Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение. Символические знаки в советской современности 3 страница



R. Boyle, The nature of methaphor.— «Modern Schoolman», 31, 1954, p. 257—280. (287)

A. Godin, La fonction symbolique.— «Lumen Vitae», 10/1955, p. 297—310.

G. Morel, La nature du symbole.— «Maison-Dieu», 42/1955, p. 98—105.

E. Cassirer, Wesen und Wirkung des Symbolbegriffs, Dannstadt, 1956.

R. Pucci, Analisi fenomenologica délia conoscenza e il simbolo.— «Archivio di fflosofia», 1956, p. 95—117.

C. Vigèe, La théorie du symbole.— «La table ronde», 108/1956, p. 58—70.

/. Campbell, The symbol without meaning.— «Eranos», 26/1957, p. 415—476.

G. Faggin, A. Colombo, Simbolo.— «Encyclopedia filosofica», IV, Venezia — Roma, 1957, coL 625—627.

L. Stein, What is a symbol supposed to be? — «Journal of analytical psychology», 1957, II, № I, p. 73—84 (определение, история, психиатрия, значение символа).

W. Stählin, Was ist ein Symbol? — «Zeitwende. Die neue Furche», 28/1957, S. 586—594

R. Alleau, De la nature des symboles, Paris, 1958.

A. N. Whitehead, Symbolism. Its meaning and effect, New York, 19582 (стр. 5: «Слово есть символ; и его смысл составляют идеи, образы и эмоции, которые оно вызывает в сознании слушающего». На стр. 7—8 дается определение символизма: «Человеческое сознание функционирует символически тогда, когда компоненты его опыта вызывают состояния сознания, верования, эмоции и образы поведения относительно других компонентов его опыта. Первый ряд компонентов — «символы», все остальное составляет «значения» символов. Органическое функционирование, благодаря которому осуществляется переход от символа к значению, будет называться «символическим отношением»).

F. Vonessen, Die ontologische Struktur der Metaphor.— «Zeitschrift für philosophische Forschung«, 13/1959, S. 397—418.

J. S. Doubrovsky, Existence and symbol— «Philosophy phenomenologjcal research», 21/1960, p. 229—238.

S. Giedion, The roots of symbolic expression.— «Daedalus», 89/1960, p. 24—33.

D. Berggren, Use and abuse of metaphor.— «Review of metaphysics», 16/1962, p. 237—258.

Л E. Cirlot, Diccionario de simbolos tradicionales (имеется английский перевод —У. Е. Cirlot, A dictionary of symbols, New York, 1962, с присоединением к словарю обширного систематического обзора учения о символе, стр. XI—LUI; актуальность символа, символизм и историчность, происхождение и преемственность символа, символизм на Западе, алхимический символизм, довольно подробный обзор символических теорий, довольно эклектический анализ понятия символа, символическая аналогия, символ и аллегория, разные интерпретации символа, уровни значения символа, символический синтаксис).

Р. Fingesten, The six-fold law of symbolism.— «Journal of aesthetics and art criticism», summer 1963.

R. Wisser, Die Tiefendimension des Symbols.— «Zeitwende. Die neue Furche», XXXVI/1965, S. 82—94. (288)

H. Le, Bonntec, Symbol— «Lexicon der Alten Welt», Tübingen und Zürich, 1965, S. 2954—2956 (довольно полно перечисляются значения греческого слова symbolon, но не указывается никаких источников и полностью отсутствует неоплатоническое понимание символа).

W. P. Alston, Sign and symbol— «The Encyclopedia of Philosophy», vol 7. New York— London, 1967, p. 437—441.

V. Jokic, Simbolizam, Cetinje, 1967 (этимология, происхождение, виды символа; его территориальное распространение, общественная значимость, философские источники, основные характеристики; иррациональный и мистический характер символа; главные проявления в мировой литературе: Малларме, Верлен, Рембо, Валери, Брюсов, Блок, Верхарн и др.; литературные судьбы, связь с анормальными явлениями человеческой психики; неосимволика и космическая символика).

