Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

терминов 4 страница



РАДИМИЧИ – союз восточнославянских племён, обитавших в I тысячелетии в междуречье Днепра и Десны по течению рр. Сожа и Ипути. Примерно в 885 г. при князе Олегевошли в состав Древнерусского государства, а до этого платили дань хазарам. В XII в. населяли часть Черниговских и Смоленских земель. Характерная семилучевая форма височных колецрадимичей позволяет археологам при раскопках определить ареал их расселения.

РАЗНОЧИНЦЫ – принятое в XIX в. название людей разного разряда и звания (преимущественно из купечества, духовенства, мещан), получивших образование и занимавшихся умственным трудом, пополнивших собой интеллигенцию. Разночинцы это достаточно многочисленная межсословная (см.: Сословия) категория населения: врачи и учителя, чиновники и юристы, журналисты и т.п. Из среды разночинцев вышло немало как революционеров, так и вполне благонамеренных и лояльных к власти лиц.

РЕКРУТСКАЯ ПОВИННОСТЬ (рекрутчина) – способ комплектования регулярных войск, обязывавший население податных сословий (крестьян и мещан) поставлять в армию рекрутов, то есть лиц, подлежащих зачислению на военную службу. Установлена Петром Iв 1705 г. Рекрутами пополнялся солдатский состав полевой армии и гарнизонов. Со временем был установлен призывной возраст от 17 до 35 лет. Податные сословия выставляли определённое число рекрутов от своих общин поначалу одного человека от 20-30 дворов. С 1724 г. в мирное время с каждой тысячи подлежали набору от пяти до семи человек, при сложной международной обстановке до 10 человек, а в военное время и более.

РКП (б), Российская коммунистическая партия (большевиков) – одно из промежуточных (с 1918 по 1925 г.) наименований КПСС.

РОД – древнеславянское божество, согласно языческой (см.: Язычество) мифологии, давшее жизнь всему живому. Олицетворяло «мужское начало» плодородия, воплощало единство рода.

РОД – коллектив кровных родственников в первобытном обществе. Объединение людей одного рода составляло родовую общину, которая имела коллективную собственность и вела общее хозяйство. Несколько родов объединялись в племена. Расцвет родового строя продолжался примерно до 10 тысячелетия до н.э.

РОССИЯ – название нашей страны, известное с XV в. и сохранявшееся практически все последующие столетия (включая семь советских десятилетий, когда имя Российская (см.: РСФСР) носила крупнейшая из 15 республик СССР вплоть до настоящего времени. Название греческого (византийского) происхождения. В отличие от Руси Россия изначально это уже не отдельные разрозненные территории, области, города, а единая страна, огромное пространство, на котором, кроме русского, проживает множество других народов. И все они россияне. Становление России как сильной, могущественной державы приходится на время княжения Великого московского князя Ивана IIIи связано с его именем. Женившись на племяннице последнего византийского императора, Иван III объявил себя его наследником и добавил к своему гербу с изображением Георгия Победоносца герб Византии двуглавого орла, который и сейчас является гербом России.

РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) – образована в январе 1918 г. С 30 декабря 1922 г. по 12 июня 1990 г. входила в состав СССР.

РУСЬ – название государственного образования восточных славян, сложившегося в IX в. Со временем распространилось на всю территорию Новгородско-Киевской Руси (см.: Киевская Русь). Под Русью принято понимать объединённые великим киевским князем земли на Среднем Днепре и северо-восточные территории, вошедшие в XI XII вв. в состав Владимиро-Суздальского княжества. Эти земли стали основным ядром будущей России. Одни историки связывают название Русь с обитавшим некогда на реке Рось (притоке Днепра, ниже Киева) племенем рось, другие считают, что оно варяжского (см.: Варяги) происхождения. По их мнению, это слово пришло из Скандинавии одновременно с Рюриком. В буквальном переводе с древнешведского Русь воины-гребцы. В этом случае слова летописи о том, что Рюрик, приняв приглашение славян, направился к ним и взял с собой «всю Русь», нужно понимать так, что он взял с собой военную дружину, которая водным путём, «на вёслах», прибыла в земли славян. Со временем и другие управляемые Рюриком восточнославянские территории всё чаще стали называть Русью, а её жителей русичами, русинами, а позднее русскими. Но сами русские понимали слово «Русь» иначе: светлая земля. Ведь издавна русый означало светлый. Примерно с XIII в. различали собственно Русь (позднее Великую Русь), Малую Русь (Украину), Белую Русь (Белоруссию), Червонную Русь(Галицкую), Чёрную Русь и др.

