![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Алистер МакГрат. Введение в Христианское Богословие.
Книга вводит читателя в основы христианского учения. Знакомит с различными его направлениями: историей их зарождения, развития и современным состоянием. Повествование отличается глубиной, точностью, ясностью и систематичностью.
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 4
К ЧИТАТЕЛЮ: КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ.. 6
ЧАСТЬ I. ВЕХИ: ПЕРИОДЫ, ТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ ХРИСТИАНСКОГО БОГОСЛОВИЯ. ВВЕДЕНИЕ.. 8
ГЛАВА 1. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ОКОЛО 100-451 ГГ. 10
ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ.. 11
ОБЗОР ПАТРИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА.. 11
ВЕДУЩИЕ БОГОСЛОВЫ.. 13
ВАЖНЕЙШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ.. 15
ГЛАВА 2. СРЕДНИЕ ВЕКА И ВОЗРОЖДЕНИЕ ОКОЛО 1050-1500 ГГ. 24
ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ.. 25
ВЕДУЩИЕ БОГОСЛОВЫ.. 33
ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ ВОПРОСЫ.. 37
РАЗВИТИЕ БОГОСЛОВСКИХ СИСТЕМ.. 38
ГЛАВА 3. ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ И ПОСТРЕФОРМАЦИИ ОКОЛО 1500-1700 ГГ. 42
ПОЯСНЕНИЕ ТЕРМИНОВ.. 42
ВЕДУЩИЕ БОГОСЛОВЫ.. 46
ОСНОВНЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ СОБЫТИЯ.. 48
ПОСТРЕФОРМАЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ: КОНФЕССИОНАЛИЗМ И СХОЛАСТИКА.. 50
ПИЕТИЗМ.. 53
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД С 1700 Г. ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.. 55
ПРОСВЕЩЕНИЕ. 56
БОГОСЛОВСКИЕ ДВИЖЕНИЯ ПОСЛЕ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 61
ЧАСТЬ II. ИСТОЧНИКИ И МЕТОДЫ. ГЛАВА 5. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.. 81
РАБОЧЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ.. 81
СТРОЕНИЕ БОГОСЛОВИЯ.. 82
ВОПРОС О ПРОЛЕГОМЕНАХ.. 85
ПРИРОДА ВЕРЫ.. 86
МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА?. 89
ПРИРОДА БОГОСЛОВСКОГО ЯЗЫКА.. 93
ПРИСТРАСТНОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ В БОГОСЛОВИИ.. 98
ОРТОДОКСАЛЬНОСТЬ И ЕРЕСЬ. 100
ГЛАВА 6. ИСТОЧНИКИ БОГОСЛОВИЯ.. 104
МОДЕЛИ ОТКРОВЕНИЯ.. 105
ЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ: ЕГО ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ.. 108
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ. 111
РАЗУМ.. 126
ПРЕДАНИЕ. 130
РЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ. 133
ЧАСТЬ III. ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. ГЛАВА 7. ДОКТРИНА О БОГЕ.. 140
ПРИНАДЛЕЖИТ ЛИ БОГ К МУЖСКОМУ РОДУ?. 140
БОГ КАК ЛИЧНОСТЬ. 141
МОЖЕТ ЛИ БОГ СТРАДАТЬ?. 145
ВСЕМОГУЩЕСТВО БОЖЬЕ. 151
БОГ В ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ МЫСЛИ.. 154
ТЕОДИЦИИ: ПРОБЛЕМА ЗЛА.. 155
БОГ КАК ТВОРЕЦ.. 158
СВЯТОЙ ДУХ.. 163
ГЛАВА 8. ДОКТРИНА О ТРОИЦЕ.. 167
БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДОКТРИНЫ О ТРОИЦЕ. 167
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ: ТЕРМИНЫ.. 168
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОКТРИНЫ: ИДЕИ.. 169
ДВЕ ТРИНИТАРНЫЕ ЕРЕСИ.. 172
ТРОИЦА: ЧЕТЫРЕ МОДЕЛИ.. 173
СПОР О FILIOQUE. 178
ГЛАВА 9. ДОКТРИНА О ЛИЧНОСТИ ХРИСТА.. 182
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ХРИСТОЛОГИЕЙ И СОТЕРИОЛОГИЕЙ.. 182
МЕСТО ИИСУСА ХРИСТА В ХРИСТИАНСКОМ БОГОСЛОВИИ.. 183
НОВОЗАВЕТНЫЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 185
ПАТРИСТИЧЕСКИЙ СПОР О ЛИЧНОСТИ ХРИСТА.. 189
ГЛАВА 10. ВЕРА И ИСТОРИЯ: НОВЫЕ ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ... 208
ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И ХРИСТОЛОГИЯ.. 208
ПРОБЛЕМА ВЕРЫ И ИСТОРИИ.. 210
ПОИСКИ ИСТОРИЧЕСКОГО ИИСУСА.. 212
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА: СОБЫТИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. 220
ГЛАВА 11. ДОКТРИНА СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ.. 226
ХРИСТИАНСКИЕ ПОДХОДЫ К СПАСЕНИЮ... 226
ОСНОВАНИЯ СПАСЕНИЯ: КРЕСТ ХРИСТОВ.. 229
ПРИРОДА СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ. 241
ПРЕДЕЛЫ СПАСЕНИЯ ВО ХРИСТЕ. 243
ГЛАВА 12. ДОКТРИНЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ, ГРЕХЕ И БЛАГОДАТИ.. 247
МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В ТВОРЕНИИ.. 247
ПЕЛАГИАНСКИЙ СПОР. 248
КОНЦЕПЦИИ БЛАГОДАТИ И ЗАСЛУГ. 252
ДОКТРИНА ОБ ОПРАВДАНИИ ВЕРОЙ.. 255
ДОКТРИНА О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ.. 263
ГЛАВА 13. ДОКТРИНА О ЦЕРКВИ.. 271
РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ЭККЛЕСИОЛОГИИ.. 271
РЕФОРМАЦИОННЫЕ СПОРЫ.. 274
ПРИЗНАКИ ЦЕРКВИ.. 279
ГЛАВА 14. ДОКТРИНА О ТАИНСТВАХ.. 286
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАИНСТВА.. 286
ДОНАТИСТСКИЙ СПОР: ДЕЙСТВЕННОСТЬ ТАИНСТВ.. 289
ФУНКЦИЯ ТАИНСТВ.. 290
ЕВХАРИСТИЯ: ВОПРОС О РЕАЛЬНОМ ПРИСУТСТВИИ.. 294
СПОР О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ.. 296
ГЛАВА 15. ХРИСТИАНСТВО И МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ.. 300
ЗАПАДНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ И ВОПРОС О РЕЛИГИЯХ.. 300
ПОДХОДЫ К РЕЛИГИЯМ.. 301
ХРИСТИАНСТВО И ДРУГИЕ РЕЛИГИИ: ТРИ БОГОСЛОВСКИХ ПОДХОДА.. 306
ГЛАВА 16. ЭСХАТОЛОГИЯ: ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА.. 311
РАЗВИТИЕ ЭСХАТОЛОГИИ.. 311
ПОСЛЕДНИЕ ЯВЛЕНИЯ.. 316
СЛОВАРЬ БОГОСЛОВСКИХ ТЕРМИНОВ.. 320
ПРЕДИСЛОВИЕ
Швейцарский богослов Карл Барт видит в богословии картину, прорисованную в тончайших деталях. По его мнению, оно похоже на тосканский или умбрийский ландшафт, которые вызывают у нас трепет своим захватывающим видом: даже самые отдаленные перспективы прекрасно видны. Барт представляет лишь одного из многих богословов, которые подчеркивают то волнение, которое может вызывать изучение христианского богословия. Данная книга написана в твердым убеждении, что богословие относится к одним из наиболее захватывающих предметов, которые только можно изучать. По мере того, как христианство входит в новую фазу своего развития, особенно на тихоокеанском побережье, изучение христианского богословия будет продолжать играть ключевую роль в современной интеллектуальной культуре. Оно по-прежнему имеет первостепенное значение для всех, кто хочет понять основные вопросы европейской Реформации, а также многие другие периоды истории человечества.
И все же, одно из крупных американских религиозных изданий недавно отметило, что "большая часть духовенства, не говоря уже о мирянах, отказалась от чтения богословской литературы". Я, как профессиональный преподаватель христианского богословия в Оксфордском университете, с болью осознаю, что энтузиазм к чтению такой литературы достаточно редко встречается и среди университетских и семинарских студентов богословия. Их смущает и сбивает с толку запутанная терминология христианского богословия, непонятность значительной части современных работ в этой области и кажущееся отсутствие какой-либо связи с практическими, насущными вопросами христианской жизни и служения. Как человека, который верит в то, что христианское богословие является одним из наиболее полезных и поистине волнующих предметов, которые только можно изучать, создавшаяся ситуация меня всегда беспокоила и ставила передо мной вопрос, можно ли что-нибудь предпринять в данном направлении. Настоящая книга, являющаяся результатом десятилетнего опыта преподавания христианского богословия студентам и семинаристам Оксфордского университета, служит ответом на эту обеспокоенность.
Существует явная необходимость создания книги, которая содержала бы вводные понятия к курсу христианского богословия. Как показывает опыт, слишком многие из существующих введений построены на безнадежно оптимистических предположениях о том, как много уже знают их читатели. Такой оптимизм частично оправдывается результатами крупного религиозного сдвига в западной культуре. Многие студенты и семинаристы, которые сейчас хотят изучать христианское богословие, происходят из недавних обращенных. В отличие от своих предшественников из прошедших поколений, они обладают лишь небольшим запасом унаследованных знаний о природе христианства, его терминологии и структуре христианского мышления. Практически все нужно объяснять заново. Поэтому данная работа построена на предположении, что ее читатели ничего не знают о христианском богословии. Все в ней излагается просто и как можно более понятно.
