Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Скульптура Ника Самофракийская



Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Крылатая Ника одна из прекраснейших статуй эпохи эллинизма. Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

«Медный всадник» Э.М. Фальконе (1766-1778гг.)

Памятник Петру I, названный А.С. Пушкиным «Медным всадником», занимает исключительное место в истории русской монументальной скульптуры. Это первый скульптурный памятник в Петербурге и вообще в России. Французский скульптор Э.М. Фальконе прибыл в Россию по приглашению Екатерины II осенью 1766 г. Вместе с Фальконе прибыла его ученица Мари-Анн Колло. Фальконе заранее продумал программу монумента «благодетелю, преобразователю и законодателю» России, выполненного в новаторской для своего времени, предельно лаконичной и глубокой по символическому значению форме.

Работа над конной скульптурой продолжалась 12 лет. В создании статуи Петра I принимала участие М.-А. Колло, выполнившая портрет императора. Одновременно решался вопрос о выборе места для установки памятника, велись поиски исполинского камня для постамента. Так называемый «Гром-камень» удалось найти в окрестностях поселка Лахта. Для перевозки камня весом более 1000 т были использованы оригинальные конструкции, приспособления, построены специальные баржа и корабли.

Торжественное открытие памятника состоялось в год 100-летия восхождения Петра I на престол, в день попразднования Преображения Господня. С этого времени площадь, на которой стоит памятник, называлась площадью Императора Петра Великого (с 1925 г. – площадь Декабристов). В 1872 г. по инициативе петербургской городской Думы по случаю празднования 200-летия со дня рождения Петра I у памятника установлены 4 фонарных столба с канделябрами, исполненные на заводе Шопена.

В 1908 г. Академией художеств создана специальная комиссия по изучению состояния памятника, а в следующем — 1909 г. — памятник впервые подвергся серьезной реставрации, включая вскрытие люка в крупе коня, когда было удалено свыше 150 ведер воды, проникшей внутрь через многочисленные трещины. Под руководством скульптора И. В. Крестовского в 1935—1936 гг. проведены исследовательские и реставрационные работы на памятнике.

Адмиралтейство (Петербург 1704г.)

Адмиралтейство – одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, отходящих от него тремя лучами. С самых удалённых мест этих улиц можно увидеть шпиль Адмиралтейства - один из символов города. За это в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли "Полярная звезда".


А все начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи. Верфь основана на берегу реки Невы 5 ноября 1704 года по приказу Петра I. Здесь строились одни из первых боевых кораблей русского флота. Изначально верфь выполняла и функции крепости с бастионами и была окружена земляными валами, а также рвом.

Через 11 лет по проекту зодчего И. К. Коробова был отстроен главный корпус, который увенчала башня с позолоченным шпилем. Здание Адмиралтейства, которое мы можем увидеть сегодня, уже третье с момента основания верфи. Его проект выполнил архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция длилась долго: с 1806 по 1823г. Здание было возведено в классическом стиле, но архитектор смог сохранить шпиль и башню, ставшие впоследствии историческими памятниками.


Высота шпиля составляет 72,5 метра. на самом верху шпиля вращается позолоченный флюгер в виде корабля - один из общепризнанных символов Санкт-Петербурга. Этот флюгер, естественно уже не первый, а четвертый и изготовлен в 1886г. Хотя сам флюгер не назовешь легким (он весит 65 кг) с покрытием 2 килограммами золота, он свободно вращается по направлению ветра на 360 градусов. По задумке архитектора здание указывает на мошь России, как военно-морской державы. При строительстве над скульптурами и барельефами Адмиралтейства трудились известные русские кульпторы: В.Демут-Малиновский, Ф.Щедрин, а также С.Пименов и И.Теребенев.


Главный фасад Адмиралтейства имеет протяжённость 407 метров, он украшен шести- и двенадцатиколонными портиками. Скульптурное убранство башни включает "Нимф, несущих земную сферу", которые установлены по бокам главной арки, и 28 статуй, символизирующих времена года, ветры и стихии, на верхней площадке башни. Здесь также есть скульптурные изображения Изиды и Урании – мифологических покровительниц кораблестроения и астрономии. Каждая статуя повторена два раза, они выполнены по моделям известного скульптора Ф. Ф Щедрина.

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент — современная интерпретация образа античной Ники — богини победы — призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин — будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков — командир армии, отстоявшей Мамаев курган, наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом.

Соборная площадь Московского кремля (14в.)

Соборная площадь является историческим и архитектурным центром Московского Кремля. Она располагается на самой высокой части кремлёвского холма. Площадь находится в окружении Патриаршей и Грановитой палат, Успенского, Архангельского и Благовещенского соборов, Ризоположенской церкви, а также Колокольни Ивана Великого.

История площади восходит к 14 веку. Современный вид она обрела в 15-16 веках. Большинство зданий Соборной площади построили итальянские зодчие. Грановитую палату возвели в стиле флорентийского палаццо, а фасады Архангельского собора украсили ренессансным декором. Благовещенский собор и Ризоположенская церковь были сооружены псковскими мастерами.

