Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Словарь специальных терминов 3 страница



Перекрестная ритмика/ Cross rhythms — Африканский тип импровизационной рит­мической полифонии, основанный на свободном сочетании разных метров. В отличие от европейской полиметрии, в перекрестной ритмике ударные доли сочетаемых метров не сов­падают друг с другом. В африканской музыке перекрестные ритмы обычно применяются в комплексе с модальной ритмической техникой (см. паттерн) и стомпингом, которые во­шли и в арсенал выразительных средств джаза. От перекрестной ритмики ведет свое проис­хождение и джазовый офф-бит, возникший в результате перенесения приемов африкан­ской полиметрии на европейскую монометрическую основу.

Прогрессив/ Progressive (англ, прогрессивный) — Стилевое направление в джазе, возникшее в начале 40-х гг. на основе традиций классического свинга и бола. Преимущест­венно связано с практикой биг-бэндов и больших оркестров симфонизированного типа.


Прогрессив является одним из стилей концертного джаза, оказавшим существенное влия­ние на дальнейшую эволюцию джазового искусства.

«Прохладный джаз»— См. Кул-джаз.

Райд-бит/ Ride beat (англ, ride ехать верхом, beat удар, пульс) — Тип джазового бита, напоминающий «ритм скачки» (разновидность пунктирного ритма).

Ранний джаз — См. Архаический джаз.

Per/ Rag (сокр. от ragtime) — См. Регтайм.

Реггинг/ Ragging (произв. от rag) — Синкопированная манера игры в духе регтайма.

Регтайм/ Ragtime (англ. букв, «разорванное время», т. е. синкопированный ритм) — Самобытный американский фортепианный жанр, сложившийся в последней четверти XIX в. в сфере фольклорного музицирования под влиянием некоторых архаических раз­новидностей негритянской инструментальной музыки, а также менестрельных песен (кун-сонг) и танцев (кэйкуок). В распространении и развитии регтайма ведущая роль принадле­жала белым музыкантам (в особенности это относится к т. н. эстрадному концертному рег­тайму). Характерные черты регтайма — сопоставление постоянно синкопирующей мело­дии с метрически четким маршеобразным аккомпанементом типа «бас — аккорд», (см. страйд-стиль), использование остинатно повторяемых мелодических и ритмических мо­делей, не совпадающих с тактовой группировкой (паттерн), особый тип композиционной структуры и др. В конце 80-х — начале 90-х гг. сформировался классический регтайм, за­метно отличающийся от своих фольклорных разновидностей. Развиваясь по пути совер­шенствования стиля, структуры и пианистической техники, он утратил свою импровиза-ционность, превратившись в вид композиторского творчества, а затем коммерциализиро­вался и стал одним из жанров профессионального эстрадно-развлекательного искусства. В практике негритянского музицирования он сохранил свою индивидуальность, оказав существенное влияние на эволюцию ранних стилей фортепианного джаза, а также ново­орлеанского стиля и диксиленда. На роликах для механического фортепиано сохрани­лись записи регтаймовых пианистов конца XIX— начала XX вв., имеющие большую исто­рическую ценность и впоследствии воспроизведенные на грампластинках.

Рент-парти — См. Хаус-рент-парти.

Респонсорный принцип — См. Вопросо-ответный принцип.

Ривайвл/ Revival (англ, возрождение) — В истории джаза с этим понятием прежде всего связано движение, возникшее в конце 30-х гг. и известное под названиями «ново­орлеанский ренессанс» (New Orleans renaissance) и «возрождение диксиленда» (dixieland revival). Его инициаторы — белые любители джаза, коллекционеры грампластинок, джа­зовые критики и музыканты — стремились возродить аутентичные формы классического джаза, традиции которого оказались уже почти полностью забыты из-за всеобщего увле­чения коммерческой танцевальной музыкой. Изучение и популяризация классическо­го джаза способствовали возникновению новых, современных стилевых форм дикси­ленда. Термин «ривайвл» иногда употребляется также к периоду возрождения свинга 50-е гг.).

