Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А.М.Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском в XIV веке



В XIV веке среди княжеств Северо-Восточной Руси на первое место выдвигается великое княжество Московское. Активизируется борьба с Золотой Ордой.

В 70-е годы XIV века фактическим правителем Орды становится военачальник Мамай. Понимая, что политическое, экономическое и военное усиление Москвы, достигшее высокого расцвета при московском князе Дмитрии Ивановиче (1350 – 1389), грозит ослаблением власти Золотой Орды над русскими землями, Мамай принимает решительные меры против великого князя Московского. Он собирает огромную армию, заключает союз с великим князем литовским Ягайлом, заключается также тайное соглашение между Мамаем и рязанским князем Олегом Ивановичем, который обязался выступать на стороне Орды.

Узнав о намерениях Мамая, великий князь московский решает идти навстречу врагу. Вместе с великим князем московским против Мамая пошли все союзные Москве князья со своими дружинами. Поход против Мамая приобретал общерусский характер. В сентябре 1380 года на Куликовом поле, вблизи Дона, произошла знаменитая Куликовская битва, называемая также Мамаевым побоищем, которая завершилась победой московского князя Дмитрия Ивановича, получившего прозвище после этой битвы – Донской.

Победа была трудной, полегли тысячи русских воинов, в каждой семье были вдовы и сироты. Монголо-татарское иго еще не было свергнуто, но ореол победы Дмитрия Донского озарял Московскую державу. Куликовской битве было посвящено несколько произведений древнерусской литературы, в том числе «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Куликово поле стало символом возрождения Руси.

10. Н.С. Присекин. Куликовская битва. XX век.

Дмитрий Донской в 1380 году в честь победы и в память погибших русских воинов на Куликовом поле воздвиг церковь Всех Святых «на Кулишках», которая в перестроенном в XVI-XVII веках виде сохранилась до наших дней.

11. Павел Чистяков. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе своего сына великого князя Василия Тёмного в 1433 г. срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому.

Князь Юрий Звенигородский, младший брат Василия I, считавший себя наследником великокняжеского московского престола, надел золотой пояс, некогда принадлежавший Дмитрию Донскому на своего сына Василия Косого, желая показать, чья семья настоящая наследница престола. Отлично поняв это, Софья Витовтовна, вдова Василия I и мать молодого князя Василия II (Темного), захотела в свою очередь, показать, чьей семье принадлежит престол.

Павел Петрович Чистяков (1832-1919) за картину «Ссора на свадьбе Василия Темного» получил золотую медаль от Академии художеств. Чуткий и оригинальный колорист, Чистяков написал очень мало, занятый уроками.

12. К. Лебедев. Обручение малолетних Ивана III Московского и Марии Тверской. XIX век.

В 1447 году во дворце тверского князя Бориса происходит обручение его дочери Марии с Иваном, сыном великого московского князя Василия III Темного. Жениху и невесте едва исполнилось по семь лет. Но Москва и Тверь давние соперники. Дети, Иван и Мария, став со временем мужем и женой, должны превратить взрослых врагов в друзей. Это происходит в год трехсотлетия Москвы как поселения, отстроенного Юрием Долгоруким.

В 1467 году жена Ивана III, слабая здоровьем, умерла, а в 1472 году Иван III вторично женился на византийской царевне Софии Палеолог, племяннице последнего византийского императора.

Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) – художник, обнаруживший оригинальный талант при трактовке исторических сюжетов. В его картинах много жизни и движения.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...