Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сфера жизненных тем



Бытие символично, ибо осмысленно, и, стало быть, мы можем говорить о его четко очерченной структурности, композиционности. Сама жизнь как движение, как процесс, разворачивающийся в пространстве и времени, наглядно осуществляется в знаках, обозначениях и циклических фазах. Поэтомув любом, самом изощренном хитросплетении ее сюжетных линий всегда проступает определенная тема. Бытие по сути своей тематично. На чтобы ни упал наш взгляд, чтобы ни уловило ухо, о чем бы мы ни подумали, мы всякий раз встречаемся с темой, проявившейся в том или ином знаке, и проявившейся вполне закономерно.

В определенные периоды нашей жизни последовательно включаются те или иные актуальные темы. Я однажды родился, и можно сказать, я исполнил вариацию на тему своего прихода в этот мир. Затем я исполню вариации на тему образования, женитьбы, партнерства, призвания… пока, в конце концов, я не исполню вариацию на тему ухода из мира.

Ниже мы рассмотрим двенадцать тем, традиционно соотносящимися с известными домами астрологического символизма, которые исчерпывающе описывают все символическое пространство нашей жизни. Через них мы получаем простой доступ к постижению символической реальности, минуя опасность застрять в той путанице, которая возникает, когда мы начинаем интересоваться скрытыми смыслами тех или иных явлений.

Система домов делает космограмму собственно гороскопом, показывая, в какой области жизни осуществляются динамические принципы как события. Собственно говоря, здесь мы имеем дело с двенадцатью смысловыми акцентами, последовательно воспроизводящимися в нашей жизни. Их называют еще астрополями, полями гороскопа. Манилиус (Д. А. Холмс. Ключи ко всему. М., 1998) называл их "храмами" или "замками".

Современная астрология, наполняя пространство полей психологическим содержанием, представляет их в виде самодостаточных, хотя при этом и взаимозавязанных друг на друге смысловых структур.

ПОЛЕ 1

Тема "Я". "Я сам". "Я существую".

Отражает индивидуальность, личные особенности, внешность, манеру поведения, конституцию, витальность, ощущение собственного "Я". Первая тема определяет особенности умственной деятельности и характера в целом, и потому представляет собой реализацию личности в импульсивном и спонтанном проявлении, зачастую предопределяя ее профессиональные склонности.

Ключевые понятия: самораскрытие, самоидентификация, побуждение, воля, индивидуальность.

ПОЛЕ 2

Тема возможностей. "Я владею". "Я имею".

Вторая тема делает акцент на понятии "ценности". И поскольку ценностями, имуществом могут выступать как материальные объекты, так и душевные свойства, например, такие как собственные идеи, мнения, эго, то вторая тема раскрывается в процессе адаптации индивида к окружающей среде через свойства его ресурсности.

Ключевые понятия: собственность, ощущение собственной ценности, уверенность в собственных возможностях, способность расслабиться и насладиться комфортом, вознаграждение за услуги, прибыль от профессиональной деятельности.

ПОЛЕ 3.

Тема связей. "Я мыслю". "Я сообщаю".

Отражает процесс первичного расширения внутреннего пространства посредством первых контактов, установления информационной связи с миром, использования средств общения.

Данная тема также актуализирует характер общения с близкими родственниками, соседями, братьями, сестрами, управляет поездками на близкие расстояния и начальным образованием. 3-ю тему можно рассматривать как проявление базовой потребности в общении с окружающим миром.

Ключевые понятия: поиск знаний, общение, лингвистические навыки, интеллектуальная адаптация, способность к воспроизведению информации, мышление, рассуждение, ментальная восприимчивость.

ПОЛЕ 4.

Тема происхождения. "Я чувствую". "Я забочусь".

Представляет собой истоки, глубинные корни, родительский дом, первое семейное окружение, родину, сокровенное. Это тема традиции, заботы, преданности, защиты.

В характеристике психодинамического подхода толкуется как базовая безопасность, базовое доверие.

Ключевые понятия: история, традиция, воспоминание, забота, вскармливание, идеал-эго охраняющей и заботливой матери, устои, приверженность к вещам, основа, символ, начало и завершение любого процесса.

ПОЛЕ 5.

Тема влечений. "Я проявляю себя" "Я демонстрирую".

