Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение принятия христианства



1. Русь заимствовала античную византийскую культуру: иконопись, фрески, мозаику, каменную архитек­туру. Распространяются кириллическая азбука, письменность, летописание, образование, книжное дело.

2. Христианство смягчило нравы и мораль славян. Церковь за­прещала человеческие жерт­воприношения, торговлю людьми. Русичи познакомились с поня­тием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении, с божьими запове­дями («не убий», «не укради» и др.).

3. Укре­пилось международное положение Руси. Отвергнув примитивное язычество, Русь перестала быть вар­вар­ской страной, становилась равной другим христианским странам. Это выра­зилось в дина­стических браках с европейскими королевскими домами.

4. Ускорилась консолидация племён Руси в единую общность.

Вместе с тем, по мере роста вражды между римско-католической и восточно-христианской церквями, ка­толиками («латинянами») и православными («схизматиками»), произошла изоляция Руси от латинской Европы.

Церковное устройство. Русь была митропóлией Константино­поль­ской патриархии. Патриарх назначал на Русь ми­тро­полита (первым был грек Михаил, вторым – Леонтий). Леонтий в 992 г. разделил митрополию на епархии во главе с еписко­пами. Епар­хии делились на приходы, руководимые священниками. Русские священники, в отличие от католических, вели проповеди на родном языке. Церковь суще­ствовала на десятину – средства, выделяемые ей в виде десятой части от налогов. (Отсюда – Десятинная церковь). Возник церковный суд. К его ведению были отнесены такие нарушения христианских норм, как «умыкание» (похищение) невесты, двоежёнство, блуд, развод («роспуст»), изнасилование («пошибание»), драки в семье («иже отца и матерь бьють»), «ведовство» (колдовство), еретичество и др.

Ярослав Мудрый (1019–1054 гг.) В начале XI в. возник политический кризис. У Владимира было 12 сыновей. Он, вопреки традиции, хотел передать престол сыну, рождённому в христианском браке – ростовскому князю Борису. Против выступили старшие сыновья – Святополк и Ярослав. Княживший в Новгороде Яро­слав (ок. 980–1054) отказался повиноваться отцу. Владимир со­брался в поход против сына, но умер в 1015 г. Святополк (ок. 979–1019) находился в заточении по приказу отца, но после смерти Владимира вышел на свободу и захватил власть в Киеве. Сестра Ярослава – Предслава сообщила ему о смерти отца и захвате Святополком власти. Борис с восьмитысячной отцовской дружиной находился в печенежской степи. Дружина уговаривала молодого князя пойти на Киев и взять власть, завещанную ему отцом. Однако Борис отказался, и дружина поки­нула его: для опытных воинов было ясно, что отныне он обречён. Борис остался на р. Альте с телохрани­телями («съ отроки своими») и был убит во время молитвы людьми Святополка.

Но оставался ещё муромский князь Глеб, рождённый, как и Борис, в христианском браке. Святополк коварно попросил Глеба прибыть в Киев. На Днепре убийцы ворвались на княжеский корабль и зарезали Глеба. Борис и Глеб в XI в. были объявлены церковью святыми-великомучениками. Святополк уничтожил ещё одного брата – Святослава, который правил в древлянской земле и пытался бе­жать в Венгрию. Святополк за братоубийство был про­зван Ока­янным (прóклятым Богом). Однако об­ращение к сканди­навским источ­никам ставит под сомнение летописную версию убийства Святополком своих братьев. Бориса, по-види­мому, убили варяги Ярослава. Но, поскольку Ярослав взял верх, лето­пись трактовала события в угоду по­бедителю.

Началось соперничество Яро­слава и Святополка. Ярослав опи­рался на новгородцев и варяжских наёмников, Святополк – на поляков. В 1016 г. в битве на Днепре около г. Лю́беча Святополк потерпел поражение и бежал в Польшу к своему тестю – польскому королю Болеславу I Храброму. Вскоре польское войско с королём Болеславом и Святополком разграбили Киев, увели в плен многих людей, в том числе и девять сестёр Ярослава, включая Предславу. Польский король сделал Предславу своей наложницей. В 1018 г. в решающем сражении между братьями-соперниками на р. Альте Яро­слав одолел Святополка. Тот бежал и, по преданию, в 1019 г. погиб в Польше.

