Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Введение философская антропология: проблемы и перспективы 1 страница



Исторические свидетельства о Воскресении

Господа нашего Иисуса Христа

Факт воскресения Христа к концу своей жизни признал не кто иной, как Фридрих Энгельс. А именно, в предисловии к переизданию своих сочинений, он пишет:

«Новейшие каппадокийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории, и то, что казалось ранее достойным внимания мифологов, должно будет отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории, о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе».

За каппадокийскими открытиями, убедившими даже Энгельса, последовал еще ряд открытий, причем не менее, а более важных.

Начнем с Иосифа Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных исторических свидетелей. Карл Маркс говорил: «Достоверная история может писаться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценные им».

Вот свидетельства Иосифа Флавия: «В это время выступил Иисус Христос, человек высокой мудрости, если только можно назвать Его человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте, поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой».

Сделаем небольшую оговорку. Сто лет назад это свидетельство Флавия было взято под сомнение. Дело было в следующем: сначала было известно только два варианта рукописи Флавия. В одном из них слова «на третий день Он явился к ним живой» были, а в другом отсутствовали. И на этом основании Б. Бауэр (1809-1882 гг.), а затем и его последователи решили, что в первом варианте эти слова, вероятно, были позднее вписаны христианами. Так возникла легенда об интерполяции у Иосифа Флавия. Однако позднее были найдены еще три варианта, и эти позднейшие находки привели к совершенно иному выводу. Расхождения между первым и вторым вариантами объясняются не позднейшей вставкой, впиской в первый вариант, а потерей части страниц во втором варианте, в котором оказались отсутствующими еще целые две главы, что и выяснилось из найденных позднее трех вариантов, в которых у Флавия строки о воскресении Иисуса Христа имеются во всех трех. Помимо этого, чрезвычайно важно еще одно обстоятельство. Мировой ученый Ю. Вельгаузен (Вельхаузен, совр., ред.) вместе с другим крупнейшим филологом Де Сессони привели еще одно неоспоримое доказательство, что строки Флавия написаны им самим, а не являются позднейшими вставками христиан. Дело в том, что Иосиф Флавий писал очень своеобразным языком, с соблюдением всех особенностей, что подделать его невозможно. Но, конечно, окончательный удар сомнениям в подлинности его рукописей нанесла именно находка этих трех вариантов его произведений.

В настоящее время никто из ученых не повторяет домыслов о вписках у Флавия.

Лабиритиос (Лабириниос) в момент воскресения Христа оказался со своими чиновниками недалеко от этого места (места погребения Христа). Ясно видевшие падение камня, закрывавшего гроб, поднявшуюся над этим местом необыкновенно ярко сияющую фигуру, Лабиритиос вместе со своими спутниками и сторожами бросились сообщать об этом властям.

Грек Гермидий (Гермизий), занимавший официальную должность биографа правителя Иудеи, писал также и биографию Пилата. Его сообщения заслуживают особого внимания по двум причинам. Во-первых, они содержат чрезвычайно много надежных данных по истории Палестины и Рима и легли в основу Истории Иудеи. Кроме того, показания Гермидия ценны еще и тем, что он тоже во время воскресения Христа находился вблизи того места, сопровождая одного из помощников Пилата. Важно добавить, еще одно обстоятельство. Гермидий вначале был настроен против Христа, и как он сам говорил, уговаривал жену Пилата не удерживать мужа от смертного приговора Христу. До самого распятия он считал Христа обманщиком. Поэтому он по собственной инициативе отправился в ночь под воскресение ко гробу, надеясь убедиться в том, что Христос не воскреснет и тело Его навсегда останется в земле. Но вышло иначе.

«Приблизившись ко гробу и находясь в шагах ста пятидесяти от него, пишет Гермидий, мы видели в слабом свете ранней зари стражу у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле, было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно опустилось ко гробу и над землей там показался человек, как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала: «Открылось! Открылось!». И в это время нам стало видно, что действительно очень большой камень, приваленный ко входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб (открыл вход в пещеру гроба). Мы очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет тела погребенного человека».

