Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Повесть временных лет» как первый сохранившийся памятник летописного повествования. Основные идеи летописи. «Поучение» Владимира Мономаха памятник дидактического красноречия



Слово о полку Игореве» как литературный памятник. История открытия и опубликования. Проблема автора. Историческая основа «Слова» и его основная идея. «Слово» в истории русской культуры, (отрывки наизусть).

Самым выдающимся литературным памятником Киевской Руси является бесспорно «Слово о полку Игореве». Оно дошло до нового времени в единственном списке, однако и тот погиб во время пожара Москвы в 1812 г., так что мы располагаем лишь изданием «Слова», осуществленным в 1800 г. владельцем рукописи - меценатом и любителем древностей графом А. И. Мусиным-Пушкиным, и копией, изготовленной для Екатерины II в конце XVIII в.

Сборник со «Словом» был приобретен А. И. Мусиным-Пушкиным, видимо, в начале 90-х гг. XVIII в. Первые известия о нем появились в печати в 1797 г. (когда об открытии памятника сообщили Н. М. Карамзин и М. М. Херасков). Не позднее 1796 г. для Екатерины II был сделан список с текста «Слова» (так называемая Екатерининская копия) и подготовлен перевод памятника. А. И. Мусин-Пушкин совместно с археографами А. Ф. Малиновским и Н. Н. Бантыш-Каменским приготовил текст «Слова» для печати, и в 1800 г. памятник был издан с переводом и комментариями. В 1812 г. в московском пожаре погибла библиотека А. И. Мусина-Пушкина; вместе с рукописью «Слова» сгорела и значительная часть тиража первого издания.

В основе сюжета «Слова о полку Игореве» лежит действительное событие русской истории: в 1185 г., через два года после успешного объединенного похода русских князей против половцев, в новый поход на кочевников отправился князь Новгорода-Северского Игорь Святославич со своим братом Всеволодом, племянником Святославом Ольговичем Рыльским и сыном. Поход окончился разгромом Игоревой рати - князья попали в плен, дружина и «вои» были частью перебиты, частью пленены; скорбную весть о поражении принесли на Русь чудом спасшиеся воины. Окрыленные победой половцы нанесли ответный удар: их отряды вторглись в беззащитные теперь русские княжества.

Однако уже через месяц Игорю удалось бежать из плена с помощью сочувствовавшего ему (или подкупленного им) половчанина Лавра (Овлура). Таковы события 1185 г.

Но автор «Слова» превратил этот частный, хотя и весьма значительный эпизод полуторавековых русско-половецких войн в событие общерусского масштаба: он призывает отомстить за раны Игоря и заступиться «за землю Русскую» не только тех князей, которым это было действительно необходимо сделать, ибо после разгрома Игоря на их княжества обрушился половецкий контрудар, но и других князей-современников, в том числе князя далекой Владимиро-Суздальской земли Всеволода Большое Гнездо или Ярослава Галицкого. Великий князь киевский Святослав, в действительности не пользовавшийся в Южной Руси особым авторитетом, превращается в «Слове» в почитаемого патрона всех русских князей, словно речь идет о Ярославе Мудром или Владимире Мономахе. Наконец, сам Игорь, о весьма неблаговидных деяниях которого свидетельствует летопись, превращается в подлинного героя, фигуру трагическую, но не лишенную рыцарственного ореола.

Автор «Слова» как бы подымается над действительностью, забывает о неприязни князей, о их феодальном эгоцентризме, очищая их от этой скверны знамением «земли Русской». Не историческая достоверность в мелочах, а нечто большее и значительное: сознание необходимости единения, совместных действий против половцев, призыв к воскрешению старых идеалов «братолюбия» - вот что находится в центре внимания автора.

Мы не знаем, кто был автором «Слова». Высказывалось немало догадок: спорили о том, был ли он участником похода Игоря или знал о нем от других, был ли он киевлянином, жителем Новгорода-Северского или галичанином и т. д. Надежных данных для обоснования той или иной гипотезы пока нет, но совершенно ясно, что перед нами человек, сочетавший в себе мастерство и эрудицию книжного человека, талант поэта и кругозор политического деятеля.

Идея «Слова», значение его призывов и намеков, бесспорно тесно связанных с политической обстановкой современности, делает чрезвычайно важным вопрос о том, когда именно оно было написано. Речь идет не о легкомысленном перенесении даты создания памятника на XVI или XVIII в., а о попытке уточнить год написания «Слова» в пределах ближайших десятилетий после похода Игоря. Мнение исследователей, считавших, что дата создания «Слова» лежит между 1185 и 1187 гг., ибо в 1187 г. умер Ярослав Осмомысл, к которому автор «Слова» обращается как к живому, едва ли бесспорно.

Сложен вопрос о жанре «Слова». Попытки объявить его былиной или ораторским словом, стремление отыскать в нем следы болгарской, византийской или скандинавской традиции и т. д. наталкиваются на отсутствие аналогий, надежных фактов, и прежде всего на поразительное своеобразие «Слова», не допускающее безоговорочного отождествления его с той или иной жанровой категорией.

Итак, фабула «Слова» навеяна событиями 1185 г., а сюжет определен стремлением автора преподать поучительный урок князьям-современникам на примере трагической судьбы Игоря.

Композиционно «Слово» делится на три части: вступление, основную (повествовательную) часть и заключение.

Основные тенденции литературного развития во второй половине XV начале XVI века. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Монументальные памятники XVI века («Великие Четьи-Минеи», «Домострой»). Литература начала XVII века, эпохи Смуты. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Церковная реформа и раскол в XVII веке. Личность протопопа Аввакума и характер его взглядов.

Вторая половина XV в. - время больших перемен в Северо-Восточной Руси. На месте отдельных феодальных княжеств было образовано единое Русское государство; власть главы этого государства становилась все более неограниченной.

Политические процессы, происходившие в России в XV–XVI вв., несомненно имели глубокие социально-экономические предпосылки. XV век - время великих перемен в судьбе основного населения русского Северо-Востока - крестьянства. Социальные и политические перемены XV–XVI вв. совпали с глубокими изменениями в русской культуре и литературе этого периода. Конец XV в. - время расцвета гражданского и церковного строительства Древней Руси. Важнейшие перемены происходят в этот период и в русской письменности. Если прежде основным материалом для письма был дорогой, то с XV в. его вытесняет бумага.

