Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основы вероучения



Основные отличия протестантизма от православия

и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета

церкви в вопросах веры и церковной организации, своеобразный подход к пониманию учения о спасении; отказ от почитания святых;


отказ от таинства священства; своеобразие понимания и практики причастия (евхаристии);

особенности крещения и миропомазания^ отказ от таинства покаяния; отказ от почитания креста, икон и святых мощей; отвержение церковной иерархии; отказ от молитвы за умерших. 1. Отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопросах веры и церковной организации. Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания. Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Св.Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить".

По мнению представителей православия и католиков, многие заблуждения протестантов вытекают из отвержения ими Священного Предания - хранилища религиозного опыта жизни христиан. Отвергая этот опыт, протестантизм, искажает религиозную жизнь христиан и пытается отождествить Слово Божие с Писанием. Православные же и католические богословы рассматривают Священное Предание и как Слово Божие, неотраженное в Писании, но сохраненное и донесенное до верующих через Предание церкви. Они считают, что 140


слово Божие заключено и в Библии, и в Предании, дополняющих друг друга. Без Предания нельзя правильно разуметь Писание.

Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. На наш взгляд, вопрос о Предании, поднятый Реформацией, был вызван не столько истолкованием вероучения, сколько необходимостью обосновать независимость.церковных организаций протестантов. Предание в той или иной форме отстаивает необходимость преемственности в жизнедеятельности церкви, защищает сложившуюся церковную организацию и ее иерархию. Если же отказаться от Предания в форме, исповедуемой православными или католиками, то появляется возможность получить самостоятельность в организации религиозной жизнедеятельности. Ведь традиция церковного устройства отвергается, как созданная людьми,.“ не Богом. Однако после отказа от Предания.для создания устойчивой религиозной жизни верующих общин протестантам потребовался собственный фундамент веры, который и был создан в виде почитания лидеров Реформации и их теоретических трудов. Так на месте старой церковной традиции была создана новая ("король умер, да здравствует король!").

Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его. Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.

2. Учение о спасении. Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.

Суть протестантского учения о спасении лаконично выражена в знаменитой "Формуле согласия" немецкого лютеранства: "Человек вполне пассивно относится


к своему обращению, он совсем ничего не делает, а лишь переносит то, что делает с ним Бог". Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою, обладание которой всецело зависит только от Бога; Он дает веру по своему изволению, и эта вера -единственный путь спасения; она человека делает праведным. Верой своей человек приближается, приобщается к Богу и, ради Христа, получает от него спасительную благодать.

Кроме чисто богословского аспекта, протестантизм игнорирует католический и православный взгляд на участие церкви в деле спасения, заключающийся в том, что верующий может получить спасение только в церкви и только через нее. Протестантизм же упразднил священнослужителя как посредника между Богом и верующим, а значит, и саму церковь (в традиционном понимании). Спасение, основанное на одной только вере, без добрых дел, которые, как правило, совершаются через и при участии церкви, -такой подход к проблеме не устраивал католиков и православных. Отвергая необходимость участия священнослужителей и самой церкви в жизнедеятельности верующего человека, протестантизм на месте старой системы, отражавшей феодальные отношения, создает новую, отвечающую запросам нового, буржуазного, общества.

3. Учение о церкви. Отвергнув учение о Предании и спасении, протестантизм упростил и понимание роли церкви в жизни человека и общества. Борясь с засильем католической церкви, реформаторы отвергли и ту церковную иерархию, которая исторически сложилась в христианстве. Это было обусловлено теми теоретическими постулатами, на которых покоится протестантизм. Главная задача, которая осуществлялась в ходе реформирования церкви, сводилась к упрощению и уменьшению влияния католической церкви на жизнь общества, возвращение к первоначальным истокам раннего христианства.

Однако многие вопросы, особенно организованного устройства религиозной жизни общества, не были


достаточно определены в Писании, а большей частью разработаны и внедрены в предании церкви, против которого и выступали протестанты. Таким образом, вопрос о церкви стал необходимым звеном в деле Реформации, и без него невозможно было бы развивать новые воззрения.

Кроме того, вопрос о церкви и ее организации связан с небесной иерархией, поэтому протестантизм вместе с земной, церковной, организацией должен был упростить и небесную. Что и было сделано: исключалось поклонение святым, иконам и св. мощам, а земная иерархия упрощалась путем отмены таинства священства как ненужного. Ведь духовное священство, по мнению протестантов, не является уделом избранных, а принадлежит всем христианам. "Все мы, - учил Лютер, - священники, т.е. мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся, поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас поручил назначение от Самого Бога... Все мы через кре-тение делаемся священниками".

Всякий верующий может в церкви проповедовать Слово Божие и совершать таинства. Если же в обществе верующих и существуют пасторы и суперинтенданты, то только ради порядка. Пасторы избираются обществом [II людей, способных учить членов общины и совершать таинства, и возложение на них рук старейшин (ярдинация) не является посвящением, а лишь свиде-пмьством их избрания на пастырскую должность.

Таким образом, протестантизм, начав борьбу с католицизмом за устранение его влияния на жизнь обще-спза, вынужден был отвергнуть и саму систему церковной иерархии, заменив ее на "буржуазно-демократическую организацию" с соответствующей системой подчинения, отвечающей потребностям нового общества. Свободный бюргер должен иметь свободу в решении религиозных вопросов, что и было осуществлено в период реформирования церкви.

4. Таинства. Теоретически переориентировав христианское вероучение на одно лишь Писание и работы


лидеров Реформации, протестанты затронули и культовую сторону жизнедеятельности христианства. Отличительная особенность культовой деятельности протестантизма - упрощение религиозного культа и устройства церковных сооружений. Если до Реформации христиане. признавали семь таинств: крещение, миропомазание, священство, брак, покаяние (исповедь), соборование, то протестантизм, за исключением англиканской церкви, признает лишь два из них - крещение и причащение (евхаристия).





Дата публикования: 2014-11-03; Прочитано: 686 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...