В день суда над Христом, когда жена Пилата послала к нему людей, через которых убеждала мужа не выносить смертного приговора Христу (ибо она всю ночь страдала из-за Него), она спрашивала его: «Чем ты искупишь свою вину, если осужденный тобою действительно Сын Божий, а не преступник?». Пилат ответил ей: «Если Он Сын Божий, то Он воскреснет, и тогда первое, что я сделаю, будет запрещение чеканить мое изображение на монетах, пока я жив». Нужно объяснить, что быть изображенным на монетах считалось в Риме чрезвычайно высокой честью. Свое обещание Пилат выполнил. Когда было установлено, что Христос воскрес, Пилат действительно запретил изображать себя на монетах. Это сообщение Гермидия полностью подтверждается вещественными доказательствами. Из римской нумизматики известно, что в Иерусалиме в это время были изготовлены монеты с изображением кесаря с одной стороны и без изображения Пилата с другой (стали чеканить монеты только с изображением кесаря).

Сириец Ейшу (Эйшу), известный врач, близкий к Пилату и лечивший его относится к числу наиболее выдающихся людей своего времени. Видный медик и натуралист, пользовавшийся широчайшей известностью на Востоке, а потом в Риме, он оставил произведения, которые составили целую эпоху в науке. Недаром историки науки, в том числе американский ученый Киггерист, считают, что Ейшу по праву занимает место как врач рядом с Гиппократом, Цельсом, Галеном, а как анатом рядом с Леонардо да Винчи и Везалием (1514-1562 гг.); только малоизвестный язык, на котором он писал, помешал его признанию. Далее важно то, при каких обстоятельствах Ейшу наблюдал описанное им. По поручению Пилата он с вечера накануне воскресения находился вблизи гроба вместе с пятью своими помощниками, которые всегда сопутствовали ему. Он же был свидетелем погребения Христа. В субботу он дважды осматривал гроб, а вечером по приказанию Пилата отправился сюда с помощниками и должен был провести здесь ночь. Зная о пророчествах относительно воскресения Христа, Ейшу и его помощники-медики интересовались этим и с точки зрения естествоиспытателей. «Мы все врачи, стража, пишет Ейшу, были здоровы, бодры, чувствовали себя так, как всегда. У нас не было никаких предчувствий. Мы совершенно не верили, что умерший может воскреснуть. Но Он действительно воскрес, и мы все видели это собственными глазами». Далее следует описание воскресения... Вообще Ейшу был скептиком. В своих трудах он неизменно повторял выражение, которое потом благодаря ему вошло в пословицу на Востоке: «Чего я сам не видел, то считаю сказкой».

Один из крупнейших в мире знатоков античности академик В. П. Бузескул (1858-1931 гг.) говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими и археологическими находками с такой несомненностью, как существование Ивана Грозного и Петра Великого... Если отрицать воскресение Христа, то нужно отрицать (причем с гораздо большим основанием) существование Пилата, Юлия Цезаря, Нерона, Августа Траяна, Марка Аврелия, русских князей Владимира и Ольги, Александра Невского, Ивана Калиты, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукова и многих других».

Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников (приводим здесь, и далее в сокращении, ред.): Епифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммон Александрийский... Сабеллин Грек, Исаакий Иерусалимский... Константин (Констанций) Тирский и другие. Это только те, кто жили во время Христа, причем находились в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и явились очевидцами самого воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его.

Чрезвычайно показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы находим у еврейских авторов того времени, хотя вполне понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны всячески замалчивать факт воскресения. Среди еврейских писателей того времени, прямо говоривших о воскресении, находим таких надежных авторов, как Уриста Галилеянин, Ганон Месопотамский, Шербрум отец, Фернан (Ферман) из Сарепты, Манания врач, Навин Антиохий (Антиохийский), Маферкант.

