Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этой власти к одному апостолу Петру?



Христос обращает Свои слова к Петру и произносит их в единственном числе в ответ на исповедание, произнесенное им одним. Кроме того, как толкуют святые отцы, единственное чис­ло употреблено здесь как знак единства апостолов, единства Церкви. Св. Киприан Карфагенский пишет в пояснение приве­денных выше слов Христа (Ин. 20, 21-23): «Хотя Он всем апо­столам после Своего воскресения дал равную власть... однако, чтобы ясно показать единство, Он так сделал властию Своею, чтобы начало этого единства велось от одного. Разумеется, и Другие апостолы были тем же, чем был Петр, наделенные тою же мерою чести и власти, но начало ведется от единства, чтобы показать, что Церковь Христова едина».

О том же говорит блаженный Августин: «Петр один отвеча­ет: «Ты — Христос», и ему говорится: «Тебе дам ключи Царствия Небесного», как будто бы он один получил власть вязать и раз­решать. Тогда как и те слова один сказал от имени всех, и сие обетование он получил вместе со всеми, как бы олицетворяя со­бою единство. Итак, один выступает за всех, ибо единство нахо­дится во всех». «Он олицетворил собою вселенскость и единство Церкви, когда ему было сказано: «Я даю тебе то, что дано было всем».

И самая личность Петра и самое имя Петр (камень, скала) здесь знаменует весь лик апостольский, поскольку вопрос был обращен ко всем: «Вы же кого Мя глаголете быти?» — и по­скольку ответ, произнесенный в тот момент одним Петром, должен был стать их общим ответом, Петр здесь символ апостольства.

Отцы Констанцского Собора толковали папе: «Доколе Иуда был в числе апостолов, он имел власть вязать и решить, когда же он вышел из их лика, в его власти осталось только одно — свя­зать самого себя петлей удавления» (3). Констанцские отцы хоте­ли этим сказать, что папа силен только в союзе с другими епис­копами, в союзе с Церковью.

Обетования, данные Петру, распространяются и на еписко­пат. Согласно св. Киприану Карфагенскому, Господь, говоря Пет­ру о камне, на котором созидается Церковь, «основывал честь епископскую и строй Церкви», поскольку «Церковь возведена на епископах».

Таким образом, по римско-католическому пониманию, в лице Петра Христос облекает властью всех Римских епископов, и только их. По православному же пониманию, в лице Петра полу­чают обетование все апостолы и их преемники.

2) Евангелие от Луки (22, 31-34) приводит обращение Гос­пода к Петру после Тайной вечери: Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял яко пшеницу. Аз же молихся о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты некогда обращен утверди братию твою. Он же рече Ему: Господи, с Тобою готов есмь и в темни­цу и на смерть ити. Он же рече: глаголю ти Петре, не возгласит петел днесь, дондеже трикраты отвержешися Мене не ведети.

Подтверждение своего учения о чрезвычайных полномочиях Петра и его непогрешимости римо-католики находят в первой по­ловине этого текста: Господь молится о Петре, да не оскудеет вера его и поручает ему утвердить братию.

Но весь контекст евангельского рассказа и вторая половина этого текста говорит о том, что Христос молится за Петра, имея в виду предстоявшее ему искушение, как известно, приведшее Петра к отречению. Пройдя через это искушение и вновь обратившись ко Христу, Петр должен: был, в свою очередь, утверж­дать колеблющихся братьев. Утверждать других в вере — долг каждого епископа и каждого христианина. Здесь нет речи о ка­ких-то чрезвычайных полномочиях. Понятно, что выводить отсю­да преимущество римского престола было бы странной и неесте­ственной натяжкой. И очень поздно появляются первые проримские истолкования этого места. Только в конце VII в. папа рим­ский Агафон первым истолковывает это место в пользу преиму­ществ Римского епископа. До него такое толкование этого места неизвестно.

3) Евангелие от Иоанна (21, 15-17): Глагола Симону Петру Иисус: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих? глагола Ему: ей, Господи, Ты веси, яко люблю Тя. Глагола ему: паси агнцы моя. Глагола ему паки второе: Симоне Ионин, любиши ли Мя? глагола ему: ей Господи, Ты веси, яко люблю Тя; глагола ему: паси овцы Моя. Глагола ему третие: Симоне Ионин, любишь ли Мя? оскорбе же Петр, яко рече ему третие: любиши ли Мя? и глагола Ему: Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя, глаза ему Иисус: паси овцы Моя.

Быть пастырем Церкви не значит иметь единоличную, абсо­лютную власть над умами и совестью верующих. Сам апостол Петр умоляет пастырей-пресвитеров как их сопастырь — со-пресвитер: «Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе (то есть надзирая за ним — Д.О.) не нуждею, но волею... ни яко обла­дающее причту, но обраэи бывайте стаду (1 Пет. 5, 2-3). Пастыр­ство не должно превращаться в «обладание причтом», то есть в распоряжение уделом, господствование.

Троекратное вопрошение Спасителя, обращенное к апостолу Петру, имеет прямое отношение к троекратному отречению Пет­ра, происшедшему вскоре после заверения: «Аще и вси соблаз­нятся о Тебе, аз никогда не соблазнюся». Так это понял и Петр («оскорбе же Петр»).





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...