XV век - время расцвета русского летописания.

Конец XV - начало XVI в.- время великих географических открытий. Русские "землепроходцы" еще в XV веке проникли в Персию и в Сибирь.

В 1466-1472 годах тверской купец Афанасий Никитин кратчайшим, сухим путем прошел в Индию и оставил о ней деловитые и обстоятельные записки - "Хожение за три моря". Записки Афанасия Никитина не отличаются литературностью, как она понималась в Древней Руси – Никитин не заботится о стиле или компоновке, он просто записывает, что происходит

Во время своего путешествия в Индию Никитин встречался с представителями многих вер; мусульманские власти в Индии не раз требовали от него перехода в «магометову веру». Никитин мужественно отвергал эти требования, но положение гонимого иноверца, живущего среди разных религий, не могло не оказать известного влияния на его взгляды.

Признавая носителем «правой веры» всякого человека, соблюдающего единобожие и моральную чистоту, Никитин несомненно расходился с господствующей религиозной идеологией тогдашней Руси, требовавшей признания православия единственной «правой верой».

16 век – время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникает книгопечатанье. Вместе с тем 16 век был временем жесткой централизации культуры и литературы. Разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская великокняжеская летопись, создается единый свод церковной и частично светской литературы – «Великие Четьи Минеи», т.е. месячные тома для чтения - материал для чтения, расположенный по месяцам. Летописание велось до 60-х годов 16 века. От этого времени до нас дошли 2 большие общерусские летописи - Никоновская и Воскресенская. Летописи продолжают составляться в Пскове, в Новгороде, в Холмогорах. В 16 веке большое распространение получает новый жанр литературы - публицистика. Это сочинения, посвященные острым вопросам политической жизни. К ним относят, например, послания Ивана Грозного. Его роль в истории и литературе сложна и противоречива. Он создатель опричнины и организатор кровавых карательных походов на собственные земли. Тиранские черты Грозного сказались и в его творчестве. Большинство произведений Грозного, как и многих других памятников древнерусской литературы, сохранилось только в поздних списках - XVII века, и это очень мешает определению его стиля. Некоторая часть сочинений Грозного, очень для него характерных, сохранилась все же в списках XVI века: письмо Василию Грязному, послания Симеону Бекбулатовичу, Стефану Баторию 1581 года, Сигизмунду II Августу, Гр. Ходкевичу, английской королеве Елизавете I, список его спора о вере с Яном Рокитой. Стиль самого Грозного резко выделяется среди других произведений того времени, и дает возможность определить, сам ли Грозный написал данный текст, редактировал ли чужую запись со своих слов или просто подписал записанный за ним текст. Стиль Грозного самим своим существованием резко выделяется на фоне литературы того времени: принципы собственного стиля были еще не выработаны. С появлением централизованной власти в конце XV - начале XVI века взгляды на власть, как со стороны, так и с точки рения самих представителей власти, должны были измениться.

Таким образом, ситуация в стране складывается чрезвычайно напряженная, и Грозный вступает в оживленную переписку со своими друзьями и, большей частью, врагами: кто-то его осуждает, кто-то поддерживает, кто-то стремится навязать собственное мнение. Угрозами и уговорами он стремится убедить других в правильности своих поступков, не отступая от своего мнения ни при каких условиях: абсолютная централизованная власть накладывает свой отпечаток на его характер. Грозный не осознает себя литератором: все его произведения носят сугубо деловой и политический характер, и, тем не менее, имеют очень много черт истинных литературных произведений. Грозный пользуется многими стилистическими приемами, показывает собственную эрудицию, торжественность слога - но лишь для того, чтобы сильнее подействовать на собеседника, убедить его. Как только ему требуется - он немедленно ломает все рамки этикета. Грозный был одним из образованнейших людей своего времени. Воспитателями Грозного в юности были выдающиеся книжники: поп Сильвестр и митрополит Макарий. Оба были составителями наиболее значительных книжных предприятий своего времени: первый Домостроя, второй - двенадцатитомных Великих Четьих-Миней (наиболее полного собрания всех читавшихся на Руси произведений).

Наибольшей известностью из сочинений Грозного пользуется переписка с князем Курбским, бежавшим от Грозного в Литву в 1564 году. Здесь также явно ощущается живая перемена тона письма, вызванная нарастанием гнева. Но переходы и здесь своеобразны. Грозный не повторяется даже в своем эмоциональном отношении к действительности. В первом письме к Курбскому, написанном им в ответ на письмо Курбского, Грозный гораздо сдержаннее, чем в своем послании игумену Козьме в Кирилло-Белозерский монастырь. Между царем и изменником не могло быть той непосредственности, какая была в его послании кирилло - белозерским монахам. Грозный выступает здесь с изложением своих взглядов как государственный человек. Он стремится дать понять Курбскому, что ему пишет сам царь - самодержец всея Руси. Свое письмо он начинает пышно, торжественно. Он пространно говорит о своих предках. Он не допускает здесь, разумеется, того издевательски приниженного тона, что в послании в Кирилло-Белозерский монастырь. Курбский верно почувствовал этот тон письма Грозного, назвав его в своем ответе "широковещательным и многошумящим". Но и здесь, в конце концов, дает себя знать темпераментная натура Грозного. Постепенно, по мере того как он переходит к возражениям, тон письма его становится оживленнее. Грозный резко возражает против мнения Курбского о необходимости ему иметь мудрых советников из бояр. В полемическом задоре Грозный называет бояр своими рабами. Постепенно тон письма становится запальчивым. Он с азартом издевается и высмеивает Курбского, отпускает такие насмешки, которые уже лишены всякой официальности.

Еще больше непосредственности во втором, кратком, письме Грозного Курбскому, написанном им после взятия русскими войсками Вольмера - города, в котором жил некоторое время, спасаясь от Грозного, Курбский. Вспомнив опять своего противника, Грозный не мог не пошутить и не поиздеваться над Курбским по этому случаю.