О. Beigbeder, La symbolique, 3-me ed., Paris, 1968.

Chao Yuen Ren, Language and symbolic systems, Cambridge (Mass.), 196$ (общий учебник языкознания с очерком техники символических систем).

R. Barthes, Mit kao simbolican sistav, Zagreb, 1970 (миф как символическая система).

M. Schneider, Natur und Ursprung des Symbols.— «Zeitschrift für Ganzheitsforschung», 15, 1971, S. 6—26.

R. A. Alves, Hermeneutics of the symbol— «Theology Today», 29, 1972, p. 46—53.

A. Closs, Der Symbolbegriff in der Literaturwissenschaft.— «Bibliographie zur Symbolik, Ikonographie und Mythologie», Jg, 7, 1974, S. 5—10.

§ 2

РАЗГРАНИЧЕНИЕ СИМВОЛА С ДРУГИМИ СОСЕДНИМИ ПОНЯТИЯМИ

1. Символ и ассоциация

К. Burke, Symbol and association.— «The Hudson-Review», 9/1956— 1937, p. 212—225.

N. P. Dixon, Symbolic associations following subliminal stimulation.— «International journal of psychoanalysis», 37/1956 p. 159—170.

R. Schindler, Über Symbol und Symbolbildung.— «Acta Psychot-herapeutica», 4/1956.

2. Символ и интуиция

E. Reisner, Kennen, Erkennen, Anerkennen. Eine Untersuchung über die Bedeutung von Intuition und Symbol in der dialektischen Theologie, München, 1932.

N. Petrilowitsch, Zur Phänomenologie der Intuition.— «Jahrbuch für Psychologie und Psychotherapie», 4/1957, S. 68—79.

S. Panunzio, Contemplazione e Simbolo.— «Dialoghi, Rivista Bi-mestrale di letteratura, arti, scienze», XIX, 1971, p. 207—222. (289)

3. Символ и фантазия

S. Freud, Der Dichter und das Phantasieren.— «Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre», Leipzig, 1909.

E. Rolffs, Die Phantasie in der Religiori, Berlin, 1938.

A. Vetter, Die Erlebnisbedeutung der Phantasie, Stuttgart, 1950.

H, Levin, Symbolism and fiction, Charlottesville, 1956.

Ch. Bühler, J. Bilz, Das Märchen und die Phantasie des Kindes, neubearbeitung, München, 1961.

G. Durand, L'imagination symbolique, 2 éd., Paris, 1968.

S. Breton, Symbole, scheme, imagination. Essai sur l'oeuvre de R. Giorgi.— «Revue philosophique de Louvain», 70, 1972, p. 63—92.

4. Символ и образ

A. В. Славин, Наглядный образ в структуре познания, М., 1971 (правильное учение о диалектической природе рационально-чувственной модели как о подлинно научной наглядности, особенно стр. 206—232).

C. Р. Вартазарян, От знака к образу, Ереван, 1973 (не употребляя термина «символ», этот автор фактически очень близок к анализу именно символа, как, например, на стр. 147—148, 164 и др.).

Fr. Knapp, Der Symbolismus und die Grenzen der Photographie.— «Photographische Rundschau im Jahre 1905», S. 127—134.

Fr. Pfister, Bild und Volksglaube.— «Bayerischer Heimatschutz», 23/1927, S. 29—34.

L. Hourticq, La vie des images, Paris, 1927.

Fr. Pfister, Bild und Sinnbild.— «Brauch und Sinnbild. Festschrift für Eugen Fehrle», Karlsruhe, 1940, S. 34—49.

A. W. Burke, Icon, index and symbol.— «Philosophy and phenomeno-logical'research», IX/1949, S. 673—689.

J. Münzhuber, Sinnbild und Symbol.— «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1950, S. 62—74.

G. Siewerth, Wort und Bild. Eine ontologische Interpretation, Düsseldorf, 1952.

A. Seifert, Funktion und Hypertrophie des Sinnbildes.— Beiheft 12 zur «Zeitschrift für philosophische Forschung», Meisenheim, 1957.

