Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отцы и дети



Влияние заглавия на систему образов («отцы» и «дети»). Прием психологической пары (внешняя параллель - Николай Петрович и Павел Петрович, Базаров и Аркадий. Роль включения в повествование «историй» Павла и Николая Кирсановых; «Внутренняя» параллель – Базаров и Павел Петрович). «Герой времени» и «лишний человек» – типы, соединенные в Павле Петровиче и Базарове.

Особенности композиции романа (2 «круга» путешествия Базарова). Тургенев избрал для романа очень интересную композицию. Он дважды проводит своего героя по кругу: Марьино, Никольское, родительский дом. Создается великолепный эффект: к тем же людям, в схожие ситуации и былые отношения во второй половине романа приходит новый Базаров: познавший сомнение, мучительно старающийся сохранить свою теорию, спрятаться за ней от нарастающей сложности реального мира.

Образ Базарова. Автор и герой

Образ центрального героя романа "Отцы и дети" уникален. И прежде всего уникально отношение автора к своему творению. Особо показательна в этом плане история создания романа: "...в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача.., - писал Тургенев в статье "По поводу "Отцов й детей". - В этом замечательном человеке воплотилась -на мои глаза - едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно..." Отмеченная Иваном Сергеевичем "неясность" впечатления тем больше подтверждает наше суждение о принципиальной чужеродности ему этого человеческого и социального типа, что, задумав роман с таким героем, Тургенев начал писать дневник от лица Базарова! В литературном творчестве у Тургенева в этом предшественников не было.

В приведенной цитате из статьи "По поводу "Отцов и детей" Тургенев подчеркивает очень важное обстоятельство: его герой появляется в момент социального перелома. Уже одно это определяет неоднозначность Базарова, соединение в его личности разных, порой противонаправленных, взаимоисключающих начал. Он - герой времени, когда общественные силы гибели и возрождения, противостоя друг другу, действуют одновременно. Такие эпохи порождают непредсказуемый, построенный на внутреннем конфликте, дисгармоничный тип личности.

Автор не только не разделяет нигилистических - убеждений Базарова, но всем ходом романа последовательно их развенчивает. Личность Базарова привлекает автора. Тургенев, создает образ неоднозначный, небезупречный, но человечески очень интересный, вызывающий вначале по крайней мере любопытство, а к финалу романа - уже сострадание. Момент социальных переустройств обязательно предполагает действия людей-разрушителей, людей, в которых силен "заряд отрицательной энергии". В базаровской теории, в нигилистических убеждениях нового поколения Тургенев увидел главную их беду, ставшую впоследствии трагедией всей России: практитизм, возведенный в абсолютный принцип. Все приносится в жертву сиюминутной практической пользе, эффекту материальному. С этой точки зрения, Пушкин - вздор, Рафаэль - "гроша медного не стоит"; и вообще, любой порядочный математик заведомо лучше поэта... Любовь для ниглистов оказывается лишь физиологическим влечением самцов и самок, природа - мастерской, а все люди - одинаковы, как деревья в лесу. Разница между материализмом и вульгарным материализмом такова, что материализм утверждает первичность материи, а вульгарный материализм не признает вообще ничего, кроме материи. Он упрощает материалистическую философию, сводит ее к набору якобы самоочевидных истин. Об этих результатах деятельности вульгарных материалистов знаем мы, люди конца XX века. 0 них не знал Тургенев. С гениальной прозорливостью художника он в нелепых, подчас комических в своем максимализме убеждениях Базарова увидел зародыш грядущих трагедий.

Тургенев - великий психолог. Его Базаров, отрицающий духовностъ и мораль, на самом деле человек нравственный. Каждое его выступление, нарушающее общепринятые нормы - аффектировано, подчеркнуто, то есть для него самого не очень естественно. Сам того не осознавая, Базаров живет по достаточно высоким нравственным принципам, Но дело в том, что эти принципы и нигилизм несовместимы, от чего-то придется отказаться. Тогда-то и встанет перед нашим героем его ГЛАВНЫЙ ВЫБОР...

