Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства




Скиты старообрядцев, такие, как Выгорецкое общежительство, принадлежавшие к поморскому согласию, только на первых порах строились на основе чисто демократических и уравнительных принципов. Равенство верующих было там реальностью лишь в конце XVII в., когда всеми делами общины занималось общее собрание верующих, администрация же лишь исполняла его решения. Уже в начале XVIII в. старообрядцы-поморцы создали на русском Севере, в трудных климатических условиях процветающее хозяйство: ремесленные мастерские и кирпичные заводы.
В результате скитники оказались состоятельными людьми, не склонными делиться имуществом и властью с вновь приходящими верующими. Они образовали привилегированный слой хозяев и управляющих. Новопоселенцы служили у них в качестве работных людей. Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.
В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере.

20.

21.

Католицизм: особенности вероучения и культа
Католицизм - самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США. Истоки К. в небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления К. начался в 3-5'веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь. Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления. Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения - вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел - «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом. Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях - отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище. Догмат о чистилище (место между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854г) Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части. Католицизм также признает семь таинств, но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных - квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8- лет, a не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать): в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства. Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник - черная сутана, епископ - фиолетовая, кардинал - пурпурная, папа - белая сутана Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий - ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна). Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост - адвент. Рождество - наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление - праздник трех царей - в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса - символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии - символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников - Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября). За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам. Резиденция Папы - Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

22. Одно из основных направлений в христианстве, наряду с православием и протестантизмом (от греч. katholikos - "всеобщий", "вселенский") является католицизм. Как самостоятельное вероучение и церковная организация католицизм окончательно оформился после разделения Западной и Восточной Церквей в 1054 году.

Католицизм имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западноевропейского общества в эпоху средневековья. Римско-Католическая Церковь строго централизована: она имеет единый всемирный центр - Ватикан и единого главу - Папу Римского, который венчает ее многоступенчатую иерархию. Согласно правилу, окончательно утвердившемуся в XII в., католическое духовенство дает обет безбрачия (целибат).

Источником вероучения в католицизме является не только Священное Писание (Библия), но и Священное Предание, которое в отличие от православия включает в себя постановления Вселенских Соборов Римско-Католической Церкви и суждения пап.

Современная Римско-Католическая Церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства многочисленными монашескими орденами, миссионерскими и благотворительными организациями и учреждениями. К ней также примыкают многие светско - массовые организации - политические партии, профсоюзы, молодежные, женские и другие объединения. Католическая Церковь имеет свою прессу, кино, телевидение и радиовещание, располагает сетью учебных заведений.

Внутри католицизма идет непрекращающаяся борьба между сторонниками обновления (модернистами) и его противниками (традиционалистами). В последние годы все большую роль начинают играть различные левые течения в католицизме, которые выступают в защиту прав человека и ведут борьбу с реакционными режимами. Католики выступают за единство действий всех демократических сил в борьбе за укрепление мира на земле и утверждение гражданских и демократических свобод.

Католицизм является доминирующей конфессией в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, на Филиппинах и в латиноамериканских странах, и преобладающей в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Последователи католицизма имеются в Германии (около 45% населения), в странах Балтии (главным образом в Литве и частично в Латвии), а также в западных областях Белоруссии и Украины.

Католицизм по своим социальным характеристикам - это великая религия. И по количеству последователей, и по масштабам и степени влияния на жизнь общества она, несомненно, занимает первое место среди других религий мира. И уже по этой причине католицизм заслуживает уважения, а его вероучение тщательного изучения, это и обуславливает актуальность выбранной темы.
1 Особенности вероучения и культа

В 395 г. Римская империя распалась на западную и восточную части. Однако христианская церковь вопреки сложившимся обстоятельствам оставалась единой организацией. Почетное первое место в списке иерархов этой церкви занимали римские епископы, которые считали себя преемниками апостола Петра. Сам же Петр, как это следует из Евангелия от Матфея, получил старшинство в церкви непосредственно от самого Иисуса. Будучи, в сравнении с восточными епископами, независимыми от светской власти, римские епископы на Западе решительно выступали как ревнители истинной христианской веры.

С падением Западной Римской империи (476г.) римские епископы, к которым применяли титул «папа» (с лат. отец), получили новые возможности для расширения своей административной власти как внутри руководимой ими церкви, так и вне ее. С этого времени начали формироваться представления, согласно которым духовная власть естественным образом влечет за собой и светскую, а церковь, как имеющая власть непосредственно от Бога, одна только может вручать ее светским правителям.

Отсутствие в административно раздробленной Западной Европе единоличной светской власти, а также реальная мощь христианской церкви объективно обуславливали тот факт, что римские епископы выступали в роли «защитников» всего западного мира. Они стремились проводить свою собственную политику, занимали важное положение в государственной системе, возглавляли военные походы под прикрытием освобождения Гроба Христова изпод власти «неверных». В IX в. папа Иоанн VIII провозгласил право церкви не только короновать (или не короновать) светских властителей, но и лишать их корон.

Доктрина католицизма формировалась на протяжении нескольких веков на основе трудов таких теологов, как Тертуллиан, Ириней, Киприан, Амвросий и др. Особенно плодотворными для идейного оформления католицизма оказались творчество и деятельность Аврелия Августина, соединившего в целостную систему разнородные идеи и доктрины. В учении Августина нашли место ранние формы верований и евангельские представления о вере, признание авторитета церкви и культа мистерий. Августин был создателем теократической концепции, стоящим над которой церковь является институтом, стоящим над государством. При этом церковь по всем параметрам отличается от государства и несопоставима с ним, именно она ведет человечество к «Божьему граду».

