![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Сильный аспект: “Интровертивное чувство не позволяет человеку приноровиться к объективному, а ставит субъект над объектом. Люди такого типа часто молчаливы и труднодоступны. Чтобы сблизиться с ними, нужно определенное мастерство. Внешне они холодны и равнодушны, но чувства, которые они испытывают, очень сильны и постоянны”.
Уязвленный аспект: При акцентуации женщины этого типа проявляют беззастенчивое честолюбие. Их невроз проявляется в коварной жестокости, неврастеничности, при этом сильно страдает физическое здоровье, появляется анемия и т.п.”.
Конструктивные проявления: Эмоциональное сопереживание – милосердие, доброта, понимание, сочувствие, снисходительность, терпимость.
Управляющий принцип: Женский – Анима.
Экстравертная интуиция (EN) -Интуиция возможностей (провидения) – (И)
Сильный аспект: “Это активный творческий процесс, связанный с бессознательным восприятием. Психологическое приспособление, основанное на интуиции, у такого типа людей подавляет ощущение. Экстравертивная интуиция – это интуиция возможностей, способствующая тому, что человек такого типа не пребывает там, где общепризнанные, реальные ценности, а там, где имеются возможности”.
Уязвленный аспект: “Большая опасность для таких людей состоит в том, что они быстро растрачивают свои силы… При неврозе человек этого типа подпадает под власть бессознательного принуждения, педантичного резонерства и умничанья. Для него характерны ипохондрические, навязчивые идеи, фобии и различные, необъяснимые телесные ощущения”.
Конструктивные проявления: Интуиция возможностей (провидения) – способность видеть перспективы развития, эвристическое понимание сути процессов и явлений, ощущение единства и целостности; умение улавливать скрытые возможности людей; целостное воприятие мира; ощущение единства и взаимосвязанности процессов.
Управляющий принцип – Женский – Анима.
Интровертная интуиция (IN) - Интуиция времени (предвидения) – (и)
Сильный аспект: “Направлена на внутренние объекты и воспринимает все, что происходит на дальних планах сознания. Интровертивная интуиция нередко способствует получению данных, связанных с опытом предшествующих поколений, имеющим большое значение для понимания действительности. О людях такого типа нередко говорят, что они обладают пророческим предвидением, это мистики-мечтатели, фантазеры, гении”.
Уязвленный аспект: “Акцентуация уводимт людей этого типа от действительности. Неврозы у этих людей проявляются в излишней навязчивости, привязанности к определенным лицам или объектам”.
Конструктивные проявления: Интуиция времени (предвидения) – способность свободно скользить по оси времени, постигая прошлое и будущее; предвидение; острое чутье момента; предчувствие опасности; воображение, фантазии, мечты. Последние качества заслуживают того, чтобы быть прокомментированными дополнительно. И актуальность такого шага заключается в том, что мы часто можем наблюдать свидетельство морального убийства со стороны ревнительных радетелей «правильного воспитания», которые обнаруживают себя по строгим окрикам «хватит витать в облаках!», «прекрати фантазировать и займись чем-нибудь дельным», «перестань мечтать и встань на твердую почву реальности» и так далее в этом роде. Однако, на самом деле, мечты, фантазии, воображение являются функцией интуиции. И ребенок, «витающий в облаках» имеет все шансы стать выдающимся специалистом в той области, которая предполагает предвидение будущего, прогнозирование или умение увидеть скрытую возможность в том, что кажется вполне обыденным. Все дело в том, что воображение как составляющая интуиции есть ничто иное, как своеобразная форма припоминания будущего. Приведу примеры из наблюдений маститого аналитика Адольфа Гуггенбюля-Крейга:
«Юная влюбленная невеста очень часто видит будущее своего суженого в розовых тонах. Воображая, к примеру, что ее возлюбленного ожидает кресло профессора или ректора университета, карьера, слава, девушка распознает определенные способности, таящиеся в любимом. Вполне вероятно, что в большей или меньшей степени ее ожидания сбудутся. Таким образом, фантазии – это формулировка потенциальных возможностей партнера».