Ринг-шаут/ Ring shout (англ, ring круг, shout крик, зов) — Негритянский религиоз­ный круговой танец экстатического характера, сопровождавший исполнение спири­чуэла.

Ритм-группа (ритм-секция)/ Rhythm section — См. Секция ритмических инструмен­тов.

Ритм-энд-блюз/ Rhythm and blues (сокр. R & В)— Блюзовый вокально-инструмен­тальный стиль негритянской музыки 30-х гг., возникший под влиянием свинга. Сочетает в себе элементы классического блюза, госпел-сонга, гарлемского джампа, танцевально-бытовой музыки негров. Впоследствии коммерциализовался, став объектом подражания и искаженной имитации в сфере развлекательной музыки. Ритм-энд-блюз считается одной из ранних форм негритянской рок-музыки. К коммерческим его модификациям, создан­ным белыми музыкантами, относятся рок-н-ролл и твист.

Рифф/ Riff — Прием мелодической техники джаза, особенно характерный для свин­га, но также встречающийся в различных формах в афроамериканском фольклоре, клас­сическом и современном джазе. Представляет собой многократно повторяемую группой инструментов, или тутти, короткую мелодическую фразу, остинатное проведение которой


используется либо как средство нагнетания динамики (см. стомп), либо как устойчивая форма сопровождения импровизирующего солиста (бэкграунд). В биг-бэнде могут испол­няться одновременно несколько разных риффов, иногда серия риффов проводится в по­следовательном чередовании или в виде респонсорной переклички между группами ин­струментов оркестра.

Рок-музыка/ Rock music (англ, rock качаться, трястись) — Тип современной поп-му­зыки, ведущий свое происхождение от песенно-танцевальных жанров негритянского го­родского фольклора 20—30-х гг., ритм-энд-блюза, музыки кантри-энд-вестерн (см. кантри) и рок-н-ролла. Важными характеристиками рок-музыки (порой не менее сущест­венными, чем ее музыкальные особенности) являются ее социальные функции, формы бытования, техническое оснащение. С музыкальной стороны наиболее характерными ее признаками можно считать наличие в ней трансформированных элементов блюза в сочета­нии со специфической ритмикой. При всем многообразии разновидностей рок-музыки в ней можно выделить три основных стилевых направления: поп-рок (тесно связанный с тради­циями музыки кантри и представленный популярными песенными и танцевальными жан­рами, мэйнстрим-рок (по аналогии с понятием мэйнстрима в джазе), ориентирующая на традиции блюза и ритм-энд-блюза) и авангардный рок (экспериментальные его формы). Взаимовлияния джаза и рок-музыки привели к возникновению ряда новых синтетических музыкальных стилей, в частности — джаз-рока и фьюжн.

Рок-н-ролл/ Rock'n roll (произв. от rock and roll раскачиваться и вращаться) — Мод­ный американский танец 50-х гг. Коммерциализированная модификация негритянского ритм-энд-блюза. Название появилось впервые в 1934 г. на пластинке негритянской пе­вицы Басуэлл с записью блюзов, выдержанных в танцевальных ритмах. В дальнейшем (с 1951 г.) его использовал в музыкальных радиопрограммах американский диск-жокей Алан Фрид, популяризатор рок-н-ролла, которому часто ошибочно приписывают изобре­тение этого термина. На основе рок-н-ролла возник целый ряд новых танцевальных жан­ров (твист, халли-галли, мэдисон и др.), кроме того, он является одним из основных истоков современной рок-музыки.

Саунд/ Sound (англ, звук, звучание)— Одна из важных стилевых категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса. Определяет­ся способом звукоизвлечения, типом атаки звука, манерой интонирования и трактовкой тембра. Является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового ис­полнения.

