Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И развитие догматической науки



Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл че­ловекам, чтобы они могли право и спасительно веровать в него и достойно чтить его» [8,5].

Именно из Божественного Откровения почерпается все уче­ние Православной Церкви. И Откровение Божественное — это не есть однократный акт, а процесс. В Ветхом Завете Бог по­степенно открывал людям некоторое знание о Себе, приспособ­ляясь к способности восприятия дохристианского человечества.

В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение вет­хозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа. Апос­тол Павел так и начинает свое послание к Евреям (Евр. 1,1-2): «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни говорил нам в Сыне...», т.е. Христос открыл нам все необходимое для спасения. В Ветхом Завете Откровение носило фрагментарный характер, посколь­ку каждый автор Священных Книг, каждый из пророков сооб­щал только некоторую грань знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, это знание было опосредованным, по­скольку каждый из пророков говорил о том, что он, как чело­век, знает о Боге.

Во Христе мы имеем завершение Откровения, во Христе Откровение не фрагментарно, а полно, потому что Христос — это не просто тот, кто что-то знает о Боге, а Сам Бог. Здесь уже не люди свидетельствуют о своем опыте, а Сам Бог открывает истину о Себе. Поэтому во Христе мы имеем полноту Боже­ственного Откровения.

Священное Писание прямо говорит, что Господь Иисус Хри­стос открыл Церкви всю полноту истины, по крайней мере, ту полноту, которую человек способен вместить. В Евангелии от Иоанна (Ин. 15,15) говорится, что Господь возвестил ученикам «...все, что слышал от Отца...».

Из этого же Евангелия мы знаем, что Святой Дух, сошед­ший на учеников в День Пятидесятницы, никакого нового от­кровения, никакого нового учения не принес, Он только напом­нил ученикам то, чему учил Христос. Сам Господь во время прощальной беседы с учениками говорит о Святом Духе, что он «...от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16,14). По толкованию большинства экзегетов «От Моего возьмет» — означает: «возьмет от Моего учения».

Вся эта полнота истины сохраняется в Христовой Церкви. Священномученик Ириней Лионский говорит:

«Апостолы как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к истине, и вверили ее епископам» [9,331].

В Священном Писании также говорится, что апостолы всю полноту истины, полученную от Христа, возвестили Церкви (Деян. 20,27), они возвещали Церкви «Всю Волю Божию», а не только некую часть ее.

Именно в силу полноты Новозаветного Откровения, кото­рое подтверждается тождественностью опыта святых всех эпох и всех народов, никаких новых откровений, никаких новых вероучительных истин, никаких новых заветов быть не может, и поэтому любые подобного рода явления попадают под анафе­му апостола Павла (Гал. 1,8): «...если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема».

2.2. Теория «догматического развития»

Как в таком случае относиться к появлению догматов? Сам факт, что в Церкви появляются новые догматы, является ли свидетельством появления в Церкви новых вероучительных истин?

В западном богословии, начиная с середины прошлого века получила широкое распространение так называемая «теория догматического развития», автором которой является католи­ческий богослов кардинал Ньюман.

Смысл этой теории состоит в следующем: Церковь облада­ет полнотой богооткровенной истины, но для соборного созна­ния Церкви эта истина является сокрытой, или, по крайней мере, очень неявно ощущаемой и переживаемой до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не сделает это сокровенное знание явным для соборного церков­ного сознания.

Теория эта очень удобна для западных христиан с той точ­ки зрения, что она легко позволяет оправдать всевозможные Произвольные догматические нововведения как Римокатолической Церкви, так и протестантских конфессий.

С одной стороны, эта теория кажется довольно логичной, но, с другой, она ведет к парадоксальным выводам. Скажем, в таком случае нам приходится признать, что Церковь времен апо­столов, даже сами святые апостолы знали о Боге несравненно меньше, чем любой современный христианин, прослушавший курс догматики.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 258 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...