Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лэвил М. Вильсон. Англосаксы



и есть тот самый Гефрин, упомянутый Бедой1: королев­ский город, куда Паулин пришел в 627 г. вместе с ко­ролем Эдвином, чтобы проповедовать христианство на­роду Берниции.

Раскопки в Иверинге описаны в деталях в следующей главе, здесь же следует рассказать, каким образом при исследовании этого участка археологи помогли истори­кам и, наоборот, историки помогли археологам. Архео­логи предоставили историкам, среди других фактов, не­которые сведения о внешнем виде англосаксонского королевского города и его планировке, они выяснили, как выглядело место собраний, и назвали приблизитель­ную дату, когда город был оставлен. Историки указали археологам предположительное местонахождение горо­да, выдвинули гипотезы о назначении разных зданий и уточнили даты.

Сотрудничество не всегда бывает столь удачным, но ученые разных специальностей должны научиться сове­товаться друг с другом и со своими коллегами, изучаю­щими топонимику, географию, ботанику. В своей книге я пытаюсь дать краткий очерк истории англосаксонской Англии на основании археологических данных. Я буду использовать сведения, полученные в рамках других научных дисциплин; но поскольку это — прежде всего археологическое исследование, следует определить пре­делы применимости археологических свидетельств. В своем рассказе я не буду говорить о чувстве юмора,

•Беда — прозванный Venerabilis (Достопочтенный) — цер­ковный историк, род. в 637 г. в Нортумбрии. В семь лет был отдан в монастырь Уэрмаут, где пробыл до 691 г., получив там превосходное образование. Затем он перешел в соседний, подвластный Уэрмауту монастырь Ярроу (основан в 682 г.), где на 19-м году жизни сделался дьяконом и в 702 г. — пресвитером. С этого времени начинается его писательская деятельность, состоявшая, главным образом, в толкова­нии отдельных книг Ветхого и Нового Завета. Наиболее известно его историческое сочинение «Церковная история народа англов*, пред­ставляющая собой ценнейший исторический источник. Умер Беда 26 мая 735 г.


ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОЛОГИИ


философии, обычаях или морали англосаксов. Я также не стану обсуждать власть вождей, положение рабов или среднего класса, хотя интуитивно и исходя из общече-иоиечсского опыта мы можем на основании погребаль­ных обрядов составить себе некое представление об этих предметах. Героический характер англосаксов, так живо проявившийся в их литературе и поэзии, очень смутно прослеживается по остаткам их материальной деятель­ности, и археологи должны допустить, что полученные ими сведения открывают только самые прозаические г троим жизни этого народа.

 

Археологические данные касаются в основном хо-«мИсмш и экономика. Благодаря расколкам захороне­нии II поселений мы получили более ясную картину мнришсй, повседневной жизни. За последние годы Пыно произведено множество раскопок различных по-проск. и, хотя на основе этих работ нельзя сделать uniiMic выводы, касающиеся всей страны, облик англо-гйм'мнских поселений начинает мало-помалу вырисо-мытш.ся. Особенно ценны в этом плане раскопки в Микмнгс (Эссекс) и в Вест-Стоу (Суффолк), после ко-трых картина деревенской жизни раннего англосак-luMi'kom периода стала намного понятнее. Благодаря рмгкомкпм мы понемногу узнаем, как питались и как иоОымши себе пищу люди в те далекие времена: иссле­дование костей животных показывает, что англосаксы ««ми мясо как домашних животных, так и диких, бота­нический анализ говорит о том, что они выращивали ни своих нолях. До сих пор нам мало известно о сель­ском хозяйстве англосаксов, но в последнее время это­му вопросу уделяется большое внимание, и я надеюсь, что it скором будущем наши знания пополнятся.

11ронгшодственная деятельность англосаксов была бо-щч«i ща гельно изучена за последние несколько лет. В ходе раскопок ряда поселений были найдены печи для обжи­ги, чю существенно увеличило багаж наших сведений ка-

И


ЛЭВИД М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

сательно гончарного дела. Благодаря работе археологов мы узнаем древние секреты кузнецов, ткачей, мельников, и даже о работе плотника получаем отрывочные сведения. Но остатки орудий стекольщиков, резчиков по кости и корзинщиков пока не обнаружены, и о работе этих мас­теров мы можем судить только по их изделиям.

Хотя нам достаточно известно о ткацком производ­стве, мы почти ничего не можем сказать об одежде тех времен, и, хотя найдено большое количество украше­ний, мы практически ничего не знаем о моде. В ходе раскопок обнаружено огромное множество гребней, но у нас нет сведений о прическах.

