Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Зак. 1664




славлять самые низменные человеческие чувства. Мы бу­дем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом всякой безнравственности. В уп­равлении государством мы создадим хаос и неразбери­ху... Честность и порядочность будут осмеиваться и ни­кому не станут нужны, превратятся в пережиток прошло­го. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и безза­стенчивость, национализм и вражда народов — все это расцветет махровым цветом»6. Определенные результаты данного внешнего идеологического воздействия, вне вся­кого сомнения, мы и наблюдаем в современной постсоци­алистической России. Правда, направляя против СССР идеологическую машину пропаганды, американцы сами не избежали аналогичного воздействия на народ США, бездуховность современного американского общества то­му подтверждение.

В недавнем прошлом весьма модной была концепция конвергенции капитализма и социализма, предполагаю­щая, что под воздействием НТР в капиталистических и социалистических обществах будут проявляться одинако­вые свойства и эти два общества трансформируются в единое постиндустриальное общество. Разумеется, после падения коммунистических режимов в бывших странах народной демократии говорить о конвергенции капита­лизма и социализма уже не приходится. Что касается постсоциалистических стран, то они после переходного периода от социализма к капитализму интегрируются в мировую систему индустриально развитых стран. Что ка­сается России, то видимо, наиболее верным является сле­дующее замечание А. П. Бутенко: «Если рассматривать советскую историю по наиболее значительным эпохам, то очевидно, что в августе 1991 года завершилась эпоха псевдосоциалистического экспериментирования и нача­лась эпоха капитализации страны»7.

Противоположностью западным буржуазным моделям будущего до недавнего времени являлись различные кон­цепции социализма, перерастающего в коммунистическое общество. В современных странах, как социалистических, так и постсоциалистических, а также в развивающихся, существуют многочисленные теории социализма: от соци­ал-демократического до мусульманского. Господствую­щее положение среди них до начала 90-х годов занимала


марксистско-ленинская концепция будущего коммуни­стического общества, основанного на безраздельном гос­подстве общественной собственности, социальной и на­циональной однородности, стирании различий между городом и деревней, между людьми физического и умст­венного труда и т. д. Хотя, как отмечает Режи Дебре: «Марксизм и либерализм представляют собой две фазы в развитии сугубо экономической иллюзии, согласно ко­торой экономика управляет миром... В главном К. Маркс заблуждался. Общество существует как целое не потому, что люди заняты вместе производством, а потому, что у них общая культура. Я считаю, что миром управляют идеи, культуры»8.

Практика реального социализма в бывшем СССР и в странах народной демократии, показала утопичность коммунистической идеологии. Правда, как оказалось, со­циалистическая утопия, несмотря на свой ненаучный или полунаучный характер, все же может быть реализована в действительности насильственным, противоестествен­ным образом через страдания и мытарства миллионов и поколений людей. Социализм в СССР был своего рода «храмом утопии», воздвигнутом на человеческой крови. Поэтому можно сказать, что реальный социализм был антигуманным обществом тоталитарного типа.

Таким образом, анализ рассмотренных выше концеп­ций позволяет сделать вывод о том, что будущее России и всего человечества связано не с технотронным обще­ством, абсолютизирующим технологическую сторону про­гресса, не с коммунистической перспективой, при которой человек превращается в безликую часть тоталитарного государства, а с гуманистическим обществом. Гуманисти-.ческое общество должно стать подлинно человеческим об­ществом достойных и свободных людей, стремящихся к знаниям. Это и будет цивилизация нового типа гуманиз­ма — социального.

