Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лабораторна робота № 1 4 страница



[260] Прот. Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь. - М., 1993, с. 460

[261] Толковая Библия. Издание преемников А. П. Лопухина. - СПб., 1913, т.11, с. 592

[262] Свт. Феофан Затворник. Толкования посланий апостола Павла. Пастырские послания. - Псково-Печерский монастырь, 1995, с. 602

[263] Позднее и свт. Иоанн Златоуст это разрешение прикасаться к пище, законом запрещенной, называл "тайной великой" (Беседы на Первое послание к Тимофею, 12, 1). И еще пример такого рода пастырской диалектики: "Немощные не должны вкушать пищу с еретиками, как и правила повелевают. Сильные же, если неверные призывают их для познания православной веры, и они хотят идти, пусть идут в приличное время во славу Господа" (Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. - Сергиев Посад, 1908, с. 277). Приведу еще изъяснение этого вопроса свт. Феофаном Затворником: "Более совершенные христиане считали идолов за ничто и идоложертвенное считали чистою пищей. Другие, менее совершенные, не могли еще отрешиться от прежнего, языческого своего взгляда на идолов как богов и на жертвы им как действительным скверным богам. При таких мыслях вкушение идоложертвенного считали противным своей христианской совести, которая еще была немощна - бессильна, чтобы считать идолов за ничто. Но, увлекаемые примером более совершенных, принимают участие в идольских трапезах, едят идоложертвенное как идоложертвенное, и тем сквернят свою немощную совесть. Причиной же соблазна немощных служит то, что само по себе не имеет никакой цены пред Богом: едим ли идоложертвенное - мы ничего не приобретаем, не едим ли его ничего не теряем перед Богом" (Жизнь и труды святого апостола Павла. Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника. - СПб., 1912, сс. 128-129). Так что надо различать онтологию (или богословие) и педагогику. С точки зрения бытийной, реально-сущей, идол есть ничто и идоложертвенное не вредит человеку. С точки же зрения педагогической, - прежде чем самому пользоваться этим своим знанием, надо подумать: не повредит ли это тому человеку, у которого такого знания еще нет, не понудит ли это и его прикоснуться к пище, которую он же сам еще считает нечистой, и не смутит ли это тем самым его совесть. "Поступая так, он оскорбит свою совесть и согрешит перед Богом; ибо против совести ни в каком случае не должно поступать" (там же). Итак, не идол вредит человеку, а человек сам вредит себе, если придает какое-то значение идоложертвенной пище

[264] Свящ. Владимир Емеличев. Одержимые. Изгнание злых духов. - М., "Паломник", 1996, с. 98-99. Специально обращаю в данном случае внимание на название издательства. Духовника этого издательства я просил бы обратить внимание на то, что именно в "Паломнике" любят говорить о "порче" и внушать людям веру в реальность и могущество языческой мистики. В этом издательстве не могут даже отличить церковной молитвы от заговора. Именно заговором является опубликованная ими "Молитва для защиты от нечистой силы": "Избави мя от всех навет вражиих, от всякого колдовства, волшебства, чародейства и от лукавых человек, да не возмогут они причинить мне никакого зла... Кто думал и делал - верни их зло обратно в преисподнюю" (Ответ священника женщине, держимой бесами. - М., "Паломник", 1996, с. 61; эта молитовка - неудачное добавление, приложенное издательством к действительно хорошей книге)

[265] Вот пример из практики врача, который не склонен верить в религиозные феномены: "Кликуша безошибочно различала святую воду от простой, как скрыто мы ее ни давали. Каждый раз, когда ей подносили стакан со святой водой, она впадала в припадок, часто прежде, чем попробует ее на вкус. Вода была свежая, крещенская (исследование было произведено в средине января). Наливались обе пробы в одинаковые стаканы в другой комнате, и я подносил ей уже готовые пробы. После того, как много раз повторенные опыты дали тот же положительный результат, я смешал обе пробы воды вместе, простую и святую, и налил их поровну в оба стакана. Тогда кликуша стала реагировать на обе пробы припадками. Ни одного раза она не ошиблась в этом распознавании святой воды" (Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с. 186)