Свинг/ Swing (англ. качание, взмах) — 1. Выразительное средство в джазе. Характер­ный тип метроритмической пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма (опережающих или запаздывающих) от опорных долей граунд-бита. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустой­чивого равновесия, эффект «раскачивания» звуковой массы, расшатывания метрической основы. При свинге возникают метроритмические конфликты, сконцентрированные глав­ным образом вокруг основных тактовых долей, которые — для усиления импульсивности ритма — подчеркиваются сильными акцентами. В этом состоит его отличие от других ти­пов джазового бита и, в частности, от офф-бита, связанного с динамизацией не только до­левого ритма, но и всей ритмики в целом. 2. Стиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 20—30-х гг. в результате синтеза негритянских и европеизированных стилевых форм джазовой музыки. Первоначально был представлен преимущественно биг-бэндами, а к концу 30-х гг. стал исполняться также камерными ансамблями (комбо). К отличитель­ным признакам стиля свинг относятся: характерная свинговая пульсация («раскачива­ние»), специфическое сочетание секционной техники игры с сольной импровизацией, осо­бый тембровый колорит, возросшее значение аранжировки и композиции. Свинговый биг-бэнд является результатом укрупнения и развития оркестров чикагского стиля. Истори­чески свинг занимает промежуточное положение между традиционным и современным джазом, а по своим стилевым качествам — между хот- и свиг-джазом. Классический свинговый стиль сформировался в первой половине 30-х гг. В связи с коммерциализацией и зарождением новых современных стилевых концепций к концу того же десятилетия отошел на второй план, превратившись в разновидность танцевально-развлекательной музыки. Возрожден в 50-х гг.

Свингование/ Swinging — Игра в свинговой манере, со свингом. «Свинговая эра»См. «Эра свинга».


Свит/ Sweet (англ, сладкий, приятный)— Термин, применяемый для обозначения ряда разновидностей коммерческой развлекательной и танцевальной музыки сентиментального, напевно-лирического характера, а также родственных ей фррм коммерциализированного джаза (свит-джаз) и «оджазированной» популярной музыки. К свит-музыке принято от­носить, например, ранний симфоджаз, танцевальную свинговую музыку (свит-свинг). Эле­менты свит-стиля можно обнаружить во многих направлениях джаза (таких, как кул, фан­ки, соул, боссанова-джаз, джаз-рок), в современной поп-музыке.

«Свободный джаз»См. Фри-джаз.

Секция/ Section — Инструментальная группа в джазовом ансамбле или оркестре, выполняющая определенную выразительную функцию (мелодическую, ритмическую, бэкграунда и т.д.).

Секция деревянных духовых инструментов/ Woods — В джазе используется редко. Иногда добавляется к обычным инструментальным группам биг-бэнда. Встречается в боль­ших джазовых оркестрах симфонизированного типа (симфоджаз, свит-свинг, прогрес-сив, «третье течение»). Может включать в себя флейту, гобой, английский рожок, кларнет и фагот с их басовыми разновидностями.

Секция медных духовых инструментов/ Brass — В джазовых оркестрах обычно их состав ограничивается трубами и тромбонами; в отдельных случаях к ним могут добав­ляться валторна, туба и другие менее характерные для джаза инструменты. Брасс-секция является основой свингового биг-бэнда. Имеет самостоятельное значение в больших ор­кестрах кул- и фри-джаза, в ансамблях джаз-рока.

Секция мелодических инструментов/ Melody section — Группа инструментов в джа­зовом оркестре, которой поручается ведение мелодических голосов (может быть однород­ной или смешанной в тембровом отношении).

Секция ритмических инструментов (ритм-группа, ритм-секция)/ Rhythm section — Имеется в большинстве типов джазовых ансамблей и оркестров (от комбо до биг-бэнда и симфоджазового оркестра). Основной ритм-секции, как правило, является ударная уста­новка, к которой могут добавляться другие (например, экзотические) ударные инструмен­ты. Функция басового голоса чаще всего поручается контрабасу или низким духовым, в современном джазе и джаз-роке в этой роли нередко используется электро-бас или адап-теризованная бас-гитара. В состав ритм-группы обычно вводятся также инструменты, способные одновременно выполнять и функции гармонического сопровождения (форте­пиано, электроорган, гитара, банджо и др.).

