Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Переломы от удара ребром тупого твердого орудия



По краю перелома, причиненного ранее, удар ребром вызывает скол наружной костной пластинки. В этом случае ребро действует как лезвие топора, срубывающего кость.

Очередность причинения переломов костей черепа определяется по глубине проникновения крови в губчатое вещество кости. Одесский судеб­ный медик В.Ф. Ковбасин (1970) установил, что при прижизненном пере­ломе кровь проникает на глубину 0,2—0,5 см, а в случаях посмертных переломов — лишь на глубину 0,2—1,2 мм.

Очередность возникновения переломов плоских костей (ребер, костей таза) определяется по признакам повторной травматизации, выявленным учениками русского ученого В.Н. Крюкова (1983). Таких признаков к на­стоящему времени описано десять.

При первом воздействии в область плоской кости в точке приложения силы формируются переломы от сдавления, а на отдалении — от растяже­ния. Повторная травма сопровождается повреждением уже поврежденной кости в местах растяжения костной ткани, где обнаруживаются признаки повторной травматизации. К ним относятся: выкрошивание компактного вещества при переломах ребер в боковых и задних отделах, скол компакт­ного вещества, смятие компактного вещества, отгибание краев перелома, продольные трещины, отходящие от основной линии перелома, треуголь­ные или трапециевидные осколки между основной линией перелома и косой трещиной, внедрение осколков в губчатое вещество, смятие губча­того вещества, черепицеобразное наложение краев перелома, «двойной атипичный» перелом, «метелкообразные» концы отломков в передних от­делах ребер за счет продольных трещин и отгибания рубцов.

На костях черепа В.О. Плаксин (1985) кроме перечисленных признаков, выявил следующие: соединение линий переломов (трещин) от первичного и вторичного воздействий — «конец в конец» и «конец в бок», увеличение или «раскрытие» первичного перелома после второго удара; формирование уступообразного обломка в проекции первого перелома — прирост и «рас­крытие» первичной трещины в концевой части первичного перелома; фор­мирование ногтеобразного отломка на стороне повторной травматизации; «эффект среза» (скол) компактного вещества внутренней костной пластин­ки на стороне второго удара.

Б.А. Саркисян (1985), проводя эксперименты на биоманекенах, устано­вил, что по переломам костей таза можно судить о направлении удара и последующего сдавления. От удара в область лонного сочленения, вслед­ствие прогибания переднего полукольца таза, образуются разрывы лонного сочленения, переломы нижних и верхних ветвей лобковых костей вблизи лонного сочленения. На наружной поверхности края излома крупнозубча­тые со сколом и выкрошиванием компакты, свидетельствующие о сжатии


кости; на внутренней поверхности края излома мелкозубчатые или ровные, стенки отвесные, что указывает на растяжение кости. Вне места удара формируются переломы лобковых костей верхних ветвей у подвздошно-лонных возвышений с признаками сжатия внутренненижней и растяжения на наружной и верхней поверхностях. Переломы восходящей части ветвей седалищных костей имеют такие же признаки.

Повторное сдавление в переднезаднем направлении приводило или к разрыву передних крестцово-подвздошных связок, или к полному разры­ву крестцово-подвздошных сочленений. В зоне первичного перелома на внутренних поверхностях ветвей лобковых костей вблизи лонного сочле­нения и на нижних ветвях лобковых костей имелись выкрашивания ком­пакты по краю перелома, ее скол, продольные трещины, «отщип» края перелома, продольное смещение краев по отношению друг к другу на верхних ветвях. На нижних ветвях лобковых костей — выкрошивание и скол компакты, отгибание краев перелома кнутри или кнаружи, по отно­шению к толщине кости. На противоположной месту сдавления поверхно­сти обнаруживается смещение крестца в полость таза, разворачивание задних отделов подвздошных костей в стороны и вперед от сдавления. Лонные и седалищные кости прогибаются и изгибаются вниз, что сопро­вождается смещением и вклинением отломков первичных переломов друг в друга по внутренней поверхности обеих ветвей лобковых костей и фор­мированием дополнительных повреждений по краям изломов в зоне перво­начального растяжения.

От удара сзади в область крестца возникал его поперечный перелом на уровне 2—3 позвонков с признаками сжатия на задней и растяжения на передней поверхностях: разрывы крестцово-подвздошных сочленений или передних крестцово-подвздошных связок. При этом иногда образовыва­лись переломы задних остей подвздошных костей.

Последующее сдавление в переднезаднем направлении сопровожда­лось разрывом лонного сочленения по внутренней поверхности, пере­ломами верхних ветвей лобковых костей вблизи подвздошно-лонных возвышений с признаками растяжения на наружноверхней и сжатия на внутренненижней поверхностях; одно- или двусторонними переломами верхних ветвей лобковых костей вблизи лонного сочленения с признаками сжатия на наружной и растяжения на внутренней поверхностях; перелома­ми нижних ветвей лобковых костей с признаками растяжения на наружной поверхности и сжатия — на внутренней.

На передней поверхности крестца признаки повторной травматизации не выявлялись, что объясняется разрывом подвздошно-крестцовых сочле­нений после первичного удара и смещением при сдавлении крестца в полость таза с развитием на передней поверхности растягивающих на­пряжений, в связи с чем отломки первичного перелома не вклиниваются друг в друга.

Переломы от удара тупым твердым орудием травмы с преобладающей плоской ровной поверхностью, в зависимости от скорости движения трав­мирующего орудия, могут быть представлены только радиальными трещи-


нами или оскольчатыми переломами, состоящими из треугольных и трапе­циевидных осколков.

Первым очередность образования переломов неоднократными удара­ми тупого орудия травмы с распространенной поверхностью описал киев­ский судебно-медицинский эксперт О.В. Филипчук (1969), подтвердивший практические наблюдения экспериментами на биоманекенах. Для опреде­ления очередности ударов им были использованы указания киевского су­дебного медика А.С. Игнатовского (1892) на неодинаковый механизм обра­зования трещин черепа. Вследствие разгибания его кривизны во время удара происходит образование радиальных трещин на внутренней костной пластинке и сгибание черепа на границе его кривизны, сопровождающееся возникновением круговых трещин на наружной костной пластинке.

Наличие в нескольких очагах двух видов таких трещин свидетельст­вовало о неоднократности ударов. Для определения очередности ударов О.В. Филипчук применил признак Шавиньи—Никифорова с указанием ориентировки на однородные трещины, причиненные разными ударами.





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 458 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...