Маферкант был одним из членов синедриона, казначеем. Именно из его рук Иуда получил за предательство тридцать сребреников. Но когда после воскресения Христа среди иудеев поднялась тревога, Маферкант был первым из членов синедриона, прибывшим на место для расследования. Он убедился, что воскресение совершилось. Ему пришлось быть у гроба Господня перед самым моментом воскресения: он прибыл сюда для оплаты стражи, стоявшей у гроба (наемная стража получала оплату, так сказать, сдельно, после несения каждого караула). Он видел, что гроб Христа надежно охраняется. Выплатив деньги, он ушел, стража осталась до конца смены... но не успел Маферкант далеко отойти, как раздался удар грома и громадный камень был отброшен неведомой силой. Возвратясь назад ко гробу, Маферкант увидел исчезающее сияние над гробом. Все это им описано в сочинении «О правителях Палестины», которое принадлежит к числу наиболее ценных и правдивых источников по истории Палестины.

В общей сложности, по подсчетам крупнейшего знатока римской исторической литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1929 гг.) число вполне надежных свидетельств о воскресении Христа превышает двести десять. По нашим подсчетам, это число еще больше – двести тридцать, ибо к данным Нетушила нужно добавить еще те исторические памятники, которые были обнаружены после выхода его работы.

Конечно, воскресение Христово основное, важнейшее событие, после которого все остальное в религии имеет как бы второстепенное значение. В самом деле, раз Христос воскрес, значит, Он Бог. В настоящее время для каждого сколько-нибудь сведущего историка факт воскресения неоспорим. Не только крупные, но и просто добросовестные историки не высказывают уже больше никакого сомнения по этому поводу.


Перечень мер

Фут англ., в буквальном переводе означает «ступня». 1 фут = 1/7 сажени = 12 дюйм = 0,3048 метр

Верста русская мера длины. 1 верста = 500 саженям = 1,0668 км.

Стадия 1 стадия = 186 метров.

Вершок первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца. 1 вершок = 4,45 см.

Миля старая русская мера длины. 1 миля = 7,468 км.

Римская миля мера длины 1478,70 метра = 0,2 географической мили.

Локоть

Английская миля распространена главным образом в морском деле. 1 морская миля = 1,853 км. 1 сухопутная миля = 1,609 км.


литература

I. Священное Писание.

II. Антоний, митрополит. Опыт христианского православного катехизиса.

III.Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. – Москва, 1991, репринт 1899 г., Санкт-Петербург.

IV.Евсевий Памфил. Церковная история. Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993.

V.Лопухин А.П. «Библейская история Ветхого Завета». – Монреаль, 1986 г.

VI.Макдауэлл Джош. Неоспоримые свидетельства (Исторические свидетельства, факты, документы христианства). – Москва, 1992, «Соваминко».

VII.Минея. Издание Московской Патриархии, 1983 г.

VIII.Никифор, архимандрит «Библейская энциклопедия», издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990 г., (репринт, Москва, 1891).

IX.Никон (Смирнов), игумен. От Галилеи до Фиваиды.

X.Полный православный богословский энциклопедический словарь, издание Московского Патриархата, Москва 1992 г., репринт, издательство П. П. Сойкина.

XI.Программы преподавания Московской Духовной Семинарии.

XII.Талызин В.И. Конспект по Основному Богословию для 4-го класса Московской Духовной Семинарии». – Загорск, 1957 г.

XIII.Христианские Чтения, 1841, ч. 1.

XIV.Аверкий, Архиепископ. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. «Сатис», Санкт-Петербург, 1995.

XV.Спутник паломника по Святым местам.

XVI.Реальный словарь классической древности, Фр. Любкера. – СПб, изд. Тов-ва М. О. Вольф, 1888.


[1] Завет между Богом и человеком в богословской литературе называют Перво-евангелием (смотри Быт. 1, 28-30).

