Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Религия Древнего Рима. Мифология. Собственные и заимствованные сюжеты. Религия и общественная жизнь Древнего Рима. Древнеримское искусство. 3 страница



12. Дальнейшее развитие индуизма. Корпус священных текстов индуизма. Индуизм и жизнь современной Индии.
Индуизм в период своего развит с IV в. до н. э. по VII в. н. э именует классич, или эпическ, что связ с создан в теч этого времени эпоса и других классич литерат памятн на санскрите. Индуизм нач формир сразу после появл буддизма и джайнизма. Чтобы выжить, брахманизму снач пришл стать, во-перв, религ не только брахманов, и во-втор, не только Ариев. В поздних Упанишад оконч устанавл точка зрения на ведий и неведий богов как на проявления высш реальн — Брахмана. Индуизм возник в резуль многовек процесса синтеза брахманиз и неарийс культов. На первое место формирующ индуист пантеона выдв Вишну и Шива, отождествл с Брахманом. Во время импер Гуптов (IV – VI вв. н. э.) индуизм стал господ религ в стране. Вынужд демократ брахманиз привела к возн вторич священ писан, по большей части доступн низкорожд и женщ. Начин с серед перв тысяч до н. э. на санскрите созд тексты смрити («память») — свящ предан индуизма. В состав смрити вошли: 1)веданга («шесть членов»), вкл трактаты по фонетике, граммат, метрике, этимологии, астрономии и богослуж; 2)дхармасутры и дхармашастры (сборн законод и этико-религ предпис); 3)эпическ поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата»; 4)пураны («древние») — мифолог сборн.

Соглас текстам смрити (дхармашастрам и пуранам), время циклич. В бесконеч чередов космич циклов возник и гибнут миры. Малый цикл наз махаюга и сост из 4 юг: сатья-юги — золотого века, трета-юги, двапара-юги и кали-юги (железн века господ зла и невежес), котор соотнос как 4:3:2:1. От сатья — до кали-юги жизнь постепенно сокращ, дхарма приходит в упадок, появл беззакон и болезни. Заверш кали-югу пралая — гибель мира от потопа и огня. Махаюга длится 12 000 божест лет (кажд год такой равен 360 человеч годам), а 1000 махаюг сост кальпу, «сутки Брахмы», равные 4 320 000 000 земн лет. «Днем» Брахма-Праджапати творит 3 мира — богов, людей и демонов, а «ночью», когда Брахма спит, они обращ в хаос.