Огромную роль в деле идеологического обоснования устоев католицизма сыграл знаменитый схоласт Фома Аквинский Согласно его учению, католическая церковь представала как божественная по своему происхождению иерархическая организация во главе с наделенным неограниченной властью Римским папой. Все земные государи должны, были повиноваться Римскому папе, власть которого исходила от самого Иисуса Христа.

Католицизм как направление в христианстве возникает в XI в. после формального разрыва между восточной (православной, ортодоксальной) и западной (римской, латинской) церквами. Отметим догматические расхождения, которые до настоящего времени разделяют эти церкви.

Католическое вероучение основывается на Библии («Священное Писание») и Традиции («Священное Предание»), которое объявляются церковью двумя источниками божественного Откровения.

Согласно католицизму, передача Богом Откровения завершилась вместе со смертью апостолов учеников Христа, однако Откровение может в наши дни улучшаться благодаря правильному его постижению. Римский папа, являющийся по католическому учению наместником Бога на земле и преемником обладающего ключами от рая святого Петра, а также коллегия епископов наследников апостолов совместно создают церковное учение, обладающее статусом «непогрешимости». Таким образом, католическая церковь обосновывает правоверность принятия главой церкви и соборами догматов, которые должны восприниматься верующими так же, как и Откровение самого Бога. Кроме этого, в состав Священного Писания католики включают 11 книг ветхозаветной части Библии, которые ими признаются как «богодухновенные».

Католическая церковь утверждает догмат об исхождении Духа Святого не только от БогаОтца, как об этом сказано в принятом на первых двух Вселенских соборах (325 и 381 гг.) Символе веры, но и от БогаСына («филиокве» «и сына»). Восточная же (православная) церковь признает исхождение Святого Духа только от БогаОтца. Это разногласие руководители католической и православной церквей всегда считали и считают главнейшим и даже единственно непримиримым.

Католицизм учит, что человек может рассчитывать на спасение своей души только благодаря помощи церкви, обладающей возможностью передавать грешникам добрые дела праведников. Отсюда практика продажи индульгенций, отпущения грехов. В начале XV в. принято учение, согласно которому души умерших, прежде чем решится их участь, должны пройти через чистилище, промежуточную инстанцию между раем и адом. Очищение от грехов совершается посредством различных испытаний, а также добрых дел в пользу церкви родных и близких покойного. Значительную роль в католицизме играет догмат о непогрешимости в вопросах веры и морали Римского папы, В отличие от православия, католицизму присуще безбрачие (целибат), обязательное для духовенства.

Говоря о догматических особенностях католицизма, следует сказать об особом месте учения о Богородице и культа, посвященного ей. В 1854 г. появился догмат о непорочном зачатии Божьей Матери, а в 1950 г. папа Пий XII дополнил вероучение догматом о телесном вознесении Девы Марии на небо. Существует особый церковный праздник, посвященный королеве небес Деве Марии.

Важным отличием католицизма является устройство церкви. Во-первых, церковь имеет единственного главу папу Римского. Во-вторых, в церкви существует разветвленный аппарат, состоящий из клира, огромного корпуса священников, каждый из которых живет по единственному уставу.

Католицизму присущ пышный театрализованный культ, использующий все виды искусства для воздействия на чувства и сознание верующих. Это прежде всего росписи, фрески, скульптурные украшения, хоровое пение, органная, а в последнее время современная музыка с использованием электроинструментов и усилителей. Католические храмы обычно возводятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма призвана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляющего верующих к тихой пристани Царства Небесного. Используются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг символ вечности веры в Бога и звезда (чаще всего восьмиугольник) небесное светило, указывающие человечеству путь к совершенству.

Подобно другим христианам, католики считают главным средством общения с Богом молитву, сопровождаемую крестным знамением изображением креста правой рукой; причем они крестятся всей ладонью в то время как православные складывают вместе три пальца: большой, указательный и средний.

Католики признают семь святых таинств, однако они выполняются несколько иначе, чем в православии. Например, таинство крещения производится путем окропления водой или погружения в нее, тогда как в православии только погружением в воду. В отличие от православного обряда миропомазания, католический обряд конфирмации совершается не одновременно с крещением, а по достижении 712 летнего возраста. Производится она обязательно епископом в торжественной обстановке, что должно содействовать закреплению религиозного чувства. Причащение в католицизме вплоть до 60х гг. совершалось хлебом и вином только для священнослужителей, а для мирян одним хлебом. Теперь те и другие причащаются хлебом и вином. В числе других изменений в католическом культе можно назвать разрешение проводить богослужение (литургию) не на латинском, а на родном языке верующих дополнять его элементами национальных обрядов местных народов. Вместе с тем из религиозных традиционных обрядов изымаются наиболее устаревшие элементы, унаследованные еще из языческих магических обрядов, как, например, «дуновение» священника на ребенка, «помазание» его слюной, «кормление» солью при совершении крещения.
2 Организационная структура католической церкви
В Римско-католической церкви высшая власть и юрисдикция над духовенством и мирянами принадлежит папе, который (начиная со Средних веков) избирается коллегией кардиналов на конклаве и сохраняет свои полномочия до конца жизни или законного отречения. Согласно католическому учению (зафиксированному в римско-католическом каноническом праве), вселенский собор не может состояться без участия папы, за которым закреплено право созывать собор, председательствовать на нем, определять повестку дня, переносить, временно приостанавливать работу вселенского собора и утверждать его решения. Кардиналы образуют коллегию при папе и являются его главным советниками и помощниками в управлении церковью. Папа не зависит от принятых законов и назначенных им или его предшественниками должностных лиц и обычно свою административную власть осуществляет в соответствии с Кодексом канонического права через посредство конгрегаций, судов и канцелярий Римской курии. На своих канонических территориях (называемых обычно диоцезами, или епархиями) и в отношении своих подчиненных патриархи, митрополиты, или архиепископы, и епископы действуют в рамках ординарной юрисдикции (т.е. связанной по закону с должностью, в отличие от делегированной юрисдикции, связанной с конкретным лицом). Своей юрисдикцией обладают также некоторые аббаты и прелаты, а также главные иерархи привилегированных церковных орденов, но последние только по отношению к собственным подчиненным. И наконец, священники обладают ординарной юрисдикцией в пределах своего прихода и по отношению к своим прихожанам.

