Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Пояснительная записка. Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований нормативной вузовской программы по курсу истории Русской литературы 1870 − 1890-х годов



Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований нормативной вузовской программы по курсу истории русской литературы 1870 − 1890-х годов, а также новой концепции образования. Его цель − помочь студенту в организации самостоятельной работы по одной из ведущих дисциплин, изучаемых на филологическом факультете.

«Русская литература XIX века 1870 – 1890-х годов (третья часть)» − фундаментальная дисциплина на факультете филологии и журналистики, завершающий этап изучения русской классической литературы XIX века. Данный курс является частью общего базового курса «Русская литература», что предполагает определенную преемственность в изучении учебного материала. Кроме того, курс организован таким образом, что рассмотрение тем во многом основывается на актуализации знаний, полученных при изучении дисциплин: «Отечественная история», «Введение в литературоведение», «Древнерусская литература», «Русская литература XVIII века», «Зарубежная литература».

Последняя треть XIX века – время создания вершинных произведений русского реализма, начало мирового признания русской литературы, период, когда получают развитие и различные формы натуралистической литературы, а на рубеже веков и модернистские тенденции.

При освоении материала курса студенты должны получить представление об историко-литературном процессе в целом и о творческой индивидуальности отдельных писателей (Ф.М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н.С. Лескова, А. П. Чехова и др.).

Система учебной работы студента складывается из разных видов обучения: активного освоения материала на лекциях и практических занятиях, своевременного чтения художественной, критической и на­учной литературы, выполнения заданий по каждой монографической теме и разделам программы, предусмотренным для самостоятельного изучения, подготовки письменных работ и рефератов и т.д.

В рекомендательные списки литературы учебного и методического пособий включены научные работы, помогающие студенту овладеть ме­тодологией и методикой идейно-эстетического анализе художественных произведений. Изучая указанные книги и статьи, студент овладевает методом научного исследования диалектического единства содержания и формы литературного произведения, его поэтики. Это дает ему воз­можность преодолеть односторонность и методологическую несостоя­тельность идейно-тематического, социологического подхода к худо­жественному тексту, исключает его пересказ и произвольное толкование. В конечном итоге, вся эта работа способствует совершенствова­нию профессиональной подготовки будущего профессионального филолога.

Литературоведение − это динамично развивающаяся наука, и все учебники и учебные пособия заметно отстают от этого процесса. Пре­подаватели в дополнение к указанным спискам научных работ на учеб­ных занятиях рекомендуют и наиболее содержательные новейшие иссле­дования. Студент и сам должен систематически следить за новинками литературоведения, выходом коллективных сборников научных трудов, а также за новыми публикациями в научной периодике. Ему необходимо знать современное состояние изучения творче­ства писателей-классиков, эти же требования предъявляются и к преподавателю литературы.

Целью курса является изучение творческого пути писателей "первого ряда" на фоне широкого историко-литературного контекста, а также постижение типологических особенностей развития реализма данного периода. Преимущественное внимание в курсе уделяется эволюции эпических жанров, с которыми связаны наиболее значительные достижения художественной литературы в это время. Жанровая система реализма в последней трети XIX века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский). Большое внимание уделяется рассмотрению динамики эволюционирования малых и средних прозаических жанров − рассказу, повести, психологической новелле, занимающих центральное положение в литературе 1880-х годов.

Таким образом, хотя ряд тем курса изучается монографически (творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др.), типологический подход предопределяет основные цели курса и позволяет органически связать материал с предшествующими курсами по изучению русской литературы, а также раскрыть тенденции историко-литературного процесса, которые получат развитие в XX веке.

В результате изучения материала студенты должны усвоить основные реалии и факты развития литературы 1870 – 1890-х гг., получить информацию об основных закономерностях литературного процесса, овладеть необходимыми навыками литературоведческого анализа произведений эпохи реализма.

В учебные задачи курса входит не только освоение научной базы, но и развитие навыков анализа художественного текста, творческих способностей студентов, активизация их познавательной деятельности, чему во многом способствуют проблемный характер лекционного материала, творческие задания практикума и СКР. Вопросы курса, связанные с переосмыслением культурного наследия в сегодняшние дни, выводят к пониманию духовных задач нашего общества на современном этапе и могут сыграть положительную роль в нравственном воспитании студентов.

