Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ж. Бодэн: анализ суверенной власти



Жан Бодэн (1530-1596) — французский мыслитель, публицист, общественный деятель, идеолог абсолютиз­ма, создатель учения о суверенитете. Был профессио­нальным юристом, адвокатом при парижском парламен­те, прокурором, депутатом. В своем главном труде «Шесть

. 144


книг о республике» (1576) Бодэн определял государство как орган управления «множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву».

Согласно Бодэну, государство отличается от всех иных союзов тем, что руководствуется в своей деятельности юри­дическими законами. Его цель состоит в том, чтобы разви­вать в гражданах благоразумие, законопослушание и тру­долюбие. Государству, его суверенной власти подчиняется сфера хозяйственно-экономической жизни общества.

Суверенитет представляет собой абсолютную, постоян­но действующую власть над всей государственной целост­ностью. Тот правитель, который управляет государством на временной основе, не обладает суверенитетом. Суверен­ная власть подчиняется законам Бога и свободы. На суве­рена не распространяются законы позитивного права.

Суверенная власть как таковая обладает следующи­ми правами: 1) право издания и обнародования общих и частных законов; 2) право объявления войны другим го­сударствам и право установления мира; 3) право назна­чать по своему усмотрению соответствующих лиц на выс­шие государственные посты; 4) право пересматривать и утверждать судебные решения, в том числе право поми­лования приговоренных к смертной казни; 5) право че­канить монету.

Суверенитет может быть: а) принадлежностью одно­го лица (в условиях монархии); б) атрибутом определен­ной категории лиц (в условиях аристократической фор­мы правления); в) достоянием всего народа (при демо­кратическом правлении).

Г. ГРОЦИЙ: ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТИЯ

Гуго Гроций (1583-1645) — голландский социальный мыслитель, теоретик права. Родился в Дельфте. Одарен­ный выдающимися способностями вундеркинда, сумел в 11 лет поступить в Лейденский университет. В 15 лет защитил в Орлеанском университете диссертацию и стал обладателем степени доктора права. В 24-летнем возрас­те назначен генеральным адвокатом Голландии. Бурные

• 145 •


политические события в стране, связанные с борьбой против владычества Испании, привели к тому, что Гро-ций был приговорен к пожизненному заключению, а затем, после побега, оказался в эмиграции во Франции. Король Людовик XIII назначил Гроцию пенсию, а Гро-ций в ответ посвятил королю свой главный труд «О пра­ве войны и мира» (1625).

Научно-теоретическая деятельность Гроция ознаме­новала начало нового этапа в европейской социальной мысли, связанного с активной разработкой идей обще­ственного договора и рационального юридического ми­ровоззрения. Гроций предложил новый, в противопо­ложность традиционному, теологическому, подход к обо­снованию права как естественного, так и положительного (волеустановленного), господствующего в государстве в форме гражданских законов. Последние представляют собой обязательства, принятые людьми по взаимному соглашению. Это договорное основание имеет прочность только потому, что волеустановленное право опирается на универсальные принципы естественного права, тре­бующие от людей выполнения принятых обязательств.

Общее благо и выгода всех людей состоят в том, что­бы жить в государстве под защитой и покровительством надежных законов. Естественное право опирается не на божественную волю, а на предписания здравого челове­ческого разума, отчетливо видящего разницу между бла­гом и злом, истиной и ложью. Оно выступает для воле­установленного, государственного права в качестве ос­нования. Соответствующее природе вещей, естественное право способно сохранять свою значимость для разных государств в разные периоды истории и не может быть изменено даже волею всемогущего божества. Гроций предложил два способа доказательства существования естественного права. Первый, априорный, предполагает его соответствие изначальным требованиям разумности и потребностям человеческого общения. Второе доказа­тельство, апостериорное, обусловлено наличием его эле­ментов у всех цивилизованных народов, что позволяет прийти к заключению о его всеобщей природе. Есте­ственное право не противоречит принципу справедливо­сти, составляя с ним фактически единое целое.

• 146 •





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...