель в полную юрисдикцию Российской империи. В мирное время вся власть была сосредоточена в руках военных генерал-губернаторов. Кроме того, официальная форма герба Российской империи была утверждена в 1857 году и изменялась лишь однажды в 1882 году, когда в Большой герб включили «щит» с черным единорогом в золотом поле – символ новоприсоединенного Туркестана.

К середине ХIХ века завершился процесс включения в состав Российской империи территории южного Казахстана и Средней Азии. К 1885 году окончательно определилась юго-западная граница «русской» Средней Азии, хотя оставались нерешенными некоторые пограничные вопросы на Памире, где последний пограничный столб был врыт в 1895 году.

В итоге российских завоеваний Казахстан и Средняя Азия «покинули» тюрко-персидско мусульманский мир, северной окраиной которого данная территория была на протяжении многих столетий и перешла в иное цивилизационное пространство, которое еще называют «евразийским». Теперь данная территория стала южной окраиной Российской империи. Приход к власти большевиков в 1917 году в корне изменил политическую ситуацию, еще более усугубил поляризацию казахского общества и привел к достаточно резким изменениям, как в государственном строительстве, так и социально-политической и культурной сферах.

Выводы:

1. К концу первой половины ХIХ века на территории Среднего и Старшего жузов строятся укрепления Актау (1835), Улытау (1835), Капал (1846), Сергиополь (Аягуз, 1831) и другие укрепления. В 1848 году была учреждена должность Пристава Большой Орды, который подчинялся западно-сибирскому генерал-губернатору. В 1854 году было закончено строительство укрепления Верное в урочище Алматы, а в 1859 – укрепление Кастек, откуда началась военная операция по захвату кокандских крепостей на юге Казахстана: Аулие-Аты, Чимкента и др. Взятие этих двух крепостей привело к объединению Оренбургской и Сибирской линий укреплений, что, по сути, означало завершение длительного и противоречивого процесса вхождения Казахстана в состав Российской империи.

2. К середине ХIХ века практически завершился процесс колониального раздела территории Казахстана между Россией, Китаем, Хивой, Кокандом в пользу Российской империи. Поражение царизма в Крымской войне (1854-1856 гг.) значительно ограничивало возможности активной внешней политики России на западном направлении. Вместе с тем, развитие рыночных отношений в стране требовало новых рынков сбыта и источников сырья. Все это можно было получить единственно на юго-востоке, в связи с чем, значение Казахстана и Центральной Азии в целом во внешней политики России резко возросло. Военно-экономическая и политическая разведка в сопредельных азиатских странах сменилась заключением ряда договоров, строительством линий укреплений и их заселением российскими подданными.

3.Таким образом, процесс вхождения Казахстана в состав Российской империи растянулся примерно на 130 лет, а, по сути, продолжался и далее вплоть до прихода к власти большевиков и определения границ Советского Казахстана уже в составе СССР.

Тесты

1. Главный казахский бий (улы-бий) в период объединения трех жузов

А.Казыбек

Б.Толе

В.Айтеке

Г.Алибек

Д.Сайлау

2.Бий из рода аргын, живший в период с 1667-1764

А.Казыбек

Б.Толе

В.Айтеке

Г.Алибек

Д.Айтык

3.Высказывания данного бия стали крылатыми словами в казахском языке. Например: «Там, где гнев, нет места мудрости. Гнев-проточная вода, дашь дорогу - зашумит»

А.Казыбек

Б.Толе

В.Айтеке

Г.Айтык

Д.Сайлау

4.Сведения о «Законах хана Тауке» основаны на записях и сообщениях:

А.К. Шукуралиева

Б.Я. Гавердовского

В.А.Левшина

Г.А. Янушкевича

Д.А, Б, В

5. Батыр, который выступил против хана Барака. Его имя прославлено в героическом эпосе