Грозный смешивает церковнославянизмы и просторечие. Богатство его лексики поразительно. Язык его гибок. Живость языка и близость к устной речи вносит в его произведения яркий национальный колорит. Грозный любил вступать в устные диспуты - в диспуты о вере или по дипломатическим вопросам - с равными себе или со своими жертвами. Он стремился обосновывать свои поступки, убеждать и издеваться, торжествовать в спорах. Устные приемы споров Грозный переносил и в свои произведения. К числу излюбленных приемов Грозного-спорщика следует причислить постоянные иронические вопросы, с которыми он обращался к своим противникам. Ирония в самых различных ее формах типична не только для литературного творчества Грозного, но и для его поведения в жизни. Высмеять - означало для Грозного уничтожить противника духовно. Вот почему в его сочинениях так часто противник опровергается тем, что его положение объявляется смешным. В своих скрытых диалогах Грозный показывает высокую степень актерского мастерства. Он не только ясно передает все возражения противника, но и переселяется как бы в его положение, учитывает его характер. Разумеется, он упрощает и превращает в гротеск аргументы противника, но при этом остается все же в пределах возможного, вероятного.

Он писал от имени своих бояр (И. Д. Вельского, И. Ф. Мстиславского, М. И. Воротынского, И. П. Федорова), но особенно интересны его произведения, подписанные именем некоего Парфения Уродивого (т, е. Юродивого). Под именем Парфений Грозный написал "Канон" Ангелу Грозному воеводе, то есть архангелу Михаилу, считавшемуся ангелом смерти (вспомним, что царская усыпальница в Московском кремле - Архангельский собор был по священ архангелу Михаилу). Настроение страха смерти пронизывает этот "Канон" от начала и до конца. Итак, в сочинениях Грозного мы встречаемся с замечательной способностью его к художественному перевоплощению, к умению менять стиль изложения, подделываясь под избранную им позицию (униженного челобитчика, смиренного черноризца, обиженного царя), принимать обличив вымышленного автора - Парфения Уродивого - или живо представлять себе своего противника, писать от имени бояр.

Самым большим литературным произведением XVI в. были "Великие минеи-четьи". Минеи существовали в двух основных видах: служебные, содержавшие только службы святым, почитаемым в данный месяц и расположенные по дням их памяти, и четьи, предназначенные для чтения и содержавшие тексты житий и сказаний о праздниках. В минеях-четьих материалы также располагались по месяцам и дням. Так как некоторые жития бывали слишком велики по объему, то для миней-четьих нередко составлялись специально сокращенные - "минейные" редакции. Но в XVI в. чтили полноту, исчерпанность, грандиозность. Новгородский арихиепископ Макарий решает создать "Великие минеи-четьи", в которых были бы собраны не только "всех святых отец жития и мучениа святых мученик и святых мучениц", но "все книги четьи": книги священного писания, патерики, сочинения отцов церкви, а также такие произведения, как "Пчела" (сборник переводных изречений), "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, "Хожение игумена Даниила", "Христианская топография" Космы Индикоплова, содержавшая свод средневековых представлений о Землей т. д. В двенадцать огромных томов (13 528 листов размером 37x25 см) вошли "все святыя книги... которые в Русской земле обретаются, и с новыми святыми чюдотворцы". Это последнее дополнение не случайно: Макарий и его сотрудники не только собрали и переписали существовавшие ранее памятники, но специально для "Миней" создали ряд новых житий или новые редакции старых житий. Работа над "Минеями" продолжалась около 20 лет. Были созданы три списка: один из них положен в Софийский собор в Новгороде, другой изготовлен для Успенского собора в Москве, третий - для царя Ивана IV. Разумеется, воспроизводить новые списки "Великих миней-четьих" было слишком затруднительно. Литературные элементы “Домостроя”: повествовательные, бытовые эпизоды, просторечие. Объединительные тенденции в Московском летописании. Воскресенская летопись. Никоновский летописный свод и его “лицевая” редакция. “Степенная книга” и ее политическое значение. Сочетание в ней публицистических, исторических и агиографических элементов.

От первой пол. 17 века до нас дошли старейшие образцы раешного стиха, древнейший сборник заговоров, песни о Гришке Отрепьеве. Смутно время - это бесцензурное время. Писатель начинает свободно рассуждать о поступках людей, которых он изображает, отказывается от средневековой схемы «праведник либо грешник», открывает для себя противоречивость характеров людей.

Характерной чертой литературы XVII в. явилось ее разделение на литературу официальную, "высокую" и демократическую. Официальная литература первых десятилетий XVII в. сохраняет внешне непосредственную связь с литературными традициями прошлого века. Но важнейшим фактором, определившим новое в ее развитии, явилась сама историческая действительность.

Памятники находят свою литературную среду среди новой волны переводов XVII в., таких, как переводы рыцарских романов ("Повесть о Бове", "Повесть о Брунцвике", "Повесть об Аполлонии Тирском" и им подобных), сборников занимательных новелл ("Фацеции") или не менее занимательных псевдоисторических преданий (сборник "Римских деяний"). Создаются новые редакции "Повести об Акире", "Повести о Трое", "Девгениева деяния". Произведения XVII в., даже те, которые могут быть отнесены к его официальной литературе, свидетельствуют об эмансипации жанров и героев. Столь же не похожа на традиционный жанр «Сказание о поставлении монастыря» и "Повесть о Тверском Отроче монастыре". Начало процесса “обмирщения” и демократизации литературы. Изменения традиционных жанровых форм жития, усиление бытовых повествовательных элементов. “Житие Юлиании Лазаревской”. Изображение в нем жизни и быта дворянской усадьбы конца XVI - начала XVII в. Приемы раскрытия характера героини. Стиль “Жития”. Сказание об Унжеском кресте. Историческая повесть первой половины XVII в. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. Демократизация жанра исторической повести, ее связь с устной народной поэзией и отношение к книжной традиции. Новый герой повести. Совмещение в повести патриотического отношения к Русскому государству с оппозицией к московским боярам и дворянам.