St. Stefan, Zeit und Qualität— «Symbolen. Jahrbuch für Symbolforschung», Bd 2, Basel— Stuttgart, 1961, S. 144—159.

M. Becker, Bild— Symbol— Glaube, Essen, 1965.

H. Uhrig, Was ist ein Bild? — «Symbolen», 5/1966, S. 53—60.

H.-W. Bartsfh, Das alttestamentliche Bilderverbot und die frühchristliche Verwendung des Bildes im Wort und in den Anfängen christicher Kunst— «Symbolen» Bd 6, 1968, S. 150—162.

F. Schurr, Erlebnis, Sinnbild, Mythos. Wege der Sinndeutung romantischer Dichtung. Ausgewählte Aufsätze und Vorträge, Bern, 1968.

G. Lange, Bild und Wort Die katechesischen Funktionen des Bildes in der griechischen Theologie des sechsten bis neunten Jahrhunderts, Würzburg, 1969.

D. Norman, The Hero. Myth, image, symbol, New York, 1969.

H. Reifenberg, Symbol als Sinnbild und Sinnspruch.— «Liturgisches Jahrbuch», 20, 1970, S. 11—21. (290)

E. Castelli, Images et symboles, Paris, 1971 (пер. с итальянского).

W. Schröder, Mensch und Bild. Antropologische Grundlagen des Bildverständnisses, Trier, 1971 (логическая природа человеческого образа). /. Pelc, Obraz, stowo, znak. Studium o emblematach w literaturze staropolskiej, Wroctaw, Warszawa, Krakow, Gdansk, 1973.

5. Символ и форма

W. Drest, Form als Symbol.— «Zeitschrift für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 21/1927, S. 358—371.

E. von Sydow, Form und Symbol. Grundkräfte der bildenden Kunst, Potsdam, 1928.

W. Hofmann, Gestalt und Symbol.— «Jahrbuch für Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft», 3/1955—1957, S. 77—93.

Ph. Minguet, L'oeuvre d'art comme forme symbolique.— «Revue philologique», 86/1961, p. 307—318.

Я. Read, Formen des Unbekannten, Zürich, 1963.

6. Символ и аналогия

M. Debaisieux, Analogie et symbolisme. Etude critique de l'analogie comparée au symbolisme dans la connaissance métaphysique et religieuse, Paris, 1921.

H. Höffding, Der Begriff der Analogie, Darmstadt, 1924. 1967.

M. T.-L. Penido, Le rôle de l'analogie en théologie dogmatique.— «Bibliothèque Thomiste», 15, Paris, 1931.

/. Santeler, Die Lehre von der Analogie des Seins.— «Zeitschrift für katholische Theologie», 55/1931, p. 1—43.

/. B. Lotz, Analogie und Chiffre. Zur Transzendenz in der Scholastik und bei Jaspers.— «Scholastik», 15/1940, S. 39—56.

G. B. Phelan, St. Thomas and analogy, Milwakee, 1941.

E. K. Specht, Der Analogiebegriff bei Kant und Hegel.— «Kantstudie», 66, Köln, 1952.

H. Lyttkens, The analogy between God and the world. An investigation of its background and interpretation of its use by Thomas of Aquino, Uppsala, 1953.

G. McLean, Symbol and analogy.— Tillich and Thomas.— «Rev. Univ. Ott», 28/1958, sec, spéciale, p. 193—233.

W. Marcus, Zur religionsphilosophischen Analogie in der frühen Pat-ristik.— «Philosophisches Jahrbuch», 67/1959, S. 143—170.

A. Berger, Le symbolisme comme méthode de connaissance traditionnelle et la loi d'analogie.— «Atlantis», 33/1960, p. 160—172.