САМОДЕРЖАВИЕ – монархическая форма правления в России, при которой верховная власть принадлежала царю, императору. Именно в их руках были сосредоточены высшие законодательные права, верховное руководство центральными и местными учреждениями и органами управления, назначение на ключевые военные и гражданские посты, ведение финансами, вынесение судебных приговоров по особо важным делам и т.д. Самодержавие в России развивалось от сословно-пред-ставительной монархии, ограниченной Боярской думой и Земским собором (XVI XVII вв.), к абсолютизму (XVIII начало XX вв.). Пало в результате Февральской революции 1917 г.

САМОЗВАНСТВО – присвоение чужого имени и звания выходцами из низших слоев русского общества, преследовавших социальные, династические, иногда корыстные, мошеннические цели. Часто в самозванстве находил выражение протест народных масс, принимавший наивно-монархическую окраску. Широкое распространение именно в России самозванство получило из-за доброты и доверчивости народа. Как правило, самозванцы появлялись в моменты обострения социально-экономической ситуации в стране, ухудшения жизни народных масс (войны, голод, неурожаи, рост податей и т. д.). Первый известный самозванец Лжедмитрий I, выдававший себя за убитого в 1591 г. царевича Дмитрия. Вскоре после его убийства появился Лжедмитрий II («Тушинский вор»), а в 1611 г. Лжедмитрий III в Псковской земле, некий Сидорка.

СВОД ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ – собрание законов, действовавших в Российской империи. Подготовка и издание 15-томного Свода осуществлены под руководством М.М. Сперанского и были составной частью предпринятой по его инициативе кодификации законов. Обнародован в 1833 г. и вступил в силу в 1835 г. По сути представлял собой целенаправленную (с учётом реалий эпохи) выборку из 45-томного Полного собрания законов Российской империи (1649 1825 гг.) с добавлением последующих правовых актов. В общей сложности насчитывал около 40 тыс. статей, но в дальнейшем издавался с дополнениями.

СВОД ЛЕТОПИСНЫЙ – одна из форм русских средневековых историко-литературных сочинений. В Своде летописном погодно излагались события русской истории и давалось толкование исторического процесса с точки зрения правящих классов. Первые Своды летописные были составлены в XI в. в Киеве и Новгороде. Последние были составлены в XVIII в. Своды летописные включали различные литературные повести, сказания, поучения, разрядные записи, дословные предания и др. Своды летописные отражали политическую и культурную жизнь Руси.

«СЕМИБОЯРЩИНА» (седьмочисленные бояре) – боярское правительство в России в период Смуты (1610 1612 гг.). В его состав входили семь знатных бояр во главе с князем Ф.И. Мстиславским.

СМЕРДЫ – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В исторической науке существуют три точки зрения по вопросу о том, какой слой древнерусского общества обозначался термином «смерды»: 1) вся масса сельского населения. Постепенно из свободного крестьянства оно становится зависимым; 2) только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; 3) особая группа зависимого полусвободного населения. Положение смерда было двойственным. В отличие от раба смерд имел семью и имущество, платил штраф за проступки. Но юридически не был полноправным.

«СОЛЯНОЙ БУНТ» – крупное восстание в Москве в 1648 г. Одним из поводов послужило увеличение налога на соль.