После пяти битв с братом Мстиславом Тмутараканским, правившим в г. Чернигове, и поражения Ярослава в сражении при Листвене (1024 г.) братья жили мирно. После смерти Мстислава в 1036 г. его земли отошли к Ярославу. Став самодержцем Руси, Ярослав заточил в «поруб» (темницу) младшего брата – псковского князя Судислава († 1063) и ликвидировал Псковское княжество. Русь снова стала единой. Судислав провёл в темнице 24 года, был освобождён лишь в 1059 г. сыновьями Ярослава и пострижен в монахи.

Внешняя политика Ярослава Мудрого. Междинастические браки. В 1030 г. Ярослав совершил поход на прибалтийскую чудь и основал недалеко от Чудского озера г. Юрьев (Тáрту). В 1036 г. он окончательно разбил печенегов. На месте битвы в Киеве Ярослав основал Софийский собор, затем построил Золотые во­рота. Князь покорил племена язычников на Верхней Волге и основал на этом месте г. Ярославль.

Ярослав в 1019 г. женился на дочери шведского короля Олафа Шётконунга – Ингигéрд (1001–1050). По брачному договору в приданое принцесса Ингигерд (в крещении Ирина) получила крепость Лáдогу (шведское название Альдейгáборг) с прилегающими землями, которые в Швеции назывались Ингерманландия (земли Ингигерд). От Ингигерд у Ярослава родилось шесть сыновей и три или четыре дочери. Сыновей Ярослав же­нил на принцессах из Византии, Польши, Германии. Дочери вышли замуж за королей: Анна – за французского Генриха I, Анастасия – за венгерского Эндре I (Ан­дрея), Елизавета – за норвежского конунга Харальда Сурового. Внучка Ярослава – Евпрáксия (Адельгейда) стала женой германского императора Генриха IV. Польский король Казимир I женился на сестре Ярослава Добронеге. Междинастические браки явля­лись формой установ­ле­ния межгосударственных диплома­тических отношений.

В 1043 г. возник конфликт с Византией. Причиной конфликта послужила расправа над русскими купцами в г. Константинополе. Существует предположение, что поход на Царьград был согласован с восставшим против императора Константина IX Мономаха византийским полководцем по имени Георгий Маниак († 1043; в переводе с греческого – Бешеный). Военный поход был неудачен. Маниак погиб ещё до вступления русов на территорию Империи. Русский флот попал в бурю, а затем был сожжён «греческим огнём». Шесть тысяч воинов во главе с воеводой Вышатой попали в плен. Визан­тийцы отрубили пленным правые руки и ослепили, оставив один глаз у каждого десятого, дабы он мог быть поводырём, после чего отпустили домой. В 1046 г. с Византией был заключён мир, скреплённый браком дочери импера­тора Константина Мономаха и сына Яро­слава Всеволода. В 1053 г. у них родился сын – будущий князь Влади­мир Мономах. Стремясь ликвидировать церковную зависимость от Византии, в 1051 г. Ярослав поставил киевским митрополитом вопреки воле византийского патриарха русского священника Илариона († 1055).

«Русская Правда». Ярослав Мудрый положил начало созданию древ­нейшего письменного сборника законов – «Русской Правды». Сущест­вуют три её редакции: «Краткая Правда» (XI в.), «Пространная Правда» (XII в.) и «Сокращённая Правда». Кроме этого, свод законов де­лится на «Правду Ярослава» (1016 г.) и на более поздние «Правду Ярославичей» (1072 г.) и «Устав Владимира Мономаха» (ок. 1113 г.). Свод законов был направлен на то, чтобы установить порядок в стране.

«Правда Ярослава» состоит из 17 статей. Она ограничивала кровную месть – древний пережиток, допуская её лишь за головизну (убий­ство) близких родственников, и установила ей альтернативу – штраф (ви́ру) за смерть свободного чело­века в размере 40 гри­вен (около 8 кг. серебра – одна гривна равнялась 220 г. серебра). Смертная казнь допускалась лишь в исключительных случаях: «Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров в момент совершения кражи, то виновника следует убити в пса место (как собаку)». За убийство коня князя – штраф 3 гривны, за коня смерда – 2 гривны. Были определены штрафы за побои. «Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен… Если же ударит по руке, и отпадёт рука, или отсохнет, то 40 гривен… Если кто отсечёт… палец, то платит 3 гривны... А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен».

По «Русской правде» смерды и закупы полностью зависели от феодала. Если смерд или закуп умирал без наследников по мужской линии, его имущество переходило к феодалу.

После смерти Ярослава Мудрого его сы­новья дополнили законы отца «Правдой Яро­славичей». Она окончательно отменила кровную месть, поставила под защиту закона имущество вотчин, установила гигантские штрафы за убийство огнищан и тиýнов – 80 гривен (16 кг. серебра), а за убийство крестьян-смердов, закупов и холо­пов – 5 гривен (1 кг. серебра).