Известно, что в современном мире происходит глоба­лизация социальных процессов. Если ранее человечество представляло собой совокупность отдельных локальных цивилизаций, проходящих определенный цикл развития от зарождения до упадка и гибели, то в настоящее время человечество превращается в единое органическое целое. При этом, давно замечено, что Россия развивается как бы по кругу, от деспотии к свободе, от демократии к то­талитарному режиму, и в этом некоторые видят особый путь России в отличие от прогрессивного развития запад-

6* - 161


ных стран мира. Думается, что, взяв новый гуманистиче­ский, а не коммунистический старт, Россия наконец-то вырвется из замкнутого круга «вечного возвращения» и укажет путь к гуманистическому будущему всему чело­вечеству. Это может, в конечном счете, привести к тому, что Россия станет духовным центром гуманистической цивилизации, воплощением единства идеологий Востока и Запада, реализуя свой исторический смысл и назначе­ние. «То, что есть только в России и чего нет по отдель­ности ни на Востоке, ни на Западе, — это ее особая ис­торическая миссия быть местом соединения восточной и западной культур, созерцания и рационализма, интуиции и расчета, чувства и слова. Россия как бы некий всемир­ный Алтарь, на котором должно произойти чудо единения человечества и обретения всем человечеством того смыс­ла и той цели бытия, которые лишь частично возникали на исторических путях западных и восточных народов»9.

Целостность человечества обусловлена также тем, что в последнем десятилетии XX века снято противоречие между мировыми системами капитализма и социализма. Отношения между народами и странами начинают стро­иться не на ограниченных классовых ценностях, создан­ных марксизмом, а на подлинно человеческих отноше­ниях. Таким образом, происходит гуманизация междуна­родных отношений, главным принципом функционирова­ния которых является свобода и уважение достоинства человека независимо от его происхождения, вероиспове­дания и социального положения в обществе.

Такие тенденции глобализации мира, как целостность и гуманизация социальных отношений, приведут, в итоге, к новому типу цивилизации — социальному гуманизму. Социальный гуманизм означает, что гуманистические от­ношения будут реализованы не только в сфере культуры, но во всех структурах общества. Гуманизм Ренессанса и других исторических эпох человечества был только лишь тонким культурным слоем, прикрывающим и сдержива­ющим дикость и варварство, существующее в других сфе­рах жизни общества. В критические моменты человече­ской истории этот тонкий культурный слой гуманизма очень быстро «изрывался» под давлением вакханалии ди­кости и жестокости, злости и ненависти. Гуманистические достижения сметались слепой силой человеконенавистни­ческих, антигуманных устремлений масс народа и их вож­дей. Следовательно, в будущем российском обществе не­обходимо гуманистические отношения распространить на


идеологическую структуру общества, на духовное произ­водство, на социально-политическую, экономическую, се-мейно-бытовую сферы общества, т. е. на общество в его целостности. Это будет общество общесоциалистического гуманизма, которое наконец-то станет действительно и подлинно человеческим обществом реального гуманизма, а не формально провозглашенным только в манифестах и лозунгах различных партий мира. «Тому, кто отрицает гуманизм, — отмечал М. Хайдеггер, — остается лишь утверждать бесчеловечность»10.

Что касается пути перехода к гуманистическому об­ществу, то должен быть только путь реформ, а не рево­люций. В истории человечества всегда при переходе от одного общества к другому вставала проблема перехода к новому обществу: реформистский или революционный путь. Сторонники революции считали, что революцион­ный путь перехода от старого к новому обществу явля­ется единственно правильным. Марксисты-ленинцы ут­верждали, что переход от капитализма к социализму воз­можен только через социалистическую революцию, ре­формистский же путь они категорически отвергали, счи­тая его оппортунистическим и вредным для дела рабоче­го класса и его марксистских партий. В истории челове­чества было много социальных революций (Великая Английская, Великая Французская, Февральская и Ок­тябрьская в России 1917 года и др.). В своей эволюции они почти всегда доходили до противоположных принци­пов, утвержденных вначале. Цели названных революций почти всегда достигались путем социальных катаклизмов и разрушений, неоправданных жертв и лишений миллио­нов людей. Поэтому более приемлемым вариантом пере­хода к гуманистическому обществу будет путь реформ, тем более, что отношения между людьми и странами при­обретут общечеловеческий, гуманистический характер.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 234 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...