СОСЛОВИЯ – социальные группы людей, занимающие определённое общественное положение. Имеют закреплённые обычаем и законом и передающиеся по наследству права и обязанности. Сословия обычно существуют в иерархических обществах, для которых характерны сословное неравенство, деление на привилегированные (дворянство, бояре, духовенство, казачество) и непривилегированные (крестьяне, ремесленники, купцы, мещане) сословия. Последние подлежали телесным наказаниям и платили подушную подать, отчего назывались также податными сословиями. Зарождение сословий относится к периоду Киевской Руси. В XV XVII вв. сословная структура российского общества интенсивно развивается. В основе её лежало несение одними сословиями службы, а другими тягла как обязательной повинности в пользу государства. Сословная организация общества была юридически оформлена Соборным уложением 1649 г. Однако реально сословная система сложилась гораздо позднее. Классик русской исторической науки С.М. Соловьёв имел все основания утверждать, что понятия о сословном единстве, об общих сословных интересах в России долгое время не существовало. «Боярин не имел ничего общего с окольничим, тем менее с думным или простым дворянином, ещё менее с сыном боярским; сколько чинов, столько отдельных кругов, не связанных друг с другом. Жили розно, «особе, кождо с родом своим». Действительно, при отсутствии сословного интереса господствовал один интерес родовой... в соединении с чиновным началом...» Соловьёв убедительно показал, что родовое единство препятствовало единству сословному. В качестве примера историк привёл сохранившийся до петровских времён обычай, по которому опала распространялась не только на виновного, но и на его родичей. Так, Пётр Iза ослушание повелел привлечь ряд молодых дворян к тяжёлым строительным работам на набережной Мойки в Санкт-Петербурге. К удивлению царя, в числе наказанных он обнаружил заслуженного военачальника адмирала графа Ф.М. Апраксина, который, сняв мундир, вместе со всеми вбивал сваи. На вопрос Петра, как он тут оказался, Апраксин ответил: «Государь! Здесь бьют сваи мои племянники и внучата; а я что за человек? Какое имею в роде преимущество?» Таким образом, Апраксин дал понять царю, что эта работа унижает его родовое достоинство. В период абсолютизма происходит консолидация сословий. Со второй половины XIX в. сословные различия в России постепенно отмирают, но сами сословия, их градация и сопутствующие им пережитки сохраняются ещё долгое время до начала XX в. После Октябрьской революции был принят декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (от 10 ноября 1917 г.).

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МО-НАРХИЯ – форма феодального государства, при которой относительно сильная власть монарха сочеталась с наличием сословно-представительных органов, обладавших совещательными, финансовыми, иногда законодательными функциями. Сложилась к середине. XVI в. с образованием Русского централизованного государства. Высшим сословно-пред-ставительным органом был Земский собор (первый в 1549 г.), имевший законосовещательный характер; состоял из Освещенного собора и Боярской думы, представителей московского и уездного дворянства, купечества и посадских людей. В соборах 1611 1613 гг. участвовали представители служилых людей по прибору и государственных крестьян. Созывались соборы по инициативе правительства. На рассмотрение соборов выносились все важные вопросы внешней и внутренней политики. Время особой интенсивности в деятельности соборов время обострения классовой и внутриклассовой борьбы, слабость центральной государственной власти. По мере укрепления царской власти соборы собирались все реже: последний полный собор собрался в 1653 г. Органы местного управления, формировавшиеся по сословному признаку, появились ранее Земских соборов: в конце XV в. введено участие «лучших мужей» посадского и черносошного сельского населения в суде у наместников. В конце 30-х гг. XVI в. началась губерная реформа (завершилась в середине 50-х), передавшая в руки представителей местного дворянства сыск и суд по важнейшим уголовным делам. В середине XVI в. была проведена земская реформа Ивана IV (органы земского самоуправления закрепились впоследствии в некоторых областях, в частности, на Севере и в поволжских городах). Особенностью сословно-пред-ставительной монархии в России было преобладание центральной государственной власти самодержавия, опиравшегося на быстро развивающиеся центральный (система приказов с середины XVI в.) и местный бюрократический аппарат. Со 2-й половины XVI в. на смену наместникам приходят воеводы, сконцентрировавшие в 1-й половине XVII в. всю административную, судебную, исполнительную власть на местах и полностью подчиненные приказам. Значение органов местного самоуправления падает. Со 2-й половине XVII в. начинается формирование русского абсолютизма.