Секция саксофонов/ Reeds — Особенно характерна для свингового биг-бэнда, в ко­тором саксофоны нередко используются почти в полном наборе (от сопрано до баритона и баса). В ансамблях вест-коуст-джаза встречается сочетание секции саксофонов с ритм-группой (нечто среднее между комбо и биг-бэндом). В больших оркестрах типичной являет­ся также комбинация саксофонов и кларнетов.

Секция язычковых инструментов/ Reeds — См. Секция саксофонов. Сельский блюз/ Country blues — См. Кантри-блюз: Архаический блюз.

Симфоджаз/ Symphojazz — В ранней форме получил распространение, начиная с середины 1920-х гг. Исполнялся большими оркестрами симфонизированного типа и пред­ставлял собой концертный стиль популярно-развлекательной и танцевальной музыки, об­наруживающий заметные влияния джаза. Иногда эту музыку определяют также термином свит. Наряду с чикагским джазом симфоджаз в известной мере подготовил возникновение свингового биг-бэнда. Его идеи нашли продолжение в стилях прогрессив, вест-коуст, кул и особенно «третье течение». Понятие «современный симфоджаз» охватывает обширную область творческих экспериментов, связанных с синтезом джаза и академической музыки.

Скэт/ Scat — Заимствованная джазовыми музыкантами из афроамериканского фоль­клора техника т. н. слогового (бестекстового) пения, основанная на артикуляции не свя­занных по смыслу слогов или звукосочетаний. В джазе этот прием трансформировался в тип виртуозной импровизации, в которой голос приравнивается к музыкальному инстру­менту. Иногда такая вокальная манера обозначается также термином «инструментальное пение». Особенно характерна она для стиля боп.

Слайд-уистл/ Slide whistle (англ, slide скользить, whistle — свист) — Специфический музыкальный инструмент. Свисток, снабженный поршнем, при передвижении которого происходит изменение высоты тона.


Слер-энд-смир/ Slur and smear (англ, slur слитно, smear смазывать)— Характер­ный для джаза тип короткого восходящего глиссандо, создающего эффект «смазывания» звука.

Современный блюз/ Modern blues — Блюз «свинговой эры». См. также ритм-энд-блюз.

Современный джаз/ Modern jazz — Общее обозначение стилей и направлений джаза, возникших после окончания периода классического стиля и «эры свинга» (с конца 30-х гг. до настоящего времени). Первым стилем современного джаза считается бол.

Соул/ Soul (англ, душа)— Соул-музыкой в широком смысле иногда называют всю негритянскую музыку, связанную с блюзовой традицией. Под этим понятием подразуме­вают также стиль вокальной негритянской музыки, возникший после второй мировой войны на базе ритм-энд-блюза и традиций госпел-сонга. Соул-джаз представляет собой разновидность хард-бопа, развившуюся на основе исполнительского стиля фанки. Для него тоже характерна ориентация на традиции блюза и афроамериканского фольклора.

Спиричуэл/ Spiritual (англ, духовный)— Архаический духовный жанр хорового пения североамериканских негров. Предположительно происходит от одноголосных фольклор­ных негритянских песен-гимнов, исполнявшихся в респонсорной (вопросо-ответной) ма­нере еще на заре колониальной эпохи, а в XIX в. развившихся в самобытную законченную форму многоголосия под влиянием христианской псалмодии белых переселенцев. Изучение спиричуэла и блюза фольклористами, начавшееся приблизительно в середине XIX в., спо­собствовало пробуждению общественного интереса к негритянской музыке и возникнове­нию многочисленных профессиональных хоров и вокальных ансамблей, исполнявших спи­ричуэлы. На этой основе сложилась концертная разновидность спиричуэла — задолго до концертных форм блюза и инструментального джаза. В негритянском фольклорном спи­ричуэле обнаруживаются многие характерные выразительные средства и приемы афро-американской музыки: импровизация, респонсорная техника, офф-бит, лабильное интони­рование («блюзовые тоны», шауг-эффекты, офф-питч, дёрти-тоны) и др., сочетающиеся с европейской гармонической основой и заимствованной из христианского гимна мелодией. Как и блюз, спиричуэл считается одним из главных истоков джаза.