Курс «Русская литература XIX века (третья часть)» направлен на выполнение не только образовательных, но и воспитательных задач, важнейшими из которых являются:

- закрепление представления об исключительности формирования русского менталитета, формировавшегося не только под воздействием историко-политической ситуации, религиозного мировоззрения, но и русской литературы;

- формирование и воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности личности, ее нравственного совершенствования.

Программа курса строится по принципу сочетания обзорных лекций и монографического изучения творчества крупнейших писателей.

На самостоятельное изучение выносятся темы, которые в достаточной мере освещены в учебниках, монографиях, справочной литературе и Интернете, но требуют также ознакомления с новейшими работами по истории русской литературы XIX века.

Тематика практических занятий ориентирована на изучение творчества выдающихся писателей, основных литературных направлений, произведений различных жанров.

Всего программа включает 56 часов аудиторных занятий (38 лекций, 18 практических и 11 часов самостоятельной контролируемой работы студентов); программа рассчитана на один семестр; в конце семестра проводится экзамен. Дисциплина читается в VI семестре студентам 3 курса отделения филологии факультета филологии и журналистики и относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Разделы курса и темы занятий Лекции Практич. Занятия СКР
1. Литературная эпоха 1870–1890-х годов      
2. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина      
3. Идейно-художественное своеобразие «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина      
4. Творчество Г. И. Успенского      
5. Своеобразие психологического анализа в романе М. Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы»      
6. Творчество Ф. М. Достоевского      
7. «Идиот» как тип романа Ф.М. Достоевского      
8. Творчество В. М. Гаршина      
9. Творчество Л. Н. Толстого      
10. Жанровое своеобразие «Войны и мира» Л. Н. Толстого      
11. Творчество Н. С. Лескова      
12. Сюжетно-композиционное своеобразие хроники Н.С. Лескова «Захудалый род»      
13. Народническая литература      
13. Рассказы В.М. Гаршина      
13. Рассказы Н.С. Лескова      
14. Поэзия 1870–1890-х годов (А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)      
15. Творчество В. Г. Короленко      
16. Творчество А. П. Чехова      
17.   «Маленькая трилогия» в творческой эволюции А. П. Чехова        
18. Новаторство Чехова-драматурга. «Вишневый сад»      

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литературная эпоха 1870–1890-х годов

Русская литература XIX века (третьей трети) как завершающий этап развития классической литературы. «Водоворот» усложняющейся и стремительно развивающейся жизни в России после 1861 года (Н. Пруцков) и его осмысление в литературе. Окончательное формирование и расцвет поэтики реализма, новая фаза его развития. Приоритет прозы, ее жанровое разнообразие. Расцвет жанра романа («роман новых людей», «роман нигилиста», «народнический» роман и пр.). «Социально-универсальный» роман как центральная в русской литературе XIX в. форма (линия) отечественного романа (В. Недзвецкий).
Новый этап развития русского реалистического романа в творчестве Ф. Достоевского, Л. Толстого, М. Салтыкова-Щедрина. Пафос единения человека с национальным целым и космосом на основаниях свободы. Сопряженность сюжетной ситуации исторического обновления мира и архаических, мифологических схем как важная особенность романов Достоевского и Толстого. Развитие очерка и романа в народнической литературе. Важное место народничества в общественно-литературном движении. Преемственная связь с идейными и эстетическими традициями 1860-х гг. Журнал «Отечественные записки»; творческая и организаторская деятельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г. Благосветлова и Н. Шелгунова, «Русский вестник» М. Каткова, «Натурализм» в литературе (П. Боборыкин, И. Потапенко). Приоритет «малых» прозаических жанров в литературе 1880-х годов. Местное и общенациональное в «уральских» произведениях Д. Мамина-Сибиряка. Поэты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). Новаторство художественной системы А. Чехова. Всемирное признание русской литературы.

Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826–1889)

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литературы. Понимание Щедриным объекта и задач сатиры. Идеал писателя. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры писателя. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой, призрачной и «живой» жизни) как определяющее начало поэтики Щедрина. Семья, собственность и государство как главные «призраки» русской жизни. Структура сатирического образа. Специфика сюжетов и конфликтов.

