Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г. XIII век



Зодчие внесли новшества в традиционный тип четырехстолпного одноглавого храма кубической формы. Они заменили позакомарное покрытие трехлопастным, отказались от членения фасадов лопатками, уменьшили число апсид с трех до одной, опустив её до половины высоты храма. Церковь Николы на Липне выстроена архиенископом Климентом.

5. Церковь Спаса на Ильине улице. 1374 г. XIV век. Новые искания и старые традиции отразились в церкви Спаса на Ковалеве(1345)и церквиУспения на Волотовом поле(1352). Это промежуточное звено в процессе складывания того стиля в новгородском зодчестве, который представлен постройками второй половины XIV века. Классическими образцами этого стиля являются церковь Федора Стратилата(1360-1361) и церковь Спаса на Ильине улице (1374). Характерная черта этого стиля - нарядное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, треугольными впадинами, скульптурными вкладными крестами. Многие ниши были заполнены фресковыми росписями.

В XIII-XIV вв.новгородские зодчие переходят в завершениях фасадов церквей от полукружий – «закомар» к более динамичным фронтонам – «щипцам» или к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более низких над углами храма (как в церкви Николы на Липне).

В дальнейшем новый архитектурный стиль почти не изменялся. Более того, в XV веке проявилось стремление к воспроизведению архитектурных форм XII в. В этом возрождении культурных традиций проявился сепаратизм новгородской аристократии, ее стремление сохранить «старину» независимой Новгородской боярской республики. В Новгороде велось и крупное гражданское строительство.

В Кремле в 1433 г. немецкие и новгородские мастера построили Грановитую палату, предназначенную для торжественных приемов и заседаний Совета господ. На владычном дворе новгородского епископа была возведена Часозвоня(1443) - восьмигранная башня на прямоугольном основании. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный детинец, который впоследствии несколько раз перестраивался.

6. Башня в Детинце. Часозвоня. 1443 г. Восьмигранная башня на прямоугольном основании в Новгородском кремле. Часы были установлены в 1671 году.

Весь быт Новгорода Великого был озарён живописью, столь же лаконичной в своей графической точности, столь же ясной своим внутренним строем, столь же выразительной в каждой детали, как и новгородское зодчество. Иконописец стремился запечатлеть идею. Для новгородской живописи особенно характерно желание сделать идею предельно ясной, реально ощутимой, доступной. Новгородская живопись отмечена в конце XII в. характерным новшеством. Исчезают восходящие к византийско-киевской живописной традиции мягкие светотеневые переходы, придававшие некоторую объемность образу. Их сменяют так называемые светá, или пробелá - резкие белые блики, очень выразительные, усиливающие эмоциональное воздействие изображения. Образ святого видоизменяется, обретая совершенно новые черты.





Дата публикования: 2014-11-19; Прочитано: 427 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...