G. P. Klubertanz, St. Thomas Aquinas on analogy. A textual analysis and systematic synthesis, Chicago, 1960.

E. Przywara, Analogia entis. Metaphysik. Ur-Struktur und All-Rhythmus (Bd III der Schriften), Einsiedeln, 1962.

P. Slater, Parables, Analogies and Symbols.— «Religions Studies», 1968, p. 25—36. (291)

7. Символ и аллегория

А. Михайлова, О художественной условности, М., 1970 (здесь целая глава 7 под названием: «Символ. Аллегория. Притча», стр. 191—236).

Ad. Larenz, Die Allegorie in der Musik.— «Neue Berliner Musikzeitung», 1861, S. 313.

S. Bornemann, Die Allegorie in Kunst, Wissenschaft und Kirche, Freiburg, 1899.

M. Gerlach, Allégories et emblèmes, Wien, Deutsche Ausgabe, 1900.

E. Baes, Le symbole et l'allégorie,— «Mémoires couronnées par l'Académie royal de sciences de Belge 1902», Bruxelles, 1900.

M. Bukofzer, Allegory in baroque music.— «Journal of the Warburg Institute», HI/1939—1940, p. 1—21.

O. A. Erich, Die Tierallegorie,— «Volkswerk. Jahrbuch des staatlichen Museums für deutsche Volkskunde», 1943, S. 70—88.

/. Pépin, Mythe et allégorie. Les origines grecques et les contestations judée-chrétiennes, Paris, 1958.

H. G. Gadamer, Symbol und Allegorie.— «Archivio di Filosofia», 1958, p. 23—28.

M. Battlori, Allegoria y simbolo en Baltasar Gracian.— «Enrico Castelli, Umaneismo e simbolismo», Padova, 1958, p. 247—250.

M. de Candillac, Mythe et' allégorie.— «Revue philosophique de la France et de l'Etranger», 86/1961, p. 51—67.

L. Markus, Allegoria es szimbolizmus.— «Muvészet» VI.

W. Benjamin, Allegorie und Emblem.— «Deutsche Barockforschung», R. Alewin, Köln, 1968, S. 395—413.

Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique. Art moderne. De l'allégorie au symbole, Bruxelles, 1968.

L. Burkhardt, Satire und Allegorie in Jean Pauls Werk. Zur Konstitution des Allegorischen.— «Jahrbuch der Jean-Paul-Gesellschaft», 5, 1970, S. 7—61.

R.-R. Wuthenow, Allegorie-Probleme bei Jean-PauL Eine Vor-Studie.— Там же, S. 62—84.

M. Alpatov, Allegorie et symbole dans la peinture de la Renaissance italienne.— «Diogen», 1971, № 76, Oct.— Dec.

См. также работы А. Ф. Лосева о литературном символе в связи с близкими к нему понятиями (стр. 17).

8. Символ и метафора

И. Н. Волков, Что такое метафора? — Сб. «Художественная форма». Под ред. А. Г. Циреса, М., 1927, стр. 81—124.

Д. С. Лихачев, Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967; 1971, стр. 175—183 (превосходная характеристика отличия символа от метафоры на материалах древнехристианской и древнерусской письменности).

Н. Werner, Die Ursprünge der Metaphor, Leipzig, 1919.

F. Olivero, A study on the metaphor in Dante.— «Giornal dantesco», 1925. (292)

Я. Pongs, Versuch einer Morphologie des Metaphorischen, Marburg, 1927; 2. erweiterte Auflage, 1960.

A. Kahlert, Metaphor und Symbol in der englisch-schottischen Volksballade, Marburg, 1930.

P. J. Flesch, Metaphysik des Symbols und der Metaphor, Bonn, 1934, Dissert

Я. Konrad, Etude sur la métaphore, Pari, 1939.

