Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория иерархии потребностей Маслоу 5 страница



Ничуть не лучше определение и в другом издании: "Потреб­ность — состояние личности, выражающее ее зависимость от кон­кретных условий существования".*

* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978. С. 116.

Каждая из этих характеристик утверждает, по сути, только одно: человек чего-то хочет. Но это и так ясно, а что творится в голове, в душе человека, в чем психологическая сущность желания? Эти оп­ределения годятся для простых, материальных желаний — еды, пи­тья, но нетрудно заметить, что нехватка — нужда — недостаток, так и подмывающие вскочить и бежать, чтобы взять, добыть нечто желаемое и тем самым недостаток ликвидировать, является при­знаком далеко не всех потребностей.

Например, человек собирающийся в театр, вовсе не испытыва­ет такого же неукротимого стремления действовать, как, положим, голодный в поисках пищи. Поход в театр можно отложить, некото­рые так и делают, кто на год, кто навсегда, вовсе не испытывая ни "зависимости от конкретных условий существования", ни "необ­ходимости в определенных условиях жизни".

Обдумывая свои планы, вспоминая какой-то поступок, оцени­вая свои отношения с людьми (в случае нравственной потребности), человек испытывает нехватку, но в чем? Вроде бы нет никако­го дефицита, а потребность есть. Другой пример: потребность в твор­ческом труде (если она есть) не угасает и тогда, когда человек вполне достаточно обеспечен любимой работой. Стало быть, пер­вый вывод: нужда или недостаток есть признак далеко не всех по­требностей личности.

Определение должно объяснять, почему так повелительна и не­укротимо сильна мощность этого движителя наших поступков, от­куда возникает эта внутренняя сила, какое место принадлежит дан­ному явлению в общей системе психологии. Например, если огра­ничиться традиционным "потребность есть нужда", то сразу "ис­чезает" сама проблема формирования потребностей, являющаяся центральной для маркетинга. Отнимите что-нибудь у человека, со­здайте условия нужды и потребность сразу и сама собой "сформи­руется". Получается, чтобы сформировать, например, эстетичес­кую потребность, достаточно всего лишь создать условия нужды. Лишите человека возможности попасть на концерт, подняв цены на билеты, и эстетическая потребность уже возникнет.

Другим слабым местом в общепринятом понимании сущности потребности является множественность трактовок, возникающая из-за слабой междисциплинарной согласованности исследований, а также вследствие различий в подходах и целях исследований, пред­ставляющих разные научные дисциплины. Понятие "потребность" фигурирует в научной литературе, по крайней мере, в трех значе­ниях. Во-первых, как обозначение объекта внешней среды, т.е. потребность в конкретных предметах (телевизорах, стиральных ма­шинах и т.д.), преимущественно в социологии, экономике, марке­тинге. Во-вторых, как состояние психики, отражающее эмоцио­нальную напряженность вследствие нехватки чего-либо, в общей и педагогической психологии. В-третьих, как фундаментальные свойства личности (высокий уровень развития познавательной потреб­ности соответствует таким свойствам личности, как любознатель­ность, увлеченность, усидчивость и т.д.).

Следовательно, если за словом потребность скрываются три весь­ма непохожих психологических явления, то возникает нелепая си­туация: любое благо, ценность, каждое психическое состояние или просто любую вещь можно бездумно присоединить к слову потреб­ность и тогда получается необозримый, нескончаемый ряд назва­ний-ярлыков, которые невозможно даже сосчитать, не то что клас­сифицировать — потребность в холодильниках, мороженом, по­требность в покое и отдыхе, потребность читать свежие газеты, по­требность в чистой воде, в витаминах и так далее до бесконечности. Отсюда возникло мнение, что разработать классификацию потреб­ностей невозможно в принципе.

Если же принять, что потребность есть свойство личности, что не отрицает, конечно, ни наличия потребительских состояний, ни надобности, положим, отслеживать потребительский спрос в мар­кетинге, но просто делает их предметом анализа в иных исследова­тельских программах, то возникает возможность избавиться от "странной бесконечности", которая, по сути дела, маркетинг про­сто обезоруживает. Если потребностей бесконечно много, то нет никакой возможности определить уникальную композицию потреб­ностей конкретного работника, диагностировать уровень их разви­тия, определить программу воспитательных воздействий и тактику усиления трудовой мотивации данной личности. При этом неизве­стно, какие потребности наиболее сильны и значимы для одухот­воренной личности и смогут ли они служить основанием для пло­дотворного взаимодействия производителя и потребителя. Чтобы понять сущность категории "потребность" попытаемся дать ей оп­ределение.