Чуть далее, в той же работе:
«… В педагогике известно о негативном воздействии фантазий, ориентированных на эго воображающего. Многих детей морально калечит то обстоятельство, что им приходится, выбиваясь из сил, оправдывать неприемлемые для них надежды родителей. О позитивном же воздействии ориентированных на партнера фантазий, напротив, говорится реже. Приблизительно полвека тому назад сказки и мифы всерьез не воспринимались. Кажется, сейчас ошибка повторяется, только на этот раз по отношению к фантазиям. Необходимо осознать всю важность фантазирования в воспитании и межличностных отношениях». (А. Г.-Крейг. Власть архетипа в психотерапии и медицине. 1997).
Конечно же, воображение является функцией иррациональной. Но эта функция стоит того, чтобы ее развивать, если она является ведущей или реализационной.
Управляющий принцип: Женский – Анима.
Экстравертная сенсорика (ES) - Волевая сенсорика – (С)
Сильный аспект: “Это ощущение, которое зависит в большей степени от объекта. Человек этого типа – самый большой реалист, очень часто пользуется своим опытом. Его желания направлены на конкретное получение физического наслаждения, что взаимосвязано с его моралью… Это человек осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Не лишен любезности, нередко это веселый собутыльник или эстет, обладающий изысканным вкусом. Он подбирает очень хорошую (практичную) одежду и в соответствии со своими средствами”.
Уязвленный аспект: “При замсетной акцентуации человек такого типа превращается в грубого искателя наслаждений или в беззастенчивого рафинированного эстета. Он способен к проявлению насилия, ревности. Ему свойственны различные фобии. Нередко у таких людей развивается хитрое крючкотворство, мелочная мораль, суеверная религиозность с ритуалами. Неврозы людей этого типа трудно лечить только разговорами, необходимо использовать эффективные нажимы”.
Конструктивные проявления: Волевая сенсорика – способность завоевывать сферу влияния, контролировать пространство; целеустремленность, мобилизация сил; доминирование; властность; способность противостоять внешнему давлению; умение быстро оценить расстановку сил; стремление к лидерству и врожденная способность лидировать.
Управляющий принцип: Мужской – Анимус.
Интровертная сенсорика (IS) - Сенсорное восприятие – (с)
Сильный аспект: “Способствует постижению глубины, а не поверхности психологического мира, оно позволяет человеку такого типа ориентироваться больше по субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражителем… Люди такого типа обычно спокойны… им свойственно разумное самообладание”.
Уязвленный аспект: “При акцентуации у таких людей складываются отвратительные представления об объектах. При неврозе истерические черты уступают симптомам истощения”.
Конструктивные проявления: Сенсорное восприятие – чуткое восприятие пространства и материи; утонченность ощущений; умение наслаждаться жизнью, создавать и воспринимать ее эстетические аспекты; прирожденная способность к дизайну, экстрасенсорному восприятию, созданию уюта и комфорта.
Управляющие прицип: Мужской – Анимус.
3. Лучи любви и базовые эмоции
Таким образом, мы видим, как 4 фундаментальные константы в своей способности проявляться двояким образом, в зависимости от вектора направленности во вне или во внутрь, порождают 8 кардинальных вышеописанных функций.
Интересным синхронизмом является то, что еще в древности описывались восемь "лучей" любви и восемь базовых эмоций.
Не акцентируясь на банальных истинах о том, что любовь – это таинство, творчество, глубина и т.д., проясним, каким образом проецируется это состояние в окружающий мир. Платон в свое время выделял разные формы любви, которые затем получили широкую известность под хорошо узнаваемыми обозначениями.
Сторгэ – чувство, определямое как любовь-нежность, способная на глубокое понимание и сострадание. Для такого чувства характерны склонность к компромиссам, доброжелательность, миролюбие, чувство содидарности с партнером, снисходительность. Само душевное притяжение при этом преобладает над физическим влечением и несет в себе выраженный акцент дружественной окраски.
Маниа – это своего рода, одержимость любовью, склонная к модуляции сильных эмоциональных потрясений, драматизации, сладостному упоению от накала страстей, не признающая компромиссов, жаждущая полной взаимности и безоглядного растворения в чувствах.
Аналита – характеризуется аналитическим, рассудочным подходом, стремлением к спокойным, соразмерным отношениям, в которых разум превалирует над чувством. Такая форма индивидуально-избирательна, эгоистична, выставляет высокие требования по отношению к партнеру, проявляет склонность разочаровываться в нем, если тот не оправдал ожиданий.