[266] Шабанова С. Тайна беременности Ларисы Клементьевой // Мегаполис-экспресс. - М., 1995, № 22, июнь

[267] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. - М., 1993, кн. 1, с. 320-321

[268] О награждении по инициативе игумена. Иоанна (Экономцева) церковным орденом св. князя Даниила банкира Потанина (который, конечно, помогает содержанию Российского православного университета, но при этом содержит и публичные дома для госчиновников) была крайне неприятная для Церкви статья в журнале "Люди" (М., 1998, №3)

[269] Прп. Иоанн Дамаскин. О драконах и привидениях // Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. - М., 1997, с. 224

[270] Св. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. - М„ 1993, кн. 1, с. 318

[271] Ильинская А. Матушки земли Российской. 1994, с. 188

[272] Там же, с. 126

[273] Единственный древнехристианский автор, признающий реальность магии, - это Ориген (о его отношении к магии см. главу "Магия и экзорцизмы" в книге: M. Fedou. Christianisme et religion paiennes dans le Contre Celse d'Oriegene. - Paris, 1988). Но и он настаивает: "Мы утверждаем со всею силою и опытно знаем, что те, кто, следуя высшему учению, служат Богу всяческих чрез Иисуса и живут по Его Евангелию, постоянно исполняя предписанные молитвы, не обольщаемы ни демонами, ни магией, как нам и говорит Писание: "Ангел Господень ополчается вокруг Роящихся Его и избавляет их" (Пс. 33, 8) от всякого зла" Против Цельса, VI, 41)

[274] Свт. Иоанн Златоуст, 12-я Беседа на Послание к Ефесянам, 3 (92-94) //Творения. - СПб., 1905, т. II, кн. 1, с. 108

[275] Свт. Серапион, митр. Владимирский. Поучение // Памятники литературы Древней Руси. XIII в. - М., 1981, с. 451

[276] Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. СПб., 1996, с. 98

[277] Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). - Оптина пустынь, 1994, cc. 260-261

[278] О суевериях. - М., Сретенский монастырь, 1995, cc. 250

[279] Сочинения Преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. - М., 1837, т. 14, сс. 121-123

[280] Православный календарь для семейного чтения. 1997 СПб., 1996, с. 174

[281] Татьяна Горичева. Взыскание погибших // Логос. Брюссель-Москва, 1984, № 41-44, с.78

[282] Свящ. Георгий Вахромеев. Оружие на диавола, или Как защититься от чародеев. - М., 1998, сс. 55-56

[283] Архим. Иоанн (Крестьянкин). Опыт построения исповеди. - Псково-Печерский монастырь, 1993, с. 107

[284] Книга "Духовная брань". Цит. по: Православный календарь для семейного чтения. 1997 г. - СПб., 1996, с. 100. На стр. 173 в этом же календаре написано: "Народное поверие, будто колдуны портят людей, т.е. поселяют дьявола в каких им угодно людей, - нелепое и совершенно неосновательное. Не следует поэтому приписывать им какой-то особенной силы и бояться их"

[285] Житие преподобного иеросхимонаха Иллариона Оптинского. - Оптина пустынь, 1993, сс. 187-188. Аналогичный совет в книге "Духовная брань" приводится со ссылкой на о. Симеона (и так он цитируется в "Православном календаре для семейного чтения на 1997 г". [СПб., 1996 г., с. 175])

[286] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 50

[287] Там же, с. 55

[288] Там же. cc. 99-100

[289] Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. - Сергиев Посад, 1909, вып. 2. с. 127

[290] Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. - Оптина пустынь, 1997, cc. 249-250

[291] См.: Старец Варсонофий Оптинский. Келейные записки. 1892-1896 гг. - М., 1991, с. 22

[292] "Эти два молоканца смеялись, что их дело совершилось. После этого в вашей семье началась смута. Они положили вам под порог спичечную коробку с иголками" (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 49)