При Ярославе сложился «оче­редной» порядок престолонаследия (ле­ствичное право) – передача власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а следующему брату). Смерть князя влекла за собой переход всех ниже­стоящих на ступень вверх. Если князь умирал, не успев занять киев­ский престол, его дети теряли право на престол, становились «изгоями». (В Западной Европе обычно отцу наследовал старший сын).

Таким образом, время правления Ярослава Мудрого – период стаби­лизации и расцвета Руси. Будучи инвалидом, «хромцом» (у него от рождения был неразвит сустав ноги), Ярослав являлся смелым воином. Он успешно правил в течение 35 лет, за ум и образованность был прозван­ Муд­рым.

«Триумвират Ярославичей». Усобицы. Перед смер­тью 75-летний Яро­слав завещал сыновьям «жить мирно, слушаясь брат брата». Фактически Русью правили трое его сыновей: Изяслав (1024–1078), Святослав (1027–1076) и Всеволод (1030–1093) – «триумви­рат Яросла­вичей». Изяслав получил Киев и Новгород, Святослав – Черни­гов и Муромо-Рязанскую землю, Всеволод – Пере­яславль и Ростово-Суздальскую землю. Несмотря на завещание Ярослава, начались усобицы, причинами которых были:

1. Братья Ярославичи не хотели подчиняться старшему брату, как указывало завещание их отца;

2. Ярославичей пытались оттеснить от власти другие князья.

По мнению историка В. О. Ключевского, со смертью Ярослава Мудрого Русь фактически раздробилась.

Братья воевали с Ростиславом Владимиро­вичем, за­хватив­шим г. Тмутаракань. В 1067 г. Ярославичи взяли г. Минск, «исе­коша (изрубили) муже, а жены и дети вдаша на щиты (увели в плен)». В битве на р. Неми́ге они разгромили полоц­кого князя Всеслава. В 1068 г. Ярославичей разбили половцы на р. Альте и они укры­лись в Киеве. Киевляне потребовали дать им оружие для защиты, а когда получили отказ, восстали. Изяслав бежал из столицы. Лишь с помо­щью тестя, польского короля, ему удалось вернуть Киев, но вскоре он поссо­рился с братьями. Его вторично изгнал Святослав, который в 1073 г. стал князем Киевским. После смерти 49-летнего Свято­слава в 1076 г. от операции по удалению опухоли (первая известная на Руси жертва неудачной операции) на престол в третий раз вернулся Изяслав. В 1078 г. его племянник Олег Святосла­вич («Гориславич», как его осуждающе назвал автор «Слова о полку Игореве») пришёл из Тмутаракани с полов­цами, чтобы взять Киев. В битве на Нежатиной ниве в 1078 г. старшие князья одолели Олега, но в сражении погиб Изяслав. Олег бежал на юг. В 1078–1093 гг. князем был послед­ний сын Яро­слава Мудрого – Всеволод.

В 1093–1113 гг. в Киеве правил сын Изя­слава – Святополк. Образовались три враждую­щие группировки: одна – во главе со Святополком в Киеве, другая – с Владимиром Монома­хом в Чернигове, третья – с Олегом в Тмутаракани.

Владимир Мономах. Борьба с половцами в 1092–1096 гг. Прозвище Мономах (греч. «Единоборец») князь получил от имени своего деда, византийского импе­ратора Константина Мономаха.

Половцы напали на Русь в 1092 г., воспользовавшись смертельной болезнью великого князя Киевского Всеволода Ярославича. В битве на р. Стýгна в 1093 г. у г. Треполь (ныне село Триполье) русские потерпели поражение, многие были проданы в рабство. В реке утонул князь Ростислав Переяславский, чуть не погиб Владимир Мономах. Затем половцы разбили русских у г. Желани под Киевом, сожгли г. Торческ, его защитников увели в плен. В 1094 г. князь Святополк заключил мир с половецким ханом Тугорканом, женившись на его дочери.