Наиболее продуктивное определение сущности потребности вытекает, на наш взгляд, из концепции психологического отноше­ния, созданной в трудах одного из классиков отечественной психо­логии В.Н. Мясищева.

Отношение, по Мясищеву, имеет как бы три грани, три сторо­ны: первая — оценка явления, квалификация объекта в системе значимостей, вторая — эмоциональное переживание, принятие или неприятие объекта (в широкой гамме от простейшего "нравится — не нравится" до высокого накала страстей в произведениях искус­ства) и третья — тенденция обладания, захвата и присвоения (от лат. conare — стремиться, домогаться).

В более поздних работах, прямо к теории потребностей не обра­щаясь, Мясищев объясняет потребность как отношения личности потому, что основными конституирующими компонентами этого понятия являются: а) субъект, испытывающий потребность; б) объект потребности; в) своеобразная связь между субъектом и объектом, проявляющаяся в переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им.

Если потребность представляет собой связь между субъектом и объектом, то эта связь, исходя даже из традиционного представле­ния о потребности как о нужде или нехватке определенных усло­вий жизни, должна выступать как противоречие между тем, что требуется, и тем, чего недостает. Подчеркнем, что такое понима­ние вполне соответствует идее развития, сложившейся в отечествен­ной философии, которая утверждает, что источником всякого дви­жения и развития является противоречие.

Следовательно, если потребность издавна рассматривается как движущая сила, источник поведения и развития, и если, далее, источником развития является противоречие, то и потребность дол­жна быть понята как противоречие между тем, сколько имеется и тем, сколько надо бы, между тем, какое есть у меня и тем, какое имеется у соседа. Отсюда, не претендуя на безошибочность, можно предложить следующую характеристику феномена потребности, учитывающую не одно (нужда), а, по крайней мере, три ее необ­ходимых сущностных признака: потребность есть психологическое отношение личности; потребность есть противоречие; потребность есть движущая сила поведения.

В таком случае рабочее определение может иметь следующий вид: потребность — это субъективное отношение личности (к явле­ниям и объектам окружающей среды), в котором переживается противоречие (между достигнутым и потенциально возможным в освоении ценностей в случае духовных потребностей или между наличными и необходимыми ресурсами жизнедеятельности в слу­чае материальных), выступающее источником активности. То же самое, но короче: потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения.

В предлагаемом нами определении представлены следующие моменты.

Во-первых, субъектно-объектная сущность потребности как пси­хологической связи личности с предметом потребности, существу­ющим объективно и вызывающим то внутреннее, субъективное, что становится потребностью. Здесь отражен очень важный момент, позволяющий преодолеть иногда стихийно возобновляющиеся взгля­ды о врожденном характере потребностей.

Во-вторых, понимание потребности как отношения личности выгодно тем, что оно выводит важнейшую проблему формирова­ния потребностей на уже освоенный уровень общих закономерно­стей воспитания и тем самым ведет к познанию психологического механизма формирования этого центрального явления в структуре личности. Следовательно, психологический механизм формирова­ния потребности представляет собой процесс отражения социальных эталонов потребления. Это положение позволяет создать теорети­ческую модель процесса целенаправленного формирования потреб­ностей.

В случае формирования потребностей противоречие возникает между освоенными в социуме эталонами, нормами и способами потребления духовных и материальных благ, с одной стороны, и индивидуальными размерами их освоения конкретным человеком — с другой. Отставание от общественно достигнутых размеров и каче­ства освоения ценностей переживается как диссонанс, внутренний кризис, даже ущербность, и вследствие этого возникает та самая побудительная сила для преодоления отставания, которая имену­ется потребностью.

Сама по себе потребность часто еще не является побуждением к деятельности. Чтобы потребность "заработала" и исполнила роль движущей силы поведения, необходимо наличие особого "пуско­вого механизма" в виде специального психологического явления, называемого мотивом. Другими словами, для инициации деятель­ности необходимо соотнесение потребности с предметом, кото­рый способен данную потребность удовлетворить. Мотив "опредмечивает" потребность, находит для нее объект, пригодный для употребления. Мотив — это то, ради чего совершается деятель­ность. Существуют разнообразные попытки определения понятия "мотив". Их обсуждение, логическое обоснование и выбор наибо­лее точного определения интересны только специалистам-психо­логам и слишком далеко увели бы нас от цели, потому ограничим­ся определением, по возможности, самым простым и коротким, заранее соглашаясь на какие-то погрешности в смысле точности и полноты.

