Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Курс лекций 7 страница



————

1 Кант И. Цит. соч. С. 95.

2 Ср.: «Апорию, состоящую в том, что с аккумуляцией несметных средств могущества мы всё меньше знаем, чего хотим, уже нельзя устранять уступкой соблазнительной тяге к осуществлению возможностей только потому, что мы это можем» (Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время. Мн., 2006. С. 153).

§ 28. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого

Понятие этос науки (греч. έθος = привычка, обычай) обозначает совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного.

Этос науки вырабатываются в процессе общения учёных, его нормы являются результатом исторического отбора тех правил поведения, которые необходимы науке и обществу. В них выражаются, в частности, общечеловеческие моральные требования, например, «не кради», «не лги». Аналогом кражи в науке является, например, плагиат. Ложь может проявляться в виде намеренного искажения данных эксперимента.

Американский социолог Роберт Мертон в 1942 г. сформулировал нормы научного этоса в виде четырёх «институциональных императивов» науки:

1) Универсализм (universalism) — это норма, требующая, чтобы любые знания были открыты для критики и оценки, чтобы знания оценивались (принимались или отклонялись) по «заранее установленным безличным критериям согласования с наблюдениями и ранее подтвержденными знаниями» 1. Иначе говоря, все научные результаты должны рассматриваться объективно и быть верифицируемыми или воспроизводимыми. При этом истинность научных утверждений должна оцениваться независимо от возраста, пола, расы, классовой принадлежности, политических и религиозных убеждений, авторитета, титулов и званий тех, кто их формулирует. Мертон признавал, что хотя «универсализм отстраненно утверждается в теории и подавляется на практике», он остаётся «доминирующим направляющим принципом» 2.

2) Коммунизм (communism) — это норма, означающая, что научная деятельность представляет собой коммунистическую активность на благо общества: каждый учёный вносит свой вклад, являющийся лишь частью работы всего научного сообщества. Мертон писал, что «независимо полученные данные науки являются продуктом социального сотрудничества и предназначаются для сообщества... Притязание учёного на “его” интеллектуальную “собственность” ограничивается требованием, чтобы его признавали и уважали...» 3. По сути дела, прогресс науки происходит благодаря кооперации и сотрудничеству как между отдельными учёными, так и между поколениями учёных.

————

1 Merton R. K. The Normative Structure of Science // The Sociology of Science. N.W.; Chicago, 1973. P. 270.

2 Ibid. С 273.

3 Ibid.

3) Беспристрастность (disinterestedness) — это норма, требующая, чтобы учёный был свободен от каких-либо патетических или финансовых привязанностей к своей работе, чтобы он воспринимал в качестве награды, прежде всего, признание его научных достижений, а не денежный доход. Институциональной целью науки и основным стимулом деятельности учёного должен быть поиск истины, независимый от соображений собственной выгоды.

4) Организованный скептицизм (organized skepticism) — это норма, требующая, чтобы учёный добросовестно оценивал труды коллег, не полагался на чей-то авторитет, критически относился к чужим и своим собственным результатам. По словам Мертона, «учёный исследователь не придерживается различия между сакральным и профанным, между тем, к кому требуется некритический респект, и тем, кто может быть подвергнут объективному анализу» 1.

В современной науке особенно актуальны вопросы, касающиеся не столько норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и учёных с обществом. Это вопросы социальной ответственности учёных.

В период возникновения экспериментально-математического естествознания учёным приходилось отстаивать свободу научных исследований от схоластических и церковных догм, от традиционных предрассудков и суеверий. В этом им помогало учение о «двух книгах» (см. § 29). Учёные сознавали свою ответственность за то, чтобы истина торжествовала над невежеством. Силы природы, которыми тогда овладела наука, были ещё не настолько велики, чтобы они могли причинить глобальный и непоправимый вред человечеству. Поэтому вопрос об ответственности учёных за судьбу человечества ещё не возникал.

