Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Порядок отправления вечерни в сочельник с литургией святителя Василия Великого



Если сочельник выпадает на седмичный день, кроме субботы, и воскресенья, то в сочельник читаются великие часы, после которых идут изобразительные (Символ веры и псалом 33-й не читаются) и отпуст. Затем начинается вечерня[37] с литургией святителя Василия Великого.[38]

Священник с диаконом молятся перед престолом: «Царю Небесный»...», «Слава в вышних Богу...» и т.д. Затем – возглас: «Благословенно Царство», после которого читается «Приидите, поклонимся» (по Уставу – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...» и далее по порядку (см. Типикон, под 25 декабря) и псалом 103-й: «Благослови, душе моя...». Далее – ектенья «Миром Господу помолимся...». После возгласа священники уходят в алтарь, если служит архиерей. Затем Хор: «Господи, воззвах...». Иерей совершает проскомидию. При пении стихиры на «И ныне» – вход с Евангелием, «Свете тихий». Прокимен дня (если праздник совпадает с субботой, то в пятницу вечера – Великий прокимен: «Кто Бог велий»). Чтение восьми паремий, подбор которых сделан применительно к великому празднику. Так, первая паремия повествует о сотворении мира (Быт. 1,12-14). Помимо того, что чтение этой паремии производит впечатление чтения целой Библии в сокращении, содержание ее указывает и на то, что воплощение Сына Божия было новотворением.

Проследим содержание других паремий

Закономерно для второй паремии избрано пророчество Валаама о звезде от Иакова (Числ. 24, 2-18), для третьей – пророчество Михея (4,6-8; 5, 2-8) о рождении Мессии в Вифлееме, для четвертой – пророчество Исаии (11,1-10) о жезле от кореня Иесеева, на котором почил Дух Божий; для пятой – пророчество Варуха (названное вследствие неканоничности его книги именем учителя Варухова Иеремии в предположении, что Варух передал пророчество Иеремии) о явлении Бога на земле между людьми (3,36-38; 4, 1-4); шестая паремия – пророчество Даниила о нерукосечном камне (2,31-45). Добавочные две паремии пополняют приведенное пророчество Исаии двумя другими его наиболее важными и прямыми предсказаниями о Мессии: о рождении царственного Отрока (9, 6-7) и Еммануила от Девы (7,11-15; 8,1-4; 8-10).[39]

После первых трех паремий открываются царские врата. Чтец читает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе» до конца. Хор припевает конец: «С ними же помилуй нас». Затем чтец читает стихи, и на каждый стих хор поет тот же конец тропаря. В заключение чтец вторично читает тропарь и сам припевает конец его.

Также исполняется тропарь после следующих трех паремий. Конец этого тропаря: «Жизнодавче, слава Тебе».

После окончания тропаря читаются еще две паремии, после которых малая ектенья и возглас: «Яко свят еси, Боже наш...». Далее литургия совершается своим порядком, т.е. Трисвятое, прокимен: «Господь рече ко мне...», Апостол (к Евреям, зачало 303), Евангелие (от Луки, зачало 5) и т.д. После литургии бывает прославление (пение праздничных тропаря и кондака перед свечой).

Так же совершается вечерня и в Крещенский сочельник. После заамвонной молитвы бывает освящение воды «Глас Господень на водах...». После освящения воды бывает «Слава, и ныне», стихира и «Буди имя Господне благословенно...». Читают 33 псалом, а затем «Премудрость» и отпуст праздничный. Но если вечерня совершается после литургии, то «Буди имя Господне» не поют, а сразу после стихиры – «Премудрость» (см. Типикон под 6 января).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...