Несостоятельность, ущербность нигилистической философии в том, что она, отрицая духовную жизнь, отрицает и нравственные принципы. Нигилистическая борьба с авторитетами строится на неуважении ко всему человечеству, следовательно, на безнравственности. И вот на наших глазах Базаров отступает от нравственных принципов, позволяет себе использовать людей, недопустимо распоясаться, хамски себя вести в присутствии жаждущих его общества Ситникова и Кукшиной. Оказалось, что чем крепче нигилистические убеждения, тем слабее моральные принципы.

Кукшина и Ситников - очень важные персонажи романа. Они необходимы не только для характеристики главного героя. Этот тип прихлебателей, адептов любого модного направления уже знаком нам: по мните Репетилова из Торя от ума"? Такие люди профанируют идеи, которым поклоняются. Блестяще характеризует этот человеческий тип Герцен в цикле "Капризы и раздумье": "Нет той всеобщей, истинной мысли, из которой бы, вместо расширения круга действий, человек не сплел бы веревку, чтобы ею же потом перевязать себе ноги, а если можно, то и другим, так что свободное произведение его творчества делается карательною властью над ним самим..."

Но есть и еще одна существенная роль, которую играют эти герои в романе "Отцы и дети": они по-своему характеризуют избранную теорию. Профанируя идеи Базарова, Кукшина и Ситников доводят их до абсурда, невольно выявляя все истинные негативные стороны вульгарного материализма и нигилизма.

Так, проповедуя равенство полов, Кукшина позволяет обращаться с собой запанибрата - и Базарова это устраивает. Проповедуя свободу женщины, кощунственно радуется, что у нее "слава Богу... нет детей".Образы Кукшиной и Ситникова становятся косвенным средством разоблачения нигилизма. Не так уж это несущественно - чему поклоняешься. И философия, обретающая и удерживающая столь глупых и неблагородных последователей, как Кукшина и Ситников, у мыслящего человека не может не вызвать сомнений: видимо, что-то в нигилизме есть привлекательного именно для них - упрощенность, схематичность, излишняя доступность, необязательность ума, образования, чести, беспринципность и безнравственность...

Последовательно развенчивает Тургенев базаровские убеждения. До 13 главы конфликт внешний - противостояние Базарова и Павла Петровича Кирсанова. После встречи с Одинцовой конфликт назревает в душе главного героя. Он, отрицавший любовь, также бессилен с ней бороться, как в финале романа будет бессилен бороться со смертью: "Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!" Посмотрите, как многое выявляет эта фраза в характере Базарова. Вся его жизнь строилась как бесконечный поединок: весь мир - и его отрицание этого мира. Но и любовь, как смерть, нельзя отрицать: "она тебя отрицает". И, прежде уверенный в себе, гордящийся тем, что он "самоломанный", Базаров теряет свою былую цельность, утрачивает самоуверенность. Ввосемнадцатой главе Тургенев допускает пространное рассуждение о внутреннем мире Базарова, прежде как будто скрытом и от нас, и от самого автора под броней нигилизма. Рассуждения о "чувстве, внушенном Базарову Одинцовой" выстраиваются в великолепный психологический анализ личности героя: Базаров и "сознавал романтика в самом себе", и презирал себя, и не мог забыть Одинцову, и уж видел "в выражении ее лица... что-то особенное." Любовь раскалывает душу Базарова надвое, ставит под сомнение все идеи, которыми он жил. Нигилизм, бывший ранее свободным убеждением, в рамках которого вольготно существовал герой, становится отныне для него броней, панцирем, сковывающим его рост. Отрицавший во имя нигилизма все авторитеты, Базаров теперь не в силах отрицать во имя реального факта своей любви авторитет нигилизма. Так свободный нигилист оказывается рабом своей теории.

Этот кризис - главное испытание для Базарова. Ситников безболезненно отказываетея от нигилизма и будет угождать жене - "урожден-ной княжне Дурдолесовой". Базаров, сам пришедший к своей теории, отступничество от нее видит как свою слабость, как жизненный крах.