[293] Падшим духам не могут быть под силу чудеса, творимые Богом в Церкви. Только Божие Слово смогло стать плотью. Только Божий Дух может переступать грань между духом и материей и исполнять Собою Богозданную тварь. У бесов нет такой власти над Богосозданным веществом. И потому Божие всесилие не надо приписывать демонам. О православном понимании чудесной и чудотворной связи Богосозданной материи и ее благодатной освященности Творцом см. в статье "Православие и протестантизм: спор о материи и энергии" в моей книге "Наследие Христа" (М., 1997)

[294] "Печать же его на челе и на правой руке, вероятно, имеет написание "отрекаюсь". Таково будет надписание и печать во времена этого ненавистника добра - та печать, которая будет гласить: "Отрекаюсь от Творца неба и земли; отрекаюсь от крещения; отрекаюсь от служения моего Бог) и присоединяюсь к тебе и в тебя верую"" (Свт. Ипполит Римский. Слово о кончине мира и об антихристе и о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, 28 и 29// Творения. - Троице-Сергиева лавра, 1997, ч. 2, с. 75)

[295] "Если печать будет даваться с понуждением к открытому и явному отречению от Христа, тогда многие не примут ее. Если же открыто и явно не будут принуждаемы отречься от своей веры, тогда весь мир легко примет ее" (Коснулся ли вас номер? // Голос совести, 1994, март. Приложение к газете "Донской казак". Ответственный за выпуск - настоятель Свято-Никольского храма станицы Еланской отец Валерий). Это перепечатка из греческой раскольнической газетки "Ортодоксос типос" от 13 июня 1986 г Но если я не собираюсь отрекаться от Христа и меня & этому не провоцируют, то какое же религиозное значеню имеет обычная процедура покупки?

[296] "А страшного для нас ничего нет, кроме одного УБОЯТЬСЯ чего-либо паче Бога" (Свт. Григорий Богослов. Творения. - Троице-Сергиева лавра, 1994, т. 1, с. 248). "Подчинять страху душу, которая соделалась выше всего этого, свойственно нечистым правилам", - говорил свт. Иоанн Златоуст при истолковании призыва ап. Павла "отвращаться от бабьих басен" (Беседы >на Первое послание к Тимофею, 12,2)

[297] Дурасов Г. П. Богом данная. - СПб., 1995, с. 59

[298] Там же, с. 115

[299] Там же, с. 98

[300] Там же, с. 115

[301] "Пояски" с 90-м псалмом есть очевидная реплика с иудейских филактериев - "предохранилищ" с выписками из Писания. А что о них говорит собственно церковное предание, - см. в 36-м правиле Лаодикийского собора

[302] Бехтерев В. М. Предисловие // Краинский Н. В Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. - Новгород, 1900, с.IV

[303] К. В. П. Воспоминания о Пелагии Рязанской // Жизнь Вечная. - М., 1997, № 34-35, с. 5

[304] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 121

[305] Там же

[306] Архипов В. "Нерушимая Стена". Опыт исследования сакрального пространства России // Жизнь Вечная. - М., 1997, № 34-35, с. 13

[307] "Кила - грыжа, подкожный пролом в брюшных покровах и выход черев. Килу, по общему поверью народа, привешивают знахари" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - СПб., 1881, т. 2., с. 108)

[308] О жизни и чудесах блаженной Матроны. - М., 1997, cc. 49-50

[309] По этому поводу не надо особенно недоумевать и возмущаться. В церковной жизни подобное случается нередко. Мы все знаем и не осуждаем вполне церковных людей, которые честно признаются: "А вот в этот храм я все же не пойду... Пусть другие ходят, я никого не буду останавливать. Я признаю, что это такой же православный храм, как и другие... Но у меня с ним, к сожалению, неразрывно связано одно горькое воспоминание. Здесь меня однажды оскорбил священник. Я не хочу, чтобы в моем сердце вновь проснулись те воспоминания и переживания, и потому обхожу этот храм стороной". Ну так и здесь: книжка Ждановой содержит слишком много оскорбительных для христианского слуха высказываний, которые звучат от имени Матроны. И пока не доказано, что сама Матрона этих слов не говорила, - я буду проходить мимо ее икон. Если Матрона действительно святая, - она на меня не обидится, ибо, во-первых, святые вообще не обижаются, а во-вторых, она будет знать мотивы моего прохладного отношения к ней. А вообще, недоразумения бывали даже в отношениях между самими святыми. "Некоторые говорят, будто перед самым отплытием Епифаний так сказал Иоанну: "Надеюсь, что ты не умрешь епископом", - на что Иоанн отвечал: "Надеюсь, что ты не достигнешь отечества"" (Сократ. Церковная история. 6, 14). Между прочим, правы оказались оба святителя: свт. Епифаний Кипрский (прибывший в Константинополь, чтобы организовать суд над Златоустом) умер не доплыв до Кипра, а свт. Иоанн умер формально лишенный сана церковным Собором. Когда же в 417 г. тело Златоуста с почетом было привезено в Константинополь, свт. Кирилл Александрийский негодующе сказал: "Если Иоанн - епископ, то почему Иуда не апостол?" (Цит. по: Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. - Вильнюс-Москва, 1992, с. 257)

