Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Заключительные замечания



Многое содержащееся в Манифесте 2000 выглядит как некая утопия, в ряде пунктов не более чем декларация о намерениях в сочетании с благими пожеланиями. Мы, конечно, это прекрасно понимаем и думаем, что это понимают и составители текста Манифеста 2000. Гуманистическое движение имеет, однако, глубокие исторические корни и, как мы видели выше в разделах 1 и 2, даже в организационном отношении носит международный характер. Опубликованный накануне нового столетия «Гуманистический Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму» вызвал широкий общественный резонанс и был опубликован в большинстве стран мира. Его подписали и поддерживают многие учёные и общественные деятели современности, а также различные демократические и правозащитные международные и национальные организации. Да, Манифест 2000 – это в известной мере декларация о намерениях. Да, до осуществления многого, чего мы хотим, о чем мечтаем, еще очень далеко. Но нельзя идти вперёд, не зная и не видя цели, как бы далеко она ни была. Скепсис, ирония и насмешки, не говоря уже об охаивании, неконструктивны и обычно служат лишь для оправдания беспринципности и бездеятельности.

В преломлении к нашей действительности, мы надеемся, что Манифест 2000 наведет на серьёзные размышления относительно гуманизма и демократии в России, о её месте в мировой семье народов.

Россия вступает в XXI век далеко не в лучшем своем состоянии. ХХ век – это, по-видимому, и самое динамичное, и самое драматичное столетие в её истории. Многие сегодня поддаются настроениям апатии и пессимизма и в поисках решения своих проблем обращаются не к будущему, а к прошлому. Но известно, что оно учит, как правило, только тому, чему мы желаем научиться, и преимущественно говорит нам о том, что может подтвердить настроения и ожидания, с которыми мы обращаемся к истории. Другое дело настоящее. Здесь недостаточно искать того, что оправдывает наши убеждения. Люди в настоящем живут, действуют. И чтобы наша жизнь была достойной в наших же собственных глазах, мы должны искать те позитивные факты и процессы, которые мы имеем здесь и теперь. Перед лицом бесконечной череды безобразий и преступлений, кажется утопичным говорить о каких-то ободряющих перспективах. Тем не менее, они есть. И о них необходимо говорить не просто для того, чтобы описать их, но для того, чтобы, опираясь на них действовать, делать дело. Такова гуманистическая, жизнеутверждающая постановка вопроса.

Возможно, самым главным, решающим позитивным моментом российской реальности является обретение нашим обществом беспрецедентной свободы. Первое десятилетие её существования в России отмечено несомненной печатью дикости. Но в той мере, в которой россияне сохранили разум и нравственные чувства, она стала приносить свои первые, ещё плохо различаемые добрые плоды. И, если мы оглянемся лет на 10 – 15 назад, то легко увидим, как сильно все мы повзрослели. Степень реализма в восприятии действительности, печатного слова и политических выступлений неизмеримо возросла по сравнению с прежним, «совковым» отношением к жизни. Столь же стремительно изменился характер самооценки. Школа свободы – это весьма дорогостоящая школа. Многие и сегодня стараются избегать её уроков, уповая на «сильную руку», державность, или на молитву. Но, судя по всему, этот суровый «предбанник демократии» избежать невозможно.
Такая великая страна как Россия, с ее тысячелетней культурой, несметными природными ресурсами и уникальной жизнестойкостью её народов просто обречена на выход из экономического, социального, морального и психологического кризиса. Субъективных оснований для недовольства существующим положением вещей более чем достаточно, тем более что масштаб жизни каждого из нас кажется меньше временных темпов чаемых преобразований. А так хочется, чтобы всё и сразу стало хорошо. Но чудес ни в природе, ни в обществе не бывает. Это не значит, что нужно стоять в стороне и мудро качать головой, либо, что ещё проще, превращаться в циника, нытика и пессимиста. Нет, как бы трудна ни была жизнь в сегодняшней России, в ней есть место и для самоутверждения, и для творчества, и для добрых дел!

Одно из направлений позитивной реализации личной и социальной энергии человека на основе реалистической системы ценностей предлагает современный светский гуманизм. Характерно, что в нём нет ничего такого, что могло бы вызывать резкое неприятие. И это легко объяснимо, поскольку гуманистическое мировоззрение основывается на научной картине мира, здравом смысле и элементарных нравственных нормах. Как оптимисты мы верим в то, что в новом столетии Россия во всё большей степени будет «обустраиваться» на началах демократии, разума, доброй воли и справедливых законов, а её граждане, заждавшиеся нормальной и достойной жизни, наконец-то обретут возможность строить её на основе самостоятельности и ответственности за свою судьбу.

Литература

1. Россия XX век. Документы. Под общей редакцией А. Н. Яковлева, Москва. См., например, тома «Кронштадт. 1921» (1997) и «Филипп Миронов» (1997), «Катынь» (1997), «Власть и художественная интеллигенция» (1999), «Лаврентий Берия» (1999).
2. Латышев А. Г. Рассекреченный Ленин. М.: Изд-во МАРТ (1996).
3. Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии. Пер. с французского. М.: Изд-во “Три века истории” (1999).
4. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл, № 13, 1999. – С. 2 – 36.
5. Центр исследований Российского гуманистического общества // Здравый смысл, 1997, № 5; Образовательные программы Центра обучения Российского гуманистического общества // Там же, 1999, № 12.
6. Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма) – СПб. – М., – 1998.
7. Гуманистический Манифест I // Здравый смысл, № 1, 1996. – С. 23 – 25.
8. Гуманистический Манифест II // Здравый смысл, № 3, 1997. – С. 25 – 35.
9. Организации и журналы современного гуманизма // Там же, № 1, 1966. – С. 56 – 61.
10. Декларация секулярного гуманизма // Там же, № 7, 1998. – С. 25 – 33.
11. Кругляков Э. П. Что же с нами происходит? – Изд-во СО РАН, Новосибирск, 1998.
Александров Е. Б., Гинзбург В. Л. О лженауке и ее пропагандистах // Вестник РАН, 69, № 3, 199 (1999).
Проблемы борьбы с лженаукой. Обсуждение на Президиуме РАН // Вестник РАН 69, № 10, 879 (1999).
Иоанн Павел II. Вера и разум. Изд-во Францисканцев (1999). John Paul II. Encyclical Letter “Fides et Ratio” (1998).
Гинзбург В.Л. Разум и вера // Вестник РАН 69, № 6, 546 (1999). Статья также перепечатана в журнале «Здравый смысл» № 13, 1999. (См. настоящее издание, с. 10 – 25.)





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 273 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...