В 1095 г. половецкие ханы Итларь и Китан осадили г. Переяславль-Южный. Владимир Мономах, не имея сил для сопротивления, пошёл на переговоры и пригласил Итларя с охраной войти в город. Для безопасности ханы истребовали в заложники 10-летнего сына Мономаха Святослава. Воевода Ратибор уговари­вал князя уничто­жить половцев. Мономах отказывался, так как дал клятву и опасался за судьбу заложника-сына. Ратибор ответил: «Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют зем­лю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно». Дружинники ночью, перебив охрану, незаметно выкрали княжича и уничтожили спящих половцев, в том числе хана Китана. Наутро по­ловцев Итларя пригласили позав­тракать в специальной избе. Когда половцы рассе­лись за столами, двери заперли, воины Мономаха подняли подпилен­ные потолочные доски и перебили врагов из луков.

В 1096 г. у Зарубинского брода на Днепре Мономах разгромил вой­ско хана Тугоркана и захватил богатую добычу в половецких степях.

Междукняжеские усобицы 1093–1097 гг. В 1093 г. Олег Святосла­вич («Гориславич»), опираясь на половцев, отобрал у Мономаха г. Чернигов. В 1096 г. Святополк и Мономах вызвали Олега в Киев на княже­ский съезд. Олегу приказали жить в Муроме, подальше от половцев, но пока обретаться у брата в Смоленске, так как в Муроме находился сын Владимира Мономаха Изяслав. Пока Святополк и Мономах воевали с половцами, Олег ушёл из Смоленска, взял Рязань и направился к Мурому, где княжил Изяслав. Дядя шёл на племянника. У Мурома Олег одолел дружину малоопытного Изяслава, юный муромский князь пал в бою. Олег взял Муром, Суздаль и Ростов. Против него поднялось всё Мономахово семейство. Олег сжёг Суздаль и укрылся в Муроме. Здесь Мономаховичи одолели Олега. Сдав Муром и Рязань, Олег запросил мира и прибыл на съезд для реше­ния спорных вопросов.

Любечский княжеский съезд. В 1097 г. по инициа­тиве Вла­димира Мономаха в его резиденции в г. Л ю беч собрался княжеский съезд («снем»). В нём уча­ствовали внуки и правнуки Ярослава Муд­рого: Святополк Изяславич, Олег Святославич, Владимир Мономах, Давыд Игоревич Волын­ский, Василькó Теребовль­ский (Теребовль – город в Галицкой земле). Ре­шение съезда гласило: «ка­ждый да держит отчину свою, и все совмест­но охраняют Рус­скую землю». Съезд закрепил отказ от «оче­редного» порядка наследования и фактиче­ски признал состоявшимся распад Руси на «от­чины» – родовые владения князей.

Однако принятые на съезде решения оказались нежизнеспособными. Усобицы не прекра­тились. Давыд и Святополк захва­тили Василькá Теребовль­ского и ослепили его. По требованию Владимира Моно­маха Давыд освободил Василька. Василько вместе с братом начали мстить Давыду и осадили его в г. Владимире-Волынском. Давыд выдал Васильку исполнителей его ослепления. Они были повешены и рас­стреляны из луков.

Борьба с половцами в 1103-1111 гг. В 1103 г. на Долобском съезде (у Долобского озера) князья договори­лись о походе против половцев. Битва с 20 половецкими ханами произошла в 1103 г. близ урочи­ща Сутень у Азовского моря. Половцы были разбиты, многие ханы погибли. В плен попал хан Белдюзь, посуливший за себя золото и серебро. Однако Владимир приказал его изрубить на куски.

В 1107 г. ханы Боняк и Шарукан были разбиты на р. Хорол. В 1100 г. на Витичевском съезде (в г. Витичев под Киевом) князья вновь договорились о совместном походе. В 1111 г. состоялся грандиозный «крестовый поход» на половцев. Войско сопровождало духовенство. Центр половцев – г. Шарукань у Дона – сдался, г. Сугров, отказавшийся сдаться, был сожжён, его жители перебиты. В битве на р. Сальница русы уничтожили 10 тыс. половцев, хан Шарукан бежал, а с дружественными половцами был заключён мир. Мономах женил своего сына Юрия (будущего Долгорукого) на дочери половецкого хана Аепы. Так в семье Рюриковичей кроме славян, шведов, греков, англичан появилась и половецкая династи­ческая линия.

Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113–1125 гг.). Мономах являлся самым влиятельным русским князем. В 1113 г. в Киеве после смерти Святополка вспыхнуло восстание. Киевляне вне очереди призвали на княжение 60-летнего Владимира Мономаха (1053–1125).

В 1113 г. Мономах ввёл «Уставы о рéзах (процентах)» и «Уставы о закупах». Он упорядочил взимание процентов ростовщиками, облегчил положение смердов, закупов, рядовичей. «Устав» завершил про­цесс соз­дания «Рус­ской правды». Сыновья Мономаха («Мономаховичи») правили в Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале. Владимир Мономах пытался объединить все русские земли, но ему не подчинились Полоцкое, Черни­говское, Перемышльское, Теребовль­ское княжества.