Мотив — это образ успешно завершенного действия по реали­зации потребности, чувственно окрашенное, обязательно прият­ное и притягательное представление будущей процедуры достиже­ния и обладания. Это предвкушение и становится той внутренней силой, которая побуждает действовать (или потерпеть и от дей­ствия воздержаться в случае конкуренции нескольких потребнос­тей) и составляет содержание глагола "хотеть".

Более или менее отчетливое осознание потребности приводит к оживлению в памяти представления о предметах или ценностях, способных удовлетворить данную потребность, — обычно их назы­вают "благо".* Далее человек вспоминает или изобретает заново способы овладения благом и соизмеряет их с собственными сила­ми, ресурсами, умениями, короче, возможностями. На самом деле мотив возникает часто без пространных размышлений, но возмож­ны случаи нерешительности и колебаний, тогда необходимо взве­сить и соотнести затраты и цену. Если цена слишком высока, то нужно ли браться за дело? В таких случаях иногда говорят "овчинка выделки не стоит" и берутся за поиск другого объекта.

* Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личнос­ти. Л.: Наука, 1983.

Наконец, благо определено, способы овладения намечены, при­влекательность объекта оценивается высоко и тогда возникает на­мерение действовать. Однако на этом процесс не заканчивается. В понимании сущности мотивов поведения имеют место серьезные несовпадения взглядов. Например, В.И. Ковалев пишет, что "при самой тесной связи потребностей и мотивов, последние не теряют своей самостоятельности и специфичности, однако ряд авторов фактически отрицают самостоятельность мотива".* Это проявляет­ся в том, что одни из них просто отождествляют мотивы с потреб­ностями (Вайсман Р.С, Кузьмин Е.П.), другие наделяют потреб­ности самостоятельной побуждающей функцией (Якобсон П.М.), третьи рассматривают мотив как только одно из побуждений наря­ду с потребностями, целями или эмоциями (Ковалев А.Г., Леонтьев А.Н.). Еще более категоричен X. Хекхаузен: "Вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках, вместо мотивации — о направленном влечении, проблемы остаются, в сущности, те же, лишь несколько меняются подходы к их решению.** Обобщая, мож­но сказать, что мотив видоизменяет исходную потребность. Это за­мечание потребуется нам далее при обсуждении процесса возвы­шения потребности.

* Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.

** Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1. М.: Педагогика, 1986. С. 35.

Отличие от потребностей и особое место мотивов в психологии легко подтвердить тем, что одна и та же потребность может быть реализована посредством множества совершенно разных мотивов. Например, потребность в общении может быть удовлетворена че­рез мотив поговорить по телефону; в нетерпеливом желании пойти на свидание; в намерении быстро одеться и пойти просто в любое людное место или в парадоксальном желании покинуть приятный круг общения с тем, чтобы поспешить в гастроном и пригласить только что оставленных друзей на ужин — в виде сюрприза; рас­крыть любимую книгу для продолжения воображаемой дискуссии с постоянным другом-оппонентом или... и т.д. до бесконечности.

В то же время несколько различных потребностей могут быть удовлетворены через один мотив: побуждение пойти на дискотеку может сегодня возникнуть из потребности в самовыражении (осво­ен новый танец и не терпится продемонстрировать его друзьям), завтра — из потребности в общении (известно, что кто-то из одно­классников там будет и даже, если танцевать не хочется, человек идет все равно ради общения), послезавтра — повинуясь сексуаль­ной потребности, на следующий день на первый план может выйти эстетическая потребность, если на гастроли приезжает популярная группа, и т.д.

Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив — не одно и то же. Потребности — явление субъектно-объектное, они предопределены, заданы человеку социальными от­ношениями, тогда как мотив — явление чисто субъективное, "мое" и ничье больше.

Потребности у всех людей одинаковы (часто в литературе мож­но встретить противоположное мнение), отличаются люди только по уровню развития универсального и единого комплекса базовых потребностей, в котором одни для данного человека становятся доминирующими, а другие, в зависимости от разных обстоятельств, "дремлют".

Число базовых потребностей ограничено, тогда как мотивов — бес­конечное множество, как бесконечно число предметов и необозримо число благ и ценностей человеческой жизнедеятельности. Например, каждый человек испытывает потребность в общении, каждый страда­ет от одиночества, но уникальность и неповторимость личности опре­деляется именно степенью и полнотой удовлетворения, силой жела­ния и активностью (интенсивностью) действий, богатством и разно­образием способов удовлетворения, т.е. непохожестью мотивации, возникающей из этой одинаковой для всех потребности в общении.