Лишь в XX веке наука и промышленность овладели силами, способными вызвать катастрофические последствия для человечества. И тогда, особенно с середины XX века, после применения ядерного оружия, вопрос об ответственности учёных и конструкторов за их открытия и изобретения стал злободневным. В общественном сознании широко распространилось мнение, будто именно учёные ответственны за появление оружия массового уничтожения, генетически модифицированных продуктов, за экологические катастрофы и т. п. На этом мнении основано требование к учёным, чтобы они останавливали свои исследования, когда обнаруживается опасность или непредсказуемость их последствий. Но это требование справедливо лишь частично.

Научное знание представляет собой систему, поэтому самые безобидные исследования косвенно, будучи частью системы, способствуют появлению потенциально опасных результатов. Можно сказать, что в появлении атомной бомбы виноват Галилей, открывший

———

1 Ibid. — Р. 277–278.

принцип относительности, виноваты Бэкон и Декарт, начавшие разработку научной методологии, а в опасных последствиях генетических экспериментов виноват Мендель, проводивший опыты по скрещиванию сортов гороха. В таком случае следовало бы запретить всю науку вообще, поскольку она вся потенциально опасна. Если довести эту мысль до абсурда, то надо было бы запретить все открытия и изобретения, начиная с изобретения дубины, каменного ножа и колеса.

Подлинная причина опасностей лежит не в науке и изобретательстве, а в неразумии, невежестве и нравственной незрелости потребителей плодов познания. Нравственное созревание человечества отстаёт от роста знаний и технического могущества. Сначала в распоряжении людей оказывается какая-либо сила, а уже потом на опыте ошибок и страданий люди вырабатывают правила обращения друг с другом и с этой силой. Неразумные желания и амбиции незрелой части человечества, а не наука как таковая являются основной причиной несчастий.

Наука подобна золотой рыбке, которую пытается эксплуатировать невежественная и алчная старуха. Золотая рыбка (т. е. наука) невиновата в том, что старуха (своекорыстный и недалекий обыватель) предъявляет неразумные требования к ней и что старик (он не волшебник-учёный, но имеет власть над волшебницей-рыбкой) потакает своеволию и амбициям старухи. В конечном счёте, опасную и вредоносную силу представляет именно невежественная и алчная старуха вкупе с покладистым стариком, а не золотая рыбка. Нужно образумить или унять именно старуху, чтобы не оказаться у разбитого корыта. Сама же «золотая рыбка», т. е. наука, в конечном счёте, осознаёт предел, который нельзя переступать в угождении неразумным желаниям.

VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

§ 29. Специфика естественнонаучного познания

В истории науки было два момента, когда вопрос о специфике естественнонаучного познания становился особенно актуальным. Впервые — (1) в период возникновения естествознания в конце XVI– в XVII веках, затем — (2) во второй половине XIX века в связи с вопросом о специфике так называемых «наук о духе» или «исторических наук».

1) Естествознанию в период его становления нужно было освободиться от канонов теологии и умозрительной философии, обосновать свою специфику по сравнению с ними. Требовалось показать, что познание мира вправе опираться на наблюдения, эксперименты и математику, а не на авторитет Библии или древних философов.

Оправданием для экспериментально-математического естествознания послужила доктрина двух книг или двух откровений, согласно которой Бог открывает себя людям двумя способами. Первый — это боговдохновенные тексты, прежде всего Священное Писание; второй — это природа как творение Бога. Природу нужно изучать иными методами, чем тексты. А именно — путём её испытания, т. е. наблюдения и эксперимента, а также перевода данных на бесстрастный язык математики. Доктрины «двух книг» придерживался Галилей, который утверждал, что книгу природы невозможно понять, если не овладеть её математическим языком, знаки которого суть треугольники, круги и другие математические фигуры.

Специфическими чертами естествознания, отличающими его от теологии и философии, являются:

— эмпирическая обоснованность, возможность опытной проверки понятий и теорий, их подтверждения или опровержения фактами;

— ориентация на практически полезные, в конечном счёте, знания, позволяющие прогнозировать ход событий, управлять природными процессами с целью удовлетворения человеческих потребностей;

— стремление к объективности, к различению объективных и субъективных факторов познания, к выражению действительного соотношения вещей, независимого от человеческого сознания;

— выявление каузальных связей в мире вместо телеологических отношений;

— полная открытость научных знаний для критики.