Прагма – в основу этого чувства положена целесообразность, выстраивающаяся на материальном расчете, идее справедливого баланса между партнерами, опирающегося на принцип адекватного взаимообмена, склонная рассматривать партнера как некую часть собственности.
Агапэ – данная форма носит жертвенный, идеалистическимй характер с элементами фатализма, самоотречения, всепрощения, смирения утонченности и поэтизации.
Филиа – акцентируется на чувстве "родства душ", общности интересов, устремлений, помыслов и интересов. Данная форма порождает дружбу с глубоким взаимопониманием и уважением, склонна к поиску единомышленников, равенства в партнерстве – так называемая платоническая любовь. Не смотря на свою "одухотворенность", она по своему эгостична – если партнер не удовлетворяет ожиданий или является чуждым по образу мыслей, филиа быстро внем разочаровывается.
Эрос – страстное, чувственное тяготение к объекту любви, большое значение придающее телесному, физическому аспекту в отношениях. Разочарование в партнере наступает в случае нарушения сексуальной гармонии.
Виктория – удовольствие и удовлетворения наступают от осознания победы над партнером, покорении его. Данный вид эротического поведения предполагает своеобразную "игру-борьбу", зажигательную, возбуждающую, стимулирующую чувственность. При этом от партнера требуется некоторое сопротивление, непокорность, и в случае отсутствия таковых чувство к "слишком доступному" объекту притязаний может угаснуть.
Эмоции
Слово эмоция буквально означают "движение" и происходит от латинского корня motio. Поэтому, когда мы говорим об эмоциях, мы с одной стороны подразумеваем наличие неких чувств, но с другой имеем в виду определенный опыт информационно-метаболического ответа – реакции на стимул окружающей среды. Если понятие чувства отражает весь спектр тончайших индивидуальных переживаний человека, то такая категория как эмоция, скорее, соотносима с врожденным механизмом разрядки (ВМР) – инстинктом. Поэтому, например, классифицировать чувства и абсурдно, и бесполезно в виду их чрезвычайно обильного многообразия, в то время как классификация эмоций представляется вполне уместной. Исходя из психологических наблюдений, мы можем вывести восемь основных эмоций.
Альтруистические эмоции – соответствуют любви Сторгэ и проявляются в потребности в содействии, конкретной помощи людям, преданности, верности, участии.
Драматические эмоции – соответствуют любви Маниа и проявляются в потребности в эмоциональном контакте, восторженности, желании обожать и быть обожаемым.
Гностические эмоции – соответствуют любви Аналита и связываеются с радостью познания, выявлении закономерностей окружающего мира, поиском момента истины.
Праксические эмоции – соответствуют любви Прагма и выражаются как увлеченность самим процессом труда, делания, радость от получения материального результата.
Эстетические эмоции – соответствуют любви Агапэ и связываются с чувством удовольствия, получаемым от соприкосновения с духовными ценностями, красотой окружающего мира, таинственными явлениями.
Коммуникативные эмоции – соответствуют любви Филиа и соотносятся с наслаждением от самого процесса общения, установления общности, чувства единения, психологического контакта.
Гедонистические эмоции – соответствуют любви Эрос и подразумевают плотские, телесные радости, ассоциируемые с комфортом, прикосновением, ощущениями, созерцанием тишины и покоя, расслабленностью.
Глорические эмоции – соответствуют любви Виктория и наблюдаются в стремлении к превосходству, радости от победы, желании непременно взять реванш в случае поражения.
В следующей таблице можно увидеть значение этих аспектов, соответствующие им доминирующие страсти, формы любви и метафорические обозначения типов личности.
Таблица 1.