Сюда относятся такие категории как – дети, развлечения, азарт, творческое самопроявление. Для большинства людей принцип творческого самовыражения проявляется в зачатии детей, которое само по себе теснейшим образом сосуществует с принципом удовольствия. Поэтому, уточняя формулировку 5-й темы, можно говорить не о творчестве в его понимании как специфического процесса создания интеллектуального, эмоционального или эстетического продукта, но творческой спонтанности любого сублимированного поведения. Так, например, в применении к пятой теме мы говорим о любовном влечении, но не в физиологически-сексуальном его аспекте, а в сублимированном – романтическом.

Ключевые понятия: романтические чувства, влюбленность, креативная спонтанность, эго-состояние ребенка в терминологии Э. Берна, игра, азарт, развлечение, самодемонстрация, везение, артистизм, удовлетворение, способность превратить работу в игру, беззаботность.

ПОЛЕ 6.

Тема служения.. "Я нахожу свое место". "Я служу".

Принадлежностью данной темы становятся здоровье, работоспособность, эффективное функционирование, служение, обслуживание. Эта тема раскрывается в спиритуальном, мистическом осмыслении служения. Если пятая тема, затрагивающая принцип сублимации, акцентирует его в эго-позиции нарциссического самоудовлетворения посредством другого, то шестая тема доводит сублимированный аспект до степени целомудренности. Разумеется, под таковой не понимается половое самоограничение. Целомудрие есть категория не физиологическая и даже не нравственная, но духовная. Целомудрие, проявляющееся как мудрость собственной цельности, выражает, прежде всего, открытие индивидуального ума надиндивидуальному разуму, впусканию в себя первого проблеска идеи Божественного, которая немыслима без признания того, что в мире есть не только "Я", но есть еще и "Другой". Поэтому шестую тему можно обозначить и как точку перехода от суженной эгоистичности принципа "жизни для себя" к расширенной бытийности "существования для другого". Подобное осуществление как раз и реализуется через практику служения, постижения более утонченного по сравнению с пятой темой наслаждения, которое в конечном итоге, приносит собственная смиренность.

Ключевые понятия: продуктивность, отношение к работе, охотно оказываемые услуги, обязательства, преданность, самоотверженность, верность, эффективность функционирования.

ПОЛЕ 7.

Тема "Ты". "Я заключаю союз". "Мы есть".

Это тема партнерства, супружества, взаимоотношений. С одной стороны, она развивает предыдущую тему, относящуюся к сфере отношений, но с другой, являет собой качественно новую позицию в жизни человека. Если шестая тема вынуждает нас смиренно признать свое подчиненное положение, то седьмая заявляет о характере именно равных отношений. Такова суть жизни – невозможно стать мастером, не пройдя этап подмастерья. И хороший врач не понаслышке знает работу санитара и медсестры.

Ключевые понятия: сотрудничество, взаимодействие, участие, оппозиция, споры, супружество, разделение обязанностей, взаимопомощь, компромисс, конкуренция, гармония, поведение, манеры, социальные взаимоотношения, терпимость к взглядам других.

ПОЛЕ 8.

Тема границ. "Я дохожу до сути". "Я трансформируюсь".

В данном смысловом поле акцентируются категории смерти, сексуальности, тайны, трансформации, денег другого.

Восьмая тема устремляет нас в бездну наших самых глубинных мотиваций, выводя на ту бытийную грань, где происходит соприкосновение с экзистенцией пограничной ситуации – экстремумом человеческого существования.

Это тема смерти. Однако мы осознаем, что смерть может восприниматься как в смысле как физическом, так и символическом. Когда мы говорим о рождении чего-то нового, мы указываем как на непременное условие при этом на умирание, отмирание старого. Рождение ребенка - это смерть плода. Чтобы родился хороший студент, надо, чтобы умер вчерашний школьник. Любая инициация всегда связана со смертью. Поэтому основной акцент восьмой темы – регенерация, трансформация, а также – инициация, посвящение.

Ключевые понятия: глубина, потребность сокровенного сосуществования с другим человеком, обмен сокровенным, взаимовлечение на уровне бессознательного, гипнотизм, сексуальный магнетизм, уничтожение, отделение, сотворение, глубинное зондирование, погружение в экзистенциальные глубины.

ПОЛЕ 9.

Тема Мировоззрения. "Я верю". "Я устремляюсь".