Брахма живет 100 своих божес лет (более 155 трлн. земных лет), рожд из лотоса, котор выраст из пупа Вишну Нараяны. Послед олицетв запредель, бездеят Единое Сущее — Парабрахмана («высшего Брахмана»). Вишну покоит на тысячегл змее Ананта («бесконеч»), плавающ в первич миров водах. И жизнь Брахмы длится не дольше миган глаза Вишну! Конец жизни Брахмы означ велик уничт мира. Шиваитск вариант космогонич мифа отлич от вишнуит только тем, что с Брахманом отожд безлич аспект Шивы. Возможно, что во втор полов I тыс. до н. э. был кратк период, когда прарод богов, демонов и людей, создат, хранит и разруш мира выступал Брахма — покровит брахман. Так или иначе, эта роль постепен перешла к Вишну и Шиве. Пытаясь систематиз мифолог, к V в. н. э. брахманы созд концепц тримурти — триады верхов богов, в которой Брахма исполн функции создат, Вишну — хранит, а Шива — разруш мира. При этом все три бога суть Одно, посколь явл высш проявлен Единого Божес — Брахмана. У каждого бога тримурти есть своя райская обитель. 18 «больш» (канонич) пуран были созд в основ в 1 тыс. н. э. «Малые» пураны составл примерно с 500 г. в теч еще несколь веков, причем не только на свящ санскрите, но и на регионал языках Индии. В пуранах говор, что даже просто слушая их, человек избавл от воздаян за грехи и достиг спасен. Пураны содерж мифы, связан с множ богов и богинь, составив пантеон индуизма, в котор неведий божества были вкл как аватары и вьюхи («явления») Вишну, а также как дети Шивы или как его различ проявл. Каждому богу были присвоены свои ездовые животн (вахана) и символич предметы, присутств в их изображ. Обособл культов Вишну и Шивы отраз в мифолог как их сопернич за место высшего бога.
Классич для индуизма концепц варнашрамы, соглас котор общество делит на 4 религ-соц ранга (варны), оконч оформ в дхармасутрах и дхармашастрах. Из этих текстов особенно важны «Законы Ману». Ману — прародит нынешн человеч, котор, соглас пуранам, Вишну спас от мирового потопа, приняв облик рыбы. Перейти в более высок варну мужчина мог только в силу искл заслуг. Если женщ выход замуж за челов, по рожд на одну варну выше ее, то их дети полу-чали варну отца. Все прочие браки между представ разных варн считал незакон, и дети, становил изгоями, «неприкасаемыми». Изначаль к неприкас относил аборигены диких племен. Также неприкас становил те, кто грубо наруш законы ритуал чистоты (ел вместе с неприкасаем), и люди ритуально нечист занятий (уборка, стирка, выделка кожи, кремация трупов и др.). Со временем внутри варн происход делен на замкнут этнич, профессион и религиоз группы — джати («рождение»). Кастовая система — важнейш и характ черта индуиз. До сих пор ортодокс индуисты счит, что принять индуизм невозм: индуист можно только родиться в какой-либо касте в соотв со своей кармой. Каста, наряду с местом прожив и стадией жизни, определ индивид дхарму (особен религиоз жизни индуиста, его обязанности). Всю жизнь индуиста сопровожд священнодей — санскары. 16 основн санскар, предназнач для тех, кто принадл к 3 высшим варнам. После рожд младенца омыва в кислом коровьем молоке. На 12 день соверш санскара нареч имени. Следующ важней санскара сопровожд начало обучен Ведам. Те, кто прошел обряд посвящ в ученики гуру-брахмана (упанаяну), всю жизнь носят свящ шнур, надетый через левое плечо. Это новое символич рожд означ вступл в первую ашраму ученич.. Слово ашрама («прибежище») имеет два знач: одного из 4 этапов жизнен пути двиджа и места, в котор вокруг гуру живут подвижн. Брахмачарин пересел в дом гуру и дает обеты послушан и целомудрия. Обучен заканч в разн возрасте, чаще всего — вскоре после того, как юноше исполнял 21 год. На уроках брахман декламиро мантры самхит по памяти, а ученики слушали и учили наизусть. За обучен следует санскара брака, котор заключ по выбору родителей внутри касты. После свадьбы жена берет фамил мужа и переход в дом к его родител. Ее гл обязан — рожать как можно больше детей. В случае смерти мужа, благоч жена долж была соверши сати — сжечь себя на его погребаль костре. Мужчина после женитьбы вступ во втор, и важней, ашраму: он станов грихастха — домохозяин. Гл обязан — соблюд дхармы (религиоз закона), прежде всего — поддерж священ огня семей очага, принесен утром, в полдень и вечер бескров жертв богам и поминов предков до седьмого колена. Супругам, особен жене, предпис хранен верности. Со временем, в индуизме установ моногамный брак. После того, как домохозяин устроит брак своего старш внука, приход время ему отойти от дел. Он соверш обряд торжеств передачи огня домашн очага старш сыну и вступ в третий период своей жизни — ашраму ванапрастхи (лесного отшельника), что подразум уход в лес для изуч Араньяк («лесных трудов») и практ «внутрен жертвопринош». Прекращ его служен артхе(карьере) и каме(камасутра), остается только дхарма, в котор наставл молодых. В возрасте после 70 лет наступ время закл этапа жизни — ашрамы саньясина. Если дхарма-сутры говорили, что саньясином (аскетом) может стать только брахман, то уже в «Махабхарате» эта ашрама счит доступной для всех дваждырожден. Принятие саньясы означ отреч от своей варны, от любого имущества, даже от своего имени. Его ведийские тексты — Упанишады, его занятие — йога, его цель — мокша, лучший для него образ жизни — непрерывное паломнич по святым местам. Последняя, посмертная санскара — кремация.

13. Буддизм: возникновение, основные отличия от индуизма. (+см. лекции про религию Индии)

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахман слоев древнеинд насел на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практич рекомендац со­зд в серед I тыс до н. э. достат прочн, хорошо разраб основу для появл широк круга людей, искав­ших спасения, освобожд (мокши) в удален от общества, в уст­ран всего материаль и концентр вниман и сил на внутрен, духовн «Я». Факт сосредоточ всей внутрен, сокровен мудрости в руках брахман прида­в ей эзотерич характер, т. е. как бы ставил всех небрахман в полож второстепен, неполноправн последоват той или иной доктрины. Следств этого и было стремл вырабо­т нов, альтернат доктрину, котор могла быть проти­вопост эзотерич мудр брахманов. Наиболее разработан и влиятель систем такого рода и стал буддизм. Многое буддизм восприн из тради­ц индий религиоз представл, придав им новое знач. Так, многочисл пантеон богов и духов формал не отриц буддизмом, но, по сути, роль божеств станов второстепен, потому что покло­н богам само по себе не приближ челов к спасен.Появл его легенда связ с именем Гаутамы Шакьямуни, известн миру под именем Будды, Просветленного.

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родил­, в VI в. до н. э. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрач его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрыт язвами изможд больного, затем со­гбен годами убогого старика, после чего похор процессию и, наконец, погруж в глубок и нелегк раздумья аскета. Эти четыре встречи, повеств легенда, корен образом из­мен мировоззр беспеч принца. Он узнал, что в мире су­щ несчастья, болез, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачив­ш в груб одежды, он нач странств, предавая себя аскетиз, и стрем познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предав медитац, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутр причины кругооборота жизни, познал 4 свящ истины.

Познав эти четыре свящ истины, Гаутама, ставш Буддой, Просветл, не­скол дней после этого просидел под свящ деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Этим воспольз злой дух Мара, котор-начал искушать Будду, призыв его не возвещ истины людям, а прямо погруз в нирвану. Но Будда стойко вынес все искуш и продолж свой вел подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятер аскетов, ставш его ученик, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской пропов Будды были вкратце излож основы его Учения. Данные источн свидет о том, что, хотя в числе уче­ник Будды были и брахманы, его учен было поддерж в ос­новн кшатриями и вайшьями, прежде всего город населен, правит, воинами, котор видели в буддий пропов возмож избав от засилья процветающей варны брахманов, хранит практич всей древнеинд мысли. Буддийские идеи ра­венст людей, добродет правл монарха, тер­пимость, культ этики — все это способ успеху нов уче­н и поддерж его правит, особенно древнеинд правит Ашокой (III в. до н. э.)- При его помо­щи буддизм не только шир распрост по всей стране, но стал практич офиц госуд идеол и вы­шел за пределы Индии.

Что же касает практики, ставив своей це­лью достиж нирваны, то эта сфера функц буддиз­ма была строго огранич ушедш от мира, т. е. монахами. Первыми послед Будды были аскеты, котор неболь­ш группами (не менее шести человек) собир в каком-либо уедин месте на период дождей и, пережид этот период, обра­з нечто вроде микрообщины. Вступавш в общину обычно отказ от всякой собств. Они обривали голову, облач в лохмотья, преимущ желт цвета, и имели при себе лишь самое необход. Больш часть времени они провод в странств, собир милост. Впоследствии на местах их захорон легендар дея­т ран буддиз возник монастыр, склад устав.


Учение буддизма: четыре благородные истины.

Сам Будда сформулир свою религиоз программу в виде 4 основ полож 1). Жизнь есть страдание.2). Сущ причина страданий.3). Страд может быть прекращ.4). Сущ путь, ведущ к прекращ страдан. Страдан и неудовлетв (дук-ка) правят миром; причин их явл танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желан, привязан челов к этой жизни; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т. е обретя принцип нов со­ст бытия и сознания, незнак с ненавистью, жадностью и невежест, откр любви, благород и мудрости; сущ путь, метод (магга), посред котор познав истину мо­жет избав от страд и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объект реальн: ни вещей, ни «Я» челов, потому что телесн ощущ, восприят и сознан внешнего мира — все это явл иллюзией. То, что мы считаем «Я», — лишь последоват пустых феномен, котор кажутся нам проявл реальн, организов, целевой жизни. В мире нет ничего, к чему бы стоило стремить, поэтому любое желан - ложно. Устран причины страданий буддизм видит в ликвидац челов желан и соответ в прекращ циклич перерожден и впаден в сост нирваны. Для челов нирвана — это освобож от кармы, когда вся печаль пре­кращ, а личность распадает, чтобы освобод место сознан своей неразрыв причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означ «затухание» и «остывание». Оно символиз уничтож неполное, сопровож не физич смертью, а лишь отсут страстей и жела­ний. Согласно канонич буддизму нирвана не явл сост блаженства, т.к такое ощущ было бы лишь продолж желан жить. Будда имеет в виду затух ложн желан, а не всего существ. Поэтому он различ два вида нирваны: 1)упадхишеша (угасан человеч страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Пер­вый вид нирваны соверш втор, поскольку сопровож­дается лишь уничтож желан, а не лиш челов жизни. Связь буддизма с предш религиоз си­стем присутст и в основ полож вероуч, касающ кармы и нирваны. Так, понятие накопл ду­ховн заслуг, определяющ воплощ души в следующ жизни, сохран и в буддизме, но кардиналь меняют приоритеты челов деятель. Если в индуизме высш доброд виделась в том, чтобы своими поступ­ками обеспеч себе наилучш перерожд, то буддизм настаив на том, что единств целью, котор достойна челов, явл прерывание цепи перерожд и выход за ее пределы. Пониман того, что душа челов (Атман) равнознач Мировой Душе (Брахману), приводит человека к познан иллюзорности всей цепи перерожд, поскольку душа вечна и неизменна, а постоян перерожд явл барьером, мешающ челов осознать эту простую истину.


Учение буддизма: восьмеричный благородный путь.

Реш вопр о том, какой же путь предпочт, Будда приш к выводу, что истин путь не может быть пройд тем, кто потер силу. Есть две крайн, котор тот, кто реш на освоб от уз сансары, не долж следов: с одн стор, гедонизм и, с друг, сверхаскетизм. Есть средн путь, открыв глаза на Разум, ведущ к нирване. Этот путь в буддизме имен благород восъмерччным путем, вкл в себя восемь ступен совершен. I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрен. Неправиль дейст результ ложн взглядов, след, оптималь способ предотвращ неправел поведен явл правиль знание и контроль за его наблюд. 2). Правильное стремлен.. Следует твердо определ свой путь, огранич страсти, жизть в любви со всеми вещам и сущ. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. Необход воздерж от лжи, злослов, груб выраж, легкомысл разгов. 4). Правильные действия. Миряне-буддисты приним миним колич обетов, способств накопл благой кармы. Закл не в жертвоприн или поклон богам, а в отказе от насилия, воровства, от употребл опьяняющ напитк, делающ поведен трудно контрол, правиль сексуаль жизнь, актив самопожертв. Обеты монахов (их намного больще) ориентир их жизнь уже не на улучш кармы, а на ее полное исчерпан и достиж нирваны.

5). Правильная жизнь. Это то же правиль поведен, но взятое как бы в социаль измерен. Буддист должен воздерж от занят, несовмес с правиль поведен. Он должен воздерж от обмана, лжи, мошеннич и интриг, торговли живым сущ, людьми и животн, торговли оружием, распростр алкоголя, от занятий проституц и любыми профес, связ с обманом. Т.е если до сих пор речь шла о внешн повед спасаю­щ челов, то здесь вниман обращ на субъектив очищен. III. Этап сосредоточения. 6). Правильн усилие. Дан этап и все его ступени предназн в основ для монахов и закл в постоян занят буддий йогой. Он сост в осущ власти над страстями, с по­мощью сосредот ума. 7). Правильное мышлен. Целостн контроль над всеми психоменталь и психофизич процес при развит непрерыв осознаннос. Гл методы здесь – шаматха (успокоен сознан, прекращ волнен психики, избавл от аффектов и психоменталь нестабиль) и випашьяна (аналитич созерц, предполаг культивиров благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих сост сознан).

8). Правиль спокойст — послед стадия благор восьмерич пути, резуль котор станов отказ от эмоций и достиж созерц сост. Правиль сосредоточ, или правиль транс. Достиж собств самадхи, предель формы созерц, при котор исчез различ между созерц субъек, созерц объектом и процессом созерц. Правиль практика самадхи в конеч итоге привод монаха к освобож, и он станов архатом («достойным»).


Буддийская психология: анатмавада, абхидхарма. Буддийская космология.

Буддизм отриц сущ вечного «я». Он ничего не говор об Атмане, описан в Упанишад, то есть об абсол субъекте, надличност Я, един для всех сущ и в конеч итоге тожд Абсолюту (Брахману). Этот Атман не призн и не отриц буддизмом. О нем (по крайней мере, в ранних текстах) вообще ничего не говор. Отриц именно индивид «я», личн как сущность, простая и вечная, тождест самой себе субстан. Таковой буддизм не наход в нашем опыте и рассматр ее как иллюзор продукт менталь конструир. Т обр, факт буддиз отриц то, что в брахман и джайнск традиц получ назв джива (душа). Буддисты утвержд, что личность есть только имя для обознач соед в определ порядке групп (скандх) психофизич состояний – дхарм. Этот порядок отраж восприят объекта и его освоен сознан: внач только сами чувств данные, затем сопровожд их чувство приятн или неприятн, затем формир конкрет образа восприн объекта и оформл затем установки на влеч или отвращен к нему. Т. Обр теор буддизма о личности это строгая формулир принципа анатмавады («без-я», «без-души»), точнее (по крайн мере, с точки зрен махаянск буддизма), одного из его двух аспектов – «бессущн личности». Второй его аспект – «бессущностность дхарм». Собственно философск разработка анатмавады восходит, вероятно, уже к 3 в. до н.э., после буддийского собора. Итак, окружающ нас феномен мир и все мы как его часть — не более чем своего рода иллюзия, хотя эта иллюзия суще­ объективно. Дело в том, что челов восприн мир как бы сквозь призму своих ощущ, но эти ощущен не результ субъект представл индивида, а вполне объектив факт, следст волнен дхарм, частиц мироздан. Слово «дхарма» в древнеинд мысли многознач. Им именуют и доктрину в целом, и закон, т. е. извечн порядок вещей, и, наконец, первочастицы мирозда­н. Частицы эти несколько напомин элементы духов нача­ла пуруши в системе санкхья, но отлич большей внутр емкостью и разнообраз. Среди них есть 1) дхармы чистого созна­ния, 2) дхармы чувствен (рупа), т. е. связан со зрительн, слу­хов и прочими восприят и ощущ человека, 3) дхармы психики, рождающ эмоции, и некотор другие. Всего таких дхарм в обычн челов, согласно различ школам-сектам буддизма, 75-100, а то и больше. Абхидхарма - это «незапятнанная» мудрость, позволяющая анализировать дхармы или «теория дхарм». Всё живущ в мире сост из дхарм, точнее — из живых движу­щ дхарм. Жизнь, в строг смысле этого слова, — проявл безначаль и практич вечного волнен дхарм, котор и сост объектив ее содерж. Понять это и попытаться ус­покоить свои волнующ дхармы — это и означ взять жизнь в свои руки и тем, в конеч счете, добиться цели, т. е. достичь сост будды, погруз в нирвану. Реализов это сможет кто преодолеет ави-дью - незнание, затемн ра­зум. Авидья влечет за собой поступки, вызван невежест, по­ступки порожд привычн стереотипы поведен, ориентиров на бытующ в обществе установки.

Почти все школы классич индий буддизма не сомнев в сущ мира вне сознан восприним субъекта. Но этот объект мир в себе принцип не интерес буддист. Мир буддий космолог – это психокосм, то есть мир, уже отраже в сознан челов. Традиц буддий предст о мире – психокосме – таковы: вселен по своей природе троична, она сост из трех уровн, или трех миров – мира желаний, мира форм и мира не-форм. Мир желан– место, где живут почти все жив сущ, за искл некот высш божеств и йогинов. В мире желан пребыв обитате адов, голодн духи, животн, люди и больш часть богов. В центре плоск земли наход устремл в невообраз высь гора Сумеру, вокруг котор располаг дворцы 33 богов мира Брахмы. Деле простир гладь миров океана, в котор наход 4 континен, один из которых – «наш» континент. Под землей наход обиталища претов и система 10 адов. Миров-троекосм, подобн нашему, неизмер много, они сущ по тем же законам как бы паралл нашему миру. Космич время циклич и безначаль. Мир никем не создан. Причина существ миров – энергия совокуп кармы жив существ предыдущ миров цикла. Все миры в целом не вечны — они сущест лишь на протяж махакальпы, которая делится на четыре кальпы (каждая длит миллионы лет).

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахман слоев древнеинд насел на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практич рекомендац со­зд в серед I тыс до н. э. достат прочн, хорошо разраб основу для появл широк круга людей, искав­ших спасения, освобожд (мокши) в удален от общества, в уст­ран всего материаль и концентр вниман и сил на внутрен, духовн «Я». Факт сосредоточ всей внутрен, сокровен мудрости в руках брахман прида­в ей эзотерич характер, т. е. как бы ставил всех небрахман в полож второстепен, неполноправн последоват той или иной доктрины. Следств этого и было стремл вырабо­т нов, альтернат доктрину, котор могла быть проти­вопост эзотерич мудр брахманов. Наиболее разработан и влиятель систем такого рода и стал буддизм. Многое буддизм восприн из тради­ц индий религиоз представл, придав им новое знач. Так, многочисл пантеон богов и духов формал не отриц буддизмом, но, по сути, роль божеств станов второстепен, потому что покло­н богам само по себе не приближ челов к спасен.Появл его легенда связ с именем Гаутамы Шакьямуни, известн миру под именем Будды, Просветленного.

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родил­, в VI в. до н. э. Га­утама вырос, затем женил, у него родил сын. Ничто не омрач его счастья. Но как-то раз, выехав за пределы дворца, молод принц увидел покрыт язвами изможд больного, затем со­гбен годами убогого старика, после чего похор процессию и, наконец, погруж в глубок и нелегк раздумья аскета. Эти четыре встречи, повеств легенда, корен образом из­мен мировоззр беспеч принца. Он узнал, что в мире су­щ несчастья, болез, смерть, что миром правит страдание. С горечью ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачив­ш в груб одежды, он нач странств, предавая себя аскетиз, и стрем познать истину. Прошло семь лет. Однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обыч­но, предав медитац, Гаутама прозрел. Он познал тайны и внутр причины кругооборота жизни, познал 4 свящ истины.

Познав эти четыре свящ истины, Гаутама, ставш Буддой, Просветл, не­скол дней после этого просидел под свящ деревом, не бу­дучи в силах сдвинуть с места. Этим воспольз злой дух Мара, котор-начал искушать Будду, призыв его не возвещ истины людям, а прямо погруз в нирвану. Но Будда стойко вынес все искуш и продолж свой вел подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя пятер аскетов, ставш его ученик, и прочел им свою первую проповедь. В этой бенаресской пропов Будды были вкратце излож основы его Учения. Данные источн свидет о том, что, хотя в числе уче­ник Будды были и брахманы, его учен было поддерж в ос­новн кшатриями и вайшьями, прежде всего город населен, правит, воинами, котор видели в буддий пропов возмож избав от засилья процветающей варны брахманов, хранит практич всей древнеинд мысли. Буддийские идеи ра­венст людей, добродет правл монарха, тер­пимость, культ этики — все это способ успеху нов уче­н и поддерж его правит, особенно древнеинд правит Ашокой (III в. до н. э.)- При его помо­щи буддизм не только шир распрост по всей стране, но стал практич офиц госуд идеол и вы­шел за пределы Индии.

Что же касает практики, ставив своей це­лью достиж нирваны, то эта сфера функц буддиз­ма была строго огранич ушедш от мира, т. е. монахами. Первыми послед Будды были аскеты, котор неболь­ш группами (не менее шести человек) собир в каком-либо уедин месте на период дождей и, пережид этот период, обра­з нечто вроде микрообщины. Вступавш в общину обычно отказ от всякой собств. Они обривали голову, облач в лохмотья, преимущ желт цвета, и имели при себе лишь самое необход. Больш часть времени они провод в странств, собир милост. Впоследствии на местах их захорон легендар дея­т ран буддиз возник монастыр, склад устав.


Учение буддизма: четыре благородные истины.

Сам Будда сформулир свою религиоз программу в виде 4 основ полож 1). Жизнь есть страдание.2). Сущ причина страданий.3). Страд может быть прекращ.4). Сущ путь, ведущ к прекращ страдан. Страдан и неудовлетв (дук-ка) правят миром; причин их явл танха, т. е. сама жизнь с ее страстями и желан, привязан челов к этой жизни; уйти от зависим (ниродха) и вызыв ими страдан можно лишь погрузив в нирвану, т. е обретя принцип нов со­ст бытия и сознания, незнак с ненавистью, жадностью и невежест, откр любви, благород и мудрости; сущ путь, метод (магга), посред котор познав истину мо­жет избав от страд и достичь нирваны. В мире сансары, постоян перерожд и изменч, нет объект реальн: ни вещей, ни «Я» челов, потому что телесн ощущ, восприят и сознан внешнего мира — все это явл иллюзией. То, что мы считаем «Я», — лишь последоват пустых феномен, котор кажутся нам проявл реальн, организов, целевой жизни. В мире нет ничего, к чему бы стоило стремить, поэтому любое желан - ложно. Устран причины страданий буддизм видит в ликвидац челов желан и соответ в прекращ циклич перерожден и впаден в сост нирваны. Для челов нирвана — это освобож от кармы, когда вся печаль пре­кращ, а личность распадает, чтобы освобод место сознан своей неразрыв причастности к миру. Само слово «нирвана» в переводе с санскрита означ «затухание» и «остывание». Оно символиз уничтож неполное, сопровож не физич смертью, а лишь отсут страстей и жела­ний. Согласно канонич буддизму нирвана не явл сост блаженства, т.к такое ощущ было бы лишь продолж желан жить. Будда имеет в виду затух ложн желан, а не всего существ. Поэтому он различ два вида нирваны: 1)упадхишеша (угасан человеч страсти); 2) анупадхишеша (угасание вместе со страстью и жизни). Пер­вый вид нирваны соверш втор, поскольку сопровож­дается лишь уничтож желан, а не лиш челов жизни. Связь буддизма с предш религиоз си­стем присутст и в основ полож вероуч, касающ кармы и нирваны. Так, понятие накопл ду­ховн заслуг, определяющ воплощ души в следующ жизни, сохран и в буддизме, но кардиналь меняют приоритеты челов деятель. Если в индуизме высш доброд виделась в том, чтобы своими поступ­ками обеспеч себе наилучш перерожд, то буддизм настаив на том, что единств целью, котор достойна челов, явл прерывание цепи перерожд и выход за ее пределы. Пониман того, что душа челов (Атман) равнознач Мировой Душе (Брахману), приводит человека к познан иллюзорности всей цепи перерожд, поскольку душа вечна и неизменна, а постоян перерожд явл барьером, мешающ челов осознать эту простую истину.


Учение буддизма: восьмеричный благородный путь.

Реш вопр о том, какой же путь предпочт, Будда приш к выводу, что истин путь не может быть пройд тем, кто потер силу. Есть две крайн, котор тот, кто реш на освоб от уз сансары, не долж следов: с одн стор, гедонизм и, с друг, сверхаскетизм. Есть средн путь, открыв глаза на Разум, ведущ к нирване. Этот путь в буддизме имен благород восъмерччным путем, вкл в себя восемь ступен совершен. I. Этап мудрости. 1). Правильные воззрен. Неправиль дейст результ ложн взглядов, след, оптималь способ предотвращ неправел поведен явл правиль знание и контроль за его наблюд. 2). Правильное стремлен.. Следует твердо определ свой путь, огранич страсти, жизть в любви со всеми вещам и сущ. II. Этап нравственности. 3). Правильная речь. Необход воздерж от лжи, злослов, груб выраж, легкомысл разгов. 4). Правильные действия. Миряне-буддисты приним миним колич обетов, способств накопл благой кармы. Закл не в жертвоприн или поклон богам, а в отказе от насилия, воровства, от употребл опьяняющ напитк, делающ поведен трудно контрол, правиль сексуаль жизнь, актив самопожертв. Обеты монахов (их намного больще) ориентир их жизнь уже не на улучш кармы, а на ее полное исчерпан и достиж нирваны.

5). Правильная жизнь. Это то же правиль поведен, но взятое как бы в социаль измерен. Буддист должен воздерж от занят, несовмес с правиль поведен. Он должен воздерж от обмана, лжи, мошеннич и интриг, торговли живым сущ, людьми и животн, торговли оружием, распростр алкоголя, от занятий проституц и любыми профес, связ с обманом. Т.е если до сих пор речь шла о внешн повед спасаю­щ челов, то здесь вниман обращ на субъектив очищен. III. Этап сосредоточения. 6). Правильн усилие. Дан этап и все его ступени предназн в основ для монахов и закл в постоян занят буддий йогой. Он сост в осущ власти над страстями, с по­мощью сосредот ума. 7). Правильное мышлен. Целостн контроль над всеми психоменталь и психофизич процес при развит непрерыв осознаннос. Гл методы здесь – шаматха (успокоен сознан, прекращ волнен психики, избавл от аффектов и психоменталь нестабиль) и випашьяна (аналитич созерц, предполаг культивиров благих, с точки зрения буддизма, и отсечение неблагих сост сознан).

8). Правиль спокойст — послед стадия благор восьмерич пути, резуль котор станов отказ от эмоций и достиж созерц сост. Правиль сосредоточ, или правиль транс. Достиж собств самадхи, предель формы созерц, при котор исчез различ между созерц субъек, созерц объектом и процессом созерц. Правиль практика самадхи в конеч итоге привод монаха к освобож, и он станов архатом («достойным»).





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 372 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...