В Римско-католической церкви папа либо назначает епископов, либо утверждает их избрание; епископы, в свою очередь, назначают приходских священников и епархиальных должностных лиц. В настоящее время, за некоторыми исключениями, миряне не участвуют в избрании церковного руководства. Учительная власть католической церкви осуществляется либо в форме торжественного догматического вероопределения (прерогатива вселенского собора и папы), либо в обычном общем поучении (катехизации и проповеди).

Членом церкви верующий становится, исповедав христианскую веру (в случае младенцев за них это делают крестные родители), приняв крещение и подчинившись авторитету церкви. Членство дает право участия в остальных церковных таинствах и литургии (мессе). После достижения разумного возраста каждый католик обязан подчиняться предписаниям церкви: участвовать в мессе по воскресным и праздничным дням; поститься и воздерживаться от мясной пищи по определенным дням; исповедоваться по крайней мере один раз в год; причащаться во время празднования Пасхи; вносить пожертвования на содержание своего приходского священника; соблюдать церковные законы касательно брака.
3 Проблемы социального развития мира в католицизме
Начало современному осмыслению социального развития мира в католицизме положила энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» («Новые вещи», 1891 г.), имевшая подзаголовок «О положении рабочего класса, или о так называемом социальном вопросе». В этой энциклике содержится анализ социально-экономической ситуации конца XIX в. и определены основные задачи по разрешению конфликтов между рабочими и работодателями.

Отмечая наличие «социального вопроса» и классовой борьбы как реальных фактов, Лев XIII усматривает их причину в ошибочном общественно-экономическом устройстве, при котором рабочие чувствуют себя одинокими и беззащитными. Следовательно, церковь должна выступить в защиту трудящихся, которые подвергаются жестокой эксплуатации. Этому способствует чрезмерная концентрация собственности в руках «немногочисленной горстки богачей» которая держит практически в рабском положении огромное число пролетариев».

Однако, по утверждению папы, еще более порочным и неприемлемым является социалистическое решение проблем, так как оно имеет своей целью ликвидацию частной собственности, которая служит источником бережливости и средством улучшения жизни. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречила бы установленному свыше естественному праву ведь Бог дал земные блага всем людям и дал потому, что они обладают разумом и, следовательно, способностью позаботиться о своих потребностях. По мнению папы, личная собственность является основой свободы человека, в то время как «общая», обезличенная собственность чревата социальным расстройством: она не создает возможности для развития личности, ее таланта, ограничивает инициативу человека, способствует его порабощению. Папа выступает сторонником «здоровой социальной политики», субъектами которой должны быть церковь, государство и профессиональные объединения самих рабочих. Роль церкви в этой сфере выражается в функциях учителя, воспитателя и субъекта практической любви к ближнему.

Дальнейшим развитием социальной доктрины католицизма явились энциклики папы Пия XI «Квадрагезимо анно» («В год сороковой», 1931) и «Дивини редемпторис» («Божественное искупление», 1937), в которых активно пропагандировалась выдвинутая фашистами идея корпоративизма как союза рабочих и работодателей. Папа безоговорочно одобрил тезис фашистских идеологов о необходимости создания такого государственного устройства, которое было бы основано «на мирном сотрудничестве социальных классов, ликвидации социалистических организаций и нейтрализации их поползновений».

После того как фашизм стал в Западной Европе основной антикоммунистической и антисоветской силой, Ватикан превратился в его естественного союзника. В конце 30х гг. Ватикан всячески подталкивал фашистов к развязыванию войны против СССР. Подобный курс существенно подорвал авторитет католической церкви.

В социальной программе папы Иоанна XXIII (начало 60 х гг.) прослеживается стремление устранить существующие противоречия между богатыми и бедными и способствовать развитию рыночной экономики с умеренной регулятивной функцией государства. В начале 70х гг. с резкой критикой эксплуатации человека труда, колониализма, национализма и расизма, угнетения «богатым Западом» стран «третьего мира» выступил папа Павел VI. По его мнению «в случае очевидной и длительной тирании существенно нарушающей права личности и наносящей вред общему благу», в обществе допустимы социальные революции.

Много нового в социальное учение католицизма привнес понтификат Иоанна Павла II (с 1978 г.). В целом для этого папы характерен пессимистический взгляд на развитие современного мира. Он много говорит и пишет о тех бедствиях, которые обрушились на современную цивилизацию, предупреждает о возможности самоуничтожения человечества, рисует трагедию существования современного человека. В качестве рецепта для разрешения многочисленных проблем, порожденных цивилизацией угрозы экологической катастрофы и ядерной войны, пороков общества массового потребления, нарушения прав и свобод человека и т.п., папа предлагает воплотить в жизнь социальное и этическое учение церкви, придерживаться принципов приоритета личности над вещью, духа над материей. В одной из своих последних энциклик «Центезимус аннус» («Сотый год», 1991 г.) Иоанн Павел II, характеризуя события в Восточной Европе на рубеже 8090х гг., пишет: «Можно ли сказать, что после падения коммунизма капитализм является социальной системой, которая его заменит, и что к нему должны быть направлены усилия стран, стремящихся восстановить свою экономику и своё общество? Такую ли модель следует предложить странам Третьего мира, которые ищут путь к подлинному прогрессу в экономике и в гражданском обществе?» Однозначного ответа на этот вопрос у церкви нет, разъясняет Иоанн Павел II. Это потому, что ни одно земное общественное устройство католическая церковь не считает совершенным.