Основные этапы творческого пути писателя. Повести «Противоречия», «Запутанное дело» и традиции «натуральной школы». Основные темы и мотивы «Губернских очерков». Своеобразие финала. Публицистика и сатира Щедрина 1860-х гг. Циклы рассказов: «Невинные рассказы» (1857–1863), «Сатиры в прозе» (1859–1862), «Помпадуры и помпадурши» (1863–1874), «Письма о провинции» (1868). Образ города Глупова в «глуповском» цикле 1862 г. и в «Истории одного города». Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина. «История одного города» как «роман-гротеск» (Д. Николаев). Статья А. С. Суворина «Историческая сатира» и ответ Салтыкова-Щедрина. Рассказ и очерк как преобладающие жанры в творчестве писателя. Стремление к быстрому реагированию на происходящее события («журнализм» Щедрина) и одновременное стремление к сложным идейно-художественным концепциям, к широте художественного охвата действительности. Обоснование Щедриным жанра общественного романа. Тенденция к циклизации рассказов, очерков, статей в творчестве писателя. Редакторская деятельность Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках».

Сатирические произведения 1870–1880-х гг.: «Господа ташкентцы» (1869–1873), «Благонамеренные речи» (1872–1876), «Убежище Монрепо» (1878–1879), «За рубежом» (1880-1881). Роман «Господа Головлевы»: сюжетно композиционные особенности, своеобразие эпилога; Иудушка Головлев в ряду типов русской и мировой литературы. Сказочный цикл. Своеобразие жанра сказок Щедрина (сочетание сказочной образности и гротеска). «Современная идиллия» как сатирический роман. Искусство сатирического повествования в произведениях писателя. Смена «масок» повествователя, иносказательность, пародийная стилизация как особенности сатирического стиля Щедрина.

Творчество Г. И. Успенского (1843–1902)

Формирование мировоззрения Г. И. Успенского. Творчество 1860 – рубежа 1870-х годов: основные темы, образы и жанры. «Нравы Растеряевой улицы»: идейно-художественное своеобразие произведения. Формы выражения авторской позиции. «Растеряевщина» как социально-психологическое понятие. Цикл «Разоренье»: проблематика и жанровая специфика: идейно-художественная роль образа Михаила Ивановича. Особенности типизации. Очерк «Будка», его проблематика и поэтика.

Г. И.Успенский и русское народничество, второй период литературной деятельности Отношение к капитализму. Идейно-эстетическое своеобразие очерка "Книжка чеков". Основные темы творчества 1870–1880-x годов. Освещение проблем народной жизни в цикле "Из деревенского дневника". Отражение эволюции взглядов Успенского в циклах "Крестьянин и крестьянский труд" "Власть земли". Успенский как писатель социологического течения. Формы проявления творческой индивидуальности в очерковых циклах. Поэтика циклов и вопросы мастерства писателя. Художественное исследование социальной психологии крестьянства в очерковых циклах I870 – 1880-х годов.

Эстетическая программа Г. И. Успенского, эволюция жанров в творчестве писателя. Роль публицистического начала. Принципы и формы художественного обобщения. Роль повествователя в произведениях Успенского. Усиление сатирического изображения капиталистического хищничества и либерализма в творчестве писателя /"Буржуй", "Волей-неволей", "Живые цифры" и др./. Воплощение гуманистических идеалов в очерке "Выпрямила".

Творчество Ф. М. Достоевского (18211881)

«Натуральная школа» и роман писателя «Бедные люди». Белинский и Достоевский. «Сентиментальный натурализм» (Ап. Григорьев) романа. Повесть «Двойник» в творческой эволюции писателя; традиции «петербургских повестей». Особенности повествования и фантастика в «Двойнике». Поэтика «петербургской повести» «Господин Прохарчин». Романтические традиции в «Хозяйке»; мифологические мотивы. Герой-«мечтатель» («Слабое сердце», «Белые ночи»).

Новаторство художественной системы Достоевского. Христианский социализм и раннее творчество писателя. Достоевский в кружке Петрашевского. Каторга и ссылка; духовные итоги («Записки из Мертвого дома»). Концепция почвенничества; издание журналов «Время» и «Эпоха». Произведения переходного периода («Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», «Униженные и оскорбленные»). Памфлетный образ европейской цивилизации в «Зимних заметках о летних впечатлениях».
«Записки из подполья» – «проблемное введение» в пятикнижие Достоевского. «Человек из подполья» как особый тип героя в творчестве писателя. Образ-символ «подполья» в повести. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья». Впервые употребленное писателем в повести понятие «живая жизнь». Оппозиция «живая жизнь» – теория, рассудочность в структуре «Записок из подполья».

