Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Для анализа любого явления чрезвычайно важным является выделение его основных элементов. Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельности, моральных (нравственных) отношений. Разделение их происходит лишь в теории для осмысления особенностей каждого из них.
Начнем рассмотрение структуры морали с морального сознания. Моральному сознанию присущи все основные признаки сознания: оно несет информацию об объективной действительности, может рассматриваться по признаку истинности или ложности, подлежать оценке критерием общественной практики. В моральном сознании различают рациональные элементы (представления, понятия и др.), эмоциональные элементы (нравственные чувства) и волю, проявляющуюся в стойкости, решительности, готовности к конкретным поступкам.
Моральное сознание- это осознание человеком тех требований, которые общество ему предъявляет. Моральное сознание представляет собой идеальную субъективную сторону морали и носит обязательный характер. Не существует человека, не имеющего представлений об общепризнанной системе нравственных ценностей.
' См.: Проблемы и пути духовного становления слушателей: Сб. / Под ред. В.С. Чернявского, С.С. Пылева, Д.И. Грядового. М., 1997. С. 63
Дубов Г. В. Профессионально-нравственная деформация личности сотрудника и служебного коллектива органов внутренних дел // Организация работы с личным составом органов внутренних дел. Проблемы и перспективы С. 10.
В структуре рациональных элементов морального сознания различают: моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные оценки и др.
Моральные нормы — это нравственные требования, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к себе. Они возникают как выражение социальной потребности в упорядочении поведения в различных сферах общественной и личной жизни. Моральные нормы предписывают, как принято поступать в определенной ситуации, т.е. отражают присущие данному обществу, социальной группе нравы. Нравами называются реально практикуемые, наиболее удобные, выгодные, устоявшиеся общественные формы поведения.
Моральные нормы в отличие от правовых не имеют принудительной силы и рассчитаны на добровольное их исполнение. Но их нарушения влекут за собой «моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке или осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии»1. Формирование и развитие моральных норм происходит в рамках взаимодействия морального сознания, нравственных отношений и моральной деятельности.
Моральные принципы - основополагающие требования, предъявляемые обществом к личности. Содержание принципов раскрывается, детализируется и конкретизируется в частных нормах поведения. Моральная норма определяет, как необходимо поступать в типичных, часто повторяющихся ситуациях, принцип же дает человеку общее направление, основную линию деятельности.
Основу нравственных принципов составляют нравственные ценности как общепринятые убеждения относительно целей, к которым должен стремиться человек. Это такие общие начала нравственности, как гуманизм, демократизм, патриотизм, интернационализм, справедливость, законность и др.
Нравственные идеалы - это высшие моральные требования, представления о нравственно совершенной личности. С нормами идеал связан идеей возможности доведения существующей нормы до совершенства. Идеалы - это желаемое будущее. В нравственном идеале представлена не частичная модель поведения, как это имеет место в нравственной норме, а целостный образ личности и общественного устройства.
Моральные оценки основаны на представлениях о должном поведении с точки зрения того, в какой мере они способствуют объединению людей. Соответственно этому мораль рассматривает все явления с позиций добра или зла, положительного или отрицательного, достойного или недостойного. Формами выражения нравственной оценки являются одобрение, похвала, согласие, симпатия или, напротив, порицание, осуждение,
1 КобликовА.С. Юридическая этика: Учеб, для вузов. М., 1999. С. 6.
критика, неприязнь и т.п. Важное значение имеет и самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (угрызения совести, досада на себя, стыд, раскаяние, гордость и т.п.).
Специфика нормативности морального сознания проявляется в том, что моральные нормы, с одной стороны, выступают как нравственные требования (должное), а с другой - являются показателем практически закрепленного нравственного опыта, превращения должного в сущее.
Итак, первая составляющая морали - моральное сознание. Данный элемент морали обладает относительной самостоятельностью, так как, во-первых, моральное сознание может обусловить различные варианты поведения (возможность морального выбора), и, во-вторых, оно может быть воплощено или не воплощено в практические действия, оставаясь внутренним, нереализованным отношением субъекта к предмету деятельности.