Для некоторых читателей это будет означать, что построенной по этому принципу книге не хватает утонченности и оригинальности. Эти качества представляются сколько-нибудь ценными при других условиях. Для такого рода книги они не подходят. Простота выражения и ясность изложения являются принципами, которых автор старался придерживаться в ходе написания этой книги. Равным образом, хотя оригинальность имеет свои достоинства, в подобной книге ее можно отнести к потенциальным недостаткам. Оригинальность предполагает новизну и развитие идей; работая над данной книгой, я совершенно сознательно избегал изложения собственных идей, как если бы они не имели никакого значения. Короче говоря, образовательные соображения взяли верх над всеми остальными.
Такой подход со всей неизбежностью ограничивает рассмотрение многих важных вопросов христианского богословия - особенно вопросов метода. Если бы я поставил перед собой цель изложить свои богословские воззрения, то понадобилось бы пять томов подобных данному, чтобы попытаться отдать должное сложности многих поднимаемых вопросов. Вместо этого, однако, предлагается введение, очерк, чтобы дать читателю хотя бы некоторое представление о рассматриваемых вопросах перед тем как он начнет изучать их более подробно. Мой собственный опыт наводит меня на мысль, что студенты и семинаристы гораздо лучше воспринимают важные вопросы, если кто-то возьмет на себя труд объяснить им предпосылки этих вопросов, их проблематику и используемую терминологию. Я исхожу из предположения, что читатель знает только родной язык, и поэтому объясняю и перевожу все латинские, греческие, английские и немецкие слова и выражения, которые стали составной частью богословского лексикона.
Данную книгу нельзя отнести к предписаниям. Она не предназначена для того, чтобы изложить читателям, во что они должны верить. Вместо этого она нацелена на то, чтобы объяснить, во что верили христиане раньше. Описывая различные вероисповедания, их исторические истоки, их сильные и слабые стороны, снабдить студентов всеми необходимыми знаниями для принятия самостоятельного решения.
К сожалению, ограниченность объема книги не позволила рассмотреть все богословские тенденции, движения и авторов, которых читатель надеялся бы встретить в издании подобного рода. По ходу написания данного труда вновь и вновь недостаток места и краткость изложения вынуждали меня опускать многие темы, которые читатель счел бы необходимым включить, или мне приходилось освещать многие вопросы не столь полно, как мне бы того хотелось. Мне остается только принести свои извинения по поводу тех вынужденных сокращений, которые я сам осознаю. Отбор материала для рассмотрения в данной книге и способ его изложения основывается на недавнем опыте преподавания христианского богословия и тщательном исследовании мнения студентов в Великобритании, Соединенных Штатах Америки, Канаде и Австралии с тем, чтобы выявить, что по мнению студентов, должно быть включено в эту книгу, и что представляет для них сложность и следовательно, требует более тщательного объяснения.
Мне хотелось бы здесь выразить особую благодарность следующим лицам за их неоценимую помощь. Моим студентам в Виклиф Холл в Оксфорде и всем студентам Оксфордского университета в целом, которым я преподавал систематическое богословие в период с 1983 по 1993 гг. и которые помогли мне осознать необходимость написания данной книги и определить ее форму. Студентам Принстонской богословской семинарии, Мак-Джилльского университета, Виток Колледжа, университета Дрю, Вестминстерской богословской семинарии, Риджент Колледжа (г. Ванкувер) и Ридли Колледжа (Мельбурн), на которых я апробировал отдельные части книги, стараясь добиться понятности изложения и применимости ее во всем англоязычном мире. Профессорам Дэвиду Ф. Форду (Кембридж), Гейбриелу Факру (Андовер Ньютон) и Кейту Варду (Оксфорд), которые дали критическую оценку ранних вариантов данной работы, обеспечивая тем самым сбалансированность и пропорциональность рассмотрения материала. Хотелось бы также выразить благодарность Дженифер Дей, Элспет Мак-Кулла и особенно Джулии Прайор, которые вычитывали весь материал, ограждая меня от впадения в ученый обскурантизм. И, наконец, я в неоплатном долгу перед издательством Блекуел Паблишерз, и особенно перед Стефаном Чэмберсом, которые пригласили меня написать эту книгу и вдохновляли меня в течение всего долгого процесса ее создания, проверки и переписывания. Написание этой книги потребовало значительно больше времени, чем я мог себе представить; я надеюсь, что она позволит новому поколению студентов обнаружить для себя очарование христианского богословия и передать его другим.
Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 538 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!