[2] Блаженный Иероним (около 340 - 420 г.г.) - один из великих учителей Западной церкви. Родом из города Стридона (в Далмации). В Риме он получил лучшее образование для своего времени. В 343 году он принял крещение. Впоследствии он отправился на Восток, два года оставаясь в Антиохии. Затем удалился в Халкидскую пустыню, где предался подвигам аскетизма и изучению еврейского и халдейского языков (374 -379 гг.). Затем он сделался пресвитером в Антиохии, посетил Палестину и отправился в Константинополь (380 году по Р.Х.). В Константинополе блаженный Иероним воспользовался уроками Григория Богослова и Григория Нисского. Отсюда он отправился в Рим (381 году по Р.Х.), где папа Дамас сделал его своим ближайшим советником. По смерти Дамаса (384 году по Р.Х.) Иероним возвратился на Восток (Александрия), затем поселился в Вифлееме (с 386 году по Р.Х. и до самой смерти), где предался ученым работам, обучению детей и руководя монахами и монахинями основанных им монастырей.

Главный труд блаженного Иеронима - латинский перевод Священного Писания, известный под именем Вульгаты. Он выполнен Иеронимом по поручению папы Дамаса и до некоторой степени был облегчен предшествовавшими работами Оригена. За его переводом Библии наука признает большие достоинства. В начале VII века перевод был уже в общем употреблении на Западе. В 1545 году Тридентский собор канонизировал этот перевод как единственно церковный. Кроме того, блаженный Иероним является автором догматических трудов, а также нравоучительных и исторических работ.

Погребен блаженный Иероним в Вифлеемской пещере, близ места, где родился Спаситель мира. Здесь же похоронен историк Евсевий.

[3] Геннадий (Гонозов или Гонзов) Новгородский (1484 - 1504), первый видный противник ереси жидовствующих. Важной мерой противодействия ереси со стороны святителя Геннадия было собрание всех книг Священного Писания и составление пасхалии. Святитель скончался в Чудовом монастыре Московского Кремля.

[4] Годом сотворения Адама считается 5500 год до Р. Х. или 5508 по Александрийскому счету.

[5] Имя «Адам» означает «красная земля», «красная глина», «красный камень», «человек». Адам был родоначальником всего человечества. Он жил 930 лет. Адам есть «образ будущего» (Рим. 5, 14) имеющего придти, то есть Господа Иисуса Христа. «Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба» (1 Кор. 15, 47). «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).

История Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов. В Иерусалимском храме Гроба Господня у подножия креста указывают место погребения Адама. Здесь видна часть открытой скалы, вся же остальная поверхность лобного места облицована металлом.

[6] Слово «жена» происходит от древнееврейского слова «шейна», что значит «замужняя», принадлежащая мужу.

[7] Древнееврейский источник «Таргум Онкелос», содержит следующий парафраз этого пророчества: «И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему в конце». Другой древнееврейский документ, «Таргум Псевдо-Ионафана», дает расширенное толкование этой вражды между «змеем» и «потомством женщины»: «И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой».

[8] Имя «Ева» происходит от еврейского слова heva (хевва), что значит «женское начало», «женщина», «жизнь», ибо она стала матерью всех живущих.

[9] Имя Каин означает с еврейского «приобретение». «Приобрела я человека от Господа» (Быт 4,1), говорит Ева, то есть приобрела того избавителя, которого обещал Господь, но она горько обманулась в своем чаянии.

[10] Имя Авель звучит на еврейском «Хибель», что означает «дуновение», «пар», и отсюда — суета, ничтожество или нечто скоропреходящее. Гроб Авеля доселе указывают недалеко от Дамаска. В Новом Завете Сам Спаситель говорит об Авеле как о первомученнике, и отличает его названием праведного.

[11] Имя Ламех означает «могущественный», «сильный». Он был сыном Мафусала, отцом Иавала, Иувала и Тувал-Каина, и сестры их Ноемы. О нем первом упоминается в Священном Писании, как о лице, имевшем двух жен (Ада и Цилла). По всей видимости, Ламех боится отмщения за введение многоженства, когда произносит свою знаменитую угрозу. По свидетельству Иосифа Флавия Ламех имел семьдесят семь сыновей.