Но мораль не может быть сведена только к убеждениям, взглядам, идеям о добре и зле, достойном и недостойном поведении. Подлинное формирование нравственности начинается тогда, когда приобретенные знания преобразуются в нравственные убеждения, когда «человек поступает нравственно не потому, что он знает, что нравственно, а что нет, и не тогда, когда он осознает, что он должен поступать нравственно, а тогда, когда он убежден, что иначе поступать нельзя, когда он просто не может поступить безнравственно»1.
Необходимость изучения нравственных норм и принципов для формирования личности сотрудника УИС бесспорна. Они являются исходными ориентирами, определяющими ответственное отношение сотрудника к собственному поведению и поведению других людей. Немаловажно и то, что моральное сознание оказывает значительное влияние на правосознание личности.
Формирование нравственного сознания сотрудника УИС происходит в процессе повседневной профессиональной деятельности, характеризующейся множеством негативных проявлений как со стороны осужденных: их деформированными нравственными установками, неадекватным психологическим состоянием, повышенной агрессивностью или, напротив, беспомощным смирением, невозможностью найти выход из конфликтных ситуаций - так и со стороны самих сотрудников2. Данное положение подчеркивает значимость активной позиции каждого сотрудника и тем более руководителя подразделения (учреждения) в поддержании нормального морально-психологического климата в коллективе, способствующего выработке стойкого «иммунитета» к такого рода негативным проявлениям.
Следовательно, моральное сознание, являясь относительно самостоятельным, неотделимо от других элементов морали. Если суждения, переживания, оценки тех или иных моральных ситуаций и отношений явля-
Пробцемы и пути духовного становления слушателей. С. 64. Подробнее ал. § 8 данного учебного пособия.
ются областью морального сознания, то реализация принятых решений -это уже область моральной деятельности.
Моральная деятельность - важнейший и определяющий элемент морали. Он представляет собой объективную сторону морали, поскольку именно в деятельности мораль приобретает объективно значимую ценность, отражающую взаимосвязь личного и общественного интересов. Этим и определяется исключительная важность нравственного воспитания личности.
Первичным элементом моральной деятельности является поступок. Любое человеческое действие можно рассматривать как поступок, давая ему моральную оценку как обществом или группой людей, так и самим человеком. Нравственная оценка поступка складывается:
— из определения морального мотива, т.е. во имя чего совершается действие;
— положительного или отрицательного результата поступка для другого человека или общества, т.е. последствий поступка;
— выбора средств, используемых для достижения цели.
Необходимо уточнить, что поступок может и не заключать в себе материально ощутимого действия. В определенных случаях бездействие, отказ от оказания помощи человеку, нуждающемуся в ней, квалифицируется моралью (и правом) как недостойный поступок. В поступке выражается степень нравственной зрелости личности или ее деградации.
Поступки являются отражением нравственного сознания личности. Поэтому нравственная деятельность и моральное сознание рассматриваются в неразрывном единстве. Такое понимание подчеркивает действенность морали. Более того, содержание и направленность нравственной деятельности, определяемые только через понимание нравственных отношений, свидетельствуют о тесной взаимосвязи всех трех элементов морали.
Третьим элементом морали являются моральные (нравственные) отношения - это те отношения, в которые вступают люди в процессе нравственной деятельности. Нравственные отношения складываются между личностью и обществом, личностью и группой людей, личностью и профессиональным коллективом, личностью и личностью. Через нравственную деятельность и нравственные отношения человек познает интересы других людей, коллектива и общества в целом. Именно они вырабатывают и закрепляют в сознании личности систему ценностей, которая включает нормы, правила, запреты. Следовательно, отношения предполагают определенные моральные обязательства и моральные права.
В самом общем виде выделяют следующие группы нравственных отношений: во-первых, отношения сотрудников к своей деятельности (целям, средствам, методам, объекту деятельности); во-вторых, служебные и внеслужебные отношения сотрудников.
Остановимся подробнее на второй группе: взаимоотношения сотрудников пенитенциарных учреждений. Они подразделяются на следующие уровни:
1) субординированные отношения личного состава - отношения между начальниками и подчиненными;
2) отношения между коллегами;
3) отношения между сотрудниками УИС и осужденными (заключенными под стражу);
4) отношения сотрудников с родственниками, знакомыми осужденных (заключенных под стражу);
5) отношения сотрудников и осужденных (заключенных под стражу) с представителями общественности, религиозных объединений;
6) внеслужебные отношения сотрудников.