Литература второй половины XVII в. превращается в арену борьбы идей, а писатель становится личностью, со своей, только ему присущей творческой манерой. Эта особенность проявилась и в житийной литературе этих лет, в творчестве протопопа Аввакума. Аввакум родился в 1621 г. в семье священника и в возрасте 23 лет сам стал сельским священником. Дважды ему пришлось бежать в Москву, спасаясь от разгневанной паствы, не прощавшей ему обличения их грехов. Живя в Москве, Аввакум сближается с кружком "ревнителей благочестия", участники которого были обеспокоены падением авторитета церкви среди населения, а в догматических вопросах настойчиво требовали сохранения древних "отеческих" традиций. В 1650-х гг. патриарх Никон начинает проводить реформы церковных обрядов и требовать исправления богослужебных книг по греческим оригиналам, которые вызвали резкое противодействие среди защитников старых обрядов, влиятельнейшим вождем которых становится протопоп Аввакум. В 1653 г. по требованию Никона Аввакума ссылают в Сибирь, где он пробыл до 1662 г., когда царь Алексей Михайлович приказывает вернуть опального протопопа. Аввакум с почетом был принят в Москве и обласкан, но, увидев, что и без Никона "зима еретическая на дворе", снова "заворчал", требуя восстановить "старое благочестие". В ответ на это последовали новые гонения - ссылка в Мезень, расстрижение, заточение в монастырских темницах. В 1667 г. Аввакума и его сподвижников - Епифания, Федора и Лазаря - ссылают на север, в Пустозерск, где они томятся в земляной тюрьме. В 1682 г. они были сожжены в срубе.

В Пустозерске, в заключении, Аввакум между 1669 и 1675гг. пишет свое "Житие". В композиции аввакумовского "Жития" присутствуют черты традиционного жития: вступление, обосновывающее повод создания жития, рассказ о юных годах Аввакума и о чудесах, которые должны свидетельствовать о божественном признании подвижника.

В "Житии" Аввакум отказывается от традиционного литературного "красноглаголания", предпочтя ему просторечие, "вякание", как он сам его называет. Он прямо обращается к царю Алексею: "Ты ведь, Михайлович, русак", и просит не презреть его просторечия: "понеже люблю свой русский природной язык". Аввакум создает произведение, подчиненное концепции, рассчитанное на определенное впечатление, пытается воодушевить своих единомышленников на борьбу за "дело божие". Именно поэтому в центре внимания в "Житии" - самые мрачные эпизоды его жизни, а Аввакум выделяет разного рода знамения и чудеса, которые должны подтвердить угодность богу его подвижнической борьбы за "истинную веру". Именно реформы церкви привели к расколу в русской церкви.

В описании всех тягот он не боится показаться смешным и даже слабым человеком.

Аввакума переубедить не удалось, и его ссылают на север, в Пустозерск, где в земляной тюрьме он и проведет остаток своей жизни. Однако именно там, в Пустозерском остроге, и начинается самый активный период литературного творчества Аввакума; там он пишет и свое "Житие", причем работает над ним в течение нескольких лет, создав по крайней мере четыре его редакции. Все записи заканчиваются примерно на одном и том же хронологическом отрезке жизни Аввакума - на времени заточения в Пустозерске. Далее следуют рассказы о судьбах его единомышленников. Композиционно они как бы замещают чудеса, описанием которых обычно заканчивались жития. Это сближение тем более имеет основание, что в этих рассказах явно присутствует и элемент чудесного. Когда священнику Лазарю вырезали язык, он смог тем не менее говорить и без языка. Ему отсекли руку по запястье, но отсеченная рука, "на земле лежа, сложила сама перъсты по преданию".

Итак, "Житие" не было мемуарами, над которыми можно продолжать работу до самой смерти, а имело продуманную и законченную композицию, определяемую четко сформулированной в авторском сознании идеей произведения. Жизнелюбие Аввакума и позволило его "Житию" выйти за рамки дидактической иллюстративности, позволило встать ему в ряд наивысших достижений древнерусской литературы.

Русская литература XVIII века

Литература Петровской эпохи. Просвещение и образование в период петровских реформ. Особенности масонского движения в России.

Одна из главных тем Петровской эпохи – это, конечно, проблема человеческой личности. Человек начинает воспринимался как активно действующая личность, ценная и сама по себе, и еще в большей степени за «услуги отечеству». Ценятся не богатство и не знатность рода, а общественная польза, ум и храбрость: именно они в новых условиях могут возвести человека на одну из самых высоких ступеней общественной лестницы. В 1722 г. появляется «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных», открывающая людям недворянского звания возможность получить его за заслуги перед государством.

Этот новый человек должен действовать не слепо по приказу, а проникнувшись сознанием необходимости и пользы тех или иных правительственных мероприятий поэтому надо разъяснять ему государственную политику. С этой целью с конца 1702 г. стала издаваться первая в России печатная газета – «Ведомости», в которой сообщалось «о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах».

Петр развернул широкую издательскую деятельность, печатаются учебники (например, «Арифметика, сиречь наука числительная» Л. Магницкого, 1703), исторические книги, политические трактаты и научные труды. Наряду с этим появляются и совсем необычные книги, такие как «Юности честное зерцало» (1717), которое вполне можно назвать руководством по этикету, так как оно рассказывало, как вести себя отрокам и юношам. Первая часть «Зерцала» включает средства обучения грамоте и азбуку, а также набор православных наставлений, а во второй даются четко сформулированные и написанные ярким образным слогом правила бытового поведения для молодых дворян

В петровской литературе продолжали развиваться традиции школьной драмы. Тут большую роль сыграло возникновение школьного театра в стенах Славяно-Греко-Латинской академии. Религиозные сюжеты в этом драматическом жанре вытеснялись светскими, повествующими о политических злободневных событиях, содержащими панегирики Петру I и его сподвижникам. В дальнейшем публицистический и панегирический характер драматургии еще более усиливается.

Масонство проникло в Россию после того, как проявилось в определенных формах на Западе. Документальные данные о первых русских масонских ложах относятся к 1731 году. Именно в этом году гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитаном Джона Филипса провинциальным Великим Мастером «Для всей России».

К массонам тянулись тогдашние «властители душ» русского общества - князь Голицын, «птенцы гнезда Петрова», Прокопович, Татищев, Кантемир, князь Щербатов, Сумароков, Херасков, Радищев, Грибоедов. Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков (1744-1818).