Несмотря на то что в нашем распоряжении имеются кости и другие предметы для игр, очень трудно воссоз­дать сами игры, также как и представить себе музыку тех времен, по остаткам музыкальных инструментов. Ма­териальных свидетельств касательно торговли гораздо больше — достаточно вспомнить множество различных монет, но археологических данных о средствах передви­жения нет. Из этих разрозненных кусочков мозаики мы попытаемся воссоздать целостную картину жизни анг­лосаксонского общества, но в некоторых областях нам доступна гораздо более детальная информация.

В области военного дела большое количество письмен­ных свидетельств дополняют результаты раскопок укреп­лений и множество сохранившихся образцов оружия. Изделия декоративно-прикладного искусства также хоро­шо представлены среди находок и до сих пор радуют глаз. Христианство оставило глубокий след в культуре — в на­шем распоряжении имеются церкви, церковное облаче­ние, утварь и каменные кресты, а раскопки в Винчестере позволили воссоздать очертания одного из самых больших английских кафедральных соборов.

Хотя наши запасники постоянно пополняются новыми находками, следует указать, что исследуемый нами пери­од очень обширен — он длился 650 лет. И хотя возможно


ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ археологии

на основании имеющегося материала сделать выводы ка­сательно эпохи в целом, следует признать, что на протя­жении двадцати шести поколений вкусы и привычки лю­дей существенно менялись. Эти изменения можно ясно проследить на примере горшков и фибул, но они не вы­являются настолько отчетливо при анализе архитектуры чданий и укреплений или планировки поселений. В силу лого составление хронологической схемы — одна из наи­более важных задач археолога-англосаксониста, ибо толь­ко таким образом она может вписать свой материал в ис­торический контекст.

Пока еще естественно-научные методы, такие, как радиоуглеродный анализ и дендрохронология, не могут существенно помочь археологу, занимающемуся англо­саксонским периодом, и поэтому ему приходиться по­лагаться на типологическую датировку. Этот принцип построения относительной хронологии лучше всего вы­ражается «формулой», впервые введенной Монтелиусом. Объект А, найденный вместе с объектом В (А + В), да­тируется через ссылку на объект Е, датировка которого мам известна посредством следующей цепочки: А + В — И t-C = C + D=:D + E; каждая «сумма» в этой форму­ле выражает отдельный этап археологических изыска­ний. Степень неопределенности возрастает с привлече­нием каждой новой находки до тех пор, пока попытка датировки не станет бессмысленной. Ясно, что такой метод должен использоваться с большой осторожностью и не может считаться абсолютно точным, хотя соблазн сопоставить археологический материал с историческими событиями иногда оказывается слишком велик для тех, кто изучает англосаксонский период. Археологический метод полезен тем, что он позволяет построить общую хронологическую сетку, но едва ли годится для точных исторических датировок.

Напрашивается вывод, что чем больше имеется ма­териала, тем надежней оказываются датировки. Про-


ЛЭВИА М. ВИЛЬСОН. АНГЛОСАКСЫ

фессор Бертил Алмгрен, однако, показал статистичес­ки, посредством изучения самой большой группы ви-кингских фибул, найденных в Скандинавии, что пред­меты, найденные вместе с любой конкретной фибулой, не могут быть датированы точнее чем столетием. То же самое справедливо и для языческого англосаксонского периода. Некоторые артефакты более поздней англо­саксонской эпохи, особенно ювелирные изделия, мож­но датировать точнее. Во-первых, на некоторых из них значатся имена известных исторических личностей. Во-вторых, некоторые предметы найдены в кладах вместе с монетами, которые могут быть датированы с доста­точной точностью. И в-третьих, некоторые из предме­тов можно датировать по их принадлежности конкрет­ным людям, например когда их находят в гробницах. В таблице перечислены произведения англосаксонско­го периода, датированные с помощью приведенных вы­ше методов.

Из нее видно, что, хотя существует определенное количество датированного материала для IX и XI вв., предметов VIII и X вв. в нашем распоряжении практи­чески нет. Даже имея на руках датировочные паралле­ли, немногие исследователи осмеливаются точно дати­ровать вновь найденные украшения и в случае, если можно привлечь в качестве дополнительных данных оформление рукописей. А насколько труднее определить возраст простого топора или ножа! Хрупкие предметы, вероятно, могут быть более точно датированы с помо­щью монет. Так, например, случилось, когда в Честере и в Норфолке археологи обнаружили клады монет в гор­шках. Горшки были дешевыми и достаточно хрупкими и поэтому едва ли были древними, когда их закапыва­ли: разница между их датировкой и датировкой монет составляет максимум несколько лет. Но к сожалению, в нашем распоряжении таких находок не так много. Дра­гоценные предметы имеют тенденцию передаваться из


ИЗУЧЕНИЕ АНГЛОСАКСОНСКОЙ АРХЕОАОГИИ

ТАБЛИЦА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ ПОЗДНЕГО АНГЛОСАКСОНСКОГО ПЕРИОДА





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...