Мономах укреплял внешнеполитические связи Руси через династические браки. Он был женат на принцессе Ги́те (Гиде) – дочери англосаксонского короля Гарольда Годвинссона, погибшего в битве при Гастингсе в 1066 г. Дочь Марию Мономах выдал замуж за греческого царевича (возможно, лжецаревича) Леона Диогеновича, внучку – за византийского императора Иоанна Комни́на. Его сын Мстислав был женат на дочери шведского короля Христине, сын Юрий – на дочери половецкого хана, а после её смерти – на дочери Иоанна Комни́на.

Мономах написал «Поучение» – рассказ о своей жизни. Смерть 72-летнего Мономаха в 1125 г. вызвала новые усобицы и раздробление.

Мстислав Великий (1125–1132 гг.). Сын Мономаха, Мстислав (1076–1132), по словам летописца, «много пота утёр за землю Русскую». Но после его смерти в 30-е гг. XII в. «раздрася (распалась) вся Русская земля» на несколько самостоя­тельных государств.

Зна­чение суще­ствования Древнерусского государства: в это время утвер­дились феодальные отношения, развились международные связи. Русь заложила основы госу­дарственности рус­ского, украин­ского и белорусского народов.

Таким образом, Русь в те годы являлась европейским государством, со все­ми присущими атрибутами власти, и по уровню развития шла вро­вень с Западной Европой. В последние годы существования Древнерусского государства постоянно возникали кризисные ситуации, причинами которых были: княжеские усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью и отсутствием чётких тради­ций передачи власти. Князья на про­тяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, на более престижный престол. Из-за такого порядка возникали кон­фликты, путаницы, интриги, военные столкновения. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров, половцев. Князья дума­ли не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности занять другой, лучший.

Список литературы для более углублённого изучения темы

Авдусин Д. А. Современный антинорманизм // Вопр. истории. 1988. № 7.

Анохин Г. И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопр. истории. 2000. № 3. С. 51–61.

Арцыбашева Т. Н. Славяне – русы – варяги – кто они? // Вопр. ис­то­рии. 2004. №1. С.118–125.

Богданов А. П. Княгиня Ольга // Вопр. истории. 2005. № 2.

Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/150551/read

Васильева Н. И. Русь и варяги. М., 1999. URL:http://lib.rus.ec/b/344294/read

Вернадский Г. В. История России. Киевская Русь. М., 2000. ИвГУ: 63.3(2)/В35; ИОНБ: 1.307.653; URL: http://lib.rus.ec/b/73687/read

Виноградов А. Е. Русская тайна. Откуда пришёл князь Рюрик? М., 2013. URL: http://lib.rus.ec/b/449988/read

Горский А. А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в пер­вой по­ло­вине Х века // Вопр. истории. 1999. № 8. С. 43–52.

Горский А. А. К спорам по «варяжскому вопросу» // Российская история. 2009. № 4. С. 171–174.

Горский А. А. Начало Руси: славяно-варяжская дилемма? // Родина. 2009. № 9. С. 15–18.

Горский А. А. Русь в конце Х – начале XII века // Отечеств. история. 1992. № 4.

Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 2006. URL: http://lib.rus.ec/b/206929

Грот Л. П. Гносеологические корни норманизма // Вопр. истории. 2008. № 8. С. 111–118.

Грот Л. П. Призвание варягов. Норманнская лжетеория и правда о князе Рюрике. М., 2012. URL: http://lib.rus.ec/b/443072/read

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.). Курс лекций. М., 1998. URL: http://lib.rus.ec/b/385856/read

Джаксон Т. Н. Варяги–создатели Древней Руси? // Родина. 1993. №2.

Джаксон Т. Н. О скандинавских браках Ярослава Мудрого и его потомков. URL: http://lib.rus.ec/b/245349/read

Иловайский Д. И. История России. В 5 т. Том 1. Киевский период. М., 1876. URL: http://az.lib.ru/i/ilowajskij_d_i/text_1876_istoriya_rossii_tom-1-1_kievskiy_period.shtml

Как была крещена Русь. М., 1989. ИвГУ:: 63.3(2)/411

Карамзин Н. И. История государства Российского. М., 2010. URL: http://lib.rus.ec/b/191048/read

Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 1997. (Сер. ЖЗЛ). ИОНБ:1.261.675.