Новикову принадлежали издательские предприятия: сатирические журналы «Трутень», «Кошелек», «Живописец»; журналы просветительского характера «Утренний свет»; исторические издания «Древняя Российская библиографика», «Опыт исторического словаря о Российских писателях». Он жертвовал частично свои доходы на школы для сирот, бесплатные больницы, во время голода устраивал продовольственную помощь.

Следующим выдающимся деятелем русского масонства принято считать И. П. Елагина (1725-1793). Обер-гофмейстер, действительный тайный советник, в 1750 году открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе. Его посвящение состоялось во французской рыцарской ложе. Елагин был ревностным масоном, провинциальным Великим мастером всей России.

Масонство было первой попыткой самостоятельной деятельности общества, оно должно было отобразить в себе общее положение общества. Силы русского общества еще были невелики, положительное образование крайне слабо. Поэтому это больше всего походило на фантазерство.

Идея «духовного строительства», взаимного нравственного совершенствования, религиозной терпимости и другие идеалы, попав на нетронутую почву, зазвучали в понимании вольных каменщиков в их особой чистоте и значимости. Вся масонская работа, до момента запрещения в 1822 году была посвящена исканиям истины, даже когда дело шло лишь о ритуалах, степенях или других тайных познаниях.

В Россию постепенно проникает идеология Просвещения, сторонники которой выступали за дальнейшую европеизацию страны, развитие образования, провозглашали силу разума. Видным представителем ее в России был М.В. Ломоносов. Сам выходец из низов, он предлагал сделать образование доступным для всех сословий. Надежды на лучшее он связывал с просвещением монархов, идеал которого видел в Петре I.

Отсюда следует, что русские масоны сознательно и несознательно связывали с масонскими идеями преобразовательную деятельность Петра. Ведь в это время бурным потоком цивилизация хлынула в Россию, развивалась наука, искусство, медицина28. Переоценивались ценности духовные и материальные и пересматривались взгляды на жизнь, менялись убеждения. Все это происходило и не без вмешательства масонских лож. Ведь те понятия, которые они доносили на собраниях до слушателей, обсуждались и из них делались выводы.

Классицизм. I критическая и философская основы классицизма. Формирование классицизма в России, его общественно-исторические предпосылки и национальное своеобразие. Жизнь и личность М. В. Ломоносова. Героико - патриотическая поэзия Ломоносова, ода как ведущий жанр. Жанр оды в русской литературе XVIII века. Идейно-художественное своеобразие од Ломоносова. «Ода надень восшествия на престол Елизаветы Петровны. 1747 г.». (Отрывок наизусть).

Для классицизма характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. Классицизму, как определенному художественному направлению, свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к определенной «норме», образцу.

Классицизм - литература городская, столичная. Изображения природы в ней почти нет, а если и даются пейзажи, то городские, рисуются картины искусственной природы: скверы, гроты, фонтаны, подстриженные деревья.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил раньше его сложившийся и развившийся западноевропейский классицизм. Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы. Они стремятся создать художественную литературу и ее язык на национальных основах, придать ей свое, русское лицо, проявляют внимание к народной поэзии и народному языку. Наряду с общими особенностями, присущими как французскому, так и русскому классицизму, в последнем наблюдаются и такие черты, которые придают ему характер национального своеобразия. Например, это повышенный гражданско-патриотический пафос, значительно более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, меньшая отчужденность от устного народного творчества. Бытовые и торжественные канты первых десятилетий XVIII века во многом подготовили развитие разнообразных жанров лирики середины и второй половины XVIII столетия.

Главное в идеологии классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью. Классицисты, воодушевленные Петровскими реформами, верили в возможность его дальнейшего совершенствования. Оно представлялось им разумно устроенным общественным организмом, где каждое сословие выполняет возложенные на него обязанности. Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Первым сочинением Ломоносова, касавшимся проблем языка, было написанное еще в Германии Письмо о правилах российского стихотворства (1739, опубликовано в 1778), где он обосновывает применимость к русскому языку силлабо-тонического стихосложения. Согласно Ломоносову, каждый литературный жанр должен писаться в определенном «штиле»: «высокий штиль» «потребен» для героических поэм, од, «прозаичных речей о важных материях»; средний - для стихотворных посланий, элегий, сатир, описательной прозы и др.; низкий - для комедий, эпиграмм, песен, «писаний обыкновенных дел». «Штили» упорядочивались, прежде всего, в области лексики, в зависимости от соотношения нейтральных (общих для русского и церковнославянского языков), церковнославянских и русских просторечных слов. «Высокий штиль» характеризуется сочетанием славянизмов с нейтральными словами, «средний штиль» строится на основе нейтральной лексики с добавлением некоторого количество славянизмов и просторечных слов, «низкий штиль» комбинирует нейтральные и просторечные слова. Такая программа давала возможность создать единый стилистически дифференцированный литературный язык. Теория «трех штилей» оказала значительное влияние на развитие русского литературного языка во второй половине 18 в. вплоть до деятельности школы Н.М. Карамзина (с 1790-х годов), взявшей курс на сближение русского литературного языка с разговорным.

Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные оды, философские оды-размышления «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743) и «Вечернее размышление о Божием величестве» (1743), стихотворные переложения псалмов и примыкающую к ним Оду, выбранную из Иова (1751), незаконченную героическую поэму Петр Великий (1756-1761), сатирические стихотворения (Гимн бороде, 1756-1757 и др.), философский «Разговор с Анакреоном» (перевод анакреонтических од в соединении с собственными ответами на них; 1757-1761), героическую идиллию Полидор (1750), две трагедии, многочисленные стихи по случаю различных празднеств, эпиграммы, притчи, переводные стихи.

Вершиной поэтического творчества Ломоносова являются его оды, писавшиеся «на случай» - в связи с заметными событиями в жизни государства, например, к восшествию на престол императриц Елизаветы и Екатерины II. Ломоносов использовал торжественные поводы для создания ярких и величественных картин мироздания. Оды изобилуют метафорами, гиперболами, аллегориями, риторическими вопросами и др. тропами, создающими внутреннюю динамику и звуковое богатство стиха, проникнуты патриотическим пафосом, размышлениями о будущем России. В Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны (1747) он написал:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут.

