Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. Фотоаппарат, фотография, изображение. Выбор места, объекта и ракурса съемки



Каждый вид искусства имеет свой язык, несет художественную информацию через свою систему знаков. В фотографии такими изобразительными знаками являются свет, тень и тон.

Свет и тень. Виды света – искусственное и естественное освещение. Светотональный и светотеневой рисунок изображения: светотональное (освещение мягкое, без резких теней) и светотеневое (контрастное освещение).

Каждый снимок состоит из светлых и темных участков изображения разной величины. Причем установлено, что большие участки оказывают более благоприятное впечатление, чем мелкие. Большое количество мелких деталей или пятен делает снимок неспокойным, трудным для восприятия. Глаз при взгляде на такое изображение испытывает большое напряжение. Но, если большое количество мелких деталей и пятен имеет одинаковое происхождение или они похожи друг на друга, тогда это не мешает восприятию, глаз в этом случае подчиняется их ритму и не испытывает напряжения. Интересно, что многие законы эстетики и восприятия обусловлены физиологическими причинами, в том числе и мускульными ощущениями, возникающими в глазу и едва достигающими порога сознания. Рассматривание, например, симметричных предметов или форм нам приятно, так как оно требует одинакового движения глаз в обе стороны.

- Тон. Под тоном понимается сила цвета, а в черно-белой фотографии – определенное место в шкале, содержащей гамму оттенков от черного до белого. В черно/белой фотографии все свойства цвета т яркости цвета несет на себе тон. Светлая и темная тональность, длинная и короткая шкала тонов. Длинная шкала тонов – это когда переход от одной ступени к другой постепенен и поэтому ступеней больше, в короткой шкале (фотографика) переход более резок, и ступеней, соответственно, меньше.

Черно-белая фотография - всегда условна, а потому позволяет воспринимать мир не «на прямую», а образно. «Отстраненность» от объективности цветовой реальности мира дает возможность для более субъективного восприятия изображения. Мы видим мир цветным, это привычно, поэтому и на цветной фотографии мир воспринимается более «клишированным», привычным. В черно-белой фотографии (а также в монохромной) появляется возможность иррационального восприятия. Чем больше широта тональной гаммы (более длинная шкала тонов) в черно-белой фотографии, тем она изобразительно богаче и совершенней (1) Исключение – графический рисунок изображения, когда содержание снимка требует именно этой, «укороченной», шкалы тональности. (2)

- Фактура (характер строения поверхности: матовый, глянцевый, шероховатый и т.д.). (3)

- Контраст (тональный и цветовой)

Тональный контраст (в черно/белой фотографии) – преобладание на снимке или фотопленке черно-белых тонов и отсутствие промежуточных (серых) полутонов. (4)

Цветовой контраст – это соседство ярких, насыщенных, но разных по тону цветов. Цветовой контраст может стать главным изобразительным элементом в кадре. (5)

Когда же цвета на снимке «созвучны» друг с другом, то мы говорим о цветовой гармонии. (6)

Слово «гармония» в переводе с греческого языка означает связь, стройность, соразмерность. Это категория прекрасного, элемент красоты. В Древней Греции имя «Гармония» носила одна из богинь.

Очень гармонично смотрятся снимки, сделанные в монохромном цвете. Монохромная фотография – это фотография, в которой присутствует всего один цвет или несколько близких по насыщенности цветов, производящих впечатление одноцветности. (7)

Цвет (колорит). Колорит в фотографии – это преобладание определенного цветового тона на снимке. А еще колорит - это композиция цвета (т.е. организация и выбор цветового рисунка кадра)

Психологи становили, что тяжесть (весомость) цвета зависит от его светлоты; чем темнее цвет, тем он тяжелее, а чем светлее, тем легче. Речь идет о сравнении цветов, находящихся в равных условиях и окрашивающих один и тот же материал. Светлое облако будет нам казаться легче такого же по своим размерам и форме темного облака. Точно такое же явление наблюдаем мы при разделении цветов на теплые и холодные. Это различие базируется на том, что красно-желтые цвета приближаются к цвету тепловых объектов - солнца, огня и т.п., а сине-голубые – к цвету льда, воды, ночи и т.п. Впечатление весомости цвета связано также с впечатлениями, получаемыми нами от реальной действительности. Цвета, приближающиеся к цвету неба, воздуха, кажутся нам воздушными, прозрачными, легкими в противоположность цвету земли или цветам, напоминающим нам плотные, непрозрачные, тяжелые массы материала. Психологи также установили, что самый «тяжелый» цвет – красный, за ним по уменьшению весомости – оранжевый, синий, зеленый, затем желтый и последним – белый. Цвет изменяет наше представление о действительных размерах предметов и объектов, причем цвета, которые кажутся нам тяжелыми, уменьшаются в размерах. Из равновеликих квадратов самым маленьким будет казаться – красный, синий – побольше, а белый самым большим. Французский трехцветный флаг представляет собой синюю, белую и красную вертикальные полосы одинаковой ширины. На кораблях соотношение этих полос меняется – 33:30:37, чтобы на расстоянии они казались одинаковыми. Российский флаг, имея те же три цвета, соответственно будет иметь те же изменения.