А.Кабанбай

Б.Олжабай

В.Богенбай

Г.Райымбек

Д.Наурызбай

6.Казахский батыр, родившийся в 1705 году, внук батыра Хангельды, известного приверженца присоединения Старшего жуза к России

А.Кабанбай

Б.Олжабай

В.Богенбай

Г.Райымбек

Д.Наурызбай

7.Казахский батыр, старшина рода, родился в кочевьях устья реки Сыр-Дарьи, сыграл значительную роль в процессе присоединения Младшего жуза к России

А.Олжабай

Б.Теке

В.Райымбек

Г.Айтук

Д.Богенбай

8.Умбетей-жырау сочинил жоктау, посвященный смерти

А.Богенбая

Б.Умбетея

В.Олжабая

Г.Айтеке

Д.Райымбека

9.После продолжительных междоусобных войн внутри ойратских племен победу одержали князья (тайши) из рода

А.Хайду

Б.Чорос

В.Халха

Г.Эндун

Д.Хошауты

10.Капитан Унковский И. Побывав в ставке джунгарского хана сделал вывод: «Оружье у них луки, копья длиною 7,5 аршин, и много имеют пищалей, токмо все с жаграми, и сабли имеют; порох делают сами». Где находжилась ставка джунгарского хана?

А.Хошт-батыр

Б.Улан-Батор

В.Дурга

Г.Урга

11.Назовите имена казахских батыров – участников Орбулакской битвы

А.Кабанбай

Б.Котен, Табан

В.Бокен, Улкен

Г.Богенбай

Д.Олжабай

12.В сентябре 1716 года от Каип-хана в Тобольск к генерал-губернатору М.П. Гагарину пришли казахские послы, которые звявили, что «он, Хаип-хан, с царским величеством желает быть в вечном миру; а с контайшей де у него, Хаип-хана, ссора из давних лет, и ныне де, по отъезде их посланцев, хотел идти на него, контайшу, войною в десяти или пятнадцати тысячах. И впредь, буде великий государь укажет ходить на него, контайшу войною, и он де Хаип-хан всегда будет готов на него ходить войною с одними своими людьми в 20 или 30 тысячах, или с русскими воинскими людьми вместе». Назовите имена послов?

А.Бошокту и Даулет

Б.Алдияр и Сапан

В.Тауке и Толе

Г.Бекбулат Еркешев и Байдаулет Хошаев

Д.Бекбулат Екешев и Байдаулет Буриев

14.По мнению М. Тынышпаева в районе верховьев рек Боролдай и Кошкар-Ата в Южном Казахстане были расположены две ставки казахских ханов. Как они назывались?

А.Улкен Орда конган и Кши Орда конган

Б.Стоянка хана верховного хана Болата и стоянка хана Абулхаира

В.Улы-Орда и Орта-Орда

Г.Орта- Орда и Киши -Орда

Д.А и Б

15.Казахское ополчение 1727 года возглавляли

А. Саурык, Кабанбай, Тайлак

Б.Саурык, Олжабай, Тайлак

В. Саурык, Кабанбай, Тауке

Г. Саурык, Кабанбай, Тайпек

Д. Райимбек, Кабанбай, Тайлак

16.Кто из джунгарских правителей имел титул «Ердени Журукту контайша» и правил в период с 1697-1727?

А.Галдан

Б.Галдан-Церен

В.Цеван

Г.Цеван-Рабдан

Д.Рабдан

17.Посыльные Галдана – Аюка-Кашка и Очин-Кашка – говорили иркутском воеводе Л. Кислянскому, что джунгары захватили 8 южноказахстанских городов («Сайрам, Менкет, Харасман, Чимкент, Текек, Бабан Елган, Харамурол, Чинак») и у казахов остался только город Туркестан и Ташкент. В каком году это могло происходить?

А. 1691

Б. 1678

В. 1712

Г. 1756

Д. 1698

18. «Каин сыуган», «Джау джулоур», «Алгыр», «Козы куйрык» О чем говорят эти названия?