2) С XVII по XIX век образцом научности являлась физика, точнее — механика. Во второй половине XIX века возник вопрос о специфике «наук о духе», или «исторических наук», или, выражаясь по-современному, социально-гуманитарного познания (см. также § 33).

Немецкий философ Вильгельм Дильтей, представитель «философии жизни» полагал, что принципиальные различия между «науками о природе» и «науками о духе» заключаются в изучаемых ими предметах. В основе духа и его явлений лежит жизнь, которую нельзя изучить путём анализа её элементов, как это делается в механике, но нужно понимать в её целостности. Поэтому в «науках о духе» основным методом является интуитивное понимание предмета в его индивидуальной целостности, тогда как в науках о природе применяется метод объяснения, основным содержанием которого является подведение особенного под всеобщее.

Важный вклад в определение специфики естественных и социально-гуманитарных наук внесли ведущие представители баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт. Они полагали, что естествознание и гуманитарные науки различаются не по предмету, а по методу. Естествознание стремится установить

общие понятия и законы, чтобы объяснять с их помощью отдельные явления. Метод естествознания они называли номотетическим (т. е. устанавливающим закон) или генерализирующим (т. е. обобщающим). Напротив, исторические науки нацелены на познание индивидуального, своеобразного, особенного. Их метод — идиографический (от греч. ίδιος = своеобразный), т. е. метод, описывающий своеобразие, или индивидуализирующий. Иначе говоря, различаются науки о законах и науки о событиях.

Предметы социально-гуманитарного познания требуют от исследователя вчуствования, вживания, сопереживания, отождествления себя с ними, понимания их целей и предназначений. Они могут представлять собой тексты, памятники, произведения, орудия, жесты, социальные институты и структуры. Исследователь истолковывает их как проявления жизни, души, духа.

Предметы естествознания представляются как объекты, противоположные субъекту. Они исследуются не как выражения жизни или души. Исследователь не отождествляет себя с ними, не стремится к сопереживанию, подходит к ним не изнутри, а извне, анализирует, разлагает их на бездушные элементы, подвергает их воздействиям при помощи экспериментальных средств, не опасаясь, что причинит им страдания.

§ 30. Философские аспекты теории относительности, квантовой механики и космологии

В первой половине XX века произошли революционные изменения в теоретическом фундаменте науки. В числе важнейших новшеств — теория относительности, квантовая механика и соответствующая им космология.

1. Теория относительности — это физическая теория пространства и времени. Альберт Эйнштейн (1879–1955) впервые изложил её в 1905 году.

Он пытался понять, что увидел бы наблюдатель, если бы мчался со скоростью света вдогонку за световой волной. Для ответа на этот вопрос Эйнштейн выдвинул парадоксальный постулат, что скорость света для всех наблюдателей, как бы они ни двигались, одинакова.

Теория, описывающая свойства пространства-времени без учёта фактора тяготения, называется специальной или частной теорией относительности, или просто теорией относительности. Физические явления, описываемые теорией относительности, называются релятивистскими и проявляются при скоростях движения тел, близких к скорости света в вакууме. Свойства пространства-времени при наличии полей тяготения исследуются в общей теории относительности, на-

зываемой также теорией тяготения Эйнштейна, которая создана в 1915–1916 годах.

В основе теории относительности лежат 2 постулата:

1) принцип относительности, означающий равноправие всех инерциальных систем отсчёта (согласно принципу относительности, любой процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе, находящейся в состоянии покоя, и в системе, находящейся в состоянии равномерного прямолинейного движения);

2) принцип постоянства скорости света в вакууме, её независимости от скорости движения источника света.

На основе этих постулатов выводятся следующие эффекты специальной теории относительности:

— любые действия осуществляются со скоростью, не превышающей скорости света в вакууме;

— события, одновременные в одной инерциальной системе отсчёта не одновременны событиям в другой инерциальной системе отсчёта;

— в теле, движущемся с околосветовой скоростью, течение времени замедляется, а продольные размеры тел сокращаются;

— масса тела растет по мере приближения его скорости к скорости света;

— полная энергия движущегося тела определяется по формуле E = mc2.