Социализм – 1) название ряда учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; 2) общественный строй, воплощающий эти принципы.

ТИВЕРЦЫ – союз восточнославянских племён, живших по Днестру и близ устья Дуная. Около середины X в. вошли в состав древнерусского государства. В конце XI начале XII столетий под натиском кочевников (см.: Степняки) ушли в более безопасные северные районы. Упомянуты в «Повести временных лет».

ТИУН – княжеский или боярский слуга, управлявший феодальным хозяйством в Древней Руси в XI XVI вв.

ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – крестьяне, обязанные нести тягло в пользу государства в XV начале XVIII вв. Подразделялись на черносошных крестьян и частновладельческих. После введения подушной подати податные.

У

УДЕЛЬНЫЕ КНЯЖЕСТВА (от слова «уделять») – составные части крупных княжеств в XII XV вв., по сути доли членов княжеской фамилии в родовом имении. Великий князь (владимиро-суздальский, галицко-волынский, черниговский и др.) отдавал своим подросшим сыновьям во владение и управление часть земель с двумя-тремя, а то и несколькими городами. Дробление продолжалось примерно по такой же схеме: от удельного отходили более мелкие княжества, а из последних образовывались совсем уже крохотные. Этот процесс характерен для длительного периода политической раздробленности на Руси. Номинальная зависимость от великого князя не мешала удельным князьям проводить самостоятельную политику, иметь своё войско, чеканить монету и т.д. Существовали до XVI в. Формирование Российского централизованного государства положило удельным княжествам конец. Последнее из них Углическое ликвидировано после смерти царевича Дмитрия Ивановичам в 1591 г.

УДЕЛЬНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – категория крепостных крестьян в XVIII первой половине XIX вв., принадлежавших императорской фамилии. Ими стали дворцовые крестьяне, переданные в 1797 г. в состав специально учреждённых для содержания членов царского дома уделов. В начале XIX в. количество удельных крестьян, живших на так называемых удельных землях, приближалось к 464 тыс. человек. Их положение немногим отличалось от положения крестьян, принадлежавших помещикам: они платили оброк, несли государственную повинность, а, кроме того, выполняли и определённые работы в пользу уделов. Находились сначала в ведении Департамента уделов, а с 1826 г. Министерства императорского двора. Личную свободу получили в 1858 г., а в 1863 г. наделены землёй на основании обязательного выкупа (в среднем на душу мужского пола приходилось около 5 десятин).

УЕЗД – административно-территориальная единица, известная на Руси с XIII в. Уезд состоял из города и подчиненных ему волостей. Первоначально им управлял княжеский наместник, с начала XVII в. воевода. С начала. XVIII в. уезд составная часть губернии. С 1755 г. уезд стал низшей административной, судебной и финансовой единицей с числом жителей 20 30 тыс. лиц мужского пола. Полицейско-административную власть в уезде осуществлял исправник начальник уездной полиции. К 1917 г. в России насчитывалось до 800 уездов. В СССР уезд были упразднены в 1923 1929 гг. в связи с проведением районирования на основе нового административно-территориального деления; в Латвии уезды просуществовали до 1949 г., в Эстонии и Литве до 1950 г.