Классицизм знаменовал собой важный этап в развитии русской литературы. В пору утверждения этого литературного направления была решена историческая задача преобразования стихосложения. Тогда же положено прочное начало формирования русского литературного языка, устранявшее то противоречие межу новым содержанием и старыми формами его выражения, которое со всей резкостью обнаружилось в литературе первых трех десятилетий XVIII века.

Г. Р. Державин: жизнь и творчество. Связь с классицистической традицией и начало разрушения канонической системы классицизма. Темы поэзии Державина. «Фелица» «сочинение, какого ещё на нашем языке не было». (Отрывок наизусть).

Гавриил Романович ДЕРЖАВИН (1743-1816) - писатель и гос. деятель. Родился в бедной дворянской семье, в 1759—62 учился в Казанской гимназии. С 1762 служил в гвардейском Преображенском полку, первый офицерский чин получил в 1772. Во время крестьянской войны под водительством Е. И. Пугачева принимал активное участие в действиях правительств. войск. С 1777 Державин на статской службе в Сенате. Олонецкий и Тамбовский губернатор. В 1791—93 Державин статс-секретарь императрицы Екатерины II, с 1793 - сенатор. Впоследствии Державин занимал посты президента Коммерц-коллегии, Гос. казначея, министра юстиции. С 1803 в отставке. В служебной деятельности, которую очень ценил, что отразилось в его "Записках", Державин проявлял "ревностность", честность, справедливость, при этом был крайне неуступчив, что приводило его к столкновению с вышестоящими лицами, включая Екатерину II, Павла I и Александра I.

Литературная. деятельность Державина началась еще во время службы в Преображенском полку. В 1776 выходит его первый сборник "Оды, сочиненные и переведенные при горе Читалагае", отмеченный влиянием М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова. В 1780-е гг. в поэзии Державина значительное место занимает образ Екатерины II, воспеваемой под именем Фелицы (одноим. ода принесла ему репутацию крупнейшего поэта эпохи). Неоднократно Державин писал и в жанре духовной оды ("Бог", 1780-84). Однако позднее он разочаровался в императрице и в поисках положит. героя обратился к фигурам П.А. Румянцева и А.В. Суворова ("Водопад", 1791-94, "Снегирь", 1800).

Новаторство поэзии Державина состоит в первую очередь в соединении в одном стихотворении разных тем и тональностей (одических и сатирич. - "Видение мурзы", 1783—84; "Вельможа", 1794, гражданственных и философских - "Водопад"), эмоциональности, сравнительной простоте языка. Лирика Державина. во многом автобиографична, в ней создается образ лирического "я", раскрываемого в нескотльких аспектах: бытовом, биографическом и мировоззренческом, которому свойственны ощущение смерти, подстерегающей человека ("На смерть князя Мещерского", 1779) и одновременно чувств. наслаждение красотой жизни (сб. "Анакреонтические песни", 1804; горацианские оды). В последние годы жизни Державин, окруженный ореолом славы, обращается к драматургии (трагедии, комические оперы и др.). Хотя сам он высоко ценил свои драматические. опыты, у современников они успеха не имели. Среди прозаических сочинений Державина - "Записки из известных всем происшествиев и подлинных дел, заключающие в себе жизнь Гаврилы Романовича Державина" (1812—13), "Объяснения на сочинения Державина..." (1809—10), "Рассуждение о лирич. поэзии или об оде" (1805—15).

Д. И. Фонвизин как русский писатель-просветитель. Комедия «Недоросль» вершина русской драматургии XVIII века, первая русская социально - политическая комедия. Проблематика комедии.

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была - фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.

Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

1764 год - дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион. Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений - это переработка французской комедии.

После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир. По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания - подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, - воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии - это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении - комедии Недоросль, написанной в 1781 году. Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии - воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность - синоним счастья.

Главный герой комедии - молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова - жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна - рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин - дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма, но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства - единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски: Софья - госпожа, Стародум - отец (хотя он не глуп!), он же - герой-резонер, Милон - герой-любовник, Митрофан и Скотинин - отрицательные женихи, Правдин - бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликтчувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий: Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» - выдающийся памятник русской общественной мысли и литературы. Проблематика произведения. Образ народа в «Путешествии». Изображение чиновников, помещиков, двора.

Александр Николаевич Радищев – русский писатель, один из главных представителей "просветительной философии" в России. Родился в 1749.

По случаю своей коронации Екатеринаы II Радищев был пожалован в пажи. В январе 1764 он приехал в Петербург и до 1766 учился в пажеском корпусе. Когда Екатерина повелела отправить в Лейпциг, для научных занятий, двенадцать молодых дворян, в том числе шесть пажей из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, между которыми находился и Радищев. При отправке студентов за границу была дана инструкция относительно их занятий, написанная собственноручно Екатериной II. О пребывании Радищева за границей было рассказано в его "Житии Ф.В. Ушакова".

Проведя пять лет в Лейпциге, он, как и его товарищи, сильно позабыл русский язык, так что по возвращении в Россию занимался им под руководством известного Храповицкого, секретаря Екатерины. По окончании обучения Радищев сделался одним из самых образованных людей своего времени не только в России. Радищев поступил в штаб командовавшего в Петербурге генерал-аншефа Брюса, в качестве обер-аудитора. В 1775 г. Радищев вышел в отставку с чином армии секунд-майора. В 1778 был вновь определен на службу в государственную камерц-коллегию на ассесорскую вакансию. В 1788 был переведен на службу в петербургскую таможню, помощником управляющего, а потом и управляющим. Занятия русским языком и чтение привели Радищева к собственным литературным опытам. В 1789 году им было напечано "Житие Федора Васильевича Ушакова с приобщением некоторых его сочинений". Воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, Радищев завел свою типографию у себя на дому и в 1790 выпустил свое главное сочинение: "Путешествие из Петербурга в Москву". Книга стала быстро раскупаться. Ее смелые рассуждения о крепостном праве и других печальных явлениях тогдашней общественной и государственной жизни обратили на себя внимание самой императрицы, которой кто-то доставил "Путешествие". Хотя книга была издана "с дозволения управы благочиния", т. е. с разрешения установленной цензуры, но все-таки против автора было поднято преследование. Сначала не знали, кто автор, так как имя его не было выставлено на книге; но, арестовав купца Зотова, в лавке которого продавалось "Путешествие", скоро узнали, что книга писана и издана Радищевым. Он был тоже арестован. Екатерина отнеслась к книге Радищева с сильным личным раздражением. Посаженный в крепость и допрашиваемый, Радищев заявлял о своем раскаянии, отказывался от своей книги, но вместе с тем в показаниях своих нередко высказывал те же взгляды, какие приводились в "Путешествии". Судьба Радищева была заранее решена: он был признан виновным в самом указе о предании его суду. Уголовная палата приговорила его к смертной казни. Но "по милосердию и для всеобщей радости", по случаю заключения мира со Швецией, смертная казнь заменена ему ссылкой в Сибирь, в Илимский острог, "на десятилетнее безысходное пребывание". К нему в Сибирь приехала сестра его жены, Е.В. Рубановская, и привезла младших детей (старшие остались у родных для получения образования). В Илимске Радищев женился на Е.В. Рубановской. Император Павел вскоре после своего воцарения вернул Радищева из Сибири, причем Радищеву предписано было жить в его имении Калужской губернии, сельце Немцове, а за его поведением и перепиской велено было наблюдать губернатору.

