Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средняя часть храма



Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности сос­тояла из трех отделений, называющихся нефами:

средний неф, который был шире других, предназначался для клириков,

южный для мужчин,

северный для женщин.

При входе в среднюю часть храма в самом храме стояли кающиеся (из разряда "стоящих с верными"), а перед ними верные - мужчины и женщины, каждые в своих отделениях, в известном порядке. Отделения, в которых стояли мужчины и женщины, разделялись перегородками или колоннами.

Принадлежностями этой части храма являются: солея,

амвон,

клиросы

архиерейский амвон,

аналои,

иконы,

иконостас.

а) Солея. Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение, составляющее продолжение алтаря. Возвышение это по своему значению достойно уважения. Отцы Церкви на­зывали это возвышение - солея. В церкви для Св. Даров имеются два Престола в собственном смысле слова: один - внутренний, другой - внешний, первый предназначается для освящения Даров, второй - солея для преподавания их верным.

Солея, таким образом, необходима для преподания Святых Даров мирянам. Солея назначается для лиц, участвующих в совершении богослужения. В древности ступени солен служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

б) Амвон. Середина солеи перед царскими вратами расши­ряется и выступает в средний храм. Это место называется амвоном - "восхождением". Отсюда диакон возглашает ектений, читает Евангелие или Апостол, а священник или вообще про­поведник говорит поучения предстоящему народу. Амвон, по словам св. Германа, патриарха Цареградского, знаменует находившийся у Святого Гроба Господня Камень, который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, символизирующие ангела, и на нем читают Слово Божие, то на него никому не разрешается восходить для какого бы то ни было иного чтения. Иподиаконы и чтеца при чтении Апостола или паремий не вос­ходят на амвон, а становятся на его ступень. Амвон этот называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

в) Клиросы. Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами. Клирос - место для низших клириков - церковно­служителей. Около клиросов ставятся хоругви.

Хоругвь - управлять, руководить, священное знамя, состоящее из креста, поднятого на высокое древко и укра­шенного священными изображениями, или из иконы, писанной на полотне, дереве или металлической доске, украшенной бахромой и кистями и поднятой на высокое древко. Хоругви выносятся из храма при крестных ходах. Здесь их несут впереди всего крестного хода - они как бы прологают ему путь.Хоругви, имея вид воинских знамен, предел победные знамена Церкви Христовой,

г) Архиерейский амвон. Во время архиерейского служе­ния среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном. Архиерейский амвон называется в богослужебных книгах также: "место, где обла­чается архиерей" (Чиновник Болш. Успен. Моск. собора), "облачальное место" (чин. освящ. храма), "уготованное мес­то" (Чин. Литургии св. И.Зл.) "рундук". "На облачальном месте" архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

д) Аналой. Посреди храма устанавливается аналой, кото­рый представляет собой переносный столик с наклонной верх­ней частью. Аналой обычно покрывают покровами из парчи или другой материи. На аналой кладутся:

1) Евангелие для лобы­зания и поклонения

2) святые иконы в честь угодников Божиих или воспоминаемых священных событий, т.е. праздничные

иконы, также для поклонения и лобызания.

Аналои могут устанавли­ваться в различных местах храма, где имеется в этом необ­ходимость.

ж) Иконы. В храме по стенам его и у колонны размещаются иконы. Икона - это священное изображение лика Господа на­шего Иисуса Христа, Божией Матери, св.апостолов и всех во­обще св. угодников Божиих, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действи­тельных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен. Икона - неотъемлемая принадлежность православного храма. В куполе почти всегда изображается Пантократор - Господь Вседержитель.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 320 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...