- Теплые и светлые цвета во многих случаях воспринимаются ближе своего фактического местоположения, то есть выступают, а холодные и теплые – как бы отступают.

- В снимке гармонично сочетаются цвета одного тона и светлоты. Дымка, туман – гасят цвета, делая их менее насыщенными. (8)

- Уравновесить контрастные цветовые объекты можно с помощью уменьшения площади одного из них в пространстве кадра. Или приглушая насыщенность одного из них.

- На светлом фоне цвета темнеют. На темном – светлеют.

- Теплые цвета сильнее притягивают взгляд зрителя, чем холодные, и тем самым заставляют отступать более холодные цвета на задний план. Красный и оранжевый цвета хороши для переднего плана, желтый и зеленый – для заднего. Такое расположение цветов хорошо передает глубину пространства.

- Чем больше цвета отличаются друг от друга по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее гармонируют друг с другом.

- Лучше использовать ограниченное количество цветов (не более трех-четырех), так как чрезмерное количество цветов затрудняет восприятие композиции. (9)

- Колорит (преобладание определенного цветового тона на снимке)

Слово «колорит» с итальянского языка (colorito) и латинского (color) переводится, как «цвет». Но это дословный перевод, а в жизни и в фотографии мы употребляем это слово в более широком смысле.

По ассоциации с огнем и водой цвета условно принято делить на «теплые» (красные, желтые, оранжевые) и «холодные» (синие и фиолетовые). А еще они могут быть тяжелыми и легкими, успокаивающими и возбуждающими. Когда на снимке преобладают желтые, оранжевые, коричневые или красные цвета, то говорят, что он имеет «теплый» колорит. И, наоборот, большое количество синих и голубых цветов говорит о «холодном» колорите снимка. (10) (11)

С помощью цвета можно выразить на снимке настроение, которое психологически связано с тем или иным цветом.

К примеру, радость и хорошее настроение - передать с помощью теплых (оранжево-желто-красных) тонов. А грусть и лирическое настроение – с помощью приглушенных голубых и светло-зеленых цветов. (12)

В цветном снимке важно выбрать один главный цвет – доминирующий, в который окрашен основной объект съемки. (13)

А еще с помощью цвета можно создать цветовой акцент, то есть привлечь повышенное внимание к тому или иному объекту (элементу) изображения. Цветовой акцент – это небольшой участок изображения, контрастирующий по цвету с остальным изображением.

На цветовое восприятие большое влияние оказывает человеческая генетическая память. Миллионы лет человек жил на природе и его окружал многоцветный мир. Знание природных цветовых сочетаний помогало ему в нелегкой борьбе за выживание. Сегодня многие из нас живут в городах и, к сожалению, редко выбираются на природу. Но, по-прежнему, нас радует буйная зеленая растительность и пронзительно-голубое небо. Нас радует и успокаивает теплый солнечный цвет, а вот сочетания желтого и черного цвета предпочитаем избегать, поскольку такие цвета в природе часто являются сигналом опасности. Именно такую расцветку имеют пчелы, тигры, многие ядовитые растения и грибы. Человеческий глаз сразу же замечает сочетание желтого с черным, а мозг автоматически воспринимает эти сочетания как сигнал опасности. Поэтому не случайно цветовым символом для обозначения радиационной или другой опасности выбраны желто-черные сочетания.

- В цветной фотографии даже небольшой по площади участок насыщенного красного цвета привлекает к себе повышенное внимание. (14)

- На спокойном, нейтральном фоне цвета выглядят ярче. (15)

- Цвета на белом фоне кажутся гуще, а на черном – ярче.

- Если в фотографии красный цвет оказывается на синем фоне или наоборот, то более гармоничным будет сочетание, когда эти два цвета перебиваются белым или черным, это добавляет звонкости цветовой композиции. На этом же принципе построены и цветовые сочетания государственных флагов различных стран.

Чёрно-белая фотография более близка к “светописи”, нежели цветная. В настоящее время черно-белой фотографии приписан некий ореол стильности. Чёрно-белая классическая фотография прекрасна просто в силу своей природы. Создавая сюжеты на обычной монохромной пленке, без использования специальных средств, фотографу приходится создавать искусство, не нарушая при этом данную действительность. Тем не менее, полученный на основе этой действительности снимок может создавать совершенно отличные от нее образы и эмоции. Это противоречие бросает вызов творческому потенциалу фотографа и дает огромный стимул для поиска новых идей.

Композиция в фотографии

I.

Наш мир трехмерен, так мы его воспринимаем зрением, поэтому любой перенос трехмерного пространства на плоскость есть урезание этой реальности, некая условность. Как человеческий язык оперирует буквами, словами, предложениями — своего рода символами действительности, так и визуальный язык фотографии разговаривает со зрителями на языке форм, очертаний, цвета, светотени. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.




Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 2635 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...