Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античность. Платон. Первым в истории трудом по «общей социоло­гии» считают «Государство» Платона



Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта — Платон (428/427 — 348/347 до н. э.) и Аристотель (384 — 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обы­чаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. (Платон за свою рекомендацию чуть не поплатился жиз­нью.) Поскольку в античности «общество» и «государст­во» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

платон. Первым в истории трудом по «общей социоло­гии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анали­за социальных проблем, а заканчивает политическими ре­комендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной на­пряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин зани­мается своим делом (разделение труда), но не вмешивает­ся в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделен­ное на три класса:высший, состоящий из мудрецов, уп­равляющих государством; средний, включающий воинов (ви­димо, и в древности военно-промышленный комплекс иг­рал не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспо­рядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

В современном обществе высший класс наделен огром­ными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет вла­стью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специаль­ную подготовку и отбор — своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допус­кать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно коман­довать. Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а ав­торитет — основное орудие управления обществом. Поддан­ные берут пример с правителей и ведут себя как они. Это социальная аксиома. Отсюда вывод: характер правительст­ва в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах «социологическая теория» правильного государства Платона, где он пытается отве­тить на вопрос всех вопросов: как правительству удержать­ся у власти и получить поддержку населения.

аристотель. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса — богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Госу­дарство лучше всего управляется в том случае, если: 1)масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2)эгоистические интересы богатых ограничены; 3)средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправ­ляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистиче­ские интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремле­ний, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появ­ляются богатство и неравенство, но только она дает воз­можность гражданам проявить щедрость и милосердие. Прав­да, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Таковы вкратце основные идеи устройства общества, раз­виваемые двумя великими античными философами. С тех пор прошло 2500 лет, но многие из них не потеряли для нас своего интереса до сих пор.





Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 409 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...