Иоанну Павлу II принадлежит ведущее место в разработке современного варианта социальной роли и функций церкви. Церковь предстает в его энцикликах как своеобразный над структурный институт, не связанный ни с каким общественным строем. Она должна выполнить важную миссию, заключающуюся в освобождении мира от социальных, политических и экономических конфликтов несоциальными, неполитическими и неэкономическими методами. С этой миссией церкви связано и представление ее иерархов о церковной политике. Политика церкви истолковывается Ватиканом исключительно как форма духовного пасторства в мире, служения людям с помощью Евангелия. Не случайно Иоанн Павел II многократно обращался к священнослужителям с призывами избегать участия в политической деятельности.

Современное социальное учение католической церкви большое внимание уделяет проблемам семьи нравственной субстанции общества. Кризис семьи, связанный с разрушением ее патриархальных основ и ростом сексуальной свободы, поставил под вопрос существование одного из гарантов нравственного благополучия общества. Тенденция роста разводов наравне с падением привлекательности семьи вызывает нравственное сопротивление церкви, которая активно выступает против проституции, порнографии, распущенности, безграничной сексуальной свободы. Католическая церковь считает преступлением против человека и человечества аборты самый безнравственный акт, приносящий в жертву новому сексуальному сознанию незащищенную человеческую жизнь.

Одним из самых важных моментов в социальном учении католицизма является его отношение к государству Католическая церковь как надгосударственное образование постоянно боролась против всевластия государства, хотя основной социальный идеал церкви связан прежде всего с государством. Государственная власть, по её мнению, есть начало порядка, она происходит от Бога. В то же время применение насилия вызвано грехопадением человека. В своей главной функции охраны добра и борьбы со злом государство служит задаче спасения человека и образует единство с церковью. Это единство обуславливает естественное сотрудничество между церковью и государством, где государство выступает материальной опорой церкви, а католическая церковь его духовной опорой.

В социальной доктрине католической церкви большое внимание уделяется проблеме войны и мира. В традиционном истолковании социальной доктрины, основу которой составляет учение Ф. Аквинского, война (справедливая) представляется как средстве самозащиты, как естественное средство восстановления международной справедливости. По мнению папы Иоанна XXIII и его сторонников, в отличие от традиционного представления война в современном мире может перерасти в тотальную, поэтому церковь должна определенно высказаться за пацифизм. Другое направление в католицизме выступает против пацифизма, доказывая что даже сегодня нельзя смешивать такие понятия, как «война» и «тотальная война». Его приверженцы считают, что не всякая современная война может привести к применению оружия массового уничтожения, поэтому можно говорить о «конвенциональной войне», где сохраняет свое значение традиционная трактовка войны, ведущейся, по выражению Ф. Аквинского, на «достаточном основании». В настоящее время в международной политике линия церкви направлена на укрепление силы международного права, на поддержание между странами добрососедских отношений, противодействие тоталитарным режимам, содействие укреплению международного единства вместе с ростом влияния международных организаций, особенно ООН, с правом вмешиваться в разгорающиеся вооруженные конфликты.

Особую позицию католическая церковь занимает в вопросе о развивающихся странах, где конфликт богатства и бедности, социальная несправедливость приобрели особенно острый характер. Церковь призывает развитые страны оказывать действенную поддержку этим странам, избегая при этом политики неоколониализма. Усиленное внимание в последнее время обращено к странам Восточной Европы, восстановление в которых нормальной жизни крайне сложно без помощи извне. В одном из своих выступлений Иоанн Павел II заметил следующее: «Помощь со стороны других стран, прежде всего, европейских, составляющих часть той же самой истории и несущих на себе ответственность, является долгом справедливости.»

В современной социальной доктрине католической церкви находят свое развитие и другие проблемы, такие, как демократия, культура, экология и т.п. Эволюция проблематики осуществляется не только в направлении углубления религиозного ее истолкования, но и с учетом необходимости гуманистического преобразования общества. Многие проблемы социального развития находятся в центре внимания нынешнего папы Иоанна Павла II, он является автором социальных энциклик: «Богатый в милосердии», «Трудом своим», «Забота об общественном» и др. По мнению папы социальные конфликты проистекают в обществе из-за обусловленного грехом разлада в самом человеке и дезинтеграции его с миром.

Католическая церковь сегодня располагает огромными финансовыми средствами, широкой сетью информационных систем, она финансирует и организационно поддерживает множество католических школ, колледжей, институтов и университетов, а также исследовательских центров в системе папской Академии наук. Она продолжает оказывать заметное влияние на духовное состояние народов всего мира.

23. 2.Основные направления протестантизма. Церкви, названные впоследствии «лютеранскими», или «евангелическими», оформились в северных немецких княжествах


и скандинавских странах. Их появление связано с именем монаха ордена августинцев, профессора библеистики Виттенбергского университета Мартина Лютера.