Все эти релятивистские эффекты подтверждены на опыте.

Общая теория относительности (теория тяготения Эйнштейна) отвечает на вопрос, поставленный ещё И. Ньютоном: каков механизм гравитационного взаимодействия между телами и что является переносчиком этого взаимодействия. Ответ Эйнштейна состоит в следующем: посредником гравитационного взаимодействия выступает «геометрия» пространства–времени. Любое массивное тело искривляет пространство–время вокруг себя, изменяет его метрические свойства, влияя тем самым на движение тел, попадающих в искривлённое пространство. Эта теория стала основой принципиально новых моделей вселенной, в том числе и модели нестационарной (расширяющейся) вселенной.

Теория относительности опровергла представления об абсолютном пространстве и времени (абсолютной инерциальной системе отсчёта). Она показала, что результаты измерений пространственно-временных свойств объекта зависят от положения наблюдателя; что причина оказывает своё действие не мгновенно, а со скоростью не большей, чем скорость света; что одновременность событий во вселенной не абсолютна, а относительна к положению наблюдателя.

2. Квантовая механика — теория, устанавливающая способ описания и законы движения микрочастиц. В квантовой механике частицы выступают как носители и корпускулярных, и волновых свойств,

которые не исключают, а дополняют друг друга. Таким образом, имеется корпускулярно-волновой дуализм, который потребовал нового подхода к описанию состояния физических систем и их изменения.

Согласно квантовой механике, дополнительные физические величины (например, координата и импульс), характеризующие физическую систему, не могут одновременно принимать точные значения. В этом состоит смысл принципа неопределённости.

Характерная черта квантовой теории — дискретность возможных значений для ряда физических величин: энергии электронов в атомах, момента количества движения и его проекции на произвольное направление и т. д. Напротив, в классической теории все эти величины могут изменяться лишь непрерывно.

Фундаментальную роль в квантовой механике играет постоянная Планка, называемая также квантом действия (ћ). Это один из основных масштабов природы, разграничивающий области явлений, которые можно описывать классической физикой, от областей, описываемых квантовой теорией. Классическая механика применяется тогда, когда в условиях данной задачи физические величины размерности действия значительно больше постоянной Планка (см. § 18: принцип соответствия).

Квантовая механика с её своеобразными законами и принципами повлияла на философию природы, гносеологию и философию науки. Она изменила наши представления о границах применимости классической механики, об объективности исследования, о характере причинно-следственных связей в микромире.

3. Космология — учение о вселенной как едином целом, основанное на результатах исследования наиболее общих свойств (однородности, изотропности и расширения) той части вселенной, которая доступна для астрономических наблюдений.

Возникновение современной космологии связано с созданием релятивистской теория тяготения Эйнштейна и зарождением внегалактической астрономии в 20-е гг. XX века. На первом этапе развития релятивистской космологии главное внимание уделялось геометрии вселенной, кривизне пространства-времени и возможной замкнутости пространства. Второй этап начался с работ А. А. Фридмана (1922–1924), в которых было показано, что искривлённое пространство не может быть стационарным, что оно должно расширяться или сжиматься. Эти результаты получили признание после открытия красного смещения (Э. Хаббл, 1929). На первый план выступили проблемы механики вселенной и её «возраста» (длительности расширения). Началом третьего этапа послужило создание модели «горячей» вселенной (Г. Гамов, 2-я половина 40-х гг.). Основное внимание переключилось на физику вселенной, на состояние вещества и физические процессы,

идущие на разных стадиях расширения вселенной, включая наиболее ранние стадии, когда состояние было очень необычным.

В современной космологии наиболее распространена модель горячей вселенной, согласно которой в расширяющейся вселенной на ранней стадии развития вещество и излучение имели очень высокую температуру и плотность. Расширение привело к их постепенному охлаждению, образованию атомов, а затем (в результате гравитационной конденсации) — протогалактик, галактик, звёзд и других космических тел. Наблюдаемое реликтовое излучение с температурой около 3ºК — это «остывшее» излучение, сохранившееся с ранних стадий развития вселенной. К важнейшим ещё не решенным проблемам космологии относятся проблемы начального сверхплотного состояния вселенной (так называемой сингулярности) и конечной фазы её существования (возможности возвращения в состояние сингулярности).