Роман Достоевского «Преступление и наказание» как «петербургский текст». Петербург как особый объект художественного постижения в романе: центр зла и в то же время «место, где национальное самосознание достигло того предела, за которым открываются новые горизонты жизни» (В. Топоров). Раскольников как «петербургский герой» (представитель русской жизни «петербургского периода»; герой-богоборец и новый Мессия). «Генотип» героя (Ю. Селезнев): художественное пространство образа (Каин, Юлий Цезарь, Наполеон и др.). Раскольников как герой-идеолог. Особенности изображения «идеи» в романе. Событийность истины у Достоевского (М. Бахтин). «Текущие» и «вечное» в идее Раскольникова. Тип героя и тип сюжета романа Достоевского. Ситуация исторического перехода, испытания, выбора, «порога» в романе. «… Состояние колебания и составляет роман» (Достоевский) – определение, раскрывающее одну из главных типологических особенностей сюжета романа Достоевского. Система образов, структурированная взаимодействием идей. «Условный» эпилог. «Бесы» Достоевского и «полемический» роман его времени. Историософская концепция писателя (Россия и Запад, феномен нигилизма, «русский путь», «русская мысль»); осмысление фактов «текущей действительности» (нечаевское дело и др.). История создания романа. Значение религиозных идей. Смыл названия романа, роль эпиграфов. Образ бесовства, эсхатологические мотивы. Система персонажей. Ставрогин как «лицо трагическое», «явление серьезное» (Достоевский). Двойники героя в романе. Архетипический смысл философского самоубийства Кириллова. Своеобразие хронотопа в романе. «Бесы» в русской религиозно-философской критике.

Замысел романа «Подросток». Связь замысла с неосуществленной эпопеей «Житие великого грешника». «Главное. Во всем идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» (Достоевский). Тема «случайного семейства» в произведении. Тема «беспорядка» и «широкости, с которою еще целомудренная душа уже допускает сознательно порок в свои мысли, уже лелеет его в своем сердце…» (Достоевский). Идея главного героя. «Русский скиталец» и русский странник. Мотив «рубки образов» как развитие и вариация мотивов романа «Бесы» и главы «Влас» из «Дневника писателя» 1873 г. Исповедь Версилова. Образ Макара Долгорукого и традиция народной религиозной культуры. Сюжетно-композиционная организация произведения. Особенности повествования. «Подросток» и традиции «романа воспитания». Художественная полемика с Толстым.
«Дневник писателя» и его место в творчестве Достоевского 1870-х гг. Художественно-публицистическая природа «Дневника писателя». Изменение эмоционально-общественной тональности от 1873 к 1876–1877 гг.: нарастание убежденности писателя в том, что в самой «текущей действительности» появляются люди, «которым принадлежит будущность России». Проблема идеала в «Дневнике писателя» и в романах «Подросток», «Братья Карамазовы». Малая проза «Дневника писателя» («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марей», «Кроткая», «Сон смешного человека»).

«Братья Карамазовы» – итоговый роман Достоевского; отражение в нем важнейших тем и идей творчества писателя. Замыслы последних лет и «Братья Карамазовы» («Житие великого грешника», поэма «Сороковины», «Русский Кандид», «книга о Иисусе Христе»). Поэтика названия романа. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности. Метафизическая тема отцовства и сыновства в творчестве Достоевского. Система метонимических замещений в романе. Две философские концепции мира в произведении. Иван Карамазов как герой – идеолог, «русский Фауст». «Легенда о Великом инквизиторе» и ее композиционная роль в романе. «Русский инок» в «Братьях Карамазовых». Библейские и святоотеческие источники поучений старца Зосимы; прообразы героя; принципы художественного изображения «вполне прекрасного человека» в творчестве Достоевского. Литературные и фольклорные параллели романа: житие Алексея человека Божия, апокриф «Хождение Богородицы по мукам», житие преподобного Иакова (постника), житие Марии Египетской, житие Ефрема Сирина и др. Книга Иова в контексте произведения. Связь эпиграфа и финала романа. Жанровое своеобразие романа «Братья Карамазовы».

Пушкинская речь Достоевского. Спор о христианстве и «русской идее». Достоевский и К. Леонтьев, Достоевский и Н. Федоров, Достоевский и Вл. Соловьев. Мировое значение творчества Достоевского.