Основные принципы вероучения лютеранства изложены в составленном М. Лютером и его соратником Ф. Meланхтоном «Аугсбургском исповедании». Этот документ состоит из двух частей. Первая - «Вера идоктрина» - содержит 21 статью, в которых излагаются основные положения вероучения (Бог, Троица, богочеловек, таинства, добрые дела, свобода воли идр.). Вторая часть - «Злоупотребления» - состоит из 7статей и посвящена критике католицизма по вопросам церковной организации ипрактики, целибата, платы за отпущение грехов. Именно здесь нашли свое воплощение основные принципы протестантизма: достижение спасения не при посредничестве церкви, не молитвами монахов, незаслугами святых и даже не добрыми делами в пользу церкви, аличной верой, источник вероучения - только Библия; упразднение монашества и поклонения святым и их мощам и т.д.

В вопросах о таинствах лютеранство еще делает ряд уступок католицизму. Здесь, в частности, был сохранен институт епископов. Оставив из семи христианских таинств лишь два - крещение (младенцев) и причащение, лютеранство не выработало единой позиции относительно исповеди. Брак, рукоположение в духовный сан, соборование, конфирмация рассматриваются как простые обряды, так как с их помощью не передается благодать, а только укрепляется вера. В лютеранских кирхах нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь.

Внастоящее время в мире насчитывается около 75 млн. приверженцев лютеранства. Эта конфессия наиболее влиятельна в Германии, Скандинавских странах, США, Австрии, Венгрии, Франции, Эстонии и Латвии. Около 50 млн. верующих объединены во Всемирном лютеранском союзе. В России лютеранство появилось в начале XVIII в. его исповедуют преимущественно этнические немцы, финны и представители некоторых других народов.

Кальвинизм, или реформаторство, возник в XVI в. Его учение разработано теологом и проповедником Жаном Кальвином, который воплотил его на практике в городегосударстве Женеве, Кальвинизм воспринял основные лютеранские принципы вероучения, придал им гораздо

большую жёсткость. Кальвин более решительно, чем Лютер, отверг христианское «предание», институт папства.

Из всех христианских таинств кальвинизм оставил лишь крещение и причащение, которые рассматриваются как символические обряды. В отличие от лютеранства кальвинизм отрицает представление о «присутствии» тела и крови Христа во время причащения. Кальвинизм радикально упростил культ, отвергнув священнические облачения, алтарь, свечи, иконы, крест.

Большое значение в кальвинизме имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается «свыше». Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма». Кальвин учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься не как наслаждение, а как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становятся энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

Кальвинистское вероучение было принято протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, некоторых областей Германии, Венгрии, Чехии.

Значительную роль кальвинистские идеи играли среди протестантов Англии, требовавших радикальной реформации, «очищения» (отсюда - пуритане) английской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии. Современный кальвинизм в различных своих течениях реформаторстве, пресвитерианстве, конгрегационализме утратил свой крайний радикализм и во многом сблизился с лютеранским учением. В конце XIX в. стремление к объединению привело к образованию Всемирного Альянса реформистских церквей, придерживающихся пресвитерианского строения, который насчитывает около 40 млн. человек.

Англиканство - третье основное направление в раннем протестантизме. В Англии королевская власть, более сильная, чем в континентальной Европе, стремилась ограничить вмешательство Рима в свои дела. В середине XIV в английскому церковному суду было запрещено апеллировать к иноземному, т.е. папскому, суду. С началом Реформации в Германии известия о деятельности Лютера и протестантские сочинения быстро достигли Англии и нашли там благоприятную почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII был объявлен главой церкви. С этого времени начали закрываться монастыри, стала проводиться секуляризация церковных владений, прекратился культ святых и реликвий. Был издан обновленный и одобренный архиепископом Кентерберийским перевод Библии на английский язык («Большая Библия»). В 1571 г. был утвержден Символ веры, состоящий из 39 пунктов. Он придал англиканству облик «среднего пути» между католицизмом и лютеранством. Этот документ признает Священное Писание основным источником Откровения, но не отвергает и Священное Предание. Сохранился католический догмат о спасении с помощью церкви, одновременно был принят лютеранский постулат спасения личной верой. Характерной чертой англиканской церкви является ее епископальное устройство, напоминающее католическое. Подобный компромисс стал поводом для переориентации части последователей англиканской церкви на соединение с кальвинизмом как более радикально и последовательно порывающим с католицизмом направлением (пуританизмом).

В настоящее время в мире насчитывается около 70 млн. англикан, объединенных в 25 автономных церквей и 6 церковно-национальных образований. С середины XIX в. существует Англиканский союз церквей, объединяющий церкви в Англии, Шотландии, США, Канаде, Новой Зеландии, имеет свой консультативный орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кентерберийским.

Квакеры - еще одно направление протестантизма. В XVII в. возникло «Христианское общество друзей внутреннего света». Его основал ремесленник Джон Фокс (16241691), провозгласивший, что истина веры продляется в акте озарения «внутренним светом». Последователи Фокса подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, за что получили название квакеров (от

англ. - трястись). Считая Священное Писание единственным источником вероучения, а«озарение» - высшим проявлением веры, квакеры отвергли духовенство и внешний культ, провозгласили равенство всех членов общины. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. Спасаясь от преследований, квакеры вынуждены были бежать в Америку, где основали несколько поселений. В этих поселениях была установлена религиозная терпимость, равноправие всех людей, включая индейцев. Квакеры способствовали отмене рабства в США. В настоящее время в мире насчитывается около 200 тыс. последователей этого движения. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде и некоторых других странах, ими создан «Всемирный комитет друзей».

Первые баптистские общины возникли в начале XVIII в. Название этой конфессии происходит от греческого слова «баптизо» - погружать в воду, крестить. Основателями баптизма были англичане-конгрегационалисты, т.е. представители радикальных общин (конгрегации), наиболее активно боровшихся за очищение англиканской церкви от епископата и элементов католической обрядности, а также за полную вероисповедную и организационную автономию каждой общины. Вынужденные бежать в Голландию, они создали там первые баптистские общины и сформировали свое обновленное учение.

