Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В религиоведении: Фридрих Макс Мюллер



Предисловие переводчика


Издание осуществлено при поддержке
книготорговой фирмы «Абрис Д»


Мюллер Ф. М.

М 98 Введение в науку о религии: Четыре лекции, прочитан-
ные в Лондонском Королевском институте в феврале - мар-
те 1870 года. / Пер. с англ., предисловие и комментарии
Е. С. Элбакян. Под общей редакцией А. Н. Красникова. — М.:
Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 2б4 с.

ISBN 5-8013-0143-7 (Книжный дом «Университет»)
ISBN 5-06-004339-8 («Высшая школа»)

В книге основоположника компаративного религиоведения
Ф. Макса Мюллера к анализу религиозных феноменов впервые приме-
нен сравнительный метод. Рассматривая развитие религии по аналогии
с развитием языка и мышления, автор справедливо отмечает их генети-
ческую связь и, исходя из нее, строит свое исследование на огромном
историческом материале. Он выделяет три языковых и религиозных
центра: арийский, семитский и туранский, анализирует существующие
в то время классификации религии, сопоставляет спяще!шые тексты
различных религий, исследует то общее, что присуще им всем и что со-
ставляет специфику религии в целом как социокулыур! юго феномена.

Для преподавателей, студентов, аспирантов философских, исто-
рических, филологических, культурологических, востоковедческих фа-
культетов университетов, а также для всех, кто интересуется проблема-
ми религиоведения.

УДК 20
ПИК 86,2

(О Н, С,»л(1;1КЯ11,2002

ISBN 5-8013-0143-7 (Книжный дом «Университет»)
ISBN 5-06-04339-8 («Высшая школа»)


Фридрих Макс Мюллер (1823-1900), талантливый лингвист
и востоковед, ученый с широчайшим кругозором, профессор
()ксфордского университета, первым открыто заявивший о не-
i)бходимости создания самостоятельной науки о религии, по
праву считается одним из основателей религиоведения.

К моменту появления работ Макса Мюллера по истории ре-
лигии принцип историзма в этой области уже прочно закрепил-
ся и позволял рассматривать религиозные верования и различ-
ные религии во всем их многообразии и развитии. Следующим
тагом в этом направлении становится предложенный Мюлле-
ром сравнительно-исторический метод, взятый им из языкозна-
i гия, где он уже доказал свою полезность. М. Мюллер пытался ис-
i юльзовать достаточно разработанные методы языкознания в
области религиоведения и тем самым создать сравнительное ре-
лигиоведение и сравнительное мифоведение.

Применение сравнительного метода к изучению религии
было предопределено всей логикой становления науки вто-
рой половины XIX века, когда множество возникающих срав-
нительных дисциплин (сравнительная анатомия, сравнитель-
ная геология, сравнительное языкознание) отражало процесс
развития общих и частных принципов естественнонаучного
«компаративизма» (Ж. Ламарк, Ш. Кювье), объектом которого
становилась форма, а не функция.

Сравнительный метод изучения религий М. Мюллера дей-
ствительно изменил многие устоявшиеся взгляды на характер,
происхождение, развитие и упадок религий. Заметим, что этот
метод оказался полезным и для христианской теологии, все бо-
лее интересующейся отношением между религиями и, по-види-
мому, не оставившей без внимания высказывание Гёте, которое
было перефразировано Мюллером следующим образом: «Кто
знает одну религию — не знает ни одной».


Характерный для Ф. Макса Мюллера лингвистический под-
ход заметен сразу же — в самом понятии религии он выделяет
два смысла:

1) совокупность учений, передаваемых благодаря устной
традиции или каноническим книгам и содержащих в себе все
то, что определяет религиозную веру;

2) способность человека верить (независимо от всех исто-
рических реалий), постигать бесконечное под различными
именами и в разнообразных формах. Неизбежный внутренний
конфликт сознания при попытках постичь бесконечное по-
рождает мысль о сверхъестественном.

Рассматривая триаду «язык - мышление - религия», М. Мюл-
лер приходит к выводу, что единство языка и мышления пре-
допределило развитие сознания в первобытный период, а сле-
довательно, и развитие религии как феномена сознательной
жизни человечества. Генетическая связь языка и религии позво-
ляет исследователю строить многие аналогии в развитии этих
различных проявлений мышления.

