Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
А вопрос о падении дживы?
Что ты имеешь в виду?
Можешь ли Ты как-нибудь прокомментировать вот эту Свою цитату: «Существует огромная разница между тем, что знал Прабхупада, говоря «Мы были с Кришной», и тем, что представляли себе вы, слыша эти слова. Прабхупада понимал, о чем говорит Шридхара Госвами, а Шридхара Госвами прекрасно понимал, о чем говорит Прабхупада. Они видели одно и то же, но просто говорили об этом разными словами».
Невозможно выразить словами какого-либо земного языка категории реальности, которая пребывает за пределами времени. Это исчерпывающий комментарий.
Одно утверждение гласит: «Мы пали с Вайкунтхи», а другое утверждение гласит: «Мы никогда не были на Вайкунтхе, а пришли из татастха-шакти». Оба утверждения истинны?
Нет, Моя радость. Никто не падает с Вайкунтхи в том смысле, как ты себе это представляешь. Ибо невозможно находиться в мире Вайкунтхи, не обладая чистотой премы и последующих стадий любви. Обладая же высочайшей любовью, невозможно пасть, то есть привлечься чем-то низшим. Представление о том, что Ее Величество према не в состоянии полностью удовлетворить какое-либо живое существо, — грубейшая философская ошибка и тяжкое оскорбление. Ачарьи особо подчеркивают это. Посмотри, например, что говорит Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в «Шри Мадхурья Кадамбини».
Исходя из того, чем ты располагаешь, наиболее подробно «падение» описано в журнале «Путь Шри Рупы и Рагхунатхи».
Начнем с «Мадхурья Кадамбини».
«…Поэтому, если кто-то считает, что все же есть редкие случаи, показывающие, что анартхи могут проявляться даже после того, как преданный достиг лотосных стоп Господа, ему следует очистить свой ум от подобных мыслей, прибегнув к помощи разума» (гл. 3).
Теперь «Путь Шри Рупы и Рагхунатхи».
«О татастха шакти в Брихад-аранйака Шрути говорится следующее:
тасйа ва этасйа пурушасйа две стхане бхавата идан ча паралока-стханан ча сандхйам тритийам свапна-стханам
тасмин сандхйе стхане пашатидан ча паралока-стханан ча
«Джива пригодна жить в одном из двух миров: либо в этом материальном, либо в мире Чит, где найдет все, что искала; сама же джива находится в третьем, пограничном, мире сна. Находясь в пограничном мире, она может видеть и мир материи и мир Сознания». (4.3.9)
В том же Шрути приводится пример:
тад джатхйа маха-матсйа убхе куле нусанчарати пурвван ча паран чайвам эвайам пуруша этав убхав антав анусанчарати свапнантан ча буддхантан ча
Такова пограничная природа. «Как сильная рыба плавает то у ближнего, то у дальнего берегов реки, так и дживы: способные двигаться в причинных водах между материальным и духовным мирами, они движутся у обоих берегов: как у берега сна, так и у берега живого сознания». (4.3.18)
Дживы, порожденные татастха-шакти, несмотря на то что исходят из Всевышнего Господа, наделены отдельным бытием. Как пример приводятся мельчайшие составляющие солнечного луча или искры костра. Как сказано в Брихад-аранйаке:
джатхагхнех кшудра виспхулинга вйуччаранти эвам эвасмад атманах … саррвани бхутани вйуччаранти
«Как из огня появляются мельчайшие искры, так и все души появляются из Кришны, Души Всего (Сарватмы)». 2.1.20
Отсюда явствует, что все ничтожно малые отдельные сознательные частицы, по своей пограничной природе пригодные для жизни и в Майе, и в Духе, составляют вид зависимых от изначальной Души, Кришны, созданий. Если при созерцании обеих берегов у них возникает желание наслаждаться, они отворачиваются от духовного Солнца-Кришны и принимают от находящейся поблизости Майи приглашение на поле наслаждений. Такое забвение о Кришне делает их изменниками, чье отвращение от Кришны не имеет начала (анади-бахирмукха). Их преступление — в злоупотреблении своей свободой, а их теперешнее состояние — расплата. … Когда джива использует собственную свободу себе во вред, Махавишну, полное распространение Кришны, возлежащий в причинном океане, тенью своей части соприкасается с женской материей (пракрити) и оплодотворяет ее семенем в виде этой дживы. … Все эти дживы совершили свое преступление — отвернулись от Кришны — еще до того, как вступили в Майу. Их преступление началось до того, как началась хронология Майи, поэтому его называют отвращением от Кришны, не имеющим начала (анади)».
(Шрила Тхакур Бхактивинод, Шриман Махапрабхур шикша, 6-я глава; цит. по Путь Шри Рупы и Рагхунатхи № 4, статья Санатана-шикша)
Удовлетворена ли ты этим объяснением?