C. F. Stutterhein, Het begrip Metaphor, Amsterdam, 1941.

M. Foss, Symbol and metaphor human experience, Princeton, 1949.

N. Edelmann, The mixed metaphor in Descartes.— «The Romanic review», 1950, October.

W. K. Wimsatt (Jun.) Symbol and metaphor.— «Review of Metaphysics», 4/1950, p. 279—290.

R. Boyle, The nature of metaphor.—«Modern Schoolman», 31/1954, p. 257—280.

H.-J. Newiger, Metaphor und Allegorie. Studien zu Aristophanes, München, 1957.

Я. Dempe, Die Metaphor als ambivalentes Symbol. Elementare Gedanken über ihre Rolle in Dichtung und Philosophie.— «Pädagogische Provinz», 12/1958, S. 359—367.

F. Vonessen, Die ontologische Struktur der Metaphor.— «Zeitschrift für Philosophische Forschung», 13/1959, S. 397—418.

Я. H. Schottmann, Metaphor und Vergleichen in der Sprache Hölderlins, Bonn, 1959, Dissert.

G. Söhngen, Analogie und Metaphor. Kleine Philosophie und Theologie der Sprache, Freiburg. 1962—63.

R. Berry, The frontier of metaphor and symbol.— «The Britisch journal of aesthetics», 7, 1967, p. 76—83.

R. T. Christiansen, Mith, Metaphor and Symbol— «Myth, a Symposium», ed. by T. A. Sebeok, Bloomington, 1971, p. 64—80.

9. Символ и сравнение

E. Block, Vergleich, Gleichnis, Symbol— «Die Neue Rundschau», 71/1960, S. 138—148.

10. Символ и эмблема

А. Белый, Эмблематика смысла.— «Символизм», М., 1910, стр. 49—143.

А. Л. Козин, Гносеологическое обоснование символа Андреем Белым.—«Вопросы философии и социологии», вып. Ill, M., 1971, стр. 71—76.

О. van Veen, Amoris divini emblemata, studio et aère Othonis Vaeni concinnata. Antverpiae, ex officina Plantiniana Balthasaris Moreti, 1660.

A. David-Neel, Mystique et magiciens du Tibet, Paris, 1929.

W. S. Heckscher, Karl August Wirth., Emblem, Emblembuch.— «Reallexicon zur deutschen Kunstgeschichte», V, S. 86—228.

G. Lesky, Barocke Emblemo in Vorbau und anderen Stiften Österreichs. Ein Vademecum für Kunstwanderer, Graz, 1962. (293)

W. S. Heckscher, Goethe im Banne der Bilder. Ein Beitrag zur Emblematik.— «Jahrbuch der Hamburger Kunstsammlungen», 7/1962, S. 35—54.

A. Schöne, Emblemata. Versuch einer Einführung.— «Deutsche Vierteljahresschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 57/1963, 2.

A. Schöne, Emblematik und Drama im Zeitalter des Barock, München, 1964.

R. Freeman, English emblem books, London, 1967.

A. Henkel, A. Schöne, Emblemata. Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII. Jahrhunderts, Stuttgart 1967.

P. J. Meertens, Emblematik en Volkskunst.— «Volkskunde», 70/1969, S. 203—211.

W. S. Heckscher and C. F. Bunker, рецензия на книгу: A. Henkel and A. Schöne, Emblemata, Handbuch zur Sinnbildkunst des XVI und XVII Jahrhunderts.— «Renaissance Quartely», 23/1970, p. 59—80.

B. Tiemann, Sebastian Brant und das frühe Emblem in Frankreich.— «Deutsche Vierteiljahrsschrift für Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte», 47/1973, S. 598—644.

11. Символ и знак

А. Шафф, Введение в семантику, пер. под ред. А. Якушева, М., 1963 (здесь на стр. 357—375 дана обширная библиография по учению о знаках, в которой содержится множество отдельных моментов, имеющих прямое отношение к символу, но рассыпанных по огромному количеству логических, языковедческих и общесемасиологических исследований).

Л. В. Уваров, Образ, символ, знак. Анализ современного гносеологического символа, Минск, 1967 (особенно стр. 55—117).

Ср. работу С. Р. Вартазаряна о знаке и образе, выше, п. 4.

