Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Три главы из исторической поэтики 7 страница



536 Горгий (ок. 483 — ок. 375 до н. э.) — греческий философ-софист и оратор, чье
словесное творчество часто служило источником примеров для построений Аристотеля, как
и объектом его нападок. Так, проводя дифференциацию языка поэзии и прозы Аристотель
говорит: “Поскольку же поэты, говоря вещи простоватые, получили свою славу, как
казалось, за красоты слога, по этой причине слог в прозе поначалу был поэтическим, как,
например, у Горгия. И до сих пор многие невежды воображают, будто именно такие ораторы
говорят красивее всех. Но это не так, ибо один слог должен быть в прозе, а другой — в
поэзии”. — Аристотель. Риторика. 1404а 9 // Аристотель и античная литература. С. 170; см.
также: С. 176, 177, 178.

С. 298

537 Азианизм — литературное направление в древнегреческой, древнеримской риторике III
в. до н. э., которое, как свидетельствует само название, связывали с азиатским влиянием. Для
азианизма характерны пышные стилистические украшения, тропы (параллелизм, антитеза и
др.).

538 Эвфуизм (англ, euphuism) — стилистическое течение в английской литературе
последней четверти XVI в., отличавшееся обилием риторических фигур, богатой образной
орнаментикой, использовавшее многообразный параллелизм (фонетический, лексический,
синтаксический).

539 Style precieux, прециозный стиль — французское соответствие итальянскому маринизму
и испанскому гонгоризму, изысканно-рафинированный литературный стиль,
разрабатывавшийся в эпоху барокко (расцвет приходится на 30 — 40-е годы XVII в.) и
особенно процветавший в литературно-светских салонах.

- 396 -


ПРИЛОЖЕНИЕ

<1. Задача исторической поэтики>

Впервые: Собр. соч. Спб., 1913. Т. 2, Вып. 1. С. 9-10. По еле дующие публикации: ИП. С. 498-499. Печатается по ИП.

Этот текст — краткое теоретическое введение к курсу “Истории поэтических сюжетов” (1900) — был обнаружен В.Ф. Шишмаревым (1875-1957), который после смерти своего учителя, А.Н. Веселовского, на протяжении всей жизни разрабатывал его наследие (см.: В.Ф, Шишмарев / Вступ. ст. Е.А. Реферовской, Г.В. Степанова; Библиогр. сост. Е.В. Заикина. М., 1957; Рукописное наследие В.Ф. Шишмаревав архиве АН СССР: Описание и публикации / Сост. М.А. Бородина, Б.А. Малькевич. М.; Л., 1965). В.Ф. Шишмарев опубликовал его в примечаниях к 1 главе “Поэтики сюжетов” как резюме общих соображений автора, касающихся вопроса о поэзии и поэтике. Сформулированные А.Н. Веселовским в последние годы его жизни, эти положения заключают в себе указание и на новый подход к задачам поэтики, и на направление, в котором ученый предполагал вести свое исследование, “поставив его целью анализ художественного творчества как такового” (Энгельгардт Б.М. Александр Николаевич Веселовский. С. 208). Импульсом для обновления поисков могло послужить понимание упрощенности эволюционного подхода к исследованию литературного текста, при которой из круга изучения поэтики выпадала проблема “индивидуального генезиса художественного произведения” (там же. С. 202). Иной или иначе формулируемой причиной модификации программы построения исторической поэтики могла стать логика научного поиска А.Н. Веселовского: от начальных этапов развития словесного творчества, где роль мифа, предания, традиции, или поэтики и “эстетики тождества” (см.: Лотман ЮМ. Структура художественного текста. М., 1970) была весьма значительной, к более поздним, зрелым периодам литературного процесса с характерным для них возрастанием роли личного начала. Этим могли быть обусловлены тенденции перемещения центра тяжести в исследованиях поэтики из сферы культурно-исторической в направлении психологии творчества, его имманентных эстетических законов.

С. 299

1 Общие вопросы эстетики и теории искусства, в том числе категории красоты и
безобразного, подробно рассматриваются А.Н. Веселовским в специальной работе, также
оставшейся в рукописи при жизни ученого и опубликованной В.М. Жирмунским под
заголовком “Неизданная глава из “Исторической поэтики” А. Веселовского” в журнале
“Русская литература” (1959. №2. С. 180-189; № 3.С. 89-121).

С. 300

2 В построении данной теоретической программы-конспекта А.Н. Веселовский опирался
на “Введение в эстетику” К. Грооса (1861-1946; рус. пер. А- Гуревича под ред. А.А. Сева.
Киев — Харьков, 1899). Здесь нашел свое конспективное отражение общий пафос изысканий
А.Н. Веселовского, их направленность на совокупное рассмотрение всех “конкретных
материалов поэзии” и их динамического, взаимосвязанного исторического бытия. Следует
сказать, что эта намеченная А.Н. Веселовским перспектива исследований была по
достоинству оценена современными отечественными учеными. В частности, С.С. Аверинцев
отмечает: “Только через конкретное изучение последовательно сменявших друг друга поэтик
пролегает путь к решению задачи, в блестящем эскизе поставленной еще А.Н. Веселовским,
— к построению уни-

- 397 -


нереальной исторической поэтики” {Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3).





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 287 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...