Мммм… Не совсем. Объяснение, конечно же, прекрасное. У меня этот журнал уже давно, но я так и не дошла до этого места. Однако мой вопрос немного в другом.
С одной стороны, джива — преступница, и, в то же самое время, святой вайшнав может видеть, что все дживы — чистые преданные Господа. Аналогично этому, с одной стороны, джива никогда не падает из Духовного мира, а с другой стороны святой вайшнав утверждает, что все мы раньше были с Кришной.
В ИСККОНе вышла книга «Наше изначальное положение», где приводятся цитаты Ачарьев, доказывающие, что мы пали с Вайкунтхи. Как с этим быть? Это цитаты тех же самых Ачарьев, которые в других трудах отрицают падение с Вайкунтхи.
Вот, к примеру, цитаты Тхакура Бхактивинода, приведенные в этой книге:
«Попав в темницу материального мира, душа не лишается своего изначального, духовного тела — тела, которым она обладала в духовном мире, на Вайкунтхе. Хотя из-за соприкосновения с материей оказавшаяся в заточении душа забывает о своем изначальном, духовном теле, оно не прекращает существовать. Когда душа входит в этот мир, ее вера, желания и счастье становятся связанными с материей. И расы души, некогда проявляемые ею в духовном мире, исказившись, отражаются в материи в виде страданий, наслаждений и других состояний, присущих материальному миру. Что я называю искаженным отражением? Когда изначальная, чистая природа преобразуется и в результате возникает нечто отличное от нее, это называется искаженным отражением. Следовательно, изначальную, чистую сущность можно также увидеть в ее искаженном отражении. Материальное счастье и другие материальные расы — это искаженные отражения изначальных, духовных рас души».
(Према прадипа, с. 83)
«Находясь в темнице материального мира, мы ищем то, чем обладали, когда участвовали в расах Вайкунтхи».
(Према прдипа, с. 96)
А вот слова Шрилы Прабхупады Бхактиведанты Свами из этой же книги:
«Итак, даже если я нахожусь на Вайкунтхе, стоит мне подумать: «Почему я должен служить Кришне? Почему бы мне самому не стать Кришной?» — как я падаю. Ничего странного в этом нет. Слуга служит своему господину и иногда может подумать: «Вот если бы я был господином, а не слугой…»
(лекция по «Бхагавад-гите, Гонолулу, 4 июля 1974 г.)
Вся книга полна подобных, на мой взгляд, убедительнейших цитат. Если Шрила Шридхара Махарадж прекрасно понимал, что имеет в виду Прабхупада, говоря «Мы были с Кришной», означает ли это, что с какой-то определенной позиции утверждение «Мы пали с Вайкунтхи» является истинным?…
Я должен объяснить тебе, что же понимал Шридхара Махарадж?
Ты сейчас опять скажешь, что это непостижимо?
Но это действительно непостижимо, Моя радость! Ибо между твоим сознанием и сознанием Шрилы Шридхара Махараджа есть некоторая разница…
Неужели нельзя конкретно ответить, была ли я когда-либо раньше с Кришной или не была? По-моему, это очень просто.
Да, это просто. Но ответ на этот вопрос не сможет уместиться в твоем разуме. У тебя возникнет «перегрузка канала». Слово «была» — это слово в прошедшем времени. А реальность, с уровня которой может быть дан ответ, лежит вне времени! С позиции этой реальности все твои «когда-либо раньше», а также все возможные «до тех пор пока» или «с тех пор как» лишены всякого смысла.
Но разве Ты не можешь объяснить это так, чтобы перегрузки не произошло? Конечно, как Ты уже говорил, это невозможно объяснить до конца, но Ты можешь создать в моем уме некоторое впечатление, чтобы у меня появилось хоть какое-то представление о том, как все есть на самом деле.
Изволь. Начнем осторожно. Итак, утверждение «Мы были с Кришной» в высочайшем эзотерическом смысле верно. Но утверждение «Мы пали из Кришна-лилы (или с Вайкунтхи)» не верно — никак, никогда и ни на каких условиях. Как ты себя чувствуешь?
Пока хорошо.
Впечатления, которые появляются в твоем разуме от выражения «пасть из безличного брахмана» или от выражения «пасть с Вайкунтхи», не имеют никакого отношения к реальности Высшей Истины. Тебе не доступен настоящий смысл ни единого слова.
Ни единого слова?
Конечно! Ты не можешь понять, что означает «пасть». У тебя нет ни малейшего представления о брахмане или о Вайкунтхе. Даже предлог «из» не вносит в твое сознание никакой достоверной информации.
«Из» — это значит «из»!
Нет, дитя Мое. Можно выйти из дома, но можно ли выйти из Истины? Или войти в Истину откуда-то извне? Суть Истины в том, что Она есть все и находится везде!
Я согласна, если взять Истину в целом. Но ведь можно покинуть пределы именно Духовного Мира?