Современники Радищева Ильинский и Борн, удостоверяют верность предания о смерти Радищева. Предание это говорит, что когда Радищев подал свой либеральный проект о необходимых законодательных преобразованиях - проект, где опять выдвигалось вперед освобождение крестьян, председатель комиссии, граф Завадовский, сделал ему строгое внушение за его образ мыслей, сурово напомнив ему о прежних увлечениях и даже упомянув о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем, с разбитыми нервами был до того потрясен выговором и угрозами Завадовского, что решился покончить с собой, выпил яду и умер в страшных мучениях. Скончался Радищев в ночь на 12 сентября по старому стилю 1802 г. и похоронен на Волковом кладбище. На имени Радищева долго лежал запрет; оно почти не встречалось в печати. Вскоре после его смерти появилось несколько статей о нем, но затем имя его почти исчезает в литературе и встречается очень редко; о нем приводятся лишь отрывочные и неполные данные. Батюшков внес Радищева в составленную им программу сочинения по русской словесности. Лишь со второй половины пятидесятых годов с имени Радищева снимается запрет и в печати появляется немало статей о нем.

Сентиментализм. Н. М. Карамзин глава русского сентиментализма. Идейная и творческая эволюция Карамзина-прозаика. «Письма русского путешественника» как явление русского сентиментализма. Жанр повести в творчестве Карамзина. Повесть «Бедная Лиза» как высшее достижение русского сентиментализма. «История государства российского» Н.М.Карамзина.

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление - сентиментализм.

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от фр. Sentiment – чувство) - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении.

Основоположником сентиментализма и крупнейшим писателем этого направления был Н. М. Карамзин – поэт, прозаик, публицист, журналист. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка.

Творчески усвоив элементы сентиментализма в предшествующей русской литературе, Карамзин смог теоретически обосновать приниципы сентиментализма и воспроизвести их в своей литературной практике. В его произведениях дворянский сентиментализм нашел свое наиболее полное выражение.

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина, – пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.

Сюжет повести «Бедная Лиза» не притязателен и весьма распространен в литературе: любовь бедной девушки и молодого дворянина. В основе карамзинской повести – жизненная ситуация. Социальное неравенство крестьянской девушки и дворянина предопределило трагический исход их любви. Однако для Карамзина важно прежде всего передать психологическое состояние героев, создать соответствующее лирическое настроение, способное вызвать ответное эмоциональное чувство читателя. Он не акцентирует внимание на социальных переживаниях, о которых упоминается в повести, переводя их в нравственно-этический план. Карамзин лишь намекает на то, что социальное неравенство затрудняет брак дворянина и крестьянки. Лиза в беседе с Эрастом говорит, что ему «нельзя быть ее мужем», так как она крестьянка. И хотя все симпатии Карамзина на стороне прелестной, кроткой бедной Лизы, о судьбе которой чувствительный автор проливает слезы, тем не менее поступок Эраста он пытается объяснить обстоятельствами, характером героя. Эраст был наделен «добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Однако привычка к праздной и обеспеченной жизни заставила его в силу эгоизма и слабости характера поправить свои дела женитьбой на богатой вдове. Передав сцену прощания Эраста с Лизой, которой он дает сто рублей, Карамзин восклицает: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю в небо, и слеза катится по моему лицу». У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения. Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное, меланхолическое чувство.

Большое место в повести занимают авторские лирические отступления, диалог, монолог героев. Лирическая манера повествования создает определенное настроение. Этому в повести служит и пейзаж, на фоне которого развивается действие, пейзаж созвучный настроениям героев. Впервые в прозе Карамзина пейзаж стал средством сознательного эстетического воздействия – «пейзажом души».

Карамзин часто прибегает к словесным повторам, эпитетам, выражающим эмоциональность или созерцательность героев, и другим выразительным поэтическим средствам.

Значение творчества Карамзина выходит за рамки сентиментализма, за границы XVIII века, поскольку оно оказало сильное влияние на литературу первых трех десятилетий XIX века.

Русская литература XIX века.

Литературное движение первой трети XIX века. Романтизм. Творчество В.А. Жуковского. Основные этапы эволюции. Раннее творчество Жуковского (элегия «Сельское кладбище»). Патриотическая лирика, связанная с войной 1812 года («Певец во стане русских воинов»). Элегия «Невыразимое», «Теон и Эсхин». Баллады Жуковского и их литературное значение. Романтика таинственного и чудесного.

Романтизм имеет общую универсальную основу во всей Европе, но не отрицает национальной специфики.

Отличия русского романтизма от западноевропейского:

- Запаздывание (возникает на рубеже веков, а не в 1790-е гг.)

Следствие общего отставания России, запаздывания эпохи классицизма и Просвещения по отношению к Западной Европе (классицизм с 1730-х гг. вместо XVII в.; Просвещение в 1760-1790-е гг. вместо всего XVIII в.)

Следствие просветительского характера русского романтизма в целом. В России Просвещение не успело себя дискредитировать к началу эпохи романтизма. Вера в общественный прогресс у активных романтиков совпадала с идеями просветителей.