[310] В сентябре 1997 г. Синодальная комиссия по канонизации святых отклонила книжку 3. Ждановой в качестве источника для канонизации Матроны. Но рассмотрела иное ее житие, составленное богословски грамотно (с участием преподавателей Московской духовной семинарии), и, естественно, в новом тексте не нашла оснований для отказа в канонизации. При этом комиссия, однако, не рассматривала вопрос о том, действительно ли повествуемое З. Ждановой о Матроне есть домысел или же Матрона и в самом деле говорила и действовала так, как поведала писательница. В случае с канонизацией царской семьи комиссия тщательно рассмотрела все доводы против прославления царя, отнеслась к ним серьезно и сочла необходимым дать свой ответ на них. Почему же свидетельства З. Ждановой о Матроне (а они однозначно были оценены как нецерковные) были просто отклонены? Комиссия не ставила вопрос о том, чьи же верования были нецерковно-фольклорны: только ли Ждановой или же и ее наставницы - самой Матроны

[311] Сказание о житии блаженной старицы Матроны. Составила и записала Жданова З. В. - Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1993, с. 123

[312] См.: С. И. Фудель. У стен Церкви. - Решма, 1997, с. 82

[313] От издательства // О жизни и чудесах блаженной Матроны. - М., 1997, cc. 4-5

[314] Там же, с. 12

[315] Там же, с. 15

[316] Кстати заметить, что неспособность различать мифы от Православия у З. Ждановой наследственная. Ее отец немало лет отдал Теософскому обществу (Жданова З. О жизни и чудесах блаженной Матроны. - М., 1997, с. 27)

[317] Дурасов Г. П. Богом данная. - СПб., 1995, сс. 51-52

[318] Там же, с. 48

[319] Там же, сс. 90-91

[320] Там же, с. 91

[321] "Ночью пришла Божия Матерь и спросила меня, как я сходила к роднику и не устала ли. Я ответила: "Нет. Я шла, но передо мной все мелькало так быстро, будто я ехала на машине". Преблагословенная сказала: "А это Я тебя на Своем велосипеде везла". И показала мне желтый прозрачный велосипед и сказала: "Милое мое дитя". Погладила меня и ушла" (Архипов В. "Нерушимая Стена". Опыт исследования сакрального пространства России // Жизнь Вечная. - М., 1997, № 34-35, с. 14)

[322] Там же, с. 96

[323] Там же, с. 97

[324] Там же, с. 102

[325] Там же, с. 107

[326] Рерих Е. И. Огненный опыт // Рерих Е. И. У порога нового мира. - М., 1993, сс. 104-105

[327] Там же, с. 93

[328] Дурасов Г. П. Богом данная. - СПб., 1995, с. 98

[329] Там же, с. 73

[330] Там же, с. 74

[331] Русь Державная. М., 1996, № 1 (24)

[332] Ильинская А. Матушки земли Российской. - М., 1994, с. 147

[333] См., например: Блж. Августин. О Граде Божием. Кн. 20, гл. 8

[334] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 221

[335] Между прочим, с точки зрения Ильинской, не только Москва тождественна Риму, но и Иерусалим теперь находится в Минеральных Водах. ""Город наш, - возразила матушка Людмила, - не помойная яма, а новый Иерусалим. Отец Феодосии 60 лет служил у Гроба Господня в Иерусалиме, а как было гонение, то дедушка всю святыню забрал и привез в город Минводы, потому он стал новый Иерусалим"" (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, сс. 107108). Так что в Иерусалиме благодати после отъезда о. Феодосия не осталось. Он взял все, собрал и увез. Благодать-то, оказывается, не от Бога подается, но ею старцы распоряжаются