Общие выводы космологии имеют важное общенаучное и философское значение. Они связаны с философскими вопросами о происхождении мира и человека, о бесконечности мира и перспективах его существования.

§ 31. Техника как объект философской рефлексии. Эволюция понятия техники. Человек и техносфера

Техника (от греч. τέχνη = искусство, умение, средство) — совокупность средств, а также навыков и приёмов, применяемых в человеческой деятельности. В технике воплощены опыт и знания, накопленные в процессе развития человечества.

Возникновение техники и появление человека происходило одновременно. В древнем мире техника нередко была тесно связана с магией: технические действия служили магическим целям, сопровождались магическими действиями и заклинаниями.

С появлением протонауки в древневосточных цивилизациях и теоретического знания в Древней Греции техника, тем не менее, продолжала развиваться независимо от науки. Наука и техника рассматривались как принципиально разные виды деятельности. Наука занималась тем, что существует по природе, естественно, а техника рассматривалась как искусство. В античности создание и использование техники опиралось не на теорию, а на смекалку, интуицию, на передаваемые по наследству навыки и средства деятельности.

В средние века под влиянием христианского мировоззрения сложились предпосылки для преодоления разрыва между наукой и техникой. Догмат о творении мира Богом позволил рассматривать всё в мире как искусственное, а не естественное. Таким образом снима-

лось принципиальное различие между предметами науки и техники. К тому же, согласно Библии, Бог отдал землю во владение человеку, благодаря этому природа стала рассматриваться не как идеал гармонии, а как нечто подручное, как средство, подобное техническим средствам (см. § 9).

В Новое время произошло сближение науки и техники. Появилась экспериментально-математическая наука, прежде всего механика, которая рассматривает естественные вещи по аналогии с техническими устройствами. Механика стала теоретической основой для конструирования технических устройств, в том числе машин, благодаря которым произошел промышленный переворот в конце XVIII– и в XIX веке.

В середине XX века началась научно-техническая революция. Это — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Благодаря взаимодействию науки и техники резко ускорился научно-технический прогресс, оказывающий воздействие на все стороны человеческой жизни.

Таким образом, в ходе истории техника отделилась от первоначального единства с мифом и магией и к настоящему времени стала тесно взаимодействовать с наукой.

В XX веке оформился особый раздел философии — философия техники, который посвящён вопросам о сущности техники, о тенденциях и закономерностях её развития, о влиянии техники на структуру и динамику общества.

Исходной методологической основой философии техники явился технологический детерминизм. Это — воззрение, полагающее, что техника развивается автономно, по своим собственным закономерностям, и обусловливает изменения общества и культуры. В современной философии техники технологическому детерминизму противостоит позиция, основанная на тезисе, что исторический процесс обусловлен не только техникой, но и социально-политическими, экономическими и экологическими факторами, а сама техника в своём развитии испытывает влияние со стороны социально-экономических структур.

Видное место в философии техники занимают концепции технократии (см. § 38), обосновывающие необходимость и неизбежность возрастания роли технической интеллигенции в обществе. Под технократией понимают: 1) технических специалистов, носителей научно-технических знаний; 2) тип государственного устройства, при котором экономическая и политическая власть находится под контролем технических специалистов.

Одну из первых концепций технократизма разработал Т. Веблен (1857–1929). Он утверждал, что для технократии приоритетом являются развитие производства, науки и техники, общий рост благосостояния, тогда как для бизнесменов на первом месте стоит частный интерес. Поэтому ключевая роль в обществе должна принадлежать технократии.

В середине XX века Дж. К. Гэлбрейт (1908–2006) ввёл понятие техноструктуры для обозначения специалистов, организованных в иерархическую систему. Техноструктура, по Гэлбрейту, — это «носитель коллективного разума», субъект принятия масштабных социальных решений. Функции управления обществом переходят от субъекта собственности к субъекту «технической рациональности».