Всякий человек имеет эстетическую потребность, но для одно­го она ограничена рок-музыкой, а другой интересуется и живопи­сью, и театром, и всем разнообразием эстетических ценностей при­роды и общества.

Эти замечания, помимо раскрытия сущности понятия "мотив", потребовались еще и для того, чтобы обратить внимание на недо­пустимость небрежного употребления понятий. Так, в учебнике психологии для пединститутов говорится о потребности закрыть форточку, достать интересную книгу, купить галстук модной рас­цветки и т.д. Но должно быть понятно, что таких потребностей не бывает, что названы мотивы, опосредствующие какое-то удовлет­ворение, но никак не сами потребности.*

* Общая психология: Учебн. пособие для студентов пед. институтов. Ред. А.В. Петровский. М.: Просвещение, 1978. С. 117.

Неточность в употреблении слов проявляется и в том, что суще­ствует тенденция включать в феномен мотивации самые разнооб­разные психологические явления. Трудно даже просто перечислить все понятия, используемые для обозначения мотивов поведения: влечение, желание, интерес, диспозиция, цель, мечта, установка, убеждение. А есть англоязычные термины: "драйв", импульс, "эрг", "трейт", а также подкрепление, стимул. Но это еще не все. Моти­вировать поведение могут такие личностные свойства, как само­оценка, уровень притязаний, особая потребность в достижении. Ведь у человека есть привычки и стереотипы поведения, по которым деятельность инициируется машинально, без раздумий и размыш­лений, есть так называемые моральные принципы и т.д.

Систематизировать и понять взаимозависимости всего этого мно­гообразия психологических явлений при данном состоянии науки не представляется возможным, но в ограниченных пределах что-то сделать можно, если учитывать качественное различие потребнос­тей, т.е. разную степень социализации потребностей нижнего уров­ня в сравнении с духовными потребностями четвертого уровня.

Если мы договорились, что мотивом будем называть образ же­лаемого будущего, инициирующий деятельность, то все приведен­ные определения — это всего лишь или оттенки смысла, или отра­жение места какой-либо потребности в общей иерархии. Напри­мер, есть потребности низших порядков, почти одинаковые у нас и животных, в этом случае вполне уместно использовать понятие "драйв". Стало быть, если вам во время чтения встретится это сло­во, будет понятно, что речь идет о мотивации, вызванной не ка­кой-нибудь, а только одной из примитивных потребностей. Но если говорить, например, о потребности смысла жизни, то слово "драйв" не подходит принципиально.

В то время как низшие потребности выступают в качестве пря­мого, безусловного побуждения, т.е. "толкают" поведение без по­средника-мотива (попробуйте не дышать, тут никакого особого внутреннего побуждения не требуется), потребности высших уров­ней имеют множество вариантов реализации, поэтому в данном случае не обойтись, например, без понятия идеала. Здесь даже оп­ределение почти совпадает: идеал — это представление (может быть недостижимое) о будущем, побуждающем активность личности.

С этой точки зрения становится ясно, что, например, интерес — это просто форма потребности, но никак не мотив поведения. Ког­да есть потребность в объекте, то проявляется и интерес к данному объекту, но будет ли проявлена активность в деле овладения объек­том зависит не от интереса, а только от мотива. Следовательно, включать интересы в список мотивов поведения не только невер­но, но и нецелесообразно: интерес может быть, а может и не быть мотивом поведения. Хорошо, что язык допускает смысловые от­тенки, усиливая выразительность речи, но, сказав о наличии у кого-то "интереса к живописи", мы не сказали ничего конкретного о мотивации данной деятельности, и это только уводит нас от пони­мания истинных причин поведения.

Итак, все эти рассуждения, потребовавшиеся для уточнения понятия "мотивов", позволяют сформулировать вывод, важный для решения основной проблемы исследования: уникальность и непов­торимость личности определяется не ассортиментом потребностей, а качеством удовлетворения абсолютно одинакового для всех лю­дей набора базовых потребностей. Людей отличают друг от друга не потребности, а мотивация.

Качество удовлетворения потребностей зависит от различия мо­тивов: по направленности (на высокие или низменные объекты предпочтения); по силе и интенсивности стремления; по разнооб­разию и богатству объектов, удовлетворяющих потребность.

Таким образом, в самом общем виде мотивация человека к дея­тельности понимается как совокупность движущих сил, побужда­ющих к осуществлению определенных действий. Эти силы нахо­дятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или нео­сознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать бо­лее детализированное определение мотивации. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые по­буждают человека к деятельности, задают границы и формы дея­тельности и придают этой деятельности направленность, ориенти­рованную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной свя­зи со стороны деятельности человека.

Прежде чем приступить к дальнейшему рассмотрению этих воп­росов, постараемся уточнить смысл основных понятий, использу­емых в нашей работе.

Обобщая все, что было сказано ранее, можно утверждать, что потребности — это то, что возникает и находится внутри человека, что является достаточно общим для разных людей, но в то же вре­мя имеет определенное индивидуальное проявление у каждого че­ловека. Наконец, это то, отчего человек стремится освободиться, так как пока потребность существует, она дает о себе знать и "тре­бует" своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устра­нять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосоз­нанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно уст­раняются. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляется, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень частоты проявления вли­яния на человека.

Мотив — это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится "внутри" человека, имеет "персональный" характер, зависит от множества внешних и внутренних по отноше­нию к человеку факторов, а также от действия других, возникаю­щих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает чело­века к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В частности, если мотив вызывает дей­ствия по устранению потребности, то у различных людей эти дей­ствия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, уменьшая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в опреде­ленном отношении друг к другу по степени воздействия на поведе­ние человека. Поэтому мотивационная структура человека может рассматриваться как основа осуществления им определенных дей­ствий. Мотивационная структура обладает определенной стабиль­ностью, однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, образования.

Мотивирование — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям с помощью опреде­ленных мотивов.

6.1.2. Мотивационный процесс

Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно ус­ловный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого раз­граничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Од­нако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и по­лезна ниже приводимая модель.

Первая стадия — возникновение потребностей. Потребность про­является в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает "тре­бовать" от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения. Потребности могут быть самыми различными. Условно их можно разбить на три группы: физиологи­ческие, психологические, социальные.

Вторая стадия — поиск путей устранения потребности. Раз по­требность возникла и создает проблемы для человека, то он начи­нает искать возможности устранить ее, удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то пред­принять.

Третья стадия — определение целей (направления) действия. Чело­век фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего до­биться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех вопросов: что я должен получить, чтобы устранить потребность; что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, чего желаю; на­сколько то, что я могу получить, может устранить потребность?

Четвертая стадия — осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой ста­дии может происходить корректировка целей.

Пятая стадия — получение вознаграждения за осуществление дей­ствия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребно­сти, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию.

Шестая стадия — устранение потребности. В зависимости от сте­пени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать воз­можности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание логики процесса мотивации не дает значительных пре­имуществ в управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практи­ческого развертывания мотивации. Важным фактором является неочевидность мотивов. Можно предполагать, догадываться по по­воду того, какие мотивы действуют, но в явном виде их "вычле­нить" невозможно. Требуются длительные и скрупулезные наблю­дения для того, чтобы попытаться с достаточной степенью досто­верности сказать о том, какие мотивы являются ведущими, движу­щими в мотивационном процессе.

Следующим важным фактором является изменчивость мотивационного процесса. Его характер зависит от того, какие потребно­сти инициируют этот процесс. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом воздействии, зачастую про­тивореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдель­ных потребностей. При этом составляющие этого взаимодействия могут меняться во времени, изменяя направленность и характер действия мотивов. Поэтому даже при самом глубоком знании структуры мотивов могут возникать непредвиденные изменения в пове­дении человека и непредвиденная реакция с его стороны на моти­вирующие воздействия.

Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каж­дого конкретного человека уникальным и фактически непредска­зуемым, является различие мотивационных структур отдельных людей, разные степени влияния одинаковых мотивов на различных людей и зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень силь­ным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом слу­чае данный мотив будет по-разному действовать на поведение лю­дей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив для достижения результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Как видно, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Су­ществует достаточно большое число различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Далее будут рассмотре­ны основные теории мотивации, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации человека. Эта группа тео­рий обычно называется группой теорий содержания мотивации.

6.1.3. Теории содержания мотивации

Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказыва­ющие влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их со­держание и то, как данные потребности связаны с мотивацией че­ловека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать от­вет на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятель­ности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы яв­ляются: 1) теория иерархии потребностей Маслоу; 2) теория ERG, разработанная Альдерфером; 3) теория приобретенных потребнос­тей МакКлелланда; 4) теория двух факторов Герцберга.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 398 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...