«Стиль звуковых пластов»/ Sheets-of-sound — Пояснения автора к данному термину см. на с. 343.

Стомп/ Stomp (англ, топтать)—1. Архаический фольклорный танец североамерикан­ских негров, содержащий характерные остинатные ритмические фигуры, исполняемые в быстром темпе. 2. Широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, ввиду их несоответствия основной фразировке, времен­но нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, носит название «стомп-паттерн», а техника ее применения — стомпинг. Типичная для стиля свинг разновидность мелодического стомпа — рифф.

Стоп-тайм/ Stop time (англ, остановка, перерыв) — Внезапное прекращение равно­мерной метрической пульсации (граунд-бита) и ансамблевого звучания с последующим их возобновлением через определенное время. Во время образующих пауз солист, как пра­вило, исполняет короткие импровизационные вставки (брейки). Характерный прием рес­понсорной техники джаза.

Страйд-стиль/ Stride style (stride piano style) (от англ, stride большой шаг) — Техника фортепианного сопровождения мелодии, связанная с партией левой руки пианиста, в ко­торой постоянно чередуются басовые звуки (на первой и третьей долях четырехдольного размера) и аккорды (на второй и четвертой долях). При этом левая рука музыканта пере­брасывается («шагает») через одну-две октавы. Страйд-манера была разработана пиани­стами регтайма, а затем получила дальнейшее развитие в различных стилях фортепианно­го джаза.

Стрит-край/ Street cry (англ, уличный выкрик) — Архаический фольклорный жанр. Тип городской сольной трудовой песни уличных разносчиков. В афроамериканской народ­ной музыке представлен множеством разновидностей — от коротких декламационных вы­криков и небольших мелодических попевок до развернутой песенной строфической формы из нескольких куплетов с вполне законченной и развитой мелодией.

Стэйдж-бэнд/ Stage band (англ, сценический оркестр) — Тип студенческого оркестра, организованного для концертных выступлений.


Тин-Пэн-Элли/ Tin Pan Alley (англ.-амер. букв, улица луженых кастрюль) — Уни­чижительное прозвище комплекса коммерческих издательских фирм США, выпускающих развлекательную музыкальную продукцию.

Том-том/ Tom torn — Ударный инструмент китайского происхождения. Разновид­ность малого барабана, часто применяемого в джазовых ансамблях. Имеет одну или две мембраны и специальные винты для изменения высоты звучания. Несколько том-томов раз­ной величины могут устанавливаться с помощью особых креплений на большом барабане ударной установки.

Традиционный джаз/ Traditional jazz (cokp. trad.)— См. Классический джаз.

«Третье течение / Third stream — Термин введен в 1959 г. применительно к стилевому направлению в современной музыке, связанному с экспериментами в области синтеза джа­за и академического музыкального искусства (подразумеваемых под «первым» и «вторым» течениями). Эти эксперименты можно подразделить на три группы: 1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) созда­ние академическими композиторами произведений, специально предназначенных для ис­полнения джазовыми музыкантами; 3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов. В узком смысле понятие «третье течение» следует отнести к периоду 50-х гг. в более широком — его можно распространить на целый ряд джазовых и «околоджазовых» стилей, таких, как ранний симфоджаз, прогрессив, вест-коуст, кул, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн.

Ту-бит/ Two beat (англ, два удара, акцента) — Тип джазового бита с акцентами на первой и третьей долях четырехдольного метра. Характерен, в частности, для стиля дик­силенд.

Уорк-сонг/ Work song (англ, трудовая песня) — Тип трудовой песни, один из наиболее ранних архаических жанров афроамериканского фольклора. Связан с африканскими исто­ками в большей степени, чем все другие негритянские фольклорные жанры. Отличительной чертой уорк-сонга является присущая ему социальная функция — сопровождение и рит­мическая организация трудового процесса. Эта особенность находит непосредственное выражение в ритмике песни — в ее подчинении ритму работы. Существует множество раз­новидностей уорк-сонга: исполняемые сольно и в ансамбле, с сопровождением и без него, связанные с различными формами трудовой деятельности, примитивные и более совершен­ные в музыкальном отношении. В них нашли выражение самые характерные черты негри­тянской музыки: респонсорная (вопросо-ответная) перекличка запевалы и группы, шаут- стиль, дёрти-тоны, хог-интонация, блюзовый лад, офф-бит и др. Впоследствии эти вырази­тельные средства стали типичными для джаза, на развитие которого уорк-сонг оказал огромное влияние (наряду с блюзом, негритянской балладой и спиричуэлом).