R. Gatschenberger, Zeichen, die Fundamente des Wissens, Stuttgart, 1932.

/. Maritain, Sign and Symbol.— «Journal of the Warburg Institute», 1/1937, p. 1 —10.

E. Lerch, Vom Wesen des sprachlichen Zeichens. Zeichen oder Symbol? — «Acta Linguistica», 1939, vol. I, fasc. 3, S. 145—161.

C. J. Ducasse, Symbols, sings and signals.— «The Journal of symbolic logic», 1939, June, vol. 4, № 2, p. 41—52.

H. Н. Price, Thinking and expenience, London, 1957 (различие символа и знака).

/. P. Paye, Langage, signes, symboles.— «Esprit», Paris, 1961, année 29, № 9 (289), p. 330—335.

E. Albrecht, Die Erkenntnistheoretische Problematik des sprachlichen Zeichens.—«Deutsche Zeitschrift für Philosophie», 1961, № 3, S. 358— 367.

A. Grote, Zeichen, Bild und Abbild.— «Zeitschrift für philosophische Forschungen», Meisenheim-Glanr 1963, Apr.— June, Bd 17 2 S 227— 244.

Л B. Klee, H. G. Schrickel, Prolegomena to a psychology of sings, (294) I, The symbolistic revolution.— «Psychologia», Kyoto, 1963, Dec., vol. 6, № 4, p. 193—204.

Ch. Rietschel, Sinnzeichen des Glaubens, Berlin. 1965.

Sign, Image, Symbol, ed. G. Kepes. New York, 1966.

R. Meldau, Zeichen, Warenzeichen, Marken, Kulturgeschichte und Werbewert graphischer Zeichen, Bad Homburg, 1967.

M. Thalmann, Zeichensprache der Romantik.— «Poesie und Wissenschaft», Bd 4, Heidelberg, 1967.

W. Lang, Zeichen — Symbol — Chiffre.— «Der Deutschunterricht», 20/1968, H. 4, S. 12—27.

M. R. Mayenowa, O przeksztatceniu znakôw w tekscie literackim.— «Roczniki Humanistyszne», 19,Lublin, 1971, 289—296.

Zeichen, Bild, Symbol, hrsg. v. G. Kepes, Brüssel, 1972 (пер. с англ.).

J. Schwarz-Winklhofer und H. Biedermann, Das Buch der Zeichen und Symbole, Graz, 1972.

S. Trias, Mercant, Signo у Simbolo.— «Traza у Baza, Cuadernos Hispanos de Simbologia», 1972, №2, p. 133—147.

/. Weickowska-Lazar, Symboliczny jçzyk plakatu.— «Studia este-tycne», IX, Warszawa, 1972, S. 127—135.

J. Pelz, 1973 (см. выше § 2, n. 4).

12. Символ и выражение

L. Klages, Ausdrucksbewegung und Gestaltungskraft, Leipzig, 1923.

F. Märker, Symbolik der Geschichtsformen. Physiognomische und mimische Beobachtungen, Zürich, 1933.

/ E. Heyde, Die philosophische Bedeutung der Ausdruckspsychologie.— «Zeitschrift für Psychologie», 133/1934.

M. Krönt, Autistic gestures. An experimental study in symbolic movement.— «Psychol. Monographs», Princeton, 1935.

M. Krout, The social and sociological significance of gestures.— «Journal Gen. Psychol.», 47/1935.

G. Kafka, Grundsätzliches zur Ausdruckspsychologie.— «Acta Psycho-logica», 3 [Amsterdam], 1937.

H. W. Grüble, Antlitz, Gestalt, Haltung, Gebärden des Verbrechers.— «Monatsschrift für Kriminologie und Strafrechtsreform», 30/1939.

Ch. Wolff, A psychology of gestures, London, 1948.