Перечисленные отношения различны и по характеру, и по содержанию. Каждые из них предъявляют к сотрудникам особые нравственные требования, значительная часть из которых закреплена в нормативно-правовых документах.
Особенности взаимоотношений сотрудников пенитенциарных учреждений с лицами, находящимися в местах лишения свободы, выражаются в следующем.
1. Важнейшим условием выполнения сотрудниками служебных задач охраны прав и жизни осужденных является поддержание дисциплины и порядка в исправительном учреждении. При этом сотрудниками используются различные психолого-педагогические методы воздействия, направленные на формирование положительного отношения к труду, образованию, отрицательного отношения осужденного к своему преступному прошлому.
2. Среда исправительного учреждения характеризуется часто возникающими межличностными и групповыми конфликтами как между самими осужденными, так и между осужденными и персоналом.
Немаловажную роль в предотвращении и разрешении конфликтов играет позиция сотрудников исправительных учреждений. В отдельных случаях она является неоправданной с этической и психологической точек зрения. Так, выжидательная (пассивная) позиция, когда сотрудник уходит от разрешения конфликта, укрывает данные случаи из-за боязни мести со стороны осужденных, или, напротив, авторитарная позиция, когда сотрудник старается подавить конфликт преимущественно путем применения карательных мер воздействия, не способствуют разрешению ситуации, а лишь усугубляют ее. Все действия сотрудника исправительных учреждений при разрешении конфликтной ситуации среди осужденных должны соответствовать закону, нравственным принципам и нормам.
3. Успешное достижение цели уголовного наказания - исправление
осужденных и их социальной адаптации после освобождения - зависит от
• характера контактов осужденных не только с работниками исправительно-
го учреждения, с другими осужденными, но и с родственниками, представителями-общественности, иными лицами и организациями, религиозными объединениями.
Осужденные должны знать, что не только администрация, но и общество положительно реагирует на их позитивно изменяющееся поведение, желание через определенное время вернуться к нормальной жизни. Это также является проявлением гуманизации УИС.
4. Все взаимоотношения сотрудников с осужденными должны способствовать активному участию самого осужденного в процессе исправления при обязательном соблюдении личным составом принципов гуманизма, справедливости и законности. Данные требования являются гарантами прав осужденных.
5. Соблюдение моральных норм, дисциплинированность сотрудника исправительного учреждения, его умение найти общий язык с осужденными, доверие с их стороны позволяют успешно исполнять повседневные служебные обязанности, этически грамотно действовать в чрезвычайных ситуациях, значительно обостряющих проблемы морального выбора, соотношения целей и средств, профессионального риска.
6. Специфические служебные нормы поведения и общения в пенитенциарных учреждениях регламентируются нормативными правовыми актами и закрепляются нравственным опытом, традициями. Эти нормы образуют служебный этикет.
Рассмотрев сущность структурных элементов морали, еще раз подчеркнем их тесную взаимосвязь и взаимовлияние.
Сущность морали раскрывается во взаимодействии ее функций. Выделяют следующие основные функции морали:
1) регулятивную;
2) оценочную (аксиологическую);
3) познавательную (информационную); 4) воспитательную;
5) коммуникативную и др.
Первостепенный интерес для сотрудников пенитенциарной системы представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.
Регулятивная функция направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. Следовательно, цель морального регулирования - утверждение основных нравственных принципов в общественных отношениях. Средством регулирования являются нравственные нормы, выработанные и утвердившиеся в ходе развития общества и определенной профессиональной группы.
Данная функция является своеобразным синтезом всех других функций. Однако отличительными ее чертами являются следующие. Во-первых, как отмечалось ранее, мораль проникает во все сферы общественной
жизни, следовательно, она регулирует все взаимоотношения между людьми между человеком и обществом. Во-вторых, следование моральным нормам носит добровольный, а не принудительный характер. В-третьих, соблюдение требований морали обеспечивается общественным мнением, внутренним убеждением человека, его совестью. В-четвертых, идеальный характер моральных норм определяет путь нравственного самосовершенствования, духовного саморазвития человека.
Воспитательная функция заключается в переводе знаний о нравственных нормах, привычках, обычаях, нравах, общепризнанных образцах поведения, передаваемых из поколения в поколение, в систему нравственных убеждений личности. Значит, воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания.
Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми, обществом, самим собой, а также необходимости уважения к правам личности, достоинству других.
Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 1309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!