Здесь проводились венчание на царство и коронация императоров. В церковные праздники проходили шествия. А в скорбные дни похоронные процессии направлялись в в Архангельский собор - усыпальницу великих князей и царей и в Успенский собор - место погребения митрополитов и патриархов Москвы.

Император Август (статуя)

«Портретные статуи и бюсты императора изображают Августа молодым, во цвете лет, атлетического сложения и классической красоты.

Широко известна статуя Августа из Прима Порта (Рим, Ватикан). Император предстает в спокойной величественной позе, в панцире военачальника, с жезлом, приподнятой рукой приветствующим свои легионы. Статуя выполнена из итальянского каррарского мрамора, была раскрашена. Подпорка у ног сделана в виде дельфина с сидящим на ней Амуром. Амуру приданы портретные черты внука Августа – Гая Цезаря. На панцире императора изображены боги неба и земли, аллегорические фигуры, олицетворявшие покоренные провинции Галлии и Испании, и фигура парфинянина, возвращающего богу Марсу римское знамя, отнятое у римского войска еще до правления Августа. Август, хотя и показан в парадном вооружении, изображен босым, как греческий бог и герой. И не только в этой детали выразилось подражание греческим произведениям искусства, но главное – в идеализации образа. Не смотря на это портретные черты Августа выступают достаточно ясно. Общее настроение уравновешенности, величавого спокойствия, которым проникнуто это произведение, характеризует официальный римский стиль».

Статуя Святого Георгия (1416 г.)

Автор статуй «Святого Георгия» — Донателло — крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. С его именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре, связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийского кватроченто.

Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера. Тема святого Георгия часто встречалась в искусстве до Донателло. Его обычно изображали всадником в рыцарских доспехах в момент подвига, когда он поражает дракона копьем, фиксируя внимание только на внешнем облике

Георгий у Донателло — гибкий, стройный юноша в легких латах. Небрежно наброшенный плащ покрывает его плечи. Георгий стоит уверенно, слегка расставив ноги, опираясь на щит. Непокрытая голова позволяет хорошо рассмотреть лицо — юное, исполненное отваги, прекрасное в своей одухотворенности. Созданный скульптором героический образ юноши-патриота, готового встать на защиту флорентийской республики, ярко индивидуален, почти портретен. С точки зрения идеи — патриотического подвига — «Святой Георгий» Донателло предвосхитил «Давида» Микеланджело.

Древнеегипетские пирамиды (3 тыс. до н.э.)

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ – огромные сооружения для погребения фараонов конической формы, свидетельство высокого инженерного искусства 3 тыс. до н.э., находятся в Гизе, под Каиром. В древности «чудом» считались все три пирамиды: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра), Микерина (Менкаура). Самая большая была построена для фараона Хеопса. Ее высота 137,2 м (первоначально 146,6 м), длина каждой стороны у основания 230,38 м., она была сложена из 2 340 000 блоков известняка, каждый из которых весил более 50 центнеров и держался на месте под собственной тяжестью, без каких-либо креплений и сцепляющих растворов. При их строительстве использовались примитивные орудия труда (диоритовые молоты, медные пилы и топоры, орудия из шлифованного камня), однако блоки были так искусно отшлифованы, что зазоры между ними не превышали 0,5 мм. Снаружи пирамида была облицована белым отполированным известняком и казалась единым монолитом, вход в нее был замурован. Внутри устроена разветвленная сеть ходов, одни вели к погребальной камере фараона, другие – в ловушки. В одной из камер внутри пирамиды (10,6 × 5,7 м) сохранился саркофаг фараона из красного гранита.

Второй по величине является пирамида Хефрена, высота которой 136 м (первоначально 143,5 м). Вокруг пирамид располагались захоронения жен фараонов, приближенных, храмы, высеченный из целой скалы Сфинкс с лицом фараона.

Древнеегипетские пирамиды входят в число семи чудес света – наиболее знаменитых памятников скульптуры и архитектуры, описанных еще античными историками и путешественниками, в т.ч. «отцом истории» Геродотом (р. ок. 484 – ум. ок. 425 до н.э.) в его Истории. В это число наряду с древнеегипетскими пирамидами входили висячие сады Семирамиды (7 век до н.э.), мавзолей в Галикарнасе (сер. 4 в. до н.э.), храм Артемиды в Эфесе (Малая Азия, ок. 550 до н.э.), Колосс Родосский (статуя Гелиоса на о.Родос, ок. 292–280 до н.э.), статуя Зевса в Олимпии (Греция, ок. 430 до н.э.), маяк на о.Фарос в Александрии (Египет, 3 в. до н.э.).

До наших дней дошли почти полностью только пирамиды. Близ города Хилла в Ираке находятся руины сводчатых сооружений: по-видимому, «висячие сады» разбивались на их кровле. В Британском музее в Лондоне хранятся фрагменты скульптуры Галикарнасского мавзолея (скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис, Леохар). От храма Артемиды в Эфесе (ионийский диптер), отстроенного арх. Хейрократом, сохранились фундаменты. Другие «чудеса света» известны лишь по изображениям и описаниям.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 1896 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...