Нельзя, Моя радость!
Тогда как же совместить это со следующей цитатой:
«Между тем два стража, лучшие среди полубогов, чья красота и великолепие померкли от проклятия брахманов, помрачнели и пали в материальный мир, покинув Вайкунтху, обитель Верховного Господа.
Полубоги, восседавшие на прекрасных воздушных кораблях, став свидетелями падения Джаи и Виджаи с Вайкунтхи, проводили их дружным возгласом огорчения».
(Бхагаватам, 3.16.33 — 34)
Хорошо, давай вернемся к этому примеру. Как по-твоему, вернулись ли сейчас Джая и Виджая опять на Вайкунтху?
Да.
Ты в этом уверена?
Ну да… Написано, что, отстрадав в телах демонов согласно проклятию Кумаров, стражи вернулись на Вайкунтху и заняли свое место у ворот. Сам Господь Нарайана предсказал их возвращение: «Занимаясь мистической йогой в гневе, вы искупите грех, который совершили, когда ослушались брахманов, и очень скоро вернетесь ко Мне» (3.16.31).
И великих демонов, в телах которых они были вынуждены воплощаться трижды, больше нет?
Подожди…
Вот именно, дитя Мое, вот именно!
Игры Господа Варахи вечны! Снова и снова Он убивает демона Хираньякшу. И игры Шри Рамачандры вечны. А какого демона, позволь спросить тебя, Господь Нрисимхадев разрывает Своими когтями прямо сейчас?
Тебе известно, что игры, в которых Господь уничтожает этих двух демонов, вечны. Они лишь кочуют из одной Вселенной в другую. Как только игра заканчивается в одной Вселенной, она сразу же начинается в какой-нибудь другой. Так это или не так?
Игры Господа вечны, об этом говорится везде…
Выходит, этим двум стражам так и не суждено вернуться на Вайкунтху. Господь Нарайана обманул их, коварно заманил, пообещав быстрое возвращение, а затем оставил в материи навечно, чтобы всегда иметь возможность с ними сражаться. А?
Ты меня поймал.
Тебя поймал твой ум, который пыжится вместить необъятное. А теперь такой вопрос. Скажи, как ты думаешь, существовал ли демон Хираньякашипу до того, как Кумары появились у врат Вайкунтхи и прокляли двоих стражей?
Если игры Шри Нрисимхадева вечны, это означает, что и демон тоже был вечно…
Значит, Джая и Виджая пали с Вайкунтхи задолго до того, как их прокляли?
Я не знаю.
Если это так, то тогда что явилось причиной их падения?
Понятия не имею.
Так можно ли пасть из Духовного мира?
Возможно, они воплотились в телах демонов какой-то частью себя? Я слышала, что высшие существа способны на такие штуки… Они умеют разделять свое сознание. Возможно, Джая и Виджая остались по-прежнему у врат Вайкунтхи, а какие-нибудь их полные части отправились в материальный мир.
Позволю Себе шутку. Когда Господь Нарайана через некоторое время после проклятия вернулся к воротам, Он неожиданно обнаружил стражей на том же месте. «Вы еще здесь!!!»
Так вот, Моя радость, каждый миг духовного бытия вечен. Каждое событие Мира духовного разнообразия длится всегда и происходит прямо сейчас.
Там не существует безвозвратно ушедшего прошлого, не существует и пока недоступного будущего. Ибо там отсутствует время в привычном для тебя смысле.
Так можно ли пасть из Духовного мира?
Можно ли однажды исчезнуть оттуда так, чтобы тебя там больше не было? Можно ли придти в Духовный мир и появиться там в один прекрасный миг?
Да, ты можешь появиться там, но это будет лишь означать, что миг твоего появления (или возвращения, как тебе угодно) существует в вечности. Ты можешь и покинуть тот Мир (в рамках определенной лилы), но миг твоего падения останется вечно там, как он и был там до сих пор.
Оперируя лишь концепциями материального времени, твой разум никогда не сможет понять это. Мир духа вечен и неизменен. Это означает, что один минус один или один плюс один там по-прежнему равняется одному. Покидая Мир духа или входя в него, существо Духовного мира всегда остается в Мире духа…
Но как…?
Высочайшую Истину невозможно передать материальным языком, чтобы убедиться в этом, просто попытайся задать свой вопрос, не используя слово «время» а также какие-либо понятия, имеющие отношение к времени. Чтобы задавать вопросы о Мире, в котором времени не существует, ты должна и сама забыть о времени.
…у меня ничего не получается. Они что там все, как застывшие статуи?
Почему, Моя радость?
Если там нет времени, значит там в принципе невозможно какое-либо движение. Ведь любое движение, например ходьба, состоит из множества последовательных положений: сначала я шагаю правой ногой, затем левой. При этом шаг правой ногой будет в прошлом по отношению к шагу левой ногой. Разве можно этого избежать?
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!