С самого начала в баптизме возникли две ветви, получившие название «частного» и «общего» баптизма. Их главное отличие - в истолковании идеи искупления. «Общие баптисты» признавали участие воли человека в спасении и придерживались доктрины о спасении всех уверовавших во Христа «Частные баптисты» верили в то, что Христос искупил грехи лишь избранных, предопределенных к спасению. Это течение в баптизме стало преобладающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обращения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной миссионерской деятельности.


Провозглашая принцип всеобщего священства, допуская всех членов церкви (в том числе и женщин) к проповеди, баптисты имеют постоянных служителей культа. Общины возглавляются выборными пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

В первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной Америке. Развитие протестантизма в Новом Свете, где не было господствующих религиозно-церковных традиций, стало важным фактором укрепления баптизма в этой стране. В начале XIX в. баптисты США занялись активной миссионерской деятельностью и стали учреждать свои региональные и общенациональные организации для координации деятельности. Баптизм стал одной из самым многочисленных конфессий протестантизма. Членами баптистских общин являются около 35 млн. человек, а с детьми, молодежью последователи баптизма насчитывают свыше 75 млн. человек. С 1905г. численность баптистов в мире увеличилась в пять раз. Баптистские церкви существуют более чем в 120 странах. Наиболее крупные организации созданы в США. В 1905 г. на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный Союз Баптистов, который возглавляется президентом и генеральным секретарем и в настоящее время включает в свой состав 143 союза.

В Российской империи баптизм начал распространяться со второй половины XIX в., первоначально на Украине, в Закавказье и Прибалтике. В настоящее время баптистские организации существуют практически во всех странах СНГ.

В начале 30-х гг. XIX в. в США от баптизма отделилось религиозное течение адвентистов (от лат - пришествие). Его основатель У. Миллер на основе пророческих книг Библии предсказал, что второе Пришествие Христа состоится 21 марта 1843 г. Отказавшись впоследствии от попыток установить точную дату конца света, адвентисты попрежнему считают идею близкого второго пришествия центральной в своем учении.

В отличие от других учений христианства адвентисты не считают душу человека бессмертной. По их представлениям, во время скорого второго пришествия Христа будут воскрешены телом и душой праведники. По окончании тысячелетнего царства Христа на обетованной земле будут воскрешены и неправедные, нолишь затем, чтобы быть навеки уничтоженными. Вот почему праведная жизнь с

тем чтобы заслужить милость божию, является главной задачей, которую ставят перед собой адвентисты.

Сохранив баптистские обряды-символы (крещение, хлебопреломление, бракосочетание, рукоположение), адвентисты добавили пятый - омовение ног перед хлебопреломлением. Этот обряд должен символизировать равенство всех членов общины, смирение и готовность служить друг другу.

Из различных направлений адвентизма наиболее распространены «адвентисты седьмого дня» (АСД), создавшие централизованную организацию. Ведущим деятелем этою движения стала Елена Уайт (1827-1915), провозгласившая «откровение» о праздновании субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу», согласно которой верующим запрещается есть мясо «нечистых животных», в частности, свинину, употреблять в пищу яйца, кофе, чай и т.п. Вероучение адвентистов во многом сходно с баптистским, но отличается доктриной об уже начавшемся втором пришествии Христа. Обязательной для адвентистов является уплата десятины со всех доходов в пользу организации.

Члены АСД занимаются широкой миссионерской деятельностью по всему миру, так как считают, что второе пришествие Христа произойдет после того, как все люди услышат их проповедь. В настоящее время в мире насчитывается около 5 млн. последователей АСД, свыше 22 тыс. церквей в 184 странах мира, около 5 тыс. духовных учебных заведений, 50 издательств. АСД объединены во Всемирный Союз АСД с руководством в Вашингтоне.

В России эта конфессия появляется в 60-х гг. XIX в., но легализовалась и организационно оформилась лишь в 1905 г. В настоящее время в большинстве стран СНГ существуют республиканские организации АСД.

Протестантское движение, получившее название «пятидесятники», возникло в США в конце XIX в. и оттуда распространилось в другие страны. В основе этой конфессии лежит изложенный в новозаветной книге «Деяния апостолов» рассказ о сошествии на апостолов Святого Духа на 50-й день после воскресения Иисуса Христа. В итоге апостолы обрели девять даров Святого Духа: мудрость, знания, веру, дар исцеления, способность творить чудеса, пророчествовать, различать духов, говорить на разных языках и истолковывать их. Пятидесятники верят в возмож

ность сошествия Святого Духа на каждого из них при достижении ими религиозного транса, свидетельством чего является обретение ими дара «говорения на иных языках» (глоссолалии). Во всем другом вероучение ничем не отличается от баптистского движения. Как и баптисты, они крестят только взрослых людей, совершают обряд хлебопреломления, подобно адвентистам, совершают обряд «омовения ног», но не раз в три месяца, а ежемесячно, а также верят в скорое второе пришествие Христа.

Пятидесятники разделены на несколько направлений. Наиболее крупные из них - «Церковь Бога», «Ассамблея Бога», «Объединенная пятидесятническая церковь» - распространены в США и Латинской Америке. В Европе распространены общины пятидесятников христиан евангелической веры (ХЕВ), христиан веры евангельской (ХВЕ), евангельских христиан в духе апостольском (ЕЗДА).

