Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этот субрегион Азии, в котором находятся только семь государств, занимает обширную территорию, превышающую 4,4 млн. кв. км, с населением более 1220 млн. чел., из которых 929 млн. (на середину 1995 г.) приходится на одну Индию, уступающую в этом отношении только Китаю. Страны субрегиона очень разнообразны по своим основным характеристикам - от огромной Индии, занимающей 3,29 млн. кв. км, до маленькой Мальдивской Республики с площадью всего лишь 300 кв. км и населением 240 тыс. чел.
Страны Южной Азии, при всей их малочисленности, довольно разнообразны - по формам правления и государственному устройству, положению господствующей религии в государственной системе и другим характеристикам. Так, если Индия - светское го-
ГЛАВА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АЗИИ
7. 3. Южная Азия
сударство и в стране нет государственной религии, то в Пакистане таковой является ислам, что шло отражение в названиях страны (Исламская Республика Пакистан) и ее столицы (Исламабад). Непал и Бутан - монархии, остальные государства - республики. Есть здесь и унитарные государства (например, Шри-Ланка) и федеративные (Индия). Необходимо отметить особенности административного территориального устройства Республики Индия (25 штатов и 7 союзных территорий), так как в его формировании большую роль играл национально-территориальный признак -ареалы расселения крупнейших народов этой чрезвычайно многонациональной страны (здесь насчитывается свыше 500 народностей и племен, говорящих на более чем 100 языках). Каждый штат имеет свое законодательное собрание и правительство; в главе штата стоит губернатор, назначаемый президентом.
Союзные территории (среди них и столица страны - Дели) управляются центральным правительством.
Вместе с тем в процессе исторического развития этих стран возникла определенная культурная общность народов, между ними издавна установились тесные связи в сфере как материальной, так и духовной культуры. Именно здