Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
· "Мысль и язык", "Из записок по теории словесности", "Из лекций по теории
· словесности", "Из записок по русской грамматике". Работы по теории
· словесности, отмеченные выше, изданы по записям его слушательниц, словно
· "Курс общей лингвистики" Ф. де Соссюра. Для его более точной
· характеристики следует добавить, что А.А.Потебня находился под
· сильным влиянием В. фон Гумбольдта, сочинение которого даже было
· переведено в России в качестве
·
·
· теоретический компонент 17
· учебного пособия по теории языка и словесности для военно-учебных
· заведений: "О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого
· различия на умственное развитие человеческого рода" (Санкт-Петербург, 1859).
· Соответственно и идеи А.Потебни послужили толчком для развития ряда
· направлений гуманитарной мысли. Как пишет О.Пресняков, "Теоретики символизма
· (а позже и футуризма) в различных рассуждениях о "магии слова", о его
· многозначительной символичности и самоценности не раз пытались опереться на
· некоторые мысли Потебни о символичности "внешней" формы, использовать их для
· научного подкрепления своих концепций художественного творчества"
· (Пресняков О. Поэтика познания и творчества. Теория словесности
· А.А.Потебни. - М., 1980. С.127).
· Основные идеи А.А.Потебни лежат в следующих областях:
· внутренняя форма слова, человеческая коммуникация, поэтическое
· мышление, мифическое мышление, анализ поэтических текстов (басня, пословица,
· поговорка), соотношение слова и мысли.
· Приведем некоторые его высказывания (по современному изданию его
· избранных сочинений "Слово и миф"):
· "Внутренняя форма слова есть отношение содержания мысли к сознанию; она
· показывает, как представляется человеку его собственная мысль. Этим только
· можно объяснить, почему в одном и том же языке может быть много слов для
· обозначения одного и того же предмета и, наоборот, одно слово, совершенно
· согласно с требованиями языка, может обозначать предметы разнородные"
· (Потебня А.А. Слово и миф. - М., 1989. С.98).
· "Внутренняя форма есть тоже центр образа, один из его признаков,
· преобладающий над всеми остальными" (Там же. С.130).
· "Кажется, что символизм звука застает готовым не только звук, но и
· слово с его внутренней формой, и для самого образования слова был не нужен.
· Он мог быть причиной преобразования звуков в готовых уже словах" (Там
· же. С.105).
· "Слово, взятое в целом, как совокупность внутренней формы и звука, есть
· прежде всего средство понимать говорящего, апперципировать содержание его
· мысли" (Там же. С.123).
· "Слово есть настолько средство понимать другого, насколько оно средство
· понимать самого себя" (Там же. С.127).
·
·
· предыстория семиотики в России 18
· "Язык есть средство понимать самого себя" (Там же. С.133).
· "Слово как сущность вещи в молитве и заклятии получает власть над
· природой. <...> Сила слова не представлялась следствием ни нравственной силы
· говорящего (это предполагало бы отделение слова от мысли, а отделения этого
· не было), ни сопровождающих его обрядов. Самостоятельность слова видна уже в
· том, что как бы ни могущественны были порывы молящегося, он должен знать,
· какое именно слово следует ему употребить, чтобы произвести желаемое.
· Таинственная связь слова с сущностью предмета не ограничивается одними
· священными словами заговоров: она остается при словах и в обыкновенной речи"
· (Там же. С.159).
· "Искусство есть язык художника, и как посредством слова нельзя передать
· другому своей мысли, а можно только пробудить в нем его собственную, так
· нельзя ее сообщить и в произведении искусства; поэтому содержание этого
· последнего (когда оно окончено) развивается уже не в художнике, а в
· понимающих. Слушающий может гораздо лучше говорящего понимать, что скрыто за
· словом, и читатель может лучше самого поэта постигать идею его произведения.
· Сущность, сила такого произведения не в том, что разумел под ним автор, а в
· том, как оно действует на читателя или зрителя, следовательно, в
· неисчерпаемом возможном его содержании. Это содержание, проецируемое нами,
· то есть влагаемое в самое произведение, действительно условлено его
· внутренней формой, но могло вовсе не входить в расчеты художника, который
· творит, удовлетворяя временным, нередко весьма узким потребностям своей
· жизни" (Там же. С.167).
· "Язык представляет множество доказательств, что такие явления, которые,
· по-видимому, могли бы быть непосредственно созданы и выражены словом, на
· самом деле предполагают продолжительное подготовление мысли, оказываются
· только последней в ряду многих предшествующих, уже забытых инстанций"
· (Там же. С.195).
· "Слово для самого говорящего есть средство объективировать свою мысль.
· Это не значит, чтобы слово было средством выражать уже готовую мысль, ибо
· если бы мысль уже раз была готова, то зачем ее объективировать" (Там
· же. С.213).
· "Говоря словами Гумбольдта, всякое понимание есть вместе непонимание,
· всякое согласие в мыслях -- вместе несо-
·
·
· теоретический компонент 19
· гласие. Когда я говорю, а меня понимают, то я не перекладываю целиком
· мысли из своей головы в другую, -- подобно тому, как пламя свечи не
· дробится, когда я от него зажигаю другую свечу" (Там же. С.226).
· "Поэзия и проза представляют только усложнение явлений, наблюдаемых в
· отдельном слове" (Там же. С.233).
· "В мифе образ и значение различны, иносказательность образа существует,
· но самим субъектом не создается, образ целиком (не разлагаясь) переносится в
· значение. Иначе:
· миф есть словесное выражение такого объяснения (апперцепции), при
· котором объясняющему образу, имеющему только субъективное значение,
· приписывается объективность, действительное бытие в объясняемом" (Там
· же. С.259).
· "Язык есть главное и первообразное орудие мифического мышления. Но
· немыслимо орудие, которое своими свойствами не определяло бы свойств
· деятельности, производимой при его посредстве: то, что мы делаем, зависит от
· того, чем мы делаем: иначе пишут пером, а иначе углем, кистью и т.д. Стало
· быть, влияние языка на мифы бесспорно" (Там же. С.261).
· И несколько цитат из "Из лекций по теории словесности", поскольку эта
· книга не вошла в вышеуказанное издание:
· "Поговорка есть элемент басни или пословицы, частью происшедшей из
· пословицы и басни, как остаток, сгущение их, частью недоразвившийся до нее"
· (Потебня А.А. Из лекций по теории словесности. -- Харьков, 1930.
· С.97).
· "Вне слова и до слова существует мысль; слово только обозначает
· известное течение в развитии мысли" (Там же. С.108).
· "В понимающем происходит нечто по процессу, т.е. по ходу, а не по
· результату, сходное с тем, что происходит в самом говорящем" (Там же.
· С. 109).
· "Говорить значит не передавать свою мысль другому, а только возбуждать
· в другом его собственные мысли" (Там ж е.С.111).
· Чем больше мы вчитываемся в то, что предлагается А.А.Потебней,
· тем больше убеждаемся в стройности выдвигаемых положений. И уже с точки
· зрения дня сегодняшнего видим, как те или иные его элементы получают
· дальнейшее развитие. А.А.Потебня даже формулировал для себя четкую
· задачу. Он писал: "практическое значение теоретического языкознания должно
· состоять в том, чтобы сообщить челове-
·
·
· предыстория семиотики в России 20
· ку убеждение в субъективном содержании слова и уменье выделить этот
· элемент из объективного сочетания мысли и слова" (Потебня АЛ. Слово и
· миф. С.206).
· Как и А.Н. Веселовский, А.А.Потебня уделял больше внимания
· материалу фольклорному, но одновременно именно он ставит перед собой задачу
· раскрыть, как протекают процессы коммуникации. В этот период филология
· плодотворно сочетала в себе и языкознание, и литературоведение, что
· достаточно ярко воплотилось в фигуре А.Потебни.
· * * *
·
· Какие же общие выводы мы можем сделать? Что позволило нам внести эти
· три имени в список предшественников семиотики в России в XIX веке? Сразу же
· следует подчеркнуть, что этот список может быть продолжен. В нем следует
· упомянуть Ф.Ф. Зелинского, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Ф.Ф.Фортунатова.
· То есть уже наличествует достаточно общая тенденция, и нам следует ее более
· четко сформулировать.
· Во-первых, это сильная теоретичность обобщения, больший отрыв от
· материала, чем это происходит в обычной работе. Еще нет пресловутого
· переноса методов и анализов на совершенно иной материал, как это имеет место
· в семиотике в 60-е годы, когда усиленному изучению могло подвергнуться все:
· мода, карточная игра, пища и т.п. Тогда И.Рввзин иронично определил
· объект семиотики как то, что можно изучать методами лингвистики. Но метод
· уже достаточно четко отрывается от материала, он готов к подобному переносу,
· просто еще нет соответствующей традиции. Мы видим, что хорошая теоретичность
· вырывает данную теорию из данного материала, распространяя ее на иные
· области.
· Во-вторых, теоретичность задает гораздо большую системность,
· структурность. Особенно ярко это видно на примере
· Н.В.Крушевского. Хорошая модель не только позволяет описывать другой
· материал, но и преобразует упорядоченность основного материала. Он предстает
· теперь перед исследователем в иной, структурной своей ипостаси.
· В-третьих, хотя это общая характеристика вообще психологизма того
· периода, данные три имени не замыкаются в чисто вербальном материале, они
· все время пытаются нащупать, говоря современным языком, когнитивные
· параллели. Именно в когнитивных механизмах они видят решение всех
· проблем.
·
·
· теоретический компонент 21
· Таким образом, число предшественников семиотических идей отнюдь не
· замыкается этими именами, но они наиболее ярко задают теоретичность своих
· подходов, которая позволяет вычленить новый инструментарий и применить его
· на новом материале. Именно здесь заданы два основных параметра,
· предопределившие ряд последующих подходов: четкость отработки
· лингвистического инструментария и внимание к художественному тексту как
· основному объекту семиотического подхода. В нашем случае эти два параметра
· как бы распределены между разными людьми, в дальнейшем они совместятся, и
· эта " искра " и задаст тот вид семиотики, к которому мы привыкли в ее
· современном варианте.
· 1.3. СИСТЕМНЫЙ КОМПОНЕНТ
· Начало XX века было периодом очень сильной системной тенденции,
· когда накопленные и часто разнородные факты начали складываться
· исследователями в системные образования нового порядка. В связи с этим
· постепенно менялись представления о науке. Эта тенденция общего порядка
· получила свое развитие и в России. Приведем некоторые характерные
· рассуждения ведущих в то время ученых. К примеру, о первом из них теперь
· известно следующее мнение М. Бахтина: "Я помню я сам туда ходил и все ходили
· на лекции профессора Петражицкого, юриста Петражицкого. Нужно сказать,
· слушать его было трудно, потому что у него был чрезвычайно сильный польский
· акцент. И вообще он не был оратором. Но его лекции были в высшей степени
· интересны. Он был человек философски образованный. Он пытался вообще к праву
· подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно" (Беседы
· В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным. М., 1996. С.69). Вероятно, именно
· университетская среда составляла тот своеобразный тигель, где зарождались
· новые направления. Это происходило, с одной стороны, из-за большей
· динамичности устной коммуникации, с другой -- из-за более сильной ориентации
· на новое молодого поколения, которое и было аудиторией этого типа
· коммуникации.
· Л.И.Петражицкий: "Известно, какую роль в истории естественных
· наук играл переход от более или менее несущественных и случайных признаков
· изучаемых категорий явлений, например, животных и растительных организмов
· как
·
·
· предыстория семиотики в России 22
· исходных объяснительных и классификационных точек, к существенным
· (Линней). Сколь различный вид получает социология, смотря по тому из какого
· понятия общества исходит данная система" (Петражицкий А.И. Очерки
· философии права. СПб., 1900. - Вып.1. С.3-4).
· Л.И.Петражицкий: "Теоретическое знание вообще отнюдь не есть
· какая-то копия или протокол действительности и содержит в себе принципиально
· отличное от того, что могло бы быть констатировано путем наблюдения. (...)
· Все-таки каждая теория, как таковая, содержала бы в себе нечто принципиально
· отличное от того, что может быть констатировано путем наблюдения; ибо теория
· -- классовые суждения, т.е. они содержат утверждения не о тех объектах,
· которые существовали или существуют и случайно были подвергнуты наблюдению,
· а о классах, т.е. о чем-то принципиально бесконечно большем, чем то, что
· могло быть подвергнуто наблюдению, хотя бы таких наблюдений были сделаны
· миллионы" (Петражицкий А.И, Введение в изучение права и
· нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908. С.99).
· А.А.Чупров: "Наука номографическая стремится схватить то, что
· есть в явлениях вечного. Наука идиографическая улавливает то, что есть в них
· преходящего -- их конкретный облик в условиях обстановки их времени и места"
· (Чупров А.А. Очерки по теории статистики. СПб., 1909. С.82).
· А.А.Чупров: "Не переход от единичного случая ко многим дает
· скачок в сферу номографии, а переход к неопределенно многим случаям" (Там
· же. С.85).
· Л.С.Берг: "Наука полезна прежде всего вовсе не содержанием тех
· фактов, которые она трактует, а своим методом, т.е. тем способом,
· каким она классифицирует факты" (Берг А.С. Наука. Ее содержание,
· смысл и классификация. -- Петербург, 1922. С.53).
· С.Л.Франк: "Обществоведение отличается той методологической
· особенностью, что в нем субъект знания в известном отношении совпадает с его
· объектом. Исследователь муравейника не есть сам участник муравейника,
· бактериолог принадлежит к другой группе явлений, чем изучаемый им мир
· микроорганизмов, обществовед же есть сам -- сознательно или бессознательно
· -- гражданин, т.е. участник изучаемого им общества" (Франк С.Л. Очерк
· методологии общественных наук. -- М., 1922. С.36).
·
·
· системный компонент 23
· Следует подчеркнуть, что в разные периоды истории мы имеем различные те
· или иные "модные" направления. В 60-е годы этого века, например, мы делились
· на "физиков" и "лириков" с преобладанием первых над последними. В начале XX
· века такой модной наукой, нам представляется, была юриспруденция. Потом, за
· время советской власти, она ушла в загон и выправилась лишь в самое
· последнее время. Но в начале века именно она привлекала наиболее талантливую
· в научном отношении молодежь. Поэтому тексты этого направления наиболее
· характерны. Если взять для примера "Общее конституционное право" профессора
· М.М.Ковалевского, изданное студентами по его лекциям в
· Санкт-Петербургском университете и политехникуме, то даже на сегодняшний
· взгляд поражает проступающая сквозь бесконечный ряд примеров разных времен и
· народов система конституционного права. Здесь и разделение властей, и
· система противовесов к каждой из властей, парность партий, роль единогласия,
· возрастание личных прав по мере развития государства. И все излагается ярким
· афористичным языком. Теоретический, системный порядок, как мы видим, стал
· преобладающим типом научных рассуждений.
· Время создания систем отразил в своих воспоминаниях и Р.О
· Якобсон: "в 1929 году Богатырев прочел нам яркий доклад о сюжетной
· классификации сказок и анекдотов о дураках. Кажется, во вторую категорию его
· схемы попали дураки, делавшие разумные вещи, но в неурочный момент:
· например, встречавшие свадьбу возгласом "Вечная память", а похороны
· пожеланием -- "Носить вам, не переносить". В этой связи докладчик шутливо
· назвал Евгения Онегина дураком второй категории" (Якобсон Р., Поморска
· К. Беседы. -- Иерусалим, 1982. С.14).
· Однако был в этот период системщик, который поднялся на порядок выше и
· занялся созданием системы всех систем, получившей у него название
· "Тектологии". Это Александр Александрович Богданов (Малиновский)
· (1873-1928).
·
· 1.3.1. А. А.Богданов
· Это направление занимает такие же
· непривычно широкие позиции, становясь как бы наукой всех наук. (Кстати,
· из-за этих широких претензий существует и некое неприятие семиотики. Так,
· американская исследовательника К.Паглиа, например, считает, что в
· гуманитарных науках принципиально не может быть подобной обобщающей науки,
· поскольку их прннципиаль-
·
·
· предыстория семиотики в России 24
· ный интерес содержится в конкретике (См.: Paglia С. Junk Bonds
· and Corporate Raiders: Academe in the Hour of the Wolf// Arion. - 1991. -
· Vol.1. - No 2)
· Обобщающая наука, о которой мы говорим, называется общая теория
· систем и создана она канадским ученым А. фон Берталанфи (См.:
· Bertalanf/y L. топ. General System Theory. -- N.Y., 1968) с очень
· пристальным вниманием к биологическим системам. Однако в России эти идеи
· были представлены задолго до Запада в тектологии
· A-А.Богданова. Но поскольку в свое время он резко спорил с
· "Материализмом и эмпириокритицизмом" В.И.Ленина, мы получили первое
· переиздание его работ лишь в 1989 году. Приведем весьма симптоматичную
· цитату из этого его сочинения под названием "Вера и наука": "Значение слов в
· авторитарных идеологиях всегда было решающим: слова -- это именно то, в чем
· верховные авторитеты себя выражают, и потому только слова бесспорны,
· правоверующего можно узнать только по "исповеданию", т.е. открытому
· признанию надлежащих словесных формул" (Богданов А.А. Тектология.
· Всеобщая организационная наука. -- М., 1989. -- Кн.1. С.162).
· А.А.Богданов был интересным ищущим человеком, который
· одновременно занимался разными областями знания, писал фантастические
· романы. Даже смерть иллюстрирует его неординарный характер. К концу жизни он
· становится директором института по переливанию крови, проводит эксперименты
· по омоложению организма путем переливания ему более молодой крови, и во
· время одного из этих экспериментов получает заражение и умирает. Его
· основной труд "Тектология" имеет подзаголовок "Всеобщая организационная
· наука". Сегодня АЛ.Богданова называют предшественником кибернетики,
· но, точнее говоря, он был создателем как бы гуманитарной кибернетики.
· Приведем для иллюстрации некоторые из его идей.
· Общенародный язык А.А.Богданов называет хранилищем житейского
· опыта. Метафоричность языка заключена в том, что он одинаково описывает и
· социальные активности, и активности стихийные: "один и тот же глагол, одно и
· то же прилагательное может выступать как сказуемое при всех этих разнородных
· подлежащих, т.е. как их прямая характеристика" (Там же. С.91).
· В основу описания своей системы А.А.Богданов полагает
· активности отдельных составляющих ее комплексов, их раз-
·
·
· системный компонент 25
· личные сочетания могут либо усиливать, либо взаимно гасить часть
· активности. Например: "активности одного комплекса и активности другого
· комплекса соединяются так, что не делаются "сопротивлениями" одни для
· других, следовательно, без всяких "потерь": предельный положительный
· результат" (Там же. С.145). Или: "два комплекса соединяются таким
· образом, что их элементы-активности частично складываются, частично являются
· взаимными сопротивлениями, т.е. организационно вычитаются. Так, два
· работника вступают в сотрудничество, комбинируя более или менее удачно свои
· усилия, но в то же время невольно и мешая Друг другу" (Там же.
· С.146). Или метод ингрессии, т.е. введения промежуточного звена между
· двумя противоположными комплексами. Это звено на одном языке, на одной
· системе сигналов говорит с одним комплексом, на другом -- с другим. "Путем
· ингрессии возможно связывать такие комплексы, которые при непосредственном
· соединении взаимно разрушались бы. Пример из социальной жизни --
· примирительное посредничество между двумя враждующими или воюющими
· сторонами. Посредником выступает третье лицо или организация, связанные
· какими-то общими интересами -- материальными или моральными -- с той и
· другой стороной. Когда римляне и сабиняне сошлись, чтобы вступить в бой,
· похищенные сабинянки, для которых первые уже стали мужьями, а вторые были
· родственниками, успешно вмешались между ними" (Там же. С.158).
· Более общие формы организации получили у А.А.Богданова названия
· агрессии и дегрессии. Эгрессия представляет собой концентрацию
· активностей. "В социальной жизни эгрессивный тип организаций за всю
· историческую эпоху был повсюду преобладающим. Для исследования громадной
· массы случаев развития таких организаций положение, которое мы только что
· сформулировали, является необходимой и надежной руководящей нитью. В
· революционные эпохи особенно часто и особенно ярко выступает процесс
· преобразований организаций с зародышевой эгрессией в виде едва заметной
· авторитарности в организации вполне выраженной эгрессии, строгой
· авторитарной дисциплины, "твердой власти" (Там же. - Кн.2. С.108).
· "По мере удлинения эгресснвной цепи ее низшие звенья все меньше и
· меньше определяются центральным комплексом. Так, в деспотической монархии
· султан, царь или шах
·
·
· предыстория семиотики в России 26
·
· может реально руководить своими министрами, те -- своими ближайшими
· чиновниками и т.д., вплоть до последнего крестьянина, но связь этого
· крестьянина с монархом по своей отдаленности очень ничтожна, она столь
· косвенна, что представляет лишь слабый намек на реальное руководство"
· (Там же. С.115).
· В агрессии имеет место накопление системных противоречий. "Если
· наблюдать их развитие за достаточный период времени, то постоянно получается
· одна и та же в общих чертах картина. Частичные противоречия обнаруживаются
· почти с самого начала. Между центральным комплексом и периферическими, между
· "организаторами", или властвующими, и "исполнителями", или подчиненными,
· идет психологическое расхождение: их взаимное понимание становится неполным,
· а затем тенденция к его уменьшению все более усиливается. Отсюда чаще и чаще
· "ошибки", несознательно дезорганизующие акты с той и с другой стороны.
· Например, офицер, не умея вникнуть в душевное состояние солдат, отдает
· нецелесообразные и фактически невыполнимые приказания; солдаты, привыкшие
· только слепо повиноваться, впадают в растерянность при перемене обстановки,
· не предусмотренной в приказаниях, хотя бы и незначительной" (Там же.
· С.116).
· Символ, по А.А.Богданову, является примером дегрессии:
· "символы фиксируют, т.е. скрепляют, удерживают и охраняют от
· распадения живую пластичную ткань психических образов, совершенно аналогично
· тому, как скелет фиксирует живую, пластичную ткань коллоидных белков нашего
· тела" (Там же. С. 131). Поэтому слово -- устойчивее того
· "содержания", которое оно фиксирует.
· Каждая дегрессивная система состоит из двух частей:
· "выше организованной, но менее устойчивой по отношению к некоторым
· разрушительным воздействиям, мы ее обозначим как "пластичную"; ниже
· организованной, но более устойчивой, мы ее назовем "скелетной" (Там
· же. С. 136).
· Мы видим, что дегрессия представляет собой как бы защитную оболочку для
· более сложной и, следовательно, более "нежной" системы. Однако одновременно
· она не только защищает, но и ограничивает дальнейший возможный рост системы.
· Область идеологии А.А.Богданов относит к социальной дегрессии:
· "символы вообще, а в частности главная их группа --
·
·
· системный компонент 27
·
· слова, понятия, выполняют скелетную роль для социально-психологического
· содержания. Вся и всякая идеология складывается из таких элементов, разного
· рода символов: из слов-понятий образуются суждения, теории, догмы, равно как
· правила, законы и иные нормы; из специальных символов искусства --
· художественные комплексы. Следовательно, вообще природа идеологий --
· дегрессивная, скелетная со всеми ее необходимыми чертами" (Там же.
· С.138).
· Примеры ограничивающей функции дегрессии видны также и на слове: "слово
· не только закрепляет живое содержание опыта, но и своим консерватизмом также
· стесняет его развитие. В науке, философии привычная, но устаревшая
· терминология часто служит большим препятствием к прогрессу, мешая овладеть
· новым материалом, искажая самый смысл новых фактов, которых не может со всей
· полнотой и точностью выразить. Термин "окостенение догмы", применяемый и к
· религиозным, и к научным, и к юридическим, политическим, социальным
· доктринам, недаром заимствован из физиологии скелета: их отставание в
· процессе развития от живого содержания жизни, их задерживающая роль
· тектологически такова же, как роль всякого скелета" (Там же).
· Затем А.А.Богданов сводит эгрессию и дегрессию в одну плоскость,
· рассматривая их как частные случаи асимметрической связи. При этом он
· приводит такие примеры, которые ясно показывают, что эта книга не могла быть
· переиздана в СССР ранее 1989 года: "Идеологический скелет остается даже
· тогда, когда старый патриарх уже умер. Его заветам продолжают повиноваться,
· на его волю ссылается его преемник. Он умер, но его руководящая власть, его
· авторитет сохраняется, и притом как высший по сравнению с авторитетом
· его преемника. А когда умрет и этот, его авторитет в свою очередь
· удерживается также как высший по сравнению с авторитетом третьего, который
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 257 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!