Пятидесятники - одна из самых крупных, постоянно растущих конфессий в современном мире, насчитывающая свыше 50 млн. членов и более 11 млн. сочувствующих и практикующих крещение Святым Духом и глоссолалию.

Иеговизм (Свидетели Иеговы), возникший в 70-х гг. XIX в. в США, представляет собой строго централизованную в мировом масштабе организацию. Руководство этой транснациональной конфессии находится в Бруклине, районе Нью-Йорка. Бруклинский центр осуществляет руководство религиозными общинами, действующими белее чем в 100 странах мира. Вероучение Иеговистов ближе всего вероучению адвентистов, но во многом существенно отличается от него. Иеговисты создали совершенно новые догматы - о природе Бога, о природе Христа, об Армагеддоне. Бог Иегова, считают иеговисты, существует в одном лице. Иисус Христос - сын Иеговы, божественный посланник, бывший совершенным человеком на земле, но Он не всемогущий и не равен Отцу. Святой Дух - это сила и власть Иеговы, участвовавшая в создании мира, которой всевышний делится с Христом и ангелами.

Иеговисты пророчествуют скорый Армагеддон - священную войну Христа с Сатаной, в результате которой все грешное человечество, за исключением иеговистов, погибнет. Это событие иеговисты разделяют на два этапа: первый этап Армагеддона уже состоялся в виде Первой мировой войны, а второй, когда Христос окончательно победит мир Сатаны, скоро настанет. После этого Христос устано


вит земной рай для 144 тыс. праведников, 9 тыс. из которых ныне здравствуют, а остальные будут избраны из ранее умерших, но воскресших после Армагеддона.

Основное организационное звено этой конфессии собрание, которое возглавляется советом старейшин из 5 человек. Свидетелей Иеговы насчитывается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы «Сторожевая башня», «Пробудись» и др. издаются на многих языках большими тиражами. Последователи Иеговы имеются и в нашей стране.

3. Основные протестантские церкви и деноминации в России. Протестантизм в России - явление несомненно более молодое и позднее, чем православие. Он в основном привнесен с Запада и в свое время сыграл значительную роль в развитии российской государственности и культуры.

Первые последователи Мартина Лютера появились в Москве во время княжения Василия Ивановича (1524-1533) и в 60-х гг. XVI в. выходцы из Германии основали здесь первую лютеранскую общину. В XVIII в. в Петербурге проживало более 20 тыс. лютеран, а к началу XX в. их на территории России уженасчитывалось более 1 млн. В настоящее время в России существует 4 лютеранских церкви, а общее число зарегистрированных лютеранских общин, по данным на 1996 г., -141.

Кальвинистское направление протестантизма в России представлено евангелическо-реформатскими, пресвитерианскими церквами, а также конгрегационалистскими общинами. В России до 1917 г. общины реформатов в основном действовали в северо-западных и юго-западных губерниях. В 1991 г. евангелическо-реформатская церковь была воссоздана как Союз евангелическо-реформатских общин. Среди российских граждан американские и корейские проповедники активно участвуют в распространении пресвитерианства. В органах Министерства юстиции Российской Федерации уже зарегистрировано 129 пресвитерианских объединений. Часть общин работает без регистрации.

Англиканская церковь в России ведет свое начало с XVI в., когда при правлении царя Ивана IV развернулась торговля с Британией. В 1827 г. в Москве была построена англиканская часовня, а в1884 г. на ее месте возведена церковь св. Андрея, существующая поныне. После того, как в 1920 г. здание церкви было экспроприировано

государством, англиканские службы эпизодически проводились в посольствах Великобритании, Канады и США, а с 1991 г. возобновились в Соборе св. Андрея.

На 1 января 1996 г. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрировано 48 религиозных объединений методистов, 36 из них входят в Российскую объединенную методистскую церковь. Сама эта церковь является составной частью Северо-европейской конференции, в которой состоят церкви стран Скандинавии и Балтии, Помимо Российской объединенной методистской церкви во многих городах России действуют целый ряд самостоятельных корейских и американо-корейских методистских церквей, как правило, численно небольших, практикующих богослужения в стиле рок-концертов на открытых площадках и в основном ориентирующихся на евангелизаторскую работу среди молодежи.

С середины XIX в. с Запада в Россию начинается проникновение баптизма и евангельского христианства. В 1855 г. баптисты появились в Финляндии, в 1860 г. - в Латвии. Началом возникновения евангельско-баптистского братства в России его современные последователи считают 20 августа 1867 г.; когда в реке Кура в Тбилиси был крещён Н.И.Воронин, один из активнейших в последующем проповедников баптизма в нашей стране. В 60-70-е гг. баптизм распространяется среди русского и украинского, в основном сельскохозяйственного, населения в Поволжье, на Украине и Кавказе. В 1884г. был создан Союз русских баптистов. К 1912 г. в Российской империи насчитывалось около 115 тыс. баптистов и около 31 тыс. евангельских христиан.

Православная церковь, опираясь на помощь и поддержку государства, всеми средствами боролась претив баптистов и евангельских христиан, видя в них угрозу беспредельному духовному господству православия После Февральской, а затем Октябрьской революций 1917 г. создались относительно благоприятные условия для деятельности и проповеди баптистов и евангельских христиан. Был создан Федеративный Совет баптистов. Однако с 1928 г. начались гонения, Совет был распущен, а его руководители, многие проповедники и рядовые верующие подверглись репрессиям. Только в 1943 г. вновь была разрешена деятельность общин. В 1944 г. в результате объединения баптистов и евангельских

христиан был образован Союз евангельских христианбаптистов (ЕХБ). Во главе этого Союза встал Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). В 1961 г. от Союза откололась группа верующих, образовавшая впоследствии Совет церквей ЕХБ.

В настоящее время самым крупным протестантским образованием в России является Союз евангельских христиан-баптистов Российской Федерации. Союз ЕХБ РФ входит на принципе автономии и координации целей совместного служения в Евро-Азиатскую Федерацию Союзов ЕХБ СНГ, Европейскую Баптистскую Федерацию (ЕБФ) и Всемирный Союз Баптистов (ВСБ).

Последователи адвентизма в России появились в начале 80-х гг. XIX в. среди немецких колонистов Крыма, Южной Украины, Северного Кавказа, Поволжья. В 1890 г. в Ставрополе образовалась первая русская община христиан - адвентистов седьмого дня (ХАСД). Ко времени Октябрьской революции 1917 г. их было уже около 7 тыс. Как и адвентисты во всем мире, российские адвентисты в 20-х годах пережили раскол на почве отношения к власти и к проблеме службы в армии. Отколовшаяся часть адвентисты-реформисты - образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими конфессиями в 30-х гг. объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям. Лишь в конце 70-х гг. началось новое возрождение церкви. В настоящее время в России действуют два Союза объединений церквей ХАСД: Западно-Российский Союз Церквей христиан-адвентистов седьмого дня и ВосточноРоссийский Союз Церквей ХАСД. Всего на территории Российской Федерации действуют свыше 400 общин АСД, которые насчитывают более 5000 членов.

Пятидесятничество является одним из поздних протестантских течений, возникло в конце XIX - начале XX века в США. В России миссионеры-пятидесятники впервые появились накануне Первой мировой войны. В 1913 г. в Санкт-Петербурге А.И. Ивановым и Н. П. Смородиным была образована первая община, которая стала называться общиной евангельских христиан в духе апостольском.

Однако более распространенным и многочисленным направлением пятидесятничества в СССР и России стали христиане евангельской веры, основателем которой был И.Е. Воронаев принявший веру в США и вернувшийся в

начале 20-х гг. на Украину. В это же время появились первые общины пятидесятников-сионистов, призывавшие своих последователей переселяться в Палестину, на гору Сион, и там ожидать второго пришествия Христа. В 30-х гг. пятидесятничество, как и другие религиозные течения, подверглось суровым преследованиям со стороны властей. В настоящее время христиане веры евангельской (XBE) создали Объединенный Союз христиан веры евангельской -пятидесятников, в который вошли союзы ХВЕ России и других стран СНГ и Балтии. На II съезде (1994 г.) эта организация получила новое название - Объединенный Евразийский Союз ХВЕ, который вошел в Европейский комитет пятидесятнического движения.

Одно из поздних течений в протестантизме Свидетели Иеговы - на территории бывшего СССР появилось в 1939-1940 гг. с вхождением в его отстав Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии. В настоящее время на территории СНГ насчитывается примерно 500 общин, в тон числе более 100 - в России. Каноническим органом для духовного надзора за местными религиозными обществами, действующими в странах СНГ, является Управленческий Центр, Этот Центр создан Руководящей Корпорацией Свидетелей Иеговы то инициативе верующих граждан России и других государств СНГ. Всего последователей Свидетелей Иеговы в России насчитывается более 40 тыс. человек.

4. Тенденции в современном протестантизме. В настоящее время христиане, насчитывающие свыше миллиарда человек, принадлежат к более чем 20 деноминациям, подавляющее большинство которых являются протестантскими. Различия в современном протестантизме - это часто расхождение в вероучении и устройстве не столько между разными церквами, сколько между группировками, тенденциями внутри одной и той же церкви. Какотмечают протестантские идеологи, либерально ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе к друг к другу, чем к фундаменталистки настроенным членам собственных церквей. С середины XIX в. крупные конфессии протестантизма - англиканство, лютеранство, методизм - испытывают сильное воздействие обмирщенной среды и переживают процесс внутренней секуляризации. В них сократилось число людей, регулярно прини

мающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее применительно к современным условиям. Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском протестантизме, где сформировался склад религиозности, который сами верующие выделяют в особый тип «евангелический». Вероучительные различия между ними отступают на задний план и почти стираются, главным же становится собственный религиозный опыт и стремление сверять свою жизнь с принципами Евангелия.

К середине XX в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса является рост африканских независимых церквей. Некоторые исследователи склонны даже считать, что эти церкви являются четвертым крупным направлением христианства, наряду с католицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них наблюдается синкретизм - соединение христианских представлений и символов с этническими религиозными представлениями и культами, стремление воспринимать христианство в африканских терминах. В 70-90-е гг. в США и Европе снизилось членство протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации, и значительно увеличилось число приверженцев фундаментализма, отстаивающих учение о сотворении мира Богом, о конце света, о личной вере, возрождении, дарах Святого Духа, протестантскую этику личного успеха, ценностей семьи, общины и общественного порядка. Важным положением современного протестантизма является концепция «ответственного общества» - обоснование ответственности государственных деятелей в сфере политики и экономики в качестве нового общехристианского принципа.

В рамках протестантской теологии и философии утверждается экуменическое (объединительное) движение, возникшее в 1910 г., и действующее под руководством Всемирного совета церквей. Оно ставит своей задачей объединение всех протестантских церквей, а отдельные идеологи экуменизма говорят об объединении всех христианских церквей. Однако идеи экуменизма пока не дали заметных результатов и совсем не получили поддержки среди католиков и православных.

Христианство приближается к своему 2000-летию. Оно создало свой мир с особым культурным космосом, который

воздействует на все человечество. Наверное, этот мир не лучший из возможных миров, но кто осмелится доказать, что без христианства он был бы лучшим.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.042 с)...