Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«Положение человека в космосе», Х. Плеснер «Ступени органического и человек», А. Гелен «Человек. Его природа и положение в мире», Э. Кассирер «Философия символических форм»:
А. метаантроплогическое направление (М. Шелер):
1. Кризис общества в XX в., – это кризис человека, кризис понимания человека. Незнание его сущности приводит к кризису в культуре, отказу от самого человека (коммунизм – отказ от человека).
2. Причина – в неправильном подходе к познанию: абсолютизация знаний контроля, знаний ради господства, достижений (естественные науки) и недооценка знаний культуры, образовательного знания (в том числе, философи и ), играющих гораздо большую роль. Но главное значение – у знаний спасения (религии), однако люди ими полностью пренебрегают.
Макс Шелер
(1874-1928)
антропологический поворот в философии
.
3. Необходим синтез всех знаний – естественнонаучных, философских и религиозных (психологии, биологии, этологии, социологии) – о человеке, для создания целостного учения о нём.
Человек — единственное существо, подпадающее под все эти учения, но оказывается, что познать его во всём этом синтезе нереально. Человек – «вещь столь обширная», что все его определения неудачны. Человек превосходит любое определение, любую науку.
4. Особенность человека – его направленность к Богу
Бог — высшая ценность, а человек есть существо, живущее в ценностном мире. Направленность человека к Богу и определяет его жизнь среди ценностей.
Четыре класса ценностей: ценности удовольствия, ценности жизни, ценности духа и ценности религии. Большинство людей главными, и единственными, считает ценности удовольствия; меньшее количество восходит к ценностям жизни и духа, и только одни святые живут в ценностях религии. Святой – это совершенный человек, который постиг Бога и через Бога, через Его совершенство сам стал совершенным.
5. Два начала человека: жизненный порыв и дух, идущий от Бога
По своему жизненному началу человек — животное, живое существо, но также и существо разумное, обладающее духом — поскольку Бог его им наделяет. Дух (включающий в себя не только интеллект, но и свободу, доброту, любовь, раскаяние, почитание) делает человека человеком. Сущность человека – не в мышлении или волении, а в любви (акте духовного единения, сопровождающимся прозрением высшей ценности человека).
Достояние духа достигается благодаря человеческому слову. В словах выражается вся мысль и вся культура. Слово является символом, через который человек может познать Бога.
6. Антропология способна выявить природу бытия, стать метаантропологией, потому что человек является микрокосмом, вобравшим в себя все ступени реальности и прежде всего — дух. Для самого себя человек всегда является центральной проблемой, но понимаемый с точки зрения взаимоотношения с Богом, человек может познать сам себя, познавая в себе духовные Божественные проявления сквозь символы (науку, религию, философию). Сквозь эти символы просвечивает высшая духовная Божественная реальность, поэтому тайна мира и тайна всего мироздания, а также тайна Самого Бога сокрыты в человеке.
Философская антропология должна быть не разделом какой-либо философской системы, а наоборот, вся философия должна выводиться из человека. Из знания о человеке через знание символов возможно и познание всего мироздания.
7. «Произойдёт постепенное самостановящееся объединение человека, Божества и мира. У этого сходящегося процесса есть две полярности: разум, или дух, с одной стороны, и порыв — с другой. Идеи разума, или духа, бессильны, если они не вступают в практику, или не реализуются в жизни и практических ситуациях, которые созданы порывом и человеческими побуждениями.
Люди, однако, метафизически — "вне" космоса, вследствие способности делать своим объектом всё от атома до самого космоса».
Б. Биологическое направление (А. Гелен)
Сущность человека – в жизненном начале (не сводимом к животному). Человек — это животное, но животное особое в силу своего биологического и социального предназначения; животное, способное создавать особые творения. Поэтому человек отличается от других животных, и это свое отличие он ощущает как ущербность. Отсюда извечное недовольство человека своими творениями, будь то культура, наука... Человек вечно недоволен, он отчуждается от этих творений и в прямом смысле воюет с ними.
В. Функциональное направление (Э. Кассирер)
Поскольку сущность человека непознаваема, то познать его можно через его проявления, через те функции, которые он выполняет. Основное отличие человека от животного — это его деятельный труд. Трудовая деятельность может быть самой разнообразной; вещественные предметы, науки, религия, искусство, язык — всё это продукты человеческой деятельности. Поэтому познание человека возможно через его функциональные проявления, его культурную и творческую деятельность.
Объединяет всю деятельность и все проявления человека то, что они — и язык, и наука, и религия — есть символы некоей действительности. Человек – «животное, созидающее символы». Человеку доступны только символы. Что бы за этими символами ни скрывалось, доступны человеку только они, и познание человека возможно только через познание символов.
М. Шелер:
«Изучайте животных, и вы поймете, как это трудно быть человеком»
«Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа».
«Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом».
«Человек есть одновременно тупик и выход!
«Человек — это существо, сам способ бытия которого — это все еще не принятое решение о том, чем оно хочет быть и стать».
«Человек может и при идеальном завершении позитивно-научного процесса оставаться существом духовно абсолютно пустым».
Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 734 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!