УЛИЧИ – одна из племенных групп восточных славян, обитавшая, согласно «Повести временных лет», в Нижнем Поднепровье, на берегах реки Буг и Чёрного моря. С середины X в. в составе Древнерусского государства. Позднее вместе с тиверцами под натиском кочевых племён переселились на север.

УРОЧНЫЕ ЛЕТА – в XVI XVII вв. срок, на протяжении которого владельцы беглых крестьян имели право подать иск об их возвращении. По указу от 24 ноября 1597 г. устанавливался пятилетний срок сыска беглых, который Уложением 9 марта 1607 г. увеличивался до 15 лет. Но практически действовал прежний указ, поскольку поимка требовала больших расходов, а казна из-за потрясений Смуты была пуста. В 1637 г. под давлением дворянства увеличены до девяти, а в 1641 г. до 10 лет, причём для крестьян, вывезенных другими владельцами, срок сыска устанавливался до 15 лет. Соборное уложение 1649 г. узаконило бессрочный сыск беглых крестьян, навечно закрепляя их за владельцами, то есть окончательно превращая зависимых крестьян в крепостных. Во 2-й половине XVII в. в некоторых случаях проведение в жизнь отмены Урочных лет.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – представительное, парламентское учреждение, депутаты которого были избраны в ноябре декабре 1917 г. на основе всеобщего избирательного права. Идея его созыва выдвигалась ещё в годы Первой российской революции 1905 1907 гг., однако необходимость этого стала очевидной после Февральской революции. Учредительное собрание должно было установить форму правления в России и выработать конституцию. Подготовка к нему велась Временным правительством и находила поддержку широких народных масс и основных революционных (включая большевиков), демократических и либеральных партий страны. Пришедшие к власти в результате Октябрьской революции большевики не отказались от этих планов, и даже первое советское правительство, Совет Народных Комиссаров (СНК), считалось временным до созыва Учредительного собрания. Однако получившие лишь 24% мест большевики не только затягивали его открытие, но готовы были похоронить и саму идею собрания. Правда, внутри большевистской партии имелась группа (Л.Б. Каменеви др.), не согласная с подобным решением, но В.И. Ленинбыл настроен на разгон Собрания, так как понимал, что проводить через этот орган власти свою политику большевикам не удастся. 11 декабря 1917 г. по обвинению в подготовке государственного переворота в день открытия Учредительного собрания были арестованы видные кадеты. На открывшемся 5 января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде Учредительном собрании имели значительный перевес правые эсеры, которые на выборах получили наибольшую поддержку. Крестьяне основная часть и населения, и избирателей голосовали за эсеров, видя в них защитников и проводников своих интересов. Эсер В.М. Черновбыл избран председателем собрания. Оно отменило декреты советской власти и отказалось признать законность временного рабоче-крестьянского правительства, а также принять зачитанную Я.М. СвердловымДекларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, утверждённую ВЦИК. Большевики и их сторонники левые эсерыво главе с М.А. Спиридоновойоказались в меньшинстве, но не собирались добровольно расставаться с властью. Предвидя, что ситуация сложится не в пользу большевиков, Ленин заранее наметил сценарий, по которому они должны были действовать. Депутаты получили возможность свободно выговориться, а большевики и левые эсеры покинули зал. По приказанию наркома (см.: Наркоматы) по морским делам П.Е. Дыбенко в 5 час. утра работа Собрания была грубо прервана. А.Г. Железняков, возглавлявший полупьяных матросов, которые формально несли вооружённую охрану, а на деле всячески мешали ходу заседания, произнёс свою сакраментальную фразу: «Караул устал». Собрание успело провозгласить Россию демократической федеративной республикой, но этот акт не получил юридической силы, так как ВЦИК распустил «Учредиловку». 6 января депутатов не допустили в зал заседаний. Несколько сотен безоружных демонстрантов пытались протестовать, но по ним по приказу большевистского политического и военного руководства был открыт огонь. III съезд Советов, проходивший 18 19 января, принял решение исключить из советского законодательства любые упоминания об Учредительном собрании и ссылках на него. Многие депутаты подверглись аресту, а затем были расстреляны. Оставшиеся в живых летом 1918 г. образовали Комитет членов Учредительного собрания Комуч.Но попытка установить в провинции парламентскую республику и противопоставить её диктатуре большевиков в центре России оказалась неудачной. Полицейская акция большевиков, по мнению целого ряда историков, способствовала развязыванию Гражданской войны в стране. Ведь многие люди взялись за оружие, привлечённые лозунгом защиты Учредительного собрания, веря, что его можно возродить. Позднее судьбу Учредительного собрания в какой-то степени повторили Советы. Правда, они были низведены до уровня декоративных придатков власти без особого шума, тихо и мирно.