- Отсутствие тяги к мистике

Следствие частичного рационализма русского романтизма – мистицизм полностью иррационален.

Исключением стал В.А. Жуковский, подвергшийся сильному влиянию немцев.

- Ослабление индивидуализма

Следствие национальной склонности к коллективизму, а также влияния патриотических идей 1812 г.

- Отсутствие гедонизма (удовольствие является главной добродетелью, высшим благом и целью жизни) (исключение – гедонистический романтизм К. Н. Батюшкова)

- Ослабление «романтической иронии» (порождение абсолютной уверенности в себе и в своей власти творца, ироническая игра с созданными реалиями, высмеивание «поверившего» читателя).

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) - русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук, тайный советник.

В 1802 году Жуковский познакомился с Карамзиным, увлекшись сентиментализмом. В «Вестнике Европы» было напечатано его «Сельское кладбище» – вольный перевод элегии английского сентименталиста Грея. Стихотворение обратило на себя всеобщее внимание. В следующем году появилась повесть «Вадим Новгородский», написанная в подражание историческим повестям Карамзина.

В другой поэме, написанной несколько позже, уже оригинальной элегии «Вечер поэтический» облик Василия Жуковского уже вполне определен. В этой «медитативной» элегии главным оказывается переживание автора, эмоциональность, а язык поэта поражает своей музыкальностью, стройностью и «соразмерностью».

Работая на поприще главного редактора «Вестника Европы», Жуковский одним из первых привлек внимание читателя к критике как таковой и «уважать ее заставил» как особый, самостоятельный жанр литературного творчества. В своих критических статьях поэт заявляет о новом направлении в русской литературе - о романтизме.

В 1808 литературная общественность была взбудоражена неожиданной публикацией. Ценители изящной словесности могли прочитать на страницах того же «Вестника Европы» первую балладу Жуковского под названием «Людмила» - как и многие другие сочинения автора в том же жанре, - вольный перевод, в данном случае немецкого поэта Г. Бюргера.

Следующая баллада Жуковского - «Светлана», уже не перевод, а оригинальное произведение.

Позже, в оригинальной балладе Жуковского «Эолова арфа» (1814) читатель находит редкое сочетание лирической стихии и балладной поэзии. Лейтмотив двоемирия, проходящий через все творчество поэта звучит здесь особенно пронзительно: героиня баллады не умирает, а «плавно переходит» в «очарованное там», где и наступает соединение с возлюбленным.

«Певец во стане русских воинов» - «романтическая ода», которая, очаровала современников интимным, личным преломлением патриотической темы, и недаром Россия в «Певце…» - «не Отечество, а «милая Родина», дорогая сердцу воспоминаниями детства».

А после 1812 начинается новая «война», на этот раз литературная. На одном из полюсов оказываются члены общества «Беседа любителей русского слова» во главе с Шишковым, на другом - общество «Арзамас», бессменным секретарем которого становится Жуковский Поэзия Жуковского носит ярко выраженный романтический характер. В 1812 году поэт вступил в Московское ополчение, принял участие в Бородинском сражении и несколько позже написал стихотворение «Певец во стане русских воинов».

Произведение включает в себя множество тостов, провозглашаемых певцом в честь прославленных русских полководцев прошлого и настоящего.

Громадная заслуга Жуковского перед русской поэзией состоит в разработке жанра баллады, получившего широкое распространение в литературе романтизма.

Однако сам Жуковский своеобразно пользуется поэтическим языком. Его излюбленные слова - любовь, красота, невидимое, неизъяснимое, тишина, радость - на разные лады варьируются и перетекают из одного стихотворения в другое, создавая причудливую вязь, увлекая читателя в иной, лучший мир, в дальнюю, обетованную страну. Истинный романтик, он полагает, что «внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению…».

С годами Жуковский все более задумывается о «небесном», о «святом», в стихах его все явственнее звучит религиозный, а порою мистический оттенок.

Стиль его произведений становится несколько строже, порою он отказывается и от стилистических излишеств, и от традиционной рифмы. Поэтической речью Жуковский с годами овладевал все совершенней. Свидетельство тому - прежде всего его оригинальные произведения 20-х гг., пожалуй, наиболее совершенные создания его лирики - «Невыразимое», «Мотылек и цветы», «Таинственный посетитель», стихи, проникнутые фантастичным переплетением жизни человека и тайной жизни мира, природы.

Весьма много и плодотворно в 20-30-е годы поэт трудится и над балладами и переводами. Сюжеты Жуковский берет у Шиллера («Рыцарь Тогенбург», 1818), «Кубок» (1831), у Гёте («Рыбак», 1818), у Вальтера Скотта («Замок Смеагольм, или Иванов вечер», 1822), у Уланда («Алонзе», 1831)… Увы - мотив «вечной разлуки» звучит во всех упомянутых сочинениях печальным, неизбежным рефреном…

Кроме того, еще в 20-х годах Жуковский переводит на современный русский язык незадолго до этого обнаруженное «Слово о Полку Игореве», в 1818-1822 переводит «Шильонского узника» Байрона, «Орлеанскую деву» Шиллера, испытывает сильное увлечение Гёте, с которым в 1821, во время первой его заграничной поездки, лично знакомится.

Одна из работ, выполненных в подобном жанре, итог многолетних трудов, перевод прозаического романа немецкого писателя Ламотт-Фуке Ундина, увидевшая свет в 1836. «Ундина» поражает не столько своим объемом, сколько размахом поднятых в ней тем - о смысле человеческих страданий, о судьбе, о предназначении человека, о любви как силе, «что движет солнце и светила», наконец о предательстве и возмездии…

В то же время поэт вовсе не стремится отображать современную ему действительность, его больше занимает вечное в человеке. Поздние баллады Жуковского, переводы индийской и иранской поэм «Рустем и Зораб», «Наль и Дамаянти» - поистине шедевры русской поэзии, мудрые, драматичные и, как это ни парадоксально, современные. Ведь Жуковского беспокоят непреходящие темы, он ищет истоки широкого обобщающего взгляда на жизнь и судьбу, а частое использование им вольного стиха еще больше приближает его поздние переводы к нашему времени.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 697 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...