[336] Цит. по: Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. - Париж, 1983, с. 10

[337] Не может образованный человек писать фантазмы типа: "Сущность Православия не в ритуале, как у протестантов, и не в воспоминании о святыне, как у католиков" (Ильинская А. Матушки земли Российской. - М., 1994, с. 185). Это у протестантов-то сущность их веры в ритуале? Это о католиках с их буйной мистикой и верой в живого наместника Христа на земле можно сказать, что они живут воспоминаниями о святыне"? Ну как человек, хоть однажды прочитавший "Катехизис", может утверждать, что епитрахилью разрешаются наши грехи, в том числе первордные" (Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 134)? Прародителев грех потому и называется "первородным", что он был первым, а потому единственным. Множественное число здесь просто немыслимо

[338] Чудо Божественного выбора // Православная беседа. М., 1996, № 4, с. 1

[339] И кстати, опять здесь та же суженность церковноисторического кругозора, восполняемая очевидной нетрезвостью. Много ли пророчеств можно найти в творениях ранних отцов Церкви? Много ли пророчеств можно вычитать из творений отцов эпохи Вселенских Соборов? Сегодняшний спрос на пророчества есть, с одной стороны, забвение евангельских слов: "Все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Мф. II, 13), с другой - иудейское требование "чуда". В эпохи кризисов естественно рождается общественный спрос на пророчества (по большей части утешительные). Много таких "пророчеств" ходило и в Вимнтии в период ее многовековой государственной агонии (от арабского нашествия до падения Константинополя). В "Житии" юродивого Андрея Константинопольского, написанном в Х веке, "любопытен ряд пророчеств о грядущей судьбе империи, окрашенных чисто народными упованиям - на лучшее время, на своего рода "золотой век" перед последним концом" (Рудаков А. П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. - СПб., 1997, с. 219). Этот "апокалипсис" вошел в греческую версию "Жития" св. Андрея (PG, CXI). Но он вполне благоразумно опущен в Четиих Минеях свт. Димитрия Ростовского. Об апокрифических "апокалипсисах" и пророчествах, слагавшихся и широко распространявшихся в указанную пору византийской истории, см.: Брандес В. Византийская апокалиптическая литература как источник изучения некоторых аспектов социальной истории // Византийский временник. Т. 50. - М., 1989; Апокрифы Древней Руси. Тексты и исследования. - М., 1997

[340] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 121

[341] Воспоминания товарища обер-прокурора Св. Синода князя Н. Д. Жевахова. - М., 1993, т. 2, с. 119

[342] Там же, с. 201

[343] Там же, с.316

[344] Там же, сс. 252-253

[345] Там же, с. 268

[346] Там же, с. 236

[347] Там же, с. 317

[348] Там же, сс. 200-203

[349] Там же, с. 268

[350] Ильинская А. Матушки земли Российской. 1994, с. 145

[351] Русский паломник. - Ситка, 1997, №15

[352] Антихрист: материализация мистики в измерение времени. Заметки по поводу... - Житомир, 1996, с. 14

[353] Ильинская А. Матушки земли Российской. - М., 1994, с. 145

[354] Там же, cc. 229-230

[355] Там же, cc. 134-137 и 139

[356] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Феодосия Кавказского. - М., 1997, с. 149

[357] Там же, с. 130

[358] Там же, сс. 125 и 184

[359] "Не одинаково надобно вести слово и с врачом, и с первым встречным, с начальником и с человеком частным: но должно употреблять старание, чтобы воспользоваться чем-либо для себя от искусства первого и от власти другого" (Свт. Василий Великий. Письма // Творения. - Сергиев Посад, 1892, ч. 6, с. 184). См. также его ответ на вопрос: "Согласно ли с целию благочестия пользоваться врачебными пособиями?" (Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах, 55 // Творения. - СПб., 1911, т. 2, сс. 387-391), основная мысль которого такова: "Скотское было бы недомыслие надеяться здоровья единственно от рук врача. Но и то будет упорством, если во всяком случае избегать пользования врачебным искусством... Поэтому, как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так не сообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Бога, так, вводя к себе врача, не отступаемся от упования на Бога" (сс. 389 и 391)