[12] Имя Сиф означает «основание», «утверждение». Он был третьим сыном Адама, когда тому было 130 лет. Он был предком Еноха, Мафусала и Ноя. Сиф прожил 912 лет. По преданию, Сиф изобрел буквы. Имя его упоминается в родословии Господа Иисуса Христа (Лк. 3, 38).

[13] Имя Енос или Энос означает «муж», «человек». Он был сыном Сифа и внуком Адама. Жил 905 лет. По его рождении, замечает бытописатель, люди начали призывать имя Господа Бога, то есть, быть может, с этого времени в потомстве Сифа учреждено открытое, общественное богопочитание, состоявшее в молитве, вере и надежде благодатных обетований Божиих.

[14] Имя Каинан означает «стяжание». Он был правнуком Адама и одним из допотопных патриархов, родившийся 325 году от Сотворения Мира и живший 910 лет.

[15] Имя Малелеил означает «слава Божия». Он был сыном Каинана и пятый патриарх от Адама. Он жил 825 лет.

[16] Имя Иаред означает «нисхождение», «низменность». Он был сыном Малелеила, допотопным патриархом. После Мафусала он жил долее всех из людей, 962 года.

[17] Енох или Энох значит «посвященный». Он был сыном Иареда и отец Мафусала. Он был одним из благочестививших патриархов допотопного мира, седьмой по Адаму. Он прожил 365 лет, после чего Господь переселил его в жилище блаженства, так что он не видел смерти (Евр. 11, 5). В Христианской Церкви сохраняется верование, что Энох снова придет на землю и вместе с пророком Илией будет убит зверем, восходящем из бездны (Апок. 11, 7). Древние иудеи и арабские писатели считали Еноха, к которому прилагали эпитет ученого, изобретателем письменности, арифметики и астрономии.

[18] Имя Мафусал, по Гезению, означает “муж Божий” или “муж оружия”. Он был одним из благочестивейших допотопных патриархов, сын Еноха и отец Ламеха, отца Ноя. Он жил долее всех людей, 969 лет и умер, по Еврейскому преданию, в год потопа. Не следует этого Мафусала путать с другим, сыном Мехиаеля и отцом Ламеха, двоеженца.

[19] Не стоит этого патриарха, отца Ноя, путать с Ламехом из рода Каина.

[20] Замечательно, что каждая из трех важнейших религиозных эпох в истории человечества ознаменована чудесным случаем переселения на небо: в церкви Патриархальной  в лице Еноха; в церкви Иудейской  в лице Илии и Церкви Христианской  в чудесном событии Вознесения на небо Господа Иисуса Христа.

[21] По еврейским преданиям Ной строил ковчег на берегу Яффы, а сын его Иафет был основателем сего города; следовательно, по преданиям, во всем мире нет города древнее Яффы. Яффа, или древняя Иоппия, стоит на возвышенном берегу Средиземного моря. В Яффскую пристань посылаемы были от царя тирского Хирама кедровые деревья для постройки Соломонова храма. Есть предание, что Пророк Иона, уклоняясь от повеления Божия идти в Ниневию, бежал отсюда на корабле в Фарсис от лица гнева Божия, и потом, по случаю бури, брошен был в море и поглощен китом. Здесь святой апостол Петр воскресил Тавифу (Деян. 9, 36-42) и видел таинственную плащаницу, сходившую с неба, в ней всякого рода животных и гадов (Деян. 10, 10-16). Это видение, явленное святому апостолу, научило его не гнушаться язычниками, ибо Господь пришел всех спасти.

[22] Дата потопа по еврейскому тексту 3952 год до Рождества Христова или 3266 г. по переводу Семидесяти. Мы принимаем дату потопа округленно 4000 год до Р. Х. (не исключено, что дата 3266 лет правильная).