Творчество В. М. Гаршина (1855–1888)

Идейно-творческая эволюция В. М. Гаршина и основные проблемы его рассказов: человек и война; буржуазное хищничество и деградация демократической интеллигенции; борьба с общественным злом и проблема героизма; «чистое» и гражданское искусство и др. Романтические тенденции в творчестве В. Гаршина. Тип героя. Ситуация борьбы героя с мировым злом. Романтический мотив «высокого безумия» в творчестве писателя («Красный цветок»). Тема искусства («Художники»). Драматизм сюжетной ситуации и трагическое решение конфликта в повестях В. Гаршина («Ночь» и др.). Военные произведения Гаршина как целое. Замысел эпопеи «Люди и война». Рассказы «Ночь», «Красный цветок». Христианские мотивы в прозе Гаршина («Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский. «Аллегорические» рассказы Гаршина. Своеобразие творческого метода Гаршина-художника.

Творчество Л. Н. Толстого (1828–1910)

Раннее творчество Толстого. Идея «нравственного совершенствования» как узловая проблема духовных и творческих поисков начинающего писателя (философские наброски, дневники, первые художественные замыслы). Жанровое своеобразие трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление психологических принципов изображения человеческого характера.

«Севастопольские рассказы» как художественный цикл. Своеобразие психологизма. Оппозиция естественного и искусственного, природы и цивилизации в повести «Казаки». Поэтика названия, система персонажей, сюжетно-композиционные особенности повести «Казаки». Чернышевский о художественных принципах писателя.

Замысел романа «Декабристы» и его место в творческой истории «Войны и мира». Философско-историческая концепция Толстого. Проблема «истории и искусства» в творческом сознании писателя: «сущность выразима только искусством, тоже сущностью» (Толстой). Создание писателем сложного типа романической структуры. Толстовский пафос верного изображения жизни («строгое повествование истины») и постижения полноты и целостности бытия. «Замок сцепления» частного и исторического, личного и общего в романе. Поэтика названия. «Война и мир» как «роман-поток» (Н. Гей): художественное постижение «динамического целого» жизни. Толстовский принцип «сопряжения» и нахождения «узла жизни». «Война и мир» как «роман – эпопея», проблема жанра. «Мысль народная» в произведении. «Мысль семейная» в «Войне и мире» как универсальная категория: «род человеческий развивается только в семье» (Л. Н. Толстой). Система персонажей романа. Роль этической оппозиции Кутузов – Наполеон. Сюжетно-композиционные особенности. Эпилог романа «Война и мир» и проблема романного завершения. Своеобразие толстовского психологизма («диалектика души», художественное исследование полноты сверхличного опыта, общего чувства жизни, изображение текучести, многомерности, мнослойности характера, автобиографизм, «мелочность» и «генерализация»).

История создания романа «Анна Каренина». Семейная тема в русском романе 1870-х гг. и толстовская трактовка этой темы. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа. «Мысль семейная» как художественный «эквивалент» «мысли народной» при изображении кризисной эпохи. Система персонажей. Сюжетно-композиционные особенности романа. Линия Анны и линия Левина в романе. «Путаница понятий» и «свет любви» в нравственных исканиях Левина. Концепт «жизнь» как опорное художественно-структурное понятие в изображении исканий героев, образная оппозиция «жизнь» – «гордость ума». Система событий в романе, когда преодолевается антиномия «жизнь» – «сознание». Художественное обоснование в «Анне Карениной» ценности «жизни» во всей многосторонности ее проявлений. «Жизнь души» в романе Толстого. Религиозная концепция духовности. Смысл эпиграфа и своеобразие авторской позиции. Основополагающая роль метафоры в концептуализации реальности в романе «Анна Каренина»; основные концептуальные метафоры: «пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др. Жанровое своеобразие романа в освещении отечественных учёных.

«Перелом» в мировоззрении писателя, вызванный «перестройкой всего миросозерцания». Этический и социальный характер духовных исканий Толстого в кризисный и послекризисный период. Публицистика писателя («Так что же нам делать?», «Стыдно» и др.). Религиозно-философские исследования Толстого («О жизни», «В чем моя вера?», «Царство Божие внутри нас», «Исповедь» и др.). Понимание писателем религии как осознания человеком себя в перспективе бесконечности. Толстой и Церковь. Формирование новых взглядов на задачи искусства («Что такое искусство?», «О Шекспире и о драме»). Главные положения эстетических деклараций Толстого. Формирование новой авторской позиции в «народных рассказах» и в «Исповеди». Толстой – драматург («Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп»).

