Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Указатель – это переменная, которая содержит адрес переменной. Так как указатель – это адрес некоторого объекта, то через него можно обращаться к данному объекту.
В СИ существует тесная связь между указателями и массивами. Любой доступ к элементу массива, осуществляемый операцией индексирования, может быть выполнен при помощи указателя.
Декларация
int a[10];
определяет массив а размера 10, т.е. блок из десяти последовательных объектов, представленных на рисунке, с именами a[0], a[1], …,a[9].
int *pa;, то в результате присваивания
pa = &a[0];
pa будет указывать на нулевой элемент массива а; иначе говоря, ра будет содержать адрес элемента a[0] (см. рис.). Теперь присваивание
x=*pa;
будет копировать содержимое а[0] в х.
Если ра указывает на некоторый элемент массива, то ра+1 по определению указывает на следующий элемент (см. рис.).Таким образом, если ра указывает на a[0], то *(ра+1) есть содержимое a[1], ра+1 – адрес a[1], *(ра+i) – содержимое a[i].
Поскольку имя массива есть не что иное как адрес его начального элемента, присваивание
pa=&a[0];
можно также записать в следующем виде:
pa = a;
Так как ра – указатель, то в выражениях его можно использовать с индексом, то есть запись pa[i] эквивалентна записи *(pa+i). Элемент массива одинаково разрешается изображать и в виде указателя со смещением, и в виде имени массива с индексом.
Между именем массива и указателем, выступающим в роли имени массива, существует одно различие. Указатель – это переменная, поэтому можно написать pa=a или pa++. Но имя массива не является переменной, и запись типа a=pa не допускается.
Следует также различать выражения *(a+2) и *a+2:
*(а+2) – значение третьего элемента массива а;
*а+2 – добавление числа 2 к значению первого элемента массива.
Пример 4. Вывести значения одномерного массива обычным способом и с использованием указателей.
#include <stdio.h>
int a[6]={10,20,30,40,50,60};
/*объявление и инициализация массива*/
main ()
{int i, *p;
for (i=0; i<6; i++)
printf(“%d”,a[i]); /*вывод массива обычным способом*/
for (p=&a[0];p<=&a[5];p++)
printf(“%d”,*p); /*вывод массива с использованием указателя*/
for (p=&a[0],i=0; i<6; i++)
printf(“%d”,p[i]); /*еще один вариант с использованием указателя*/
}
Дадим еще некоторые пояснения. Операция р++ увеличивает значение указателя на единицу. Если p=&a[i], то после операции р++ в р содержится адрес элемента a[i+1].
Пример 5. Найти среднее арифметическое массива, состоящего из шести элементов, с использованием указателя.
#include <stdio.h>
int a[]={10,20,30,40,50,60}
main()
{int i,*p;
float s;
p=a; /*указатель получает значение адреса нулевого элемента массива*/
for (s=0,i=0; i<6; i++)
s+=*(p+i); /*получение суммы элементов массива*/
s=s/6; /*среднее арифметическое массива*/
printf(“%f”,s);
}
Пример 6. Решить задачу, приведенную в примере 1, с использованием указателя.
#include <stdio.h>
main()
{float s[10];
int *p,i;
for (i=0;i<10;i++)
scanf(“%f”,s[i]);
p=&s[9]; /*указатель получает значение адреса последнего элемента массива*/
for (i=0; i<10; i++)
printf(“%f”,*(p-i)); /*вывод элементов в обратном порядке*/
for (p=&a[9]; p>=&a[0]; p--) /*еще один способ вывода элементов в обратном порядке*/
printf(“/n%d”,*p);
}
Предположим, что у нас есть описания:
int z[4][2]; /**/
int pz; / **/
Тогда pz=z указывает на нулевой столбец нулевой строки, т.е.
pz=&z[0][0];
Пример 7. Вывести на экран значения нулевого, второго и четвертого элементов массива.
#include <stdio.h>
int a[]=(10,20,30,40,50,60); /*объявление и инициализация массива а*/
main()
{
for (p=a,i=0; p+i<=a+4; p++, i++)
printf(“%d”; (p+i)); / *вывод на экран значений нулевого, второго и четвертого элементов*/
}
В цикле происходит одновременное увеличение указателя р и индекса i на единицу, вследствие чего на экран после нулевого элемента выводится второй, и затем четвертый. Поскольку элементы двумерного массива хранятся в памяти ЭВМ по строкам, то
pz+1 = &z[0][1], pz+2 = &z[1][0], pz+3 = &z[1][1] и т.д.
Двумерный массив описан как массив массивов. Если z является именем массива, то каковы имена четырех строк, каждая из которых является массивом из двух элементов? Имя первой строки z[0], второй - z[1], и т.д. Однако имя массива является также указателем на этот массив в том смысле, что оно ссылается на первый его элемент. Значит:
z[0]=&z[0][0], z[1]=&z[1][0], z[2]=&z[2][0], z[3]=&z[3][0].
Пример 8. Задана матрица а. Вывести на экран элементы главной диагонали, первой строки и значений первых элементов каждой строки матрицы, применив для этого указатели.
#include <stdio.h>
int a[3][3]={{10,20,30},
{40,50,60},
{70,80,90}};
/*объявление и инициализация двумерного массива*/
int *pa[3]={a[0],a[1],a[2]};
/*объявление и инициализация указателя ра на строки массива а и присвоение начальных значений: pa[0]=a[0]; pa[1]=a[1]; pa[2]=a[2]*/
int p=a[0]; / *объявление указателя на нулевой элемент нулевой строки массива а*/
main ()
{int i;
for (i=0;i<9;i+=4)
printf(“%d”,*(p+i)); /*вывод на экран элементов главной диагонали*/
for (i=0; i<3; i++)
printf(“%d”,*p[i]); /*вывод на экран элементов первой строки*/
for (i=0; i<3; i++)
printf(“%d”,pa[i]); /*вывод на экран первых элементов каждой строки матрицы*/
}
Сделаем некоторые пояснения для первого оператора цикла. Представим матрицу в виде одномерного массива, записанного по строкам:
a[0][0],a[0][1],a[0][2],a[1][0],a[1][1],a[1][2],a[2][0],a[2][1],a[2][2]
Тогда элементы, стоящие на главной диагонали, занимают нулевое, четвертое и восьмое места, т.е. интервал между интересующими нас элементами равен четырем, поэтому переменная i изменяется с шагом 4. Соответственно с таким же шагом меняются адреса ячеек, содержимое которых выводится на экран.
Тема 5: подпрограммы-функцпии
Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1039 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!