Карпов А. Ю. Княгиня Ольга. М., 2009. (Сер. ЖЗЛ).

Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. (Сер. ЖЗЛ).

Ключевский В. О. Курс русской истории / Соч. в 9 т. М., 1989. URL: http://lib.rus.ec/b/67092/read

Королёв А. С. Святослав. М., 2011. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/416423/read

Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главней­ших дея­те­лей. В 2 т. Т. 1. Князь Владимир Святой. Киевский князь Ярослав Владимирович. Князь Владимир Мономах. М., 1995. URL: http://lib.rus.ec/a/32758/read; URL: http://www.erlib.com/Жанр/История/

Кузьмин А. Г. Крещение Киевской Руси. М., 2012. URL: http://lib.rus.ec/b/444071/read

Кучкин В. А. Был ли Русский Север Варягией в праиндоевропейское время? // Российская история. 2010. № 4. С. 192–207.

Лихачёв Д. С. Роль крещения Руси в истории культуры Отечества // Лиха­чёв Д. С. Русская культура. М., 2000. ИвГУ: 71/Л651.

Макарий, митрополит. История русской Церкви. Т. 1. URL: http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=2&art=151876&fontsize

Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Легенда о «призвании варягов» и станов­ление древнерусской историографии // Вопр. истории. 1995. № 2.

Моця А. Русь на Днепре; Янин В. Русь на Волхове // Родина. 1999. № 8.

Мурашова В. Была ли Древняя Русь частью Великой Швеции? // Ро­дина. 1997. № 10. С. 8–11.

Насонов А. Н. История русского летописания XI-XVIII вв. М., 1969. URL: http://lib.rus.ec/b/183319/read

Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. СПб., 2002. URL: http://lib.rus.ec/b/254024/read

Никон, иеромонах. Век крещения // Вопр. истории. 1990. № 12.

Новосельцев А. П. Образование древнерусского государства и пер­вый его правитель // Вопр. истории. 1991. № 2/3. С. 3–20.

Новосельцев А. П. «Мир истории» или «миф истории»? // Вопр. исто­рии. 1993. № 1. С. 23–30. URL: http://scepsis.ru/library/id_870.html/read

Петрухин В. «От тех варяг прозвася…»: Русь: имя и история // Ро­дина. 1997. № 10. С. 12–16.

Погодин М. П. Древняя русская история до монгольского ига. Т. 1–2. М., 1999. URL: http://lib.rus.ec/b/401801/read; http://lib.rus.ec/b/401848/read

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: вехи развития // Вопр. истории. 2008. № 9. С. 70–82.

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основные черты социального строя // Вопр. истории. 2006. № 9. С. 67-86.

Поляков А. Н. Древнерусская цивилизация: основы политического строя // Вопр. истории. 2007. № 3. С. 50–69.

Пчелов Е. В. Рюрик. М., 2010. (Сер. ЖЗЛ). URL: http://lib.rus.ec/b/317298/read

Пчелов Е. В. Рюриковичи. История династии. М., 2001. URL: http://lib.rus.ec/b/264795/read

Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/89226/read

Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. М., 1982. URL: http://lib.rus.ec/b/415986/read

Седов В. В. Русский каганат IX века // Отечеств. история. 1998. № 4.

Скрынников Р. Г. Древняя Русь: Летописные мифы и действитель­ность // Вопр. истории. 1997. № 8. С. 3–13.

Скрынников Р. Г. Русь IX–XVII вв. СПб., 1999. ИвГУ: 63.3(2)/С458. URL: http://lib.rus.ec/b/80072/read

Славяне и Русь: Проблемы и идеи. М., 1999. ИвГУ: 63.3(2)/С471.

Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. М., 1993. URL: http://lib.rus.ec/b/80000/read

Толочко П. П. Власть в Древней Руси. X–XIII века. М., 2011. URL: http://lib.rus.ec/b/434021/read

Толочко П. П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. М., 2003. URL: http://lib.rus.ec/b/423013 /read

Успенский Б. А. Борис и Глеб: Восприятие истории в Древней Руси. М., 2000. ИвГУ:63.3(2)/У774.

Федосеев Ю. Г. Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда. М., 2006. URL: http://lib.rus.ec/b/144932/read

Фёдорова О. П. Допетровская Русь. Исторические портреты. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/193181/read

Фомин В. В. Варяги и варяжская Русь. М., 2005. URL: http://lib.rus.ec/b/193737/read

Фомин В. В. Ломоносов и Миллер: уроки полемики // Вопр. исто­рии. 2005. № 8. С. 21–35.

