Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Литвинов Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX – начало XII в.). Спб., 2000



Место Болгарии и болгар в культурном преображении Руси

Нет данных об официальных отношениях Руси с Болгарией вплоть до походов Святослава. Но были торговые связи. Войны Болгарии с Византией могли затруднять торговлю русов с византийцами, но не могли помешать торговым операциям русов на Дунае, в частности, в Переяславце. С 968 г. Святослав вмешался в дела Болгарии, последова­ли до лета 971 г. его войны с Византией на болгарской земле. Конечно, князь общался с духовенством и книжниками Болгарии. Он мог при­везти в Киев в 969 г. для матери… славяноязыч­ные книги (например, Изборник Святослава 1073 г.), мог доставить и группу болгарских книжников добровольно или невольно... Но нельзя забывать о том, что Русь была вплоть до 988-989 гг. языческой страной и ее официальные культурные отношения с Болгарией в духовной сфере были по необходимости ограниченными. Подлинно плодотворными культурные связи Руси с Византией стали после принятия Русью крещения. Они каче­ственно изменились. Именно тогда Русь освоила главные ценности ви­зантийской цивилизации.

Встает, однако, кардинальной вопрос - служила ли непосредствен­ным источником воспринимаемых Русью духовных ценностей сама Византия или же этот процесс совершался через «болгарскую призму», преломившую и адаптировавшую элемен­ты византийской цивилизации в формы, приемлемые для славян…

Камнем преткновения при изучении этой проблемы являются: во-первых, единство литературного старославянского языка, распростра­ненного в Болгарии, а затем - с ее участием - также на Руси, и, во-вторых, крайняя скудость известий о русско-болгарских контактах в X в., так как большую часть этого столетии Болгария находилась в со­стоянии почти непрерывной борьбы с Византийской империей (исключая 927-965 гг.).[3]

…Болгарские исследователи справедливо подчеркивают, что Болгария передавала Руси не только византийские, но и собственные культурные ценности, созданные в «Золотой век» болгарской культуры в конце IX – начале X вв. Справедливо также утверждение, что византийцы толкова­ли принятие от болгар христианства как переход в подданство империи, и поэтому царь Борис так упорно добивался и, в конце концов, добился факти­ческой независимости болгарской церкви. Подобного рода опасения с самого начала совершенно не беспокоили русского князя: церковной зависимости от империи здесь изначально не придавалось серьезного значения, так как она никогда не могла претвориться в политическую.

Для христианизации населения огромной страны были срочно и од­новременно нужны тысячи священников и еще больше самых необхо­димых богослужебных книг. Все это…могли дать Руси только болгары, причем - только при организующей (не без на­силия) роли византийского императора…. Болгарских книжников направляли туда скорее всего по воле императора, недобровольно, как пленников. Подобные меры …в отношении Руси представлялись еще более целе­сообразными потому, что миссионеры-болгары были тогда единоязычными с русскими.

…Сообщение летописи, что Владимир увел из Херсо­на попа Анастаса и других духовных лиц,[4] в затем группу их привезла с собой и Анна, не дает права на заключение, что именно эти люди были причастными и к славяноязычной книжности и что ими вообще огра­ничивался первоначальный круг духовенства на Руси. Трудно себе представить, чтобы византийская сторона не представляла себе масштабы потребностей Руси в грамотном духовенстве и не предусматривала (вмес­те с Владимиром) никаких мер для удовлетворения этих потребностей…

С 1001 г. не было препятствий к общению русов с духовенством Се­веро-Восточной Болгарии, а с 1097 г…также и с церковью Западной Болгарии. Но эти связи установились тогда, когда обучение грамоте на Руси было уже налажено Владимиром и успешно развивалось при Ярославе. По­этому я и заключал, что в период становления древнерусской культуры влияние болгар на Русь осуществлялось преимущественно по неофици­альным каналам...

С середины XI в. русские книжники были уже в состоянии созда­вать собственные оригинальные сочинения - такие, например, как уже упомянутое знаменитое «Слово о законе и благодати» Илариона, ано­нимное житие Бориса и Глеба, житие Феодосия Печерского и «Чтение» о Борисе и Глебе Нестора, и др. В конце XI в. оформилась столь ярко оригинальная отрасль древнерусской литературы, как летописание.

Специфически местные акценты в переводных памятниках визан­тийской литературы, пришедших на Русь непосредственно из империи или через южнославянское посредство, прослеживаются уже в XI в.; накапливавшиеся элементы смысловой, стилистической и граммати­ческой переработки переводных византийских памятников постепенно превращали их из произведений иноземной литературы в явления ак­туальной культурной жизни Древней Руси.3

Итак, можно сказать, что вклад Византии был решающим в креще­нии Руси и минимален - в передаче ей славянской грамоты, тогда как, наоборот, заслуги Болгарии были далеко не определяющими в утверж­дении на Руси христианства, но решающими - в распространении сла­вянской грамоты. При этом официальными культурные связи Руси были главным образом с Византией, а неофициальными - с Болгарией…





Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 910 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...