Происходит «революции менеджеров», по выражению Дж. Бернхэйма, или «молчаливая революция», по Д. Беллу. Техническая интеллигенция становится субъектом политических решений.

Согласно О. Тоффлеру (р. 1928), решающее влияние на архитектонику общества и его динамику оказывает «техносфера», которая производит и распределяет блага. По мере её изменений трансформируются социо- и инфосферы, в свою очередь, влияющие на сферу власти и психосферу.

В 80-е годы XX века концепция технократии сменяется концепцией экспертократии. Она опирается на понятие «нового класса» высокообразованных специалистов, чей доход зависит не от размеров их собственности, а от их интеллектуально-творческого потенциала. Основной фигурой в концепции экспертократии является не обязательно технический специалист или менеджер, но эксперт, учёный.

На базе технократизма и экспертократизма сложилось направление неотехнократизма, утверждающее, что необходима не только техническая, но и гуманитарная экспертиза любых инноваций, нужна стратегия не только технической, но и «системной рациональности» (В. Бюль) и «гуманизация техники» (Дж. Уайнстейн).

В оценке роли техники имеются две противоположные установки: техницизм и антитехницизм. Техницизм — выражение некритической веры в благотворность развития техники для человечества. Антитехницизм — выражение технофобии, страха перед опасностями новых технологий, перед угрозой порабощения человека техникой. Так, по мнению Ж. Эллюля (р. 1912), техника превращает средства в цель, стандартизирует поведение, интересы, склонности людей, превращая человека в объект «калькуляций и манипуляций». Необходима, как полагает Эллюль, гуманизация техники и её ориентация на освобождение человека от всех форм социальной зависимости.

§ 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте

К началу XXI века компьютерная техника внедрилась во все сферы человеческой жизни и вызвала революционные перемены. Компьютеры первоначально создавались как устройства для вычислений, но теперь они превратились в универсальные средства для обработки всех видов информации, используемых человеком.

Краткая история появления и развития компьютерной техники такова. Основные идеи, лежащие в основе работы компьютеров, были изложены в 1833 английским математиком Чарлзом Бэббиджем. Первую электромеханическую счётную машину сконструировал в 1888 году американский инженер Герман Холлерит. Первый компьютер на электронных лампах ENIAC (Electronic Numerical Integrator and Computer) был построен в США в 1946 году. Он весил 30 тонн и размещался на 170 кв. метрах. В 1947 году было предложено использовать вместо ламп полупроводниковые элементы — транзисторы. В 1959 были изобретены интегральные микросхемы (чипы), в которых все электронные компоненты помещались внутри кремниевой пластинки. В 1970 году появился первый микропроцессор, который объединял несколько интегральных микросхем на одном кремниевом кристалле. С микропроцессором появились компьютеры, способные разместиться на письменном столе. Широкое распространение персональных компьютеров началось с появления в 1981 году модели компьютера IBM PC.

В 1969 году в ходе исследования, проводившегося Министерством обороны США, началось формирование Интернета. В 1973 году сеть стала международной, связав сети США, Англии и Норвегии. В 1990 году был представлен первый текстовый браузер, позволяющий просматривать связанные гиперссылками текстовые файлы онлайн. В 1995 году ответственность за Интернет перешла от National Science Foundation в частный сектор, и с этого времени Интернет существует в нынешнем виде.

Компьютеризация — это процесс широкого внедрения компьютерной техники в социальную жизнь. Он начался в индустриально развитых странах на рубеже 70–80-х гг. XX в. Этот процесс рассматривается как основа компьютерной революции и перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.

Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Д. Беллом (р. 1919). В ней различаются три этапа общественного развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельское хозяйство, а главными институтами являются церковь

и армия; в индустриальном обществе ведущая роль принадлежит промышленности, а главные институты — корпорации и фирмы; в постиндустриальном обществе ведущая роль принадлежит знаниям, а университет является местом его производства и сосредоточения, главным социальным институтом.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 155 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...