[23] (Почему сказано об Арарате во множественном числе? Потому что есть Большой Арарат и Малый Арарат. В Библии, очевидно, речь идет о Большом Арарате. – Ред.).

[24] Имя «Ной» в переводе с древнееврейского означает «покой», «успокоение». Он является десятым и последним из допотопных патриархов в прямой линии от Адама. Родился в 1056 от Сотворения Мира (по еврейскому тексту) или в 1662 году (по славянской Библии). Ной является великим звеном, соединяющим допотопный мир с послепотопным. Всех дней Ноевых было 950 лет.

[25] Имя Сим означает «имя», «название». Он был старшим сыном Ноя и родоначальником многочисленного потомства. Сим родился, когда отцу его было 500 лет. Сыновьями его были Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. Сим стал родоначальником семитических народов. Сам Христос по плоти происходил из этого рода и среди его провел всю земную жизнь свою. Сим прожил до 600 лет и пережил время рождения Исаака.

Пять сыновей Сима населили прекрасные страны Востока, и языки этих народов доселе еще называются семитическими языками, в том числе: Еврейский, Халдейский, Сирийский, Арабский, Ефиопский.

[26] Имя «Хам» означает «темный», «загорелый», «смуглый». Империя Ассирийская и Египетская были основаны потомками Хама. Также от него происходят Филистимляне, Хананеи, Сидоняне, Аммореи и другие. Сыновья Хама были: Хуш, Мицраим, Кут (или Фут) и Ханаан (Быт. 10, 6-21). По древнему Иудейскому преданию Хам считается изобретателем идолов, а некоторые даже отождествляют его с языческим божеством Аммоном, боготворимым в Египте.

[27] Имя «Иафет» означает «да распространится». Примечательно, что при перечислении родословных линий сыновей Ноя они следуют в следующем порядке: Иафет, Хам и Сим (Быт. 10; 1 Пар. 1), хотя старшим сыном Ноя был Сим. Потомки Иафета населили Европу и северо-восточную Азию, вследствие этого является замечательное сходство между европейскими языками, и языками Восточной Азии, за исключением китайского и соединенных с ним. Следы имени Иафета мы находим в названии горы Непат или Нифан (Армения). Существует предание, что Иафет строил город Иоппию или Яффу (нынешний Тель-Авив).

[28] Название «Вавилон» означает «смешение». Вавилонская башня была построена в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город, а при нем высокую башню, которая могла послужить центром всех племен и в то же время знаком всеобщего равенства. Высота и объем башни, по первоначальным дошедшим до нас рисункам, были поистине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить 3 года только на одно собрание материалов, и не менее 22 лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи, или, как вернее можно их назвать, плиты, употребляемые для постройки башни, были размером около 6 метров длиной, 4, 5 метров шириной и 2 метров толщиной.

[29] В протестантской литературе нередко встречается ошибочное мнение, что на период рассеяния народов приходится время геологического образования материков. Но рассказ о рассеянии народов описывает скорее образование политических границ, образование государств.

[30] Имя «Евер» происходит от сиро-халдейского слова «еври», что значит «переходить». Он является последним из благочестивых патриархов до разделения и рассеяния народов. При нем было столпотворение Вавилонское и расселение строителей его. Именно от него евреи получили свое имя - евреи. Примечательно, что сиро-халдейское слово «еври» означает то же, что латинское «passah», от которого происходит слово Пасха.

[31] Фарра является отцом Авраама (Быт. 11, 27). Жил со своим семейством в Уре, городе Халдейском, между реками Евфратом и верховьями Тигра. Фарра был идолопоклонником (Нав. 24, 2: «И сказал Иисус всему народу: так говорит Господь Бог Израилев: `за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам»). Но решимость Фарры в преклонных летах последовать повелению Божию данного сыну его Аврааму – оставить отечество и идти со всем семейством в землю Ханаанскую (Быт. 11, 31), показывают, что в нем была вера в Бога, остатки чистого Богопознания и добродетели. Этим он не был подобен другим идолопоклонникам. В Харране он скончался 205 лет.