В попытках вновь увериться в нигилизме Базаров пытается сблизиться с Фенечкой. Ведь если любовь - всего лишь физиологическое влечение, то она не может не ответить взаимностью молодому пылкому мужчине. Но оказывается, что необразованная, простенькая Фенечка живет не по физиологическим, а по нравственным законам; что для человека неестественно, постыдно руководствоваться лишь инстинктами, "ощущениями".

"Принципов нет.., а есть ощущения",- заявляет Аркадию Базаров. Этот спор в восемнадцатой главе - один из ключевых эпизодов романа. Неслучайно Евгений противопоставляет принципу - ощущение. Он стремится доказать, что нет в человеке ничего, что не объяснялось бы анатомией: 'Тлубже этого люди никогда не проникнут." Принципы же - явление духовного порядка. Допустить их наличие - значит, отказаться от столь любезного сердцу вульгарного материализма, расписаться в ошибочности всего мировоззрения, учиться жить заново, в мире с душой, принципами, романтизмом...

Теряя почву под ногами, Базаров начинает ненавидеть окружающий мир, подозревать во лживости все. Издевательством или заблуждением кажется ему теперь даже "святая" цель современных отрицателей - жизнь во имя народа.

Вторая часть романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. Все взаимоотношения, свидетелями которых стали читатели в "первом круге", разрешаются во "втором". Тургенев доводит до логического конца, исчерпывает их. Течение второй половины "Отцов и детей" отроится как бы на чередовании "взрывов": все, что осталось недосказанным, находит свое разрешение. И очень важно, что теперь перед нами не Базаров-нигилист, с чьими убеждениями мы уже ознакомились. И здесь особенно значимо, что человеческие, личностные взаимоотношения Евгения и Павла Петровича начинаются именно в тот момент, когда исчерпаны отношения разночинца-нигилиста и либерала-аристократа. Их нелепая дуэль "за убеждения" заканчивается вполне реальной кровью, И внезапно перед Базаровым оказывается не заносчивый аристократ, не "идиот-дядюшка", но страдающий морально и физически пожилой человек, в которого он, Базаров, стрелял.

Для возникновения диалога необходимы не только убеждения, которые хочется высказать. Необходимо желание выслушать противника. До поединка ни Павел Петрович, ни Базаров друг друга не слушали, заведомо уверенные каждый в своей правоте. Разглядев в идейном противнике человека, человеческие достоинства и недостатки, они обнаружили, что не так уж непреодолима пропасть, их разделяющая. Острое чувство неловкости, охватившее обоих "дуэлянтов", порождено не только нелепостью поединка, но и абсурдностью всего их былого противостояния.

Отношения с Одинцовой заканчиваются тем же посрамлением теории. И Базаров возвращается в родительский дом.

Отец и сын Базаровы - это особая тема романа. С родителями любого человека связывают важнейшие нити; отношение к отцу и матери - та лакмусовая бумажка, на которой выявляется нравственность человека. Почитая любовь физиологией, Базаров и в родительской любви видит лишь инстинкт, животное чувство. Потому так томится он в отчем доме, потому и не находит общего языка с родителями.

Трагедия любви Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой не в холодном, рассудочном характере этой женщины, но в "бездомье" самого героя, в его неспособности ни создать Дом, ни жить в нем. Так же, как ему не дано стать отцом, не дано ему и быть сыном - это явления слишком взаимосвязанные. Потому и не получается у него диалог с отцом.

Страшным порождением философии бездомья оказался русский нигилизм, ведущий к разрушению, отрицающий преемственность, нравственность подменивший физиологией, снявший с человека ответственность за свои убеждения и поступки и возложивший ее на "социальную среду": "исправьте общество - и пороки исчезнут". Но эта же философия дает миру людей, способных обновить жизнь, "героев времени', без которых смена поколений оказывается лишь механическим повторением и ведет к вырождению.





Дата публикования: 2014-11-26; Прочитано: 2090 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...