[360] Важно отметить, что свт. Иоанн Златоуст, резко не советуя обращаться к врачам-иудеям, при этом не приводит аргумент в стиле: мол, пойдешь к врагам Христовым и они своей магией наведут на тебя порчу. Его мысль другая: "Притом иудеи, хотя бы по видимости и прекращали горячку в теле своими чарами, - на самом-то деле они не прекращают, - зато вводят в совесть другую жесточайшую горячку, так как мысль каждый день будет уязвлять тебя. совесть - мучить и говорить: "Ты поступил нечестиво, совершил беззаконие, нарушил завет с Христом, из-за легкого недуга изменил благочестию. Как ответишь Христу? Как призовешь Его в молитвах? С какою совестью, наконец, войдешь в церковь? Какими глазами будешь смотреть на священника? Какою рукою прикоснешься к Священной Трапезе? Какими ушами станешь слушать читаемое там Писание?" Вот что будет ежедневно говорить тебе теряющая мысль и мучащая совесть. Какое же это здоровье, когда внутри у нас столько обвинителей?" (Слово против иудеев. 8,6-7)

[361] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" - преподобного Фодосия Кавказского. - М., 1997, с. 97

[362] Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 г. ~ М., 1998, сс. 22-23. Я знаю, что эти слова Патриарха вызвали недоумение у некоторых священников, которые по привычке начали шептаться о "модернизме" и "никодимовщине". Однако позиция Патриарха Алексия вполне традиционна. Еще в 1729 г. Синод имел суждение по этому вопросу: "Святейший Правительствующий Синод, слушав присланной с Царицынской заставы копии с доношения обретающегося при калмыцком владельце Петре Тайшине иеромонаха Никодима Линкевича о приемлющих Святое Крещение калмыках, которых-де с 727 и в прошлом 728 году кибиток сорок, все с женами и с детьми, а по реестру именами мужеска и женска пола 176 человек, во Святом Крещении совершилися... надлежит ли-де венчать после крещения тех, которые супружество имели до крещения: чтоб резолюцию учинить. Приказали:... которые калмыки супружество имели до восприятия Святого Крещения и ныне, как мужи, так и жены их, крещение приняли, тем бракосочетаваемого венчания не чинить, но велеть им наго в том супружестве невозбранно" (Полное собрание постановлений и распоряжений по Ведомству православного исповедания. - СПб., 1889, т. 6, № 2214, с. 315)

[363] Ильинская А. Старец-утешитель последнего времени (Псково-Печерский схиигумен Савва) // Литературная учеба. - М., 1997, кн. 5-6, с. 127. Вообще о. Савве не повезло с духовными чадами. Еще при его жизни они составили ему акафист. После же его кончины, когда тело батюшки было погребено в пещерах, куда не было свободного доступа, его почитательницы устроили фальсифицированную могилу о. Саввы на городском кладбище, поставили крест, поместили фотографию и соответствующую надпись. К этой могиле они ходят исповедоваться. Бумажки с записанными на них грехами они зарывают в "могилку", а о том, отпущен им грех или нет, узнают через вытягивание жребия. Так что от "одних духовных чад" о. Саввы можно было услышать вещи и более занимательные, чем те, что опубликовала А. Ильинская...