Символ | ET (Л) | IT (л) | EF (Э) | IF (э) | ES (С) | IS (с) | EN (И) | IN (и) |
Физическое значение | Факты, события, движение объектов, процессы. | Система закономерностей и взаимоотношений. Иерархия. Формально-логические отношения. | Внутренние процессы в объектах, их динамика, интенсивность, возбужденность. | Притягательная сила объектов, их взаимоотношения. | Кинетическая энергия объекта. Форма, цвет, масса, сила, | Гармония пространственных форм, соотношение объектов, воздействие объектов. | Потенциальная энергия объекта, его внутреннее содержание и возможности. | Время, последовательность, быстрота, разворачивание событий во времени. Связь времен. |
Социальное значение | Методы, деловая хватка, целесообразность, прагматичность,квалификация., умение работать. | Чувство логичности, разумности. Дистанция между людьми. Общественные законы. Официальные отношения. Рассуждения. | Эмоции, настроения, переживания, энергетика, энтузиазм, романтизм, тревога, паника. | Межличностные отношения, нравственность, любовь, дружба – презрение, неприязнь. | Воля, влияние, сила, внешность, власть, инициатива, активность, экспансия, напор, владение пространством. | Удобство, самочувствие, ощущения, здоровье, голод, жажда, боль, усталость, ощущение места в пространстве, эстетика. | Способности людей, их внутренние качества, умение объединять фрагменты в единое целое, оценка ситуации, абстракции. | Чувство времени, своевременности, предчувствие, прогноз, динамика развития, фантазии. Ощущение законченности ситуации, видение перспектив, чувство истории. Мечты, предчувствия. Чувство ритма. |
Принцип | Анимус | Анимус | Анима | Анима | Анимус | Анимус | Анима | Анима |
Форма любви | Прагма. Польза. Целесообразность. Трезвость. Разум. Справедивый баланс. Эгоистичность. | Аналита. Анализ. Рассудок. Требования. Разочарования в партнере, если он не оправдал ожиданий. Мало эмоций и ощущений. | Мания Чувства. Настроения. Экстаз. Потрясения. Драмы. Бескомпромиссность. Контрасты. | Сторгэ Прочность и телота. Нежность. Понимание. Сострадание. Компромиссы. | Виктория Радость от власти и победы. Эгоизм. Секс, разнообразие Партнер – как противник или крепость. «Игра – борьба». | Эрос Чувственное влечение. Страсть. Магнетизм. Эстетика. Утонченность. Полнота наслаждения. Резкое расставание при отсутствии сексуальной гармонии. | Филия Проникновение в духовный мир. Общие интересы. Родство душ. Равенство. Расставание, если нет оправдание надежд. | Агапэ Покорность судьбе. Жертвенность. Идеализм. Фатализм. Утонченность и поэтизм. Терпимость. Защита иллюзий. –Смирение. |
Типы | Прагматик | Логик | Романтик | Миротворец | Победитель | Эпикуреец | Имагинатор | Визионер |
Эмоции | Праксические Упоение процессом. Увлеченность делом. | Гностические Радость от познания и понимания сути явлений, восторг от постижения момента истины. | Коммуникативные Потребность в контакте, сопереживании, одобрении и благодарности. | Альтруистические Сострадание и деятельная помощь, содействие, участие, жалость. | Глорические Быть в центре внимания, демонстрация превосходства. Почет, призвание. Реванш. | Гедонистические Земные, плотские радости | Романтические Проникновение в тайну. Радость от соприкосновения к неизвестному и необыкновенному. | Эстетические Задумчивость, мечтательность. Моделирование образов. Поэзия времени. |
В данной таблице присутствует двойное обозначение – традиционная англоязычная символика и русскоязычная аббревиатура. Заглавными буквами обозначены экстравертные функции, прописными – интровертные. Например, Л – экстравертная логика (ET), но л – интровертная логика (IT).
4. Информационный метаболизм
Восемь базовых психологических типов целесообразно рассматривать в соответствии с выделенными восемью аспектами, исходя из превалирования в личности влияния одного из этих аспектов. Последнее дополнение весьма существенно и является решающим для построения типограммы и аналитического рассмотрения судьбинности субъекта. Вполне уместно даже данное положение трактовать как принципиально значимое правило судьбоанализа. Суть его сводится к следующему:
Все восемь функций присутствуют в структуре жизнедеятельности субъекта, обеспечивая полноту его участия в информационном метаболизме. Но только одна из них является главной, ведущей, сильнейшей, судьбореализующей функцией. Она и представляет собою то, что принято называть предназначением субъекта, если угодно, его миссией.
Перифразируя известную поговорку древних римлян, выразимся кратко, но основательно: «Скажи мне, какая у тебя ведущая функция, и я расскажу тебе о твоем предназначении». Вся беда состоит в том, что немногие могут назвать свою ведущую функцию. Но, собственно говоря, ниже мы и намереваемся этим заняться. Однако проясним еще для себя существенные опоры теоретической позиции.
Предположим, мы выявили свой основной дар, кардинальную линию предназначения. Но остается открытым вопрос: а какова же роль остальных функций? Обратимся за ответом к самому автору учения.