Фомин В. В. Народ и власть в эпоху формирования государственности у восточных славян // Отечеств. история. 2008. № 2. С. 170–189.

Фомин В. В. Открытый разговор о варяжской Руси // Отечеств. ис­то­рия. 2004. № 1. С. 206–210.

Фомин В. В. «Скандинавомания» и её небылицы // Родина. 2009. № 10. С. 98–101.

Фомин В. В. Южнобалтийское происхождение варяжской руси // Вопр. ис­тории. 2004. № 8. С. 149–163.

Фроянов И. Я. Загадка крещения Руси. М., 2007. URL: http://lib.rus.ec/b/350911/read

Фроянов И. Я. Исторические реалии в летописном сказании о при­звании ва­рягов // Вопр. истории. 1991. № 6. С. 3–12. URL: http://lib.rus.ec/b/245369/read

Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. М., 2003. URL: http://www.fictionbook.ru/

Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М., 2012. URL: http://lib.rus.ec/b/449501/read

Шмурло Е. Ф. Курс русской истории: В 4 т. СПб., 2000. Т. 1: Воз­никнове­ние и образование Русского государства. ИвГУ:63.3(2)/Ш754.

Яманов В. Е. Рорик Ютландский и летописный Рюрик // Вопр. истории. 2002. № 4. С. 127–137.

Интернет-ресурсы:

Хронос – всемирная история в Интернете.

URL: http://www.hronos.km.ru/

URL: http://lib.ru/~moshkow/; URL: http://lants.tellur.ru/history/

URL: http://lib.ololo.cc/

ТЕСТ 3. Древнерусское государство в IX – начале XII в. Фамилия, имя ______________________________________.

Дайте определение: государ­ство –

Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян: __________ ____и ________________.

Зарождение государственности у восточных славян от­носится к: 1) VI-VII вв. 2) Х-ХI вв. 3) IX-Х вв. 4) ХI-ХII вв.

Дайте определение: доход, не требующий от его получа­теля затрат собственного труда -

Укажите термин, не сочетающийся с остальными: -Закуп -Мечник -Рядович -Смерд -Холоп

Военная активность Киевской Руси в X - XI вв. объяснялась: -агрессией со стороны кочевников – печенегов и половцев;

-перенаселённостью занимаемой территории; -набегами татаро-монголов; -агрессией со стороны Византии

Иностранцы называли Русь ________________________ – страной городов.

Когда и кто создал норманнскую теория происхождения Русского госу­дарства: _________ ______________

Кто являлся первым антинорманистом? ____________________

Что такое лествичное право наследования -

Кто не имел права обладать вотчиной на Руси (2 ответа): а) бояре; б) монахи; в) рядовичи; г) сыновья князей

Какие народы не вошли в состав государства Киевская Русь: а) финно-угры; б) вятичи; в) поляне; г) жмудь.

Какие функции выполнял князь в X — XII вв.? -

Дайте определения:

-мечники:

-вирники –

-мытники –

-смерды-

-закупы –

-рядовичи –

-холопы –

Укажите дату первого восстания в Суздальской земле: __________ г.

Какое событие нашло отражение в приведённом ниже отрывке из летописи: «Порешивши так, они послали сказать Игорю: «За­чем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?» Но Игорь не послушался их, тогда древляне, вышедши из го­рода Коростена (Искоростеня), убили Игоря и всех бывших с ним...».

-Поход князя Игоря на Византию; -Убийство князя Игоря древлянами;

-Убийство Игорем киевских князей Аскольда и Дира; -Поход новгород-северского князя Игоря против половцев.

Согласно летописи, в 882 г.: А) произошло объединение двух восточнославянских центров Новгорода и Киева; Б) войска Олега взяли Константинополь; В) заключён мир между князем Игорем и Византией; Г) произошло убийство князя Игоря.

Киевский князь Святослав Игоревич хотел сделать своей резиденцией город на Дунае __________________.

Назовите годы правления: Рюрика -; Олега -; Игоря -

Лишней в ряду дат военных походов русов на Византию является: 1) 860 г. 2) 882 г. 3) 911 г. 4) 944 г. 5) 971 г.

Результатом походов князя Святослава Хазарский каганат:

-был присоединен к Киевскому государству; -перестал существовать как государство;

-попал в зависимость от Ирана; -подвергся насильственной христианизации.

Назовите годы правления Владимира I Святого -

Укажите причины и значение принятия христианства –

ТЕСТ 3. ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Заполните пропуски: князь ____________________ обещал помощь Византии при условии, что византийские императоры выдадут за него свою сестру царевну Анну.