[364] Ильинская А. Тайна старца Феодосия. Сказание о житии и чудесах "иерусалимского батюшки" Феодосия Кавказского. - М., 1997, сс. 144, 196, 201

[365] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на преподобного 196, 201. святого Матфея Евангелиста. - М., 1993, кн. 1, с. 317

[366] Свящ. Борис Михайлов. Храм на Пресне. История прихода и храма Рождества св. Иоанна Предтечи на Пресне. - М., 1997, с. 19

[367] Контекст глобального поведения. Интервью с Александром Дугиным // Медведь. - М., 1997, № 6-7 (21), с. 55

[368] "Новая религия... Если мы "искуплены" Христом, то на нас принципиально нет греха, и надо смело идти к свету обожения, а не подсчитывать скрупулезно свои прегрешения. Похороны мертвецов - занятие мертвых. Занятие живых - духовная революция, бросок вверх, к нетварным энергиям" (Дугин А. Цели и задачи Нашей Революции. М„ 1995, с. 10)

[369] Как надо понимать дьякона Кураева // Лимонка. М., 1997, №78, ноябрь

[370] Так что я теперь знаю, что меня ждет, если я не приму "пламенно-революционного" Православия по-дугински: оппоненты "Нового Социализма" "будут рассматриваться как элемент, враждебный новой экономической системе. В их отношении будут предприняты жесткие насильственные меры, либо репрессивного, либо принудительно-трудового характера. Если кто-то не захочет добровольно трудиться на Новый Порядок, их заставят это делать насильственным путем" (Дугин А. Цели и задачи Нашей Революции. - М., 1995, сс. 27-28). Что ж, лагеря - это вполне в традициях "эзотеризма", как нацистского, так и рериховского (см.: Напутствие вождю, 107 и Община, 248)

[371] "Одну женщину часто насиловал блудный бес. Он делал это с ней и дома, и в транспорте, и на улице" (Свящ. Владимир Емеличев. Одержимые. Изгнание злых духов. М, 1996, с. 133)

[372] "Новгородские летописи говорят о сожжении 4 волхвов в 1227 г., псковские - 12 "вещих женок" в 1410 г. Сжигали волхвов до XVII в., а ворожей закапывали в землю по грудь" (Управителев А. Ф. Тайноведение и христианство // Философские науки. - М., 1991, №5, с. 84). И традиция эта не была заимствована с Запада. Она пришла из православной Византии. Так, по свидетельству принцессы Анны Комниной, в 1111 г. богомильского ересиарха Василия "все члены священного синода и сам занимавший тогда патриарший престол Николай приговорили к сожжению. С ними был согласен и самодержец... Так как о Василии распространялись всевозможные слухи и басни, то палачи опасались, как бы покровительствующие Василию бесы с Божьего дозволения не совершили какого-нибудь необычного чуда. Они боялись, что этот негодяй, выйдя невредимым из огня, явится в многолюдное место и в результате произойдет новый обман, еще хуже предыдущего... Палачи подняли Василия и бросили его в середину костра. Пламя целиком сожрало нечестивца... Стоявший кругом народ с нетерпением ждал и требовал, чтобы бросили в огонь и всех остальных причастных к гибельной ереси Василия" (Анна Комнина. Алексиада. - СПб., 1996, сс. 423-425)

[373] "Нельзя же православному христианину отрицать того факта, что Христос в Евангелии неоднократно говорил Своим ученикам: "Вас будут гнать за имя Мое", но ни разу не сказал: "Вы будете гнать других во имя Мое"" (В. С. Соловьев. Письмо императору Николаю Второму // Логос. - Брюссель-Мюнхен-Москва, 1995, № 50, с. 342). "Бог не требует ни крови, ни гонений за веру: мечом не доказывают истины. Бог слова покоряет словом" (Хомяков А. С. Несколько слов о философическом письме // Сочинения. М., 1994, т. 2, с. 455)

[374] Флоренский П. О суеверии // Философские науки. М.,1991, №5, с. 107

[375] Прот. Василий Памов. Замаскированные сектанты, или Чему учит "блаженная" Пелагия // Благовестник. Вологодская епархиальная газета. - Вологда, 1997, №№ 3-4 (24-25)

[376] Прот. Василий Павлов. Ответственность за слово // Благовестник. Вологодская епархиальная газета. - Вологда, т". № 3 (35)

[377] Тихон, епископ Бронницкий. Издательская деятельность Русской Православной Церкви на современном этапе. Доклад на VI Рождественских чтениях, 28 января 1998 гола // Журнал Московской Патриархии. - М., 1998, № 3





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 341 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...