[32] Аврам (с древнееврейского «отец высокий»), позднее Авраам (с древнееврейского «отец множества») — сын Фарры, родившийся в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему. В доброй старости (175 лет) опочил в мире, будучи погребен Исааком и Измаилом в той же самой Махпеловой пещере, в которой была погребена жена его Сарра. Махпела (двойная пещера) была близ Хеврона, и находится по одну сторону высокого холма на юго-западе. Над пещерою, считаемою еще доселе фамильным склепом патриархов, воздвигнут памятник, называемый ныне Харан Хевронский. С вершины холма открывается прекрасный вид на долину Мамре.

[33] Из Ура Халдейского в Харран переселились Фарра, Аврам, Лот и Сара.

[34] Ур (свет, огонь) находился близ Харрана. Большинство толкователей держатся мнения, что он находился на месте г. Едессы, или Орфа, между реками Евфратом и верховьями Тигра. У сирийских писателей место известно под названием Урхои. Настоящий город Урфа расположен на покатости высокого холма. В стенах его живет до 1800 армянских семейств, а так же 1200 мусульманских семейств. Орфа в новой истории известна как место войны между императором Юлианом и Персами.

[35] Харан или Харран (степь, место сожженное солнцем) лежал на северо-востоке от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором. Здесь умер и погребен Фарра. Здесь так же жил Лаван, брат Ревекки. По мнению доктора Бэка, город Харан лежал близ Дамаска. Ныне это незначительный и небольшой город Месопотамии.

[36] Лот был сыном Харрана, племянником Авраама.

[37] Встреча Мелхиседека с Авраамом произошла на месте нынешнего города Иерусалима или же, по другому преданию на горе Фавор. Ныне, наполовину поднявшись на Фавор, паломникам указывают так называемую пещеру Мелхиседека, хорошо видную с дороги.

[38] Салим, с древнееврейского языка, означает «мир». Так по всеобщему мнению называлось место, впоследствии названное Иерусалимом. Против купели Силоамской Кедрский поток переменяет свое направление, круто поворачиваясь на юго-восток, вдоль лощины называемой Царскою долиною или также именуемою юдолию плачевною. Здесь и произошла встреча Авраама с Мелхиседеком: «Изыде же царь Содомский в сретение ему (Аврааму), повнегда возвратитися ему от сеча Ходоллогоморского, и царей с ним, в юдоль Савину; сия же бяше поле царево, и Мельхиседек царь Салимский изнесе хлебы и вино; бяше же священник Бога Вышнего, и благослови Авраама» (Быт. 14, 17-18).

[39] Имя Мелхиседек в переводе с древнееврейского языка означает «царь правды». Существует позднее еврейское предание, что это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. Но этого предания не было во времена апостольские. «Уподобляясь Сыну Божию, — замечает о нем святой апостол Павел, — он пребывает священником навсегда» (Евр. 7, 3). В Иерусалимском храме Гроба Господня указывают место погребения Мелхиседека.

[40] Имя Сара означает «госпожа моя», а Сарра — «госпожа множества». Сарра умерла 127 лет от роду, и по случаю смерти ее Авраам купил известную пещеру Махпеллу. Сарра есть, по истине, прообраз небесного «Иерусалима, который есть матерь нам всем» (Гал. 4, 24-31).

[41] Имя Агарь означает «бегство». Она была египтянкой.

[42] Имя Измаил означает «Бог слышит». Он был сыном Авраама и Агари. Измаил имел 12 сыновей, которые были князьями или родоначальниками 12 племен Аравийских (Быт. 15, 12-18). Дочь Измаила, по имение Махалафа, была одной из жен Исава (Быт. 28, 9), сверх других жен его. Измаил присутствовал при погребении отца своего Авраама (Быт. 25, 9) в пещере Махпеле. Сам он умер 137 лет от роду (Быт. 25, 17-18).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 277 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...