Уошбоэрд/ Washboard (англ, стиральная доска) — Фольклорный музыкальный ин­струмент североамериканских негров. Представляет собой обычную стиральную доску или заменяющий ее предмет с ребристой поверхностью. Используется в функции ударно-рит­мического сопровождения. Нередко включался в состав ансамблей традиционного джаза.

Фанки/ Funky (англ, уклончивый)— Стиль игры в современном джазе, отличающийся максимально интенсивным блюзовым интонированием, тенденцией к существенному от­клонению от равномерно-темперированного строя, экспрессивной хог-манерой звукоиз-влечения, сквозным офф-битом, экстатичностью, указывающей на родство этого исполни­тельского стиля с архаической культовой музыкой негров. Фанки-стиль разработан музы­кантами хард-бопа в конце 50-х — начале 60-х гг.

Филд-край / Field cry (англ, полевой выкрик)— Жанр архаического сельского негри­тянского фольклора. Разновидность трудовой песни-переклички, исполнявшейся неграми-рабами на плантациях. То же, что и филд-холлер. См. также холлер.

Филд-холлер/ Field holler — См. Филд-край.

Филл/ Fill (англ, дополнять, возмещать) — Инструментальный отыгрыш-ответ в блю­зе. См. также вопросо-ответный принцип.

Фоур-бит/ Four beat (англ, четыре удара, акцента) — Тип джазового бита с акцентами на каждой доле четырехдольного метра. Характерен для негритянского джаза и свинга.

Фри-джаз/ Free jazz (англ, свободный джаз)— Стиль современного джаза 60-х гг., связанный с радикальными экспериментами в области гармонии, формы, ритмики, мелоди-


ки и техники импровизации. Характерные черты фри-джаза: культ свободной индиви­дуальной или групповой импровизации, применение полиметрии и полиритмии, полито­нальности и атональности, сериальной и додекафонной техники, свободных форм, модаль­ной техники (см. модальный джаз) и др.

Фьюжн/ Fusion (англ, сплав, слияние) — Современное стилевое направление, возник­шее в 70-е гг. на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.

Хай-хэт/ High hat (англ. букв, высокая шляпа) — Применяемый в джазе ударный ин­струмент, представляющий собой усовершенствованную разновидность педальных таре­лок — чарльстона. Название инструмент получил из-за своей высоты — около метра.

Хард-боп/ Hard bop (англ, твердый, жесткий боп) — Стилевая разновидность ист-коуст-джаза, возникшая в начале 50-х гг. из бола. Отличается экспрессивной, жесткой рит­микой, ориентацией на блюзовую традицию. Относится к группе стилей современного джаза.

Хауе-рент-парти/ House rent party — Традиционные вечеринки с участием музыкан­тов, попасть на которые можно было за небольшую плату. Были весьма популярны в негри­тянской среде во второй половине XIX— начале XX вв. Ранняя форма джем-сешн, имев­шая важное значение для развития фортепианного джаза.

Холлер/Holler (от Holloa! [тип оклика])—Архаический афроамериканский жанр трудовой песни-переклички. Холлеры, исполнявшиеся во время полевых работ, носят на­звание филд-холлер, или филд-край.

«Холодный джаз»— См. Кул-джаз.

Хонки-тонк-стиль/ Honky tonk (у) (piano) style (англо-амер. honky tonk — сленговое название небольшого кабачка) — Один из ранних стилей негритянского фортепианного джаза, возникший во второй половине XIX в. в Новом Орлеане и других городах Юга США. То же, что и баррел-хаус-стиль.

Хорус/ Horus — Раздел импровизационно-строфической формы, характерной для джаза. Масштабы и строение хоруса определяются структурой исходной темы, которая после экспонирования уступает место импровизации, а затем возобновляется в репризном разделе. Тема, отдельные звенья импровизации и реприза, в которых сохраняется исход­ная структура, соответствуют понятию хоруса; из серии хорусов складывается общая форма джазовой пьесы. Понятие хорус тесно связано с понятием гармонического квадрата.

Хот/ Hot (англ, горячий, темпераментный) — Термин, обычно применяемый по отно­шению к архаическому и классическому негритянскому джазу, тесно связанному с афри­канскими истоками и традициями афроамериканского фольклора, отличающемуся высо­кой экспрессивностью, эмоциональной возбужденностью, главенством ритмической и ин­тонационно-мелодической выразительности над композиционной и гармонической логикой, стремлением к максимальной импровизационной свободе. Данное понятие используется также для обозначения специфического комплекса выразительных средств афроамерикан-ской музыки и негритянского джаза (в сфере ритмики, мелодики, интонирования, тембра, гармонии, формы). Отсюда происходят такие широко употребляемые в джазе термины; как хот-тон, хот-интонация, хот-соло, ит-импровизация, хот-инструменты, хот-стиль и т. п. В этом плане хот-джазу противопоставляются европеизированные стилевые формы джазовой музыки, а также некоторые типы коммерческой популярно-развлекательной музыки псевдонегритянского характера.

Чикагский стиль/ Chicago style — Занимает промежуточное, переходное положение между классическим новоорлеанским джазом и свингом. Сложился в 20-е гг. в Чикаго главным образом в практике музицирования белых музыкантов на основе традиций но­воорлеанского стиля и диксиленда. Основные особенности: европеизированная манера исполнения, замена коллективной импровизации серией соло в обрамлении аранжирован­ными эпизодами, индивидуализация ведущего мелодического голоса, частичный отказ от традиционной для негритянского джаза респонсорной (вопросо-ответной) техники, преоб­ладание фигурационного варьирования мелодии над сквозной импровизацией, опора на остинатно повторяемую гармоническую модель (квадрат), акцентирование второй и чет­вертой доли четырехдольного метра, расширение состава ансамблей. Чикагский стиль способствовал возникновению и развитию биг-бэнда, создал предпосылки для формирова­ния свингового стиля и современного джаза. Не следует смешивать с чикагским ново-


орлеанско-чикагский стиль (классический джаз, исполнявшийся в Чикаго новоорлеан­скими музыкантами и их последователями).

Шаут/ Shout (англ, кричать) — Специфический «криковой» стиль пения, характер­ный для архаической негритянской народной музыки и тесно связанный с африканскими истоками, прежде всего с религиозными культами и обрядами. Встречается почти во всех разновидностях афроамериканского фольклора (шаут-уорксонг, шаут-баллада, шаут-блюз, шаут-спиричуэл, ринг-шаут и др,). Широкое применение шаутинг (исполнение в шаут-стиле) нашел в джазе — как вокальном, так и инструментальном.

Шаффл/ Shaffle (англ, шаркающая походка) — 1. Характерный тип движений в ар­хаических негритянских народных танцах, при котором ноги танцора не отрываются от земли. 2. Тип джазовой ритмики в манере шаффл (shaffle beat).

Шоубот/ Show boat (англ, show представление, boat лодка, судно)— Популярный в США на рубеже XIX—XX вв. вид «плавучего театра»; представления, развлекательные программы и концерты, устраивавшиеся на речных прогулочных пароходах для увеселе­ния пассажиров. В таких представлениях нередко принимали участие негритянские джа­зовые оркестры (riverboat jazz).

Эвергрин/ Evergreen (англ, вечнозеленый, нестареющий) — Мелодии, не утрачиваю­щие своей популярности в течение многих лет, независимо от капризов моды. Многие эвер-грины (мелодии из мюзиклов, оперетт, песен и т. д.) используются в джазовой музыке в качестве тем для импровизаций.





Дата публикования: 2014-11-18; Прочитано: 828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...