Взаимосвязь личного и общего в романе «Воскресение» как основной нравственно-философский стержень романа. Сюжетно-композиционные особенности. Поэтика названия. Изображение «воскресения» не как результата, а как процесса, пути, ведущего к «воскресению». Религиозно-философское осмысление личного «воскресения» как направления, к которому устремлен «путь жизни» заблуждающегося человека. Жанровое своеобразие романа («роман-трактат», «роман-эксперимент», «роман-пролог»).

Поэтика поздней повести Толстого. «Исследовательский», «экспериментальный» характер «аналитической» повести писателя. Сочетание художественной образности и публицистичности. Жанровая динамика повестей Толстого. Интенсификация сюжетной линии в связи с акцентированием процесса прозрения героя, «романизация» повести. Особенности героя и сюжета повестей «Холстомер», «Крейцерова соната». Переосмысление традиций житийной литературы в «Отце Сергии». Притчевое начало повести «Смерть Ивана Ильича». Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Архетипические мотивы «После бала». Повесть «Хаджи-Мурат», жанровое новаторство.

Русская религиозная философия о позднем творчестве Толстого (С. Булгаков, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев).

Мировое значение Толстого – художника и мыслителя.

Народническая литература

Народничество как общественное течение: идеологические основы (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, Н. К. Михайловский) и разновидности. Литературная критика народничества: Н. К. Михайловский и А. М. Скабичевский. Пореформенная российская деревня – общая тема произведений Н. И. Наумова, П. Д. Нефедова, П. В. Засодимского, Н. Н. Златовратского, Н. Е. Каронина-Петропавловского, С. М. Степняка-Кравчинского, А. О. Осиповича-Новодворского, А. И. Эртеля. Социалистические упования и идеализация патриархального общинного мира русского крестьянства в их произведениях. Развитие идей революционного народничества в произведениях С. М. Степняка-Кравчинского. Народническая литература в литературном процессе 1870-х годов: полемика с идеями народничества в произведениях Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова.

Творчество Н. С. Лескова (1831–1895)

Литературная судьба Н. С. Лескова: восприятие современниками Лескова как «типичника» и «писателя-анекдотиста». Значение романа «Некуда» и статьи о петербургских пожарах для литературно-общественной репутации писателя. М. Горький о Лескове как о «творце священного писания о родной земле». Творчество Лескова в современном литературоведении. Проблема текста как центральная для лескововедения.

Творчество Лескова 1860-х гг. Участие в литературной и общественной полемике. Лесков и очеркисты-шестидесятники (интерес к привычному, случающемуся многократно как стилевая доминанта литературы 1860-х гг., статичные средства создания художественного образа, «лоскутность», сказовость и пр.). Сюжетно-композиционные особенности произведений «Овцебык», «Житие одной бабы». Повесть Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

«Антинигилистический» роман «Некуда». Эволюция мировоззрения и творчества Лескова в 1870–1890-е гг. «Хроники» в творчестве писателя («Соборяне», «Захудалый род»). Усиление критического пафоса по отношению к исторической Церкви («разладил с церковностью») и приближение к религиозной проповеди Л. Толстого в конце 1880-х гг. (радикальное противопоставление «церковных» понятий «евангельским», пропаганда христианства в форме внецерковной и даже внеконфессиональной и пр.). Рассказ «На краю света». «Мелочи архиерейской жизни». Лесков и религиозно-философские искания современников (статьи «Граф Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский как ересиархи», «О куфельном мужике»).

Поэзия 1870–1890-х гг.

(А. Апухтин, С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов)

Всплеск поэтического творчества в 70–80-е гг. XIX в. Переходный, переломный характер поэзии этих лет. Воздействие романа на лирику (А. Апухтин). Поэзия революционных народников (П. Лавров, Н. Морозов и др.). Поэты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). «Образотворчество» и поиск новых поэтических форм в творчестве поэтов конца XIX века. Выражение настроений эпохи «безвременья» в лирике С. Я. Надсона. Мотивы скорби, уныния, усталости, сочувствия страдающему «брату». Некрасовская традиция. Тема назначения поэта и поэзии. Стихотворение «Песни Мефистофеля». Опыты поэмы на историко-христианские темы: «Иуда», «Христианка». Своеобразие литературной репутации (резкое неприятие элитой модернизма, упреки в сниженном уровне стиховой культуры). Христианские мотивы в поэзии К. Фофанова.