«Наряду с наиболее дифференцированной функцией в сознании всегда бывает и относительно детерминирует еще вторая функция… Естественно, что вторичная функция может быть лишь такая, сущность которой не противоположна главной функции. Так, например, наряду с мышлением в качестве второй функции никогда не может выступить чувство, ибо его сущность слишком противоположна мышлению… Вторичная функция всегда такая, сущность которой является иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так, например, мышление в качестве главной функции легко может сочетаться с интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением, но, как уже сказано, никогда с чувством…» (К.Г. Юнг. Психологические типы. 2001).
А вот и указание на значение второй функции; читаем там же:
«вспомогательная функция возможна и полезна лишь постольку, поскольку она служит (курсив К. Юнга) главной функции, не притязая при этом на автономию своего принципа». И, в конце концов, «из этих смешений возникает хорошо знакомые образы, например практический интеллект, сочетающийся с ощущением; спекулятивный интеллект, пропитанный интуицией; художественная интуиция, выбирающая и изображающая свои картины при помощи суждения, окрашенного чувством; философская интуиция, которая при помощи могучего интеллекта переводит свое видение в сферу постигаемого и т.д.».
Вернемся к первоначальной схеме с учетом новых дополнений.
T
N S
F
Сплошными чертами здесь изображены оси, на которых располагаются оппозиционные величины, полярные функции:
T (Логика) – F (Эмоция) и
N(Интуиция) – S (Сенсорика).
Их совместное сосуществование реально невозможно. Пунктирные же линии обозначают совместимость позиций. Таким образом, можно оправданно сказать «Логико-сенсорный тип», или «Сенсорно-логический тип», но выражение “Логико-эмоциональный тип” по сути своей абсурдно.
“Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве”. (К.Г. Юнг. Психологические типы, 2001, с. 560).
Приведенная схема показывает, что путем комбинирования аспектов мы можем получить всего 16 возможных сочетаний, которые, в конечном итоге, и представят собой 16 уникальных, самодостаточных психотипов.
Но тогда нем следует оговорить один интересный нюанс, связанный с формулировками. По схеме мы обнаружили, что возможны оба сочетания - “логико-сенсорный тип”, и в то же время – “сенсорно-логический тип”. Вроде бы, от простой перестановки мест слагаемых смысловая сумма не должна меняться. Однако в одном случае первое место занимает “логика”, а в другом – “сенсорика”, и такая разница в расстановке акцентов делает эти два типа кардинально различающимися. И разница, прежде всего, выявится в том, что первый из них окажется рациональным, или решающим типом, а второй – иррациональным, или воспринимающим.
Эти свойства личности являются столь же сущностными, врожденными, судьбореализующими категориями, как и фундаментальные функции. Они определяют ритмику жизненного пути субъекта.
Если рационал (J) – (от англ Judge – решать) – генетически склонен к последовательности, планомерности, продуманной постепенности в своей жизненной реализации, то иррационал (P), (Percept – воспринимать) – напротив, стремится к импровизации, свободному кружению, спонтанности, цикличному движению подъемов и спадов.
Следует повториться, что проявление данных стилей представляет собой не результат воспитания, но предзаданную, врожденную ритмику существования каждого индивида. И навязывание чуждого ему стиля неизменно оказывается фактором для него губительным. К сожалению, этого не учитывает множество педагогов и родителей, пытаясь запихнуть ребенка в прокрустово ложе своих дисциплинарных представлений. Если, например, иррационала призвать к «настойчивости», «собранности», «порядку» и насильственно начать насаждать ему эти программы, то можно не только получить субъекта надломленного и невротизированного. Любое вмешательство в структуру индивидуальности равносильно внедрению в его биохимию.
Каким образом соотносятся рациональность и иррациональность с базовыми величинами информационного метаболизма, определить нетрудно, если знать порядок соотношений. Среди функций «Логика – Эмоция – Сенсорика – Интуиция» первые две – «логика» и «эмоция» – являются функциями рациональными, потому что они доступны разуму, определяются неким суждением и поддаются адекватной оценке. В равной степени это относится, как к мышлению (T), так и к чувству (F), ибо последнее всегда, не смотря на свою кажущуюся стихийность, предполагает наличие определенной системы моральных и эстетических ценностей, то есть фактора, содержащего наличие суждения.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 664 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!