Восьмая тема подводит нас к пограничной ситуации, заставляя соприкоснуться с собственными глубинами, девятая тема побуждает перейти через границу и расширить опыт индивидуального жизненного пространства. Постижение глубины инициирует возможность достижения вершины.

Страдания восьмой темы, способные произвести очистительный эффект мощного катарсиса, просветленно разряжаются в осознание свободы, дарующее небывалую новизну самовосприятия и удивидельную легкость самоприятия. Девятая тема "дальних путешествий" предполагает как телесные перемещения, так и странствия духовные. Здесь она подхватывает и развивает импульс третьей темы, выводящей человека из личностной скорлупы в окружающий мир.

Ключевые понятия: поиск и обретение нового жизненного опыта, экспериментирование с собственной жизнью, развитие, преодоление пределов, исследование новых миров, странствия, соприкосновение с мирозданием, осознанное формирование собственного мировоззрения и миропонимания, расширение сознания, внутреннее озарение, представление о Боге, вероисповедание, личная этика, философия, правосудие, изучение древних культур, публикация, ученая степень, абстрактное мышление.

ПОЛЕ 10.

Тема цели. "Я ощущаю свое призвание". "Я формирую свой авторитет".

Десятая тема актуализируется в профессиональных достижениях, результатах жизненной деятельности, авторитете, престиже, социальном статусе.

Данная тема раскрывает вопрос нашей самореализованности, и она, также как и шестая тема затрагивает понятие профессии. Однако если шестая тема делает акцент на профессии как на работе, подчеркивая ее исполнительский, функционерский аспект, то десятая тема говорит о профессии как призвании и вытекающем отсюда признании.

Это точка нашей социальной экстраверсии, назависимо от нашей характерологической экстравертности или интравертности, подобно тому, как четвертая тема, диалектически противостоящая десятой, глубинно интровертна.

Поэтому в десятой теме звучит мотив достижений. В девятой теме мы постигаем, в десятой – достигаем. Здесь на нас смотрят другие и дают оценку нашей деятельности, являясь своеобразным социальным зеркалом для нас.

Ключевые понятия: рост, зрелость, ответственность, уважение, свершение, старшинство, авторитет, отцовская фигура, мудрость, воздаяние, последствия поступков.

ПОЛЕ 11.

Тема общественности. "Я нахожу друзей". "Я обретаю социальную позицию".

Здесь мы соприкасаемся с понятиями - друзья, социальные связи, идеалы, социальные группы.

Осевой акцент одиннадцатой темы сосредоточен на последствиях наших поступков и стремлении к переменам. Здесь конденсируются наши ожидания, касающиеся нашего места в социуме и того, насколько мы себя мотивируем занять это место. Само же понятие дружбы в пространстве данной темы отличается от романтики отношений пятой темы, восходя к восприятию человечества в целом. Одиннадцатая тема открывает нам перспективы активного расширения для наших устремлений в области разветвленных социальных контактов. Подобная позиция естественным образом соотносится с идеей преобразования мира и непосредственно устремлена в будущее, и адекватной характеристикой такой устремленности является слово прорыв.

Ключевые понятия: надежды, желания, стремления, потребность в улучшении судьбы, группа, совместные действия, единение, товарищество, братство, политические партии, формирование общественного мнения, распространение идей, обмен информацией с окружающими, внезапные озарения, перемены.

ПОЛЕ 12.

Тема уединенности. "Я уединяюсь". "Я один на один с собой".

Позиция двенадцатой темы открывает связь с бессознательным, углубленность, внутреннее, доступы к глубинной памяти, погружает в изоляцию.

Данная тема в жизни человека является одной из самых таинственных, труднопостижимых, так как она непосредственно связана с раскрытием тайн бытия через интенсивное самопогружение, соприкосновение внутри себя с мирами запредельными. Это терминальная точка нашего существования, где замирает всякая социальная активность, где гениальность и безумие сосуществуют по-соседски. Здесь гений и злодейство вполне совместны, ведь недаром в классической формулировке герметической философии данная тема определялась как "дом тайных врагов", и не стоит забывать, что злейшими врагами зачастую для нас становимся мы сами. Большинство людей боится звучания этой темы, потому что она поворачивает их лицом к бездне, отчуждает от мирской конкретики, отождествляемой с реальностью. В трансовых разводах двенадцатой темы обыденная действительность повседневности размывается, дезориентируется, становится зыбкой и отдаленной. Выворачиваемое наизнанку сознание рискует обернуться психотическими мерцаниями потревоженной души. Но, вместе с тем, именно здесь, в беспредельной самоуглубленности сумеречной одиозности пребывает извечный источник, рождающий дар пророчеств, мистическую интуицию, жертвенность и мощь творческого воображения.

