Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Антидемократический режим, который делится на авторитарный и тоталитарный



2.1 Характерными признаками авторитарного режима являются: ограничение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактическое, а порой и формальное отсутствие разделения властей; недемократический характер выборов (отсутствие у избирателей реальной возможности выбора).

Авторитарный режим характерен для ряда развивающихся стран (Индонезия, Малайзия, Тайланд), хотя отдельные его элементы могут проявляться и в традиционно демократических государствах.

2.2 Тоталитарный режим. Его характерными чертами являются:

принципиальный отказ от идеи естественных прав человека; приоритет государства в системе социальных ценностей; однопартийная политическая система и запрет на существование оппозиции; наличие общеобязательной государственной идеологии; формальность и декоративный характер выборов; принципиальное отвержение разделения властей.

Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская Италия, СССР и страны «социалистического лагеря», некоторые современные африканские и азиатские государства).

Понятие «гражданское общество» отличается от понятия «общество». Общество как свойственный только человеку механизм общения и коллективной деятельности, возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сложившееся в ряде государств (прежде всего — западноевропейских) в Новое время. В досовременных государствах существовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных органов обществу в Древних Афинах, развитое частное право в Древнем Риме).

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государственного вмешательства. В широком смысле слова гражданское общество включает в себя все, до чего «не доходят руки» государства.

У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:

1) свободные, равноправные, самостоятельные индивиды. В личностном отношении член гражданского общества — это свободный человек, обладающий чувством личного достоинства. В экономическом плане его самостоятельность проявляется в том, что он выступает одновременно как собственник и труженик. Он обладает средствами, необходимыми для нормального существования, и готов взять на себя риск ведения своего дела, ответственность за себя и свою семью. Политический аспект свободы индивида заключается в его независимости от государства и возможности участвовать в управлении государственными делами;

2) негосударственные объединения граждан (семья, церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В гражданском обществе каждый имеет возможность удовлетворить извечную тягу человека к общению — по возрастным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, религиозным, политическим интересам;

3) общественные отношения между индивидами и их объединениями, развивающиеся на основе равенства и самоуправления. Отношения в среде гражданского общества чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые, политические. Характерно, что здесь преобладают не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу деятельности людей государства вмешивается лишь тогда, когда обществу или отдельным людям грозит опасность, когда общество не может самостоятельно справиться с какой-то проблемой.

Таким образом, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, свободная от государственного вмешательства.

Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое государство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи политических партий (особенно оппозиционных), средств массовой информации, свободных демократических выборов.

Правовое государство — это такое государство, в котором наиболее полно обеспечены права и свободы личности, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах.

Основные признаки правового государства:

1) широкий спектр прав и свобод личности, гарантированных и обеспечиваемых государством, равенство граждан перед законом, доступность правовой защиты для каждого гражданина, ограничение вмешательства государства
в сферу частной инициативы;

2) верховенство правового закона в системе нормативно-правовых актов. Правовым является только такой закон, который содержит равную для всех меру свободы и справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуманный закон, перед которым все равны;

3) демократический, легальный способ формирования власти. Органы власти правового государства, как правило, формируются путем выборов, а назначения на государственные должности осуществляются с соблюдением законной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важнейшее средство контроля общества над государственной властью. В правовом государстве невозможны государственные перевороты, закулисные сделки о формировании органов власти;

4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Разделение властей означает также наличие строго очерченного круга полномочий и границ деятельности для каждой из ветвей власти;

5) связанность власти правом. Власть правового государства действует по принципу «разрешено только то, что прямо дозволено законом». Правовое государство выступает в качестве такого типа государства, власть которого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах;

6) высокий уровень общей и правовой культуры граждан. Только в таком случае возможно сознательное, компетентное участие граждан в управлении государственными и общественными делами, уважение к закону, правам и свободам сограждан;

7) взаимная ответственность государства и личности. Ответственность личности перед государством существует при любом типе государства. Но только в правовом государстве возможна ответственность государственной власти перед личностью в случае нарушения государством прав, свобод и законных интересов личности. Она реализуется при помощи подачи иска к государству и его органам, обращения в суд, в том числе и в международные судебные органы.

8) высокое положение суда в обществе и государстве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством. Деятельность суда должна основываться на таких принципах, как коллегиальность, презумпция невиновности, состязательность, равенство сторон, обжалование принятых решений и др.

ПРАВО

Понятие права - основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право - непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, поэтому единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

2. социологическое;

3. нравственное.

Эти концепции и раскрывают сущность права. Попытка свести воедино все три концепции, получившая название «интегративного» подхода к правопониманию, содержит внутренние противоречия и не является общепризнанной, поэтому мы ее рассматривать не будем.

С точки зрения нормативного правопонимания, право - это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

Такое толкование термина «право» обладает существенными недостатками:

1. Право понимается очень узко - как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства с точки зрения их соответствия естественным законам, идеям равенства и справедливости, интересам общества.

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться только под воздействием предписаний власти, выраженных в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой одну из сторон общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. "живое", действующее право.

Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений, не предопределенные государством, а естественным образом сложившихся между людьми на основе установленных государством общих принципов.

В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании - это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные нормы поведения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, трудности с определением правового характера отношений, а также узаконивание фактического неравенства людей, естественным образом складываюегося в обществе.

Как следствие - особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да - то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила особенно глубокое развитие в тех странах, где основным источником права является судебный прецедент, то есть ранее принятое решение суда по аналогичному делу, а государство устанавливает лишь общие принципы взаимоотношений между людьми.

Нравственный подход к правопониманию пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы, навязанные государствои, или правоотношения, сложившиеся между людьми).

Достоинства нравственного правопонимания:

- право здесь связано с положительными общественными явлениями - со свободой, демократией и т.п.

- данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

- сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

- не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но то, какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где политическая или военная власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория зиждится на иных основаниях - эта концепция дает приоритет общественных отношений, она согласуется с обществом, в жизнь которого государство не вмешивается или вмешивается лишь минимально. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи - свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному европейскому обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

В нашем государстве одновременно сосуществуют все три обозначенных выше подхода.

Перейдём теперь к определениям понятия права. Право, как социальный институт, понимается трояко:

1) с точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает политической властью.

2) с точки зрения социологического правопонимания, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, и обеспеченных принудительной силой государства, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает экономической властью.

3) с точки зрения нравственной теории, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных либо санкционированных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая для взаимного согласования интересов и обеспечения прав и свобод людей, независимо от того, к какой части общества они относятся.

Для цели получения основ правовых знаний нравственное правопонимание наиболее приемлемо, но понимать и отличать друг от друга необходимо все три.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 1573 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...