ФЛЕШЬ – полевое фортификационное сооружение, образующее угол, обращенный вершиной к противнику.

Феодализм – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они отдают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал «держит» землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно ограничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано религиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организованное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму.

ХОЛОПЫ – наиболее бесправная категория зависимого населения на Руси и в России X начала XVIII вв. По своему положению близки к рабам (не имели собственности, могли быть проданы или подарены хозяином). Но жизнь холопов защищалась Церковью, безнаказанно убить их владелец не мог. Холопы это в прошлом воины, взятые в плен; люди, попавшие в безвыходное положение и вынужденные добровольно пойти в кабалу (самопродажа); злостные должники; преступники; женщины, вышедшие замуж за холопа, или мужчины, женившиеся на холопке. Наделённые землёй холопы мало чем отличались от крепостных крестьян. В XVI—XVII вв. холопами называли себя и свободные люди (даже бояре и дворяне) при обращении к царю или при подаче челобитных (см.: Челобитная) на его имя. С введением в 1722 г. подушной подати слились с крепостными крестьянами. С XVII по первую половину XIX столетия холопами называли дворню крепостную прислугу в помещичьем доме.

ЦАРЬ (от латинского названия римских и византийских императоров – цезарь) – принятый в России, начиная с Ивана IV(1547), титул монархов. С 1721 г., когда Россия обрела статус империи при Петре I, заменён титулом император.

ЦЕЛОВАЛЬНИКИ – выборная должность в XV XVIII вв., при вступлении в которую дают присягу и «целуют» крест, после 1754 г. сохранились только кабацкие целовальники, превратившиеся в служителей откупщиков или продавцов в кабаке, их продолжали до XX в. называть целовальниками.

ЦЕНЗУРА – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. Складывалась в России с начала XVIII в.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, состоящее из ранее разрозненных земель и объединённое под сильной властью. Как и в других странах, складывалось на основе политического и экономического объединения, но в России первое заметно опережало последнее. В этом состоит особенность централизации на Руси, происходившей с XIV по XVI в.

ЦЕНТРИСТЫ – представители течения внутри социал-демократии, выступавшие против классовой борьбы, политического экстремизма, диктатуры пролетариата. В отличие от большевиков занимали не пораженческие, а оборонческие позиции в период Первой мировой войны. Представление о взглядах центристов даёт политическое поведение Л.Д. Троцкогодо Февральской революции. Он не соглашался с радикально-настроенными большевиками, но не принимал и умеренной программы поддержанных им на II съезде РСДРП меньшевиков с их парламентаризмом, ориентацией на реформы, а не на революцию. Подобная линия типична для центристов.

ЦЕНТРОБАЛТ – координационный комитет Балтийского флота в мае 1917 марте 1918 г. во главе с большевиком П.Е. Дыбенко. Без санкции Центробалта ни один приказ не имел силы. Сыграл громадную роль в революции 1917 г. Был распущен в связи с организацией Совета комиссаров Балтийского флота.

ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) СССР – высший орган государственной власти СССР в 1922 1936 гг. Осуществлял свои функции в промежутке между всесоюзными съездами Советов. Существовал до 1938 г.