А.О размерах народного бедствия 1918 года

Б. О размерах народного бедствия 1723-1725 года

В. О размерах народного бедствия 1930-х годов

Г. О размерах народного бедствия 1940-х годов

19.Кто был преемником Тауке-хана?

А.Каип

Б.Булат

В.Болат

Г.Абулхаир

Д.Барак

20.Как именовались у джунгар чиновники, курирующие производство ружей и пушек?

А.Бучи нэры и бучины

Б.Буюруки и тарханы

В.Бучи и хучи

Г.Хучи нэры и бучи

Д.Нэры и тарханы

Задание на СРС: [Л.4, стр 5-10]

1. Новое нашествие джунгар на земли Казахстана.

2. Меры царского правительства по защите инте­ресов России и территории Казахстана.

3. Противоречивость политики Абулхаир хана в отношении России.

Задание на СРСП: [Л.5, стр 56-90]

1.Каковы основные предпосылки присоединения Млад­шего жуза к России?

2.Расскажите о джунгарском нашествии. Как оно отра­зилось на принятии казахами российского подданства?

3. Какие проблемы возникли в процессе присоединения казахских земель к России?

Глоссарий:

Russian English Kazakh
закон law заң
организация organization ұйым
выбор choice талғам
общества societies қоғамдар
суверенитет sovereignty егемендік
орган body орган

Литература:

Основная литература:

1. Артыкбаев А. История Казахстана. – Алматы, 2006.

2. М. Козыбаев и др. История Казахстана. Очерк. – Алматы, 2003.

3. А Абдакимов. История Казахстана. Алматы, 2002.

Дополнительная литература:

1.НазарбаевН.А. Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана. - Астана, 2010.

2. НазарбаевН.А. В потоке истории.- Алматы, 1999.

3. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике
Казахстана.Алматы, 1997.

4. Абенов Е.М., Арынов Е.М., Тасмагамбетов И.Н. Казахстан: эволюция государства и общества.- Алматы, 1996.

5. История Казахстана: белые пятна: Сб. Ст. / Сост. Ж.Б. Абылхожин - Алма-Ата: Казахстан, 1991

Казахско-Американский университет Hand-outs История Казахстана 1 семестр 3 кредита 2012-2013уч.год.   Лекция 16. Тема: КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА Преподаватель: Ерболова Л.С.

Краткое содержание лекции

План:

1.Социально-экономическое положение Казахстана

2.Активизация политической жизни в Казахстане в начале ХХ века

Основные понятия по теме: аграрная реформа, капитализм, промышленный переворот, индустриализация, буржуазия, байство, торгово-ростовщический капитал, интеллигенция, политическая партия, общественно-политические движения, демократические свободы

Вопросы к теме:

1.Население края в начале века: этнический и конфессиональный состав.

2.Народное образование и просвещение в крае

В начале XX века начинается новый подъем национально-освободительного движения, идущего по двум направлениям. Традиционалистское и панисламистское направление, связанное с мусульманским движением Средней Азии, пользовалось огромной поддержкой духовенства и национальной интеллигенции Южного Казахстана. Пантюркистское и модернистское направление базировалось на идеях тюрко-мусульманского единства и поддерживалось интеллигенцией и молодой казахской буржуазией.

25 июля 1905 года на Кояндинской ярмарке близ города Каркаралы состоялся съезд казахской интеллигенции, принявший петицию к председателю Совета министров. Основные требования, которой состояли из следующих пунктов: прекращение переселения крестьян из центральных губерний; организация отдельного духовного управления для казахов; отмена цензуры; введение официального делопроизводства на казахском языке; введение суда присяжных; участие казахских депутатов в работе совещания по разработке проекта о созыве Государственной Думы.

Также, казахские депутаты приняли участие в Общероссийских мусульманских съездах в 1905-1906 годов. В период первой русской революции появляются политические статьи представителей и интеллигенции на страницах мусульманских изданий и в русской оппозиционной прессе.