Жес­токо внедряли хри­стианство в Новгороде: «___________ крестил мечом, а ___________ – огнём».

Церковь суще­ствовала на __________________ – средства, выделяемые ей от налогов

Митрополия делилась на _______________ во главе с _________________________.

Какой киевский князь получил прозвище Креститель: -Владимир I -Игорь -Владимир Мономах -Олег Святославич.

В Х в. в Киеве жители поклонялись родоплеменным богам, что:

А) воспроизводило родоплеменной сепаратизм; Б) способствовало упрочению государства;

В) предотвращало племенные конфликты; Г) делало общество монолитным.

После принятия христианства Русь стала: А) католической; Б) православной; В) протестантской; Г) обществом «двоеверия», сочетавшим христианство с язычеством.

Назовите годы правления: Ярослава Мудрого -; Владимира Мономаха -

Укажите дату Любечского съезда князей –

Какой принцип был принят на Любечском съезде –

Как назывался вооружённый отряд при князе в Древней Руси, участвовавший в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя?: Рекруты; рядовичи; дружина; стрельцы.

При каком русском князе был построен Софий­ский собор в Киеве?

-Владимире I -Ярославе Мудром -Владимире Мономахе -Юрии Долгоруком

Съезд князей в Любече был созван с целью:

-прекратить княжеские междоусобицы -согласовать торговые пошлины

-провести церковную реформу -подавить восстание в Киеве

Слова: «Аже убиють огнищанина у клети, или у коня, или у говяда, или у коровье татьбы, то убити в пса место». (Перевод с древнерусского: «Если убьют огнищанина в доме или около лошадей и коров в момент совершения кражи, то виновника следует убить как собаку...») содержатся в:

-«Слове о законе и благодати»; - «Слове о полку Игореве»; - «Русской Правде»; - летописи; - былине.

В «Русской Правде» упоминаются категории населения (3)

1) крепостные крестьяне 2) огнищане 3) дворяне 4) закупы 5) тиуны.

В Киевской Руси сбор дани в IX - первой половине X вв. происходил путём:

1) объезда князем земель; 2) создания постоянных мест сбора; 3) строгой централизации;

4) системы кормлений; 5) системы откупов.

В ряду имён киевских князей лишним является:

1) Всеволод Большое Гнездо 2) Святослав Игоревич 3) Олег Вещий 4) Ярослав Мудрый 5) Игорь.

Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укрепилось в правление князя:

Кто из названных князей разгромил Волжскую Болгарию и Хазарию? 1) Олег; 2) Ярослав Мудрый; 3) Святослав; 4) Игорь.

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя князя, о котором идет речь. «Как пишет летописец, он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр, прибавлена еще замечательная черта, что он был христианином и сам книги читал. Последнее обстоятельство было чрезвычайно важно для преемника Владимирова. Поэтому, разумеется, в его княжение христианство и грамотность должны были распространяться...». Ответ:.

Обозначьте цифрами положения, высказанные: 1- представителями норманнской теории, 2- ее противниками.

1.Основателем Древнерусского государства является Рюрик.

2. До призвания Рюрика Русь представляла собой объединение нескольких княжеств, возникших на землях восточнославянских племен.

3. Варяжские князья правили от имени давших им власть древнерусских князей, а варяжские дружины были лишь составной частью славянских.

4. Русь- название иноземного племени, которое пришло в земли славян вместе с Рюриком.

5. Славяне не могли самостоятельно создать государство и поэтому призвали варяжского князя Рюрика с дружиной.

6. Название «Русь» произошло от реки Рось, притока Днепра.

Соотнесите правителей и понятия

1.полюдье Олег

2. уроки

3. крещение Игорь

4. наместники

5. система управления Ольга

6. Хазария

7. Византия

8. погост Святослав

Определите, какое событие описано в данном фрагменте летописи.

В тот год сказала дружина: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И послушал их (князь) – пошел за данью… и прибавил к прежней дани новую, и творили насилие над ними мужи его. Взяв дань, пошел он в свой город. Когда же шел назад,- поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, я возвращусь и пособираю еще». И послали к нему (послов от этого племени), говоря: «Зачем идешь опять? Забрал уже всю дань». И не послушал их (князь); и (они) выйдя из города Искоростеня, убили (князя) и дружину его…

1. Захват Киева князем Олегом в 882 году.

2. Восстание древлян против князя Игоря в 945 году.

3. Поход князя Святослава на вятичей.

Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 814 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.045 с)...