ЦКК (Центральная контрольная комиссия) – высший орган партийного контроля в 1921 1934 гг. В 1923 г. был создан новый объединённый, партийно-государственный орган ЦКК РКИ (Центрально-контрольная комиссия и Рабоче-крестьянская инспекция) во главе с В.В. Куйбышевым.В 1934 г. на XVII съезде партии (см.: Съезды КПСС) преобразован в Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП (б), а на XIX съезде КПСС в 1952 г. в Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. ЦКК должна была принимать меры по ликвидации внутри партии фракций и группировок, деятельность которых шла вразрез с её генеральной линией.

ЧЕЛОБИТНАЯ – письменное прошение в XV начале XVIII вв. Его податель (челобитчик), передавая бумагу приказным чинам, «бил челом», то есть, стоя на коленях, кланялся, касаясь при этом лбом земли. Тем самым он выражал своё отношение к царю, на имя которого составлял челобитную и на чьё справедливое решение рассчитывал.

ЧЕЛЯДЬ – собирательное название в Древней Руси зависимых от владельцев вотчины или помещиков людей (холопов и др.). В России XVIII XIX вв. имело примерно то же значение, что дворня, слуги, дворовые люди.

ЧУДЬ (чухонцы) – древнерусское название эстов (эстонцев), а также племён, живших по берегам Онежского озера и рекам Онеге и Северной Двине.

Ш

ШАПКА МОНОМАХА – венец, регалия русских великих князей и царей. Один из символов самодержавия в России. Шапка Мономаха представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом. Легенда о присылке Шапки Мономаха в числе других регалий византийским императором Константином Мономахом своему внуку великому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху возникла в конце XV - начале XVI вв. в связи с объединением русских земель вокруг Москвы и образованием единого Русского государства и явилась составной частью политической теории о «Москве - третьем Риме». Шапкой Мономаха впервые Иван III Васильевич венчал на престол своего преемника Василия III, Иван IV Васильевич венчался Шапкой Мономаха на царский престол, при нем содержание легенды о Шапке Мономаха получило отражение в резьбе на «царском месте» Успенского собора Московского Кремля. В 1721 г. значение коронационного венца переходит от Шапки Мономаха к императорской короне.

ШАХТИНСКОЕ ДЕЛО – судебный процесс по делу мифической контрреволюционной организации, состоявшийся 18 мая 5 июля 1928 г. в Москве. Группу инженеров квалифицированных специалистов досоветской школы ложно обвинили в попытке сорвать социалистическую индустриализацию, вредительской деятельности в Шахтинском и других районах Донбасса. Честно и самоотверженно трудившимся людям приписали саботаж, получение указаний и денег из-за границы. В приговоре указывалось, что они ставили целью разрушить важнейшую топливную базу СССР. Эти чудовищные измышления понадобились для того, чтобы аварии, затопления, пожары, многочисленные несчастные случаи, выход из строя механизмов, вентиляции и т.п., происходившие, как правило, из-за спешки, плохого состояния шахт, несоблюдения техники безопасности или же преступной халатности, списать на «буржуазных интеллигентов», которые будто бы в силу своей «классовой природы» и беспартийности не могут не быть врагами советской власти и социализма. В результате судебного процесса 49 профессионалов своего дела были осуждены: пятеро из них приговорены к расстрелу, а остальные к различным срокам заключения. Шахтинское дело положило начало многочисленным судебным процессам по обвинению «разоблачённых саботажников». Дипломированные специалисты высокого класса отстранялись от работы под самыми невероятными и надуманными предлогами. Кампания по их увольнению приняла в конце 1920 начале 1930-х гг. массовый характер. Причём выяснилось, что около 80% не только среднего, но и руководящего звена советских чиновников работали ещё при старой власти. На место репрессированных или в лучшем случае лишённых гражданских прав и уволенных набирались новые кадры рабоче-крестьянского происхождения.





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 369 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...