Ключевые понятия: всепроникновение, уход, изоляция, заточение, одиночество, освобождение, медитация, личные ограничения, госпитализация, преодоление ограничений, растворение, инобытийность, мистицизм.

Планеты как психодинамические векторы влечений

Вряд ли есть смысл рассматривать планетарный паттерн как некую оторванную от реальности, абстракцию, ибо так или иначе, но любой планетный паттерн проявляется как архетип и влечение, а последнее в астрологической семантике неизменно связано с двумя понятиями – Альмутена и Сигнификатора.

Сигнификатор определяет психологическое отношение к сфере жизни, связанной с домом и выявляет внутренние потенции его возможностей в данной сфере. Таким образом, сигнификатор можно рассматривать как наиболее глубинный, но тем самым, и фундаментальный вектор влечения, устремляющий личность к определенной жизненной теме, обозначенной домом натальной карты.

Являя собой указание на предрасположенность, едва ощутимую, зачастую иррациональную тягу, сигнификатор не всегда прорывается на уровень явной ситуативности, но он, как бы предугатавливает этот прорыв, на который укавзывает альмутен, обеспечивает наиболее оптимальный путь, описывает механику, по которой реализуется осуществление события.

В своей работе "Толкование сновидений" Фрейд высказал идею, что умственные процессы существуют в двух формах, которые были им названы первичной и вторичной.

Вторичная форма представляется как мышление сознательное, отдающее отчет в происходящем,, тестирующее реальность, протекающее в виде дискретных знаков и выражающее себя в словах. Мышление же как первичный процесс проявляется в картинах, образах, импульсах и не привязано к объективной реальности, чему одним из наиболее ярких примеров являются сновидения.

Проецируя указанный принцип на астрологическую семантику, мы можем увидеть, что один и тот же планетарный паттерн сочетает в себе эти две формы – первичную и вторичную, причем первичная предстает как сигнификатор, а вторичная – как альмутен.

Сигнификатор всегда привязан к соответствующему дому и потому является фокусом главного импульса этого дома.

И если дом представить как базовую потребность личности, то сигнификатор обозначит концентрацию этой потребности, то есть влечение – первичный процесс.

Анализ натальной карты становится более продуктивным и приближенным к психодинамическому осмыслению, когда альмутен и сигнификатор учитываются в равной мере, что позволяет увидеть уникальные сюжеты индивидуальной судьбореализации.

Опыт моего психологического консультирования показал, что зачастую, если не сказать – всегда, люди, заявляя о проблемах со своим профессиональным предназначением, испытывают трудности относительно не того, в чем или где им быть, а втом, какими им быть. То есть основной вопрос призвания касается не области, а стиля. В связи со сказанным приведу некоторые иллюстрации из моей консультационной практики.

Случай 1. Как быть, если профессия устраивает, но не приносит удовлетворительного дохода?

Консультируемая работает в салоне парикмахером, специализирующимся на женских прическах. Ей нравится ее деятельность, но ее угнетает то, что она испытывает постоянный недостаток в материальных средствах.

Мы выяснили, что таковой у нее акцентирована пятая тема (пятый дом). Формально данная тема не соотносится с ее профессией, располагающейся в ряду седьмой темы. В этом случае вовсе необязательно опрометью менять работу. Но при этом есть смысл идентифицироваться с пятой темой, активно включить ее в арсенал собственных жизнепроявлений. Пятая тема соотносится с артистизмом, творческой спонтанностью, способностью быть в центре внимания. Это не означает, что консультируемой на сорок первом году жизни следует задуматься о сцене. Это означает, что независимо от ситуации она выиграет оттого, что данные своего дарования начнет применять на том месте, которое занимает. С течением времени ее судьба изменится сама собой, и она получит желаемое. Реальная жизнь подтвердила действенность данной рекомендации. За короткий срок у консультируемой исчезло невротическое чувство пустоты, тревожности, а ее материальный доход ощутимо возрос.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 436 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...