L. Klages, Grundlegung der Wissenschaft vom Ausdruck, 7. Auflage, Bonn, 1950.

H. Strehle, Mienen, Gesten und Gebärdea Analyse des Gebarens, München — Basel, 1954.

K. Holzkamp, Ausdrucksverstehen als Phänomen, Funktion und Leistung.— «Jahrbuch für Psychologie und Psychotherapie», 1957, S. 297— 323.

I. Kiener, Hand, Gebärde und Charakter. Ein Beitrag zur Ausdruckskunde der Hand und ihrer Gebärden, München, 1962.

L. Klages, Sämtliche Werke in zehn Bänden. Herausgegeben von Ernst Fauchinger, G. Funke u. a. Bd VI: Ausdruckskunde, Bonn, 1964. (295)

13. Символ и язык

A. А. Потебня, Мысль и язык, изд. 5, Харьков, 1926 (несмотря на устаревший для настоящего времени психологизм, Потебня уже в первом издании этой работы 1862 г. дал учение о слове как о «средстве апперцепции», то есть о смысловой переработке внешних впечатлений человеческой мыслью и сознанием, приводящей к «внутренней форме» слова, то есть к «образу образа», что, с нашей теперешней точки зрения, несомненно роднит эту теорию Потебни с развитым понятием символа; ср. особенно гл. VIII и IX).

B. Харциев, Основы поэтики А. А. Потебни.— «Вопросы теории и психологии творчества», т. II, вып. 2, Спб., 1910, стр. 1—98.

Б. Лезин, Психология поэтического и прозаического мышления.— Там же, стр. 99—137 (эта и предыдущая статьи представляют собой записи лекций Потебни, основанных на понимании слов как «образа образа», то есть как символа).

Андрей Белый, Мысль и язык (философия языка А. А. Потебни).— «Логос», кн. П, М., 1910, стр. 240—258 (здесь как раз и делаются выводы из учения Потебни для теории символизма с привлечением между прочим такого мнения Потебни о символе на стр. 253: «Слово только потому есть орган мысли и непременное условие всего позднейшего развития понимания мира и себя, что первоначально есть символ... и имеет все свойства художественного произведения»).

Г. Г. Шпет, Эстетические фрагменты, I, Пг., 1922 (стр. 35—37, 61 — отграничение символа от образа, аллегории, сходства; символ как специфическая суппозиция слова, как понимаемая действительность: символ и искусство).

Его же, То же, II, Пг., 1923, стр. 73—79 (символ не признак, не сравнение, не логическая сущность, не материальная действительность или ее отражение, не отношение вообще, не смысл вообще, не фантазия, не гипотеза, не голое копирование, не нейтральное и неразличимое слияние смысла и действительности, отражаемой в языке).

Его же, То же, III, Пг., 1923 (дополнения к учению об эстетической структуре слова).

Его же, Внутренняя форма слова. Этюды и вариации на темы Гумбольдта. М., 1927 (старое учение В. Гумбольдта о внутренней форме слова приближено к феноменологии Гуссерля, то есть очищено от психологистической метафизики).

C. Д. Кацнельсон, Содержание слова, значение и обозначение, М.—Л., 1965, стр. 87—104 (критика соссюрианского формализма и неогумбольдтианского учения о внутренней форме слова).

П. А. Флоренский, Строение слова (вступительная заметка от редакции, комментарии С. С. Аверинцева, подготовка текста А. А. Санчеса).— «Контекст. 1972. Литературно-теоретические исследования», М., 1973, стр. 348—375 (чисто символистское учение о феномене, морфеме и семеме слова с весьма насыщенным пониманием этих категорий; важны также и примечания С С. Аверинцева, как, например, об истории учения о «внутренней форме» с привлечением Плотина и Бруно, стр. 369—370, или о природе этимологии Флоренского, стр. 371—372).

В. А. Звегинцев, Язык и лингвистическая теория, М., 1973 (кроме (296) исторического образа теорий знака важна глава «Человек и знак» на стр. 214—233).

