Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Взгляды Фомы Аквинского



1. Источники экономической мысли Средневековья:

в арабских странах: Коран (610 - 632 гг.); учение Ибн-Хальдуна (1332-1406);

в Западной Европе: идеи Августина (354- 430); идеи Фомы Аквинского (Аквината) (1225- 1274);

в России: "Русская правда" (XII - XIII вв.) - свод законов Киевского государства; И. С. Пересветов (конец XV - начало XVI в.); М. Башкин (XVI в.).

2. Изучение и толкование Корана — собрания проповедей, обрядовых и юридических установлении, заклинании и молитв, назидательных рас­сказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих от­кровений в Мекке и Медине — положили начало гражданскому и кано­ническому мусульманскому праву. Коран освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Со­гласно Корану одним из пяти "столпов веры", то есть правильного поведения, является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака).

Ибн-Хальдун (Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социаль­ной физики", которая призывала к:

а) осознанному отношению к труду;

б) борьбе с расточительством и жадностью;

в) пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

3. Главные труды Блаженного Августина - "О граде Божием" и "Исповедь". Августин усматривал два противоположных вида человеческой общно­сти: "град Земной", то есть государственность, которая основана "на любви к себе, доведенной до презрения к Богу", и "град Божий" - духов­ная общность, которая основана "на любви к Богу, доведенной до пре­зрения к себе".

Экономические воззрения Августина:

а) вид труда (умственный или физический) не должен влиять на поло­жение человека в обществе, так как эти виды труда равноценны;

б) нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический процент и торговая прибыль являются грехами;

в) "справедливая цена" есть цена товара, которая соответствует затра­там на его производство.

Идеи Августина соответствуют взглядам раннего феодализма.

4. Фома Аквинский (Фома Аквинат) (1225 - 1274) - монах доминиканец. С 1257 г. доктор Парижского университета. Читал лекции б Париже, Кельне, Риме и Неаполе.

В трактате "О правлении государей" излагает восходящие к Аристотелю представления о человеке как общественном существе, об общем благе как цели государственной власти, о моральном добре как середине между порочными крайностями.

В своем основном произведении "Сумма теологии" дает оценку товарно-денежным отношениям.

Ключевые догмы Фомы Аквината:

• деньги не могут порождать деньги;

• необходимо сословное деление общества;

• богатство подразделяется на естественное (плоды земли и ремесла) и искусственное (золото и серебро);

• признание необходимости частной собственности.

"Справедливой ценой" Фома Аквинат считал:

• цену, которая сообразна издержкам;

• цену, которая обеспечивает блага людям соразмерно их сословию.

Догмы Фомы Аквинского являются характерными для позднего феодализма.

Меркантилизм





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...