В конце 1905 года, в Уральске состоялся съезд, поставивший задачу создания казахской национальной политической партии. Казахская партия должна была стать филиалом кадетской партии, во главе национального движения встали видные представители казахской интеллигенции: Алихан Букейханов, Миржакып Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев, Мустафа Чокаев, Ахмет Байтурсунов.

В состав I и II Думы были избраны и депутаты от всех казахских областей, которые выступили за новую аграрную реформу, пересмотр переселенческой политики. На заседании второй Государственной Думы 16 мая 1907 года.

В марте 1911 года в начале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета "Казахстан", революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь "Казахстан" появился только в 1913 году.

Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 году в Уфе был опубликован сборник стихов М. Дулатова "Оян қазақ". Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов.

В начале ХХ века наблюдался дальнейший рост населения Казахстана, как в результате резко возросших миграционных потоков из внутренних губерний Российской империи, так и за счет значительного естественного прироста, в особенности в среде переселенцев. Целенаправленное переселение русско-украинского крестьянства началось еще в начале 70-х годов XIX века и массовый характер оно приобрело в 80-х годах. 13 июля 1889г. царское правительство разработало и утвердило специальное положение о добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли.

Обострение аграрного вопроса в Казахстане в начале ХХ века достигло своего апогея. В 1904 году были изданы «Временные правила о переселении сельских обывателей и мещан-землевладельцев», которые имели силу закона. Согласно новым правилам разрешался свободный выезд крестьян с прежних мест поселения без разрешения правительственных органов, как предписывало Положение 1889 г. Уже с конца XIX века в Казахстане работали землеотводные партии, которые должны были нарезать перселенческие участки на землях, опроеделенных как «свободные». Экспедиция Ф.А. Щербины исследовала степные районы Казахстана и к изъятию были определены 18 млн. десятин земли. Несмотря на, казалось бы, организованный подход, изъятие земль в большинстве случаев шло самым грубым и беззаконным образом, что усугублялось сложными и запутанными земельными отношениями в казахском обществе. Осложняла поземельные отношения и принадлежность части земель казачьим войскам. На фоне сложных поземельных отношений в Казахстане развернулосб проведение столыпинской аграрной реформы, целью которой было усиление перселенческого движения. П.А. Столыпин, председатель Совета министров и министр внутренних дел в 1906-1911 гг., выработал принципы модернизации страны, первым условием которой было сделать рестьянина собственником земли. Суть его аграрной политики выражена в трех законодательных актах: от 09.11.1906, 14.07.1910, 29.05.1911.

Казахи, русские и украинцы в начале ХХ века составляли от 87 до 95% всего населения края, где также проживали татары, узбеки, дунгане, уйгуры, мордва, немцы, поляки и др. Более 90% населения Казахстана проживало в сельской местности. Главными занятиями, по-прежнему, оставалось скотоводство и земледелие. При абсолютном преобладании сельского населения наметилась тенденция роста городского населения, в среднем оно выросло почти в два раза. В дооктябрьский период в Казахстане насчитывалось 28 городов, из них только пять древних: Чимкент, Аулие-Ата (Тараз), Туркестан, Перовск (Ак-Мечеть), Жаркент, остальные возникли в процессе присоединения Казахстана к России.

