Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковь, внешняя политика, удельный период



Христианство. Важным рубежом в начальной истории Древнерусского государства стало принятие христианства от Византии, т.е. в его восточной, греко-православной форме. Официальной, государственной религией христианство стало с 988 г., со времени крещения великого князя Владимира и его дружины, а потом и киевлян (т.е. несколькими веками поз­же Западной Европы). Христианизация (вытеснение язычества и переход к новой вере) заня­ла 100-200 лет, осуществлялась в различных социальных слоях и районах с разной длитель­ностью и глубиной, утверждалось часто насильственно, жестокими методами (особенно в со­циальных низах, на периферии, среди нерусских народов). Тем не менее, новая религия и церковь, стали оказывать огромное воздействие на государство, общество, повсед­невный уклад жизни. В отличие от язычества, соответствовавшего родоплеменному состоя­нию общества, христианство гораздо более отвечало потребностям нарождавшейся государ­ственности. Оно оказывало влияние на великокняжескую власть, социальные отношения, право, мораль, культуру, духовный строй древнерусского общества, на международное положение Киевской Руси. Христианство укрепило власть великого князя божественным авторитетом, упрочило территориальное, духовное и этническое единство молодой страны, ввело Русь в христианскую цивилизацию, подняло её международный авторитет. В народном сознании и обрядовости христианство переплеталось и ассимилировалось с язычеством.

Церковь. Вместе с христианством пришла и церковная организация. Она развивалась под покровительством великого князя, получала десятую часть государственных налогов (“десятину”), крупные земельные пожалования от князей. Русская православная церковь под­чинялась константинопольскому патриарху, так как являлась одной из митрополий констан­тинопольской церкви (до XV в.) и возглавлялась митрополитом (назначавшимся тогда, как правило, константинопольским патриархом), делилась на епархии (Новгородская, Ро­стовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др.) во главе с епископами. Помимо сво­ей религиозно-нравственной и духовно-культурной роли, церковь осуществляла многие функции власти и управления в феодальном государстве: судебную (суд на церковными людьми, над всем населением по семейно-брачным делам), фискальную (судебные сборы), метрологическую (контроль за применением мер веса и длины), врачевания (при храмах и монастырях), образовательную, опеки (над сиротами, немощными, изгоями), часть внешне­политических функций (отношения с византийской и другими церквами). Церковные иерар­хи вместе с князьями участвовали в обсуждении всех важных вопросов государственной жизни, выступали в роли советников и моральных судей. В то же время, в соответствии с ви­зантийской традицией (и в отличие от католической церкви в Европе), Русская православная церковь пользуясь значительной внутренней автономией, не претендовала на исключитель­ную роль в государстве, не противопоставляла себя светской власти. Принятие христианства в его византийском, православном варианте впоследствии (в XV-XVI вв.) привело к полити­ческому и культурному отчуждению Руси, России от латинской Европы, изоляционизму и утверждению иной модели исторического развития.

Древнерусское право. Христианство и церковь, церковное право оказали большое влияние на формирование древнерусского права. Преобладающая часть социальных отноше­ний длительное время регулировалась обычным, неписанным правом, а также договорами. Наиболее ранним письменным памятником древнерусского права является Русская правда. До неё важнейшим признаком силы документа был узаконенный прецедент и ссылка на древность. Русская правда – документ середины XI-XII вв., включавший ряд законодатель­ных источников. Появление Русской правды (первая её часть - “Древнейшая правда”, ”Прав­да Ярослава”) связывают с Ярославом Мудрым. Она содержала 43 статьи и в основном каса­лась споров между свободными людьми, прежде всего в княжеской дружине. “Правда Яро­слава” ограничивает право кровной мести (пережитка первобытно-общинного строя) кругом только ближайших родственников. “Правда Ярославичей” (вторая часть “Русской правды”, появилась в конце 60-начале 70-х гг. XI в., после народных восстаний в Киеве, Новгороде, Ростово-Суздальской земле: 121 статья) защищает имущество феодалов и его вотчину. “Рус­ская правда” в основном регулирует имущественные отношения между свободными людьми, устанавливает наказание за различные преступления против собственности (которая це­нилась выше) и личности в зависимости от социального статуса пострадавшего и преступни­ка (истца и ответчика), размер штрафа (виры). Наиболее тяжёлым было наказание за посяга­тельство на собственность и жизнь феодала. За убийство старшего дружинника назначался штраф в 80 гривен, свободного мужа – 40, сельского старосты и ремесленника – 12, смерда и раба – 5. “Правда Ярославичей” отменила кровную месть.

Удельный период. Первые признаки распада Древнерусского государства проявились в середине XI в. (после смерти выдающегося государственного деятеля Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.)) в создании полусамостоятельных княжеств и земель, а в середине XII в. (по­сле смерти великого князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), пытавшегося преодолеть княжеские междуусобицы) они выразились в борьбе Мономаховичей и Святославичей. С этого времени Русь окончательно вступает в новый период – раздробления прежде относи­тельно единого государства на 15 самостоятельных княжеств и превращения его в своеоб­разную федерацию княжеств со слабеющей и скорее номинальной властью великого князя киевского. Цель междуусобиц князей в удельный период была не в захвате великокняжеско­го киевского стола, а в укреплении своих княжеств, расширении их за счёт соседей. Процесс феодального раздробления, децентрализации, ослабления Киева и обособления от него рус­ских княжеств носил объективный характер, обусловленный закономерной эволюцией фео­дального строя (происходившей и в Западной Европе). Он был следствием комплекса при­чин: экономическое, политическое и культурное развитие земель, рост городов (ещё слабо связанных экономически, взаимной торговлей), делавшее их более независимыми; укрепле­ние на местах феодального землевладения, не только княжеского, но и частного; рост эконо­мической мощи и политических притязаний местной феодальной аристократии во главе с князьями; нарушение прежнего порядка передачи великокняжеской власти, замена принципа родового старшинства (сложного для точного соблюдения) более простым наследованием стола во всех княжествах от отца к сыну. Новый принцип закрепил Любечский съезд князей в 1097 г. для прекращения усобиц. Удельный период был временем не всеобщего упадка и деградации, а распада прежней государственной формы (также не прочной и достаточно аморфной) и вступления, в результате развития, в новый исторический период.

Русские земли и княжества в XII-начале XIII вв. Количество княжеств постоянно ме­нялось и росло, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. К на­чалу XIII в. их число достигло 50. Главными из княжеств и земель были Киевское, Перея­славское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (впоследствии объединившие­ся), Ростово-Суздальское (впоследствии Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новго­родская земля с её республиканско-вечевым строем. В XIII в. из неё выделилась Псковская земля, также республиканская. Из большого числа княжеств, на которые распалось Древне­русское государство, наиболее крупными былиВладимиро-Суздальское, Галицко-Волынское и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представля­ли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киев­ской Руси. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, гене­тически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. С наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Пространной Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации. Позднее этот фактор станет играть важную роль в процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендовавших на киевское наследие.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 449 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...