Макс Мюллер был убежден, что изучение древних языков
дает возможность ученому проникнуть в глубинные тайники
души человеческой и обнаружить истинный смысл религиоз-
ной веры древних людей, постепенно выявляя те ощущения и
впечатления, которые связывались в их сознании с именами бо-
гов, с мифами и легендами о них.

Говоря о том месте, которое занимал язык по отношению к
религии в исследованиях XIX века, нельзя не вспомнить о рас-
пространенном в ту пору мнении, что история религии есть ис-
тория мифа. Наиболее глубинные пласты религии искались в
древнейших мифах и символах, и одно из известных исследо-
ваний знаменитого мифолога Георга Ф. Крейцера (1771-1858)
о символах и мифах древних народов было одновременно на-
звано феноменологией и историей религии.

М. Мюллер, в отличие от Крейцера, называл мифологию «бо-
лезнью языка». При этом он полагал, что более половины труд-
ностей при изучении истории религий имеют свой источник в
постепенном искажении древнего языка при переводе его на
современный, в модернизированной интерпретации древних
мыслей.


Кроме того, Мюллер отмечает зависимость мифологии и от
характера языка. Так, по его мнению, персонификация имеет
место в мифических рассказах тех народов, в языке которых
имена собственные, как и нарицательные, имеют мужской и
/конский род. У африканских же племен, в чьих языках не суще-
«твует какого-либо разделения по родам, мифология неперсо-
иифицирована. Отсюда следует важный вывод, что корни ми-
11 х шогии нужно искать в неизменных характеристиках языка.

Подвергнув сравнительному анализу концепцию происхож-
дения мира и человека в различных вероучениях, М. Мюллер
показывает, что древние религии имели много общего в этом
аспекте. Так, каждый народ искал своего прародителя и нахо-
дил его либо в существе природном, либо в человеке, либо в бо-
жестве. Выяснить это помогло лингвистическое исследование
| <)бственных имен родовых или племенных божеств. Подобные
новые подтверждения общности религиозных представлений
ik кточных, западных и африканских народов доказывали един-
t то истоков и раннего развития религий и их определенной
i 1езависимости от конкретных условий.

Предлагая вниманию читателя анализ различных типов су-
ществовавших в то время классификаций религий — деление
п<1 истинные и ложные, естественные и откровенные, полите-
игтические, дуалистические и монотеистические, на геноте-
иггические и атеистические религии, — М. Мюллер указывает
мл недостатки и достоинства каждой из этих классификаций.
Рассмотрев их критически, он предлагает свою, новую класси-
фикацию, аналогичную классификации языков.

По его мнению, «язык и религия создают народ, при этом
религия является даже более могущественным фактором, чем
и 1ык» (наст. изд. с. 76). Ученый считал, что высокое чувство
i динства и национальной общности возникает в людях благо-
i.i ря поклонению одному и тому же божеству, и самое нагляд-
ное подтверждение своих мыслей видел в истории евреев. Культ
I k'1'овы, считал М. Мюллер, сделал евреев народом, выделив их
• роди финикийцев, моавитов и других племен, говорящих на
i емитских языках. А древние греки, несмотря на то, что говори-
i и i ia разных диалектах, что были разделены на множество рес-
публик и полисов, всегда чувствовали себя единым эллинским



народом, ибо верили в одного бога — древнего Зевса Додонско-
го — бога всех эллинов.

Считая, что без древней религии не было бы ни древней по-
эзии, ни древнего искусства, ни древней философии, М. Мюл-
лер полагает, что изучение древнейших религий необходимо
для каждого образованного человека. К тому же, с его точки
зрения, знание этих религий дает возможность глубже ощутить
величие христианства, ибо оно является подлинным сплавом
восточной мифологии и западной философии, восточной муд-
рости и западного рационализма, объединяя в себе эти два цен-
тра культуры и цивилизации.

Знаком * помечены в тексте ссылки на комментарии перевод-
чика, расположенные в конце настоящего издания на с. 174—259-

Перевод выполнен по изданию: Introduction to the Science of
Religion. Four Lectures delivered at Royal Institution in February and
March, 1870 by F. Max Muller. Bharata Manisha, India, 1972.

E. С. Элбакян





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 1150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...