В дореволюционном Казахстане получили развитие две отрасли промышленности, для которых имелось сырье на местах. Это горнодобывающая и горнозаводская промышленность, а также промышленность по переработке сельскохозяйственных, преимущественно животноводческих продуктов. Развитие горной промышленности происходило на Рудном Алтае и в Центральном Казахстане, где разрабатывались месторождения цветных металлов и угля. В начале ХХ века большинство этих предприятий были в руках акционерных обществ иностранных предпринимателей. Одно из первых среди них – «Акционерное общество Спасских медных руд», возникшее в Лондоне в 1904 г. с целью эксплуатации предприятий, рудников и копей, принадлежавших ранее Рязановым и Козициной. В 1906 в Лондоне возникло «Акционерное общество Атбасарских медных копей». В 1914 г. Риддер и Экибастуз перешли в концессию «Русско-Азиатской корпорацией», захватившей в России рудники и заводы. Одной из главных отраслей горной промышленности края 1880-90-х гг. была добыча золота. Только в Усть- Каменогорском уезде действовало более 125 приисков. Активно разрабатывались Карагандинские и Саранские угольные копи, которые служили топливной базой Спасского медеплавильного завода. На Спасском заводе, который работал на базе Успенского рудника, развивалось производство меди. Получила развитие и соледобыча в Западном Казахстане (Баскунчак, Эльтон, Илецк и др.). В Урало-Эмбенском районе началась добыча нефти. 2 апреля 1911 г. ударил мощный фонтан на промысле Доссор. Большинство нефтяных промыслов сразу попали в руки английского капитала.

В процессе превращении Казахстана в источник сырья капиталистической промышленности центральных районов метрополии, а также в рынок сбыта, важную роль играли железные дороги. В принципе, экономическое освоение Казахстана началось со строительства железных дорог в глубь территорий. В 1874-1876 гг. была проложена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая Тургайскую область и Оренбург с Центральной Россией. В 1891-1893 было закончено строительство дороги Покровская слобода – Уральск, в 1897 – линия Урбах – Астрахань. В период с 1901-1905 гг. была построена железная дорога Оренбург-Ташкент. Весной 1910 г. было создано акционерное общество Троицкой железной дороги. В начале 1911 правительство разрешило строительство Алтайской и Семиреченской железных дорог. Кроме крупных магистралей были выстроены и местные линии производственного характера (Экибастузская, Спасско-Карагандинская, Риддерская и др.). Строительство дорог способствовало переселению, что еще больше усугубляло земельный кризис в крае.

С постепенным ростом городов и городского населения, а также увеличением промышленного производства, все заметнее становилось рабочее движение, росло число забастовок, которые принимали все более массовый и упорный характер. Особенно активными были железнодорожники Оренбургско-Ташкентской дороги, Покровско-Уральском участке Рязанско-Уральской железной дороги, на Омско-Петропавловском участке. В освободительную борьбу вовлекались и новые силы, в частности, беднейшие слои казачества, солдаты местных гарнизонов, учащаяся молодежь и другие демократические силы края. Аграрное движение оставалось слабым и не вышло за рамки отдельных разрозненных крестьянских выступлений.

Начало «петиционной кампании» было положено съездом казахов, состоявшемся 25 июля 1905 г. на Кояндинской ярмарке (вблизи г. Каркаралинска). В принятой петиции содержались требования об организации в Казахстане особого мусульманского духовного управления, строительства мечетей, открытия духовных школ, выдачи заграничных паспортов для паломничества в Мекку и т.д. Активизация политической жизни казахского общества ярко видна на примере открытия ряда общенациональных газет и журналов, тапа «Казах», «Айкап», «Казахстан», «Алаш» и др.

Постепенно, благодаря усилиям казахской интеллигенции, а также их активному участию в общероссийской политической жизни, в Казахстане начинают формироваться общественно-политические движения и партии. Особенно заметным было влияние следующих российских политических партий в Казахстане – партия конституционных демократов, социал-революционная партия, РСДРП (б), а также мусульманских партий России. В Казахстане постепенно сформируется партия «Алаш», «Уш-жуз», «Шура-улема» и «Шура-ислами», а также пробольшевистски настроенные круги постепенно включат в свои ряды и казахских депутатов. Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. К сожалению, значительно усилилось идейное размежевание национальной интеллигенции, что было вызвано особенностями формирования и социальным происхождением той или иной группы интеллигенции.