Э. Бенвенист, Общая лингвистика, пер. под ред. со вступ. ст. и коммент. Ю. С. Степанова, М., 1974 (стр. 28—32 — в яснейшей и простейшей форме дается, учение об отличии мыслящего, различающего и выражающего смыслового символа вещи от внешнего и только пространственно-временным образом данного сигнала, символизация как основа мышления и как основа всякого понимания и обозначения и тем самым и всей языковой коммуникации и культуры; стр. 104—114 о языке как об орудии мысли, что видно на категориях Аристотеля, представленных у него как логические, а на самом деле языковых).

Л Paulus, La fonction symbolique et la langage, Paris. 1960 (на основании работ Жане, Пиаже и др. по символизму и лингвистических трудов де Соссюра, Бенвениста, Сэпира, Хомского).

R. W. Funk, Language, Hermeneutic and Word of God. The Problem of Language in the New Testament and Contemporary Theology, New York, 1966.

A. Quaequapelli, I luoghi di culto e il linguaggio simbolico nei primi due secoli eristiani.— «Revista di Archeologia cristiana», 42, 1966, p. 237—266.

F. Fransen, Symbolique et langage biblique.— «Bijdragen», 28, 1967, S. 152—176.

J. Barr, Semantica de linguaggio biblico, Bologna, 1968.

/. Pohl, Symboles et langages, 2 vols., Paris, 1968—1969.

D. M. Rasmassen, Mythic-symbolic language and philosophical antropology. A constructive interpretation of the thought -of Paul Ricoeur The Hague, 1971.

L. Apostel, Symbole et parole.— «Cahiers Internationaux de symbolisme», 1973, 22—23.

14. Символ и имя

B. Нечаев, О христианских именах.— «Душеполезное чтение», М., 1861, ч. 1, стр. 42—70.

Г, Саблуков, Сличение мохаммеданского учения об именах божиих с христианским о них учением, Казань, 1872 (обширное собрание и толкование текстов из Библии, Корана, Отцов церкви и богослужения с приведением греческих и арабских подлинников и с обзором старой литературы об именах).

Значение имен божиих «Иегова» и «Елогим» и их употребление в Книге Бытия.— «Чтение в общ-ве любителей духовного просвещения», М., 1878, ч. 1, стр. 525—534.

М. Малицкий, Собственные имена у древних евреев и их религиозно-историческое значение.— «Христианские чтения», 1882, I и II; 1883, I.

Феофан (архимандрит), Тетраграмма или ветхозаветное божественное имя, Спб., 1905 (о происхождении, произношении и значении тетраграммы и сопоставление ее с другими именами).

Николай, Еврейские имена и их религиозно-историческое значение.— «Богословский вестник», 1912, апрель, стр. 804—819.

Материалы к спору о почитании Имени Божия, М., 1913. (297)

Антоний (Булатович), Апология веры во Имя Божие и во имя Иисуса, М., 1913.

А. Ф. Лосев, Философия имени, М., 1927 (стр. 32—97 — допредметная структура имени; стр. 98—162 — предметная структура имени; стр. 206—246 — имя и знание; стр. 247—254 — примечания).

С. Н. Булгаков, Философия имени, Париж, 1953 (стр. 7—44 — что такое слово; стр. 45—88 — речь и слово; стр. 89—117 — к философии грамматики; стр. 118—153 — язык и мысль; стр. 154—177 — собственное имя; стр. 173—216 — имя Божие; стр. 217—228 — софиологическое уразумение догмата об имени Иисусовом; стр. 229 — 273 — примечания и экскурсы).

G. В. Gray, Studies in Hebrew proper names, London, 1896.

F. Giesebrecht, Die alttestamentliche Schätzung des Gottesnamens. Königsberg, 1901.

W. Heitmuller, Im Namen Jesu. Eine Sprache und Religionsge-schichliche Unterrichtungen zum Neuen Testament, Göttingen, 1903.

W. Schmidt, Die Bedeutung des Namens in Kult und Aberglauben, Darmstadt, 1912.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.033 с)...