Творчество В.Г. Короленко (1853–1921)

Теоретическое обоснование В. Г. Короленко «синтетического» метода изображения. Современные исследователи о творческом методе писателя. Художественное воплощение проблемы народного характера в рассказах Короленко: проблематика и поэтика рассказа «Сон Макара» (идейный замысел; «момент перелома» (Г. А. Бялый) как композиционный принцип, «двоемирие» как основа повествования, роль пейзажа, метафоричность стиля и символика, идейно-композиционная роль финала); рассказы о «вольных людях» («Убивец», «Федор Бесприютный», «Соколинец», «Марусина заимка»): тургеневские традиции и новаторство; категория «возможной реальности» в поэтике рассказов Короленко; формы выражения авторской позиции: образ повествователя, сюжетно-композиционные средства, пейзаж и т. д.; идейно-художественное своеобразие рассказа «В дурном обществе»; образы людей из народа и идейно-эстетическая позиция автора в рассказах «Лес шумит» и «Река играет» (романтизация пейзажа, лирическое начало, своеобразие психологизма, роль фольклорных элементов).

Творчество А. П. Чехова (1860–1904)

Чехов как крупнейший представитель русской прозы и драматургии конца XIX в. Периодизация творческого пути. Ранний период творчества. Сотрудничество в юмористических журналах. Сборники рассказов (принципы объединения произведений, основные темы). Система жанров в раннем творчестве писателя. «Сценки» как главное художественное достижение Чехова-юмориста. Жанровое своеобразие сценок («Ванька», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник» и др.). Место «серьезного этюда» в жанровой динамике ранней прозы Чехова («Горе», «Холодная кровь», «Первый любовник»). Повесть «Драма на охоте».

Своеобразие чеховской прозы конца 1880 – начала 1890-х годов. Новая эстетическая позиция писателя («Огни»). Варианты современных интерпретаций повести «Степь». Оппозиция «человек и мир» в произведениях писателя со «степным» сюжетом. «Импрессионистичность» прозы Чехова. Особенности авторской позиции («Припадок»). Экзистенциальное начало «Скучной истории». Чехов и Толстой: тематическая перекличка, полемика, общность духовных исканий. Повесть «Дуэль» как завершение творческих исканий Чехова середины 80-х – начала 90-х годов. Значение поездки на Сахалин; своеобразие книги «Остров Сахалин». «Дуэль» и русская классическая романная традиция.
Поэтика сюжетосложения прозы «зрелого» Чехова. Отказ от традиционных художественных принципов, от прежней сюжетности. Рассказ о «несуществующем» или несостоявшемся действии. Произведения о «несвершившемся человеке» («Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»). Сюжет «открытия» и сюжет «прозрения» («Дама с собачкой», «Учитель словесности», «Скрипка Ротшильда» и др.). «Открытость» финалов. Чеховские принципы художественного обнаружения скрытого драматизма жизни. «Поэтика бесконечно малых величин» (Г. Бялый). Роль подтекста в художественной передаче «общего чувства жизни», «эмоциональной квинтэссенции бытия».

Пьесы Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии. Чехов и европейская «новая драма» его времени. «Иванов» как итог раннего творчества писателя и художественная «лаборатория» драматурга. Жанровое своеобразие чеховских водевилей («Медведь», «Свадьба», «О вреде табака»). Драматургическое новаторство писателя в «Чайке», «Дяде Ване», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый тип героя («обыкновеннейший человек») и своеобразие системы персонажей («ее децентрализация»). Чеховское понимание драматизма бытия и природа конфликта в пьесах писателя. Поэтика внешне ослабленного сценического действия. «Лиризация» драмы (роль лирического «подводного течения»). Принцип соединения драматического и комического. Новый тип театральной условности. Эстетическая функция ремарок в драме Чехова. Жанровое своеобразие чеховских пьес. Чехов и Художественный театр. Связь драматургии и прозы писателя (общность проблематики, соотношение текста и «подтекста» и пр.). Чехов и мировая литература XX в.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 1104 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...