К началу ХХ века казахское население достаточно активно осваивало целый спектр новых социальных ролей. Профессиональная интеллектуальная деятельность пришла на смену синкретичности. Появились первые профессиональные врачи, инженеры, медики, журналисты, педагоги и т.д. Конечно, их количество по-прежнему было недостаточным, однако именно эти изменения ускорили процесс модернизации общества уже в новейший период.

Огромную роль на активизацию политической жизни края оказали выборы в I и II Государственные Думы, куда были избраны казахские депутаты. Правда, не все в равной мере смогли принять участие в работе заседаний, однако сам факт деятельности, прямой или опосредованной, в работе общегосударственного собрания говорит сам за себя.

В начале XX века народное образование Казахстана было связано с общественно-политической ситуацией. Закон о развитии просвещения, принятый царским правительством в 1906 году, положил начало открытию смешанных русско-казахских школ. В учебных заведениях не хватало подготовленных учителей. Одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария, не удовлетворяла потребности в них местных школ. В конце XIX - начале XX века в Казахстане открываются так называемые «новометодные» учебные заведения. Которые предлагали реформировать мусульманские школы и широко внедрять не только светские дисциплины, но и новую методику. Колониальная администрация поддерживала противников «нового метода» для мектебов, но они постепенно вытесняют «старометодные».

В первые десятилетия Советской власти в сфере повышения культурною уровня масс в Казахстане, как и во всем СССР, были достигнуты значительные успехи. В области культуры стояли задачи ликвидации разрыва между ранее отсталыми народами и Центральной Россией, развития школ и печати па родном языке, театров, клубов, подготовки кадров для всех сфер народного хозяйства, расширения для этих целей школ и курсов.

В колониальной окраине, каким был Казахстан, старая интеллигенция была немногочисленной. Многие из них. примыкавшие к алашскому движению, пострадали в ходе революции. Край не располагал и материально-технической базой для развёртывания культурного строительства.

Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде.

В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По инициативе комсомольцев в 1928 голу начался Всеказахстанский культурный поход, ставший формой ликвидация неграмотности.

В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое было создано народами Центральной Азии.

Города Риддер, Аулие-Ата, Шымкент были городами сплошной грамотности. К 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов.

Ощутимо повлияли на ускорение процесса культурного строительства многие деятели национальной интеллигенции. Они занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники. В 1911 и 1914 IT в Оренбурге А.Байтурсынов издает сборник стихов «Маса», затем иллюстрированный букварь. В 1913-1917 гг. он является редактором газеты «Казах», издававшейся в Оренбурге на казахском языке. Первый учебник алгебры на казахском языке составил К. Сатпаев. первый учебник географии разработал А. Букейханов. он перевел на русский язык сборник стихов и назиданий Абая. В этот период складывается современный литературный казахский язык. К этому периоду относится творчество Асфендиара Кубеева, который начал с перевода произведений русских писателей, в 1910 году выходит сборник переведённых басен Крылова, а в 1913 году издаётся роман «Калым». С.Торайгыров сначала сотрудничает с журналом «Айкап», позже пишет роман «Камар Суду». Редактором журнала «Айкап», издававшегося с 1911 года, был М.Сералин, он занимался, в основном, журналистской деятельностью, а также переводческой, перевёл поэму Фирдоуси «Рустем-Зораб». У истоков казахской советской литературы стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевёл на казахский язык Гёте, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов. В 1916-1917гг в Ташкенте К.Тогусов издаёт еженедельную газету «Алаш». В эти годы начинается творческий путь казахского прозаика и драматурга Ж.. Аймаутова.

Шла работа по установлению политического контроля над творчеством писателей и поэтов. С этой целью в 1926 году создаётся Казахская ассоциация пролетарских писателей, имевшая свой печатный орган «Кус жолы».

Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931гг. в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие учёные.

2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времён».

В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.

В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссёр - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.

В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».

В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почётного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.

Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.

Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.

В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в тс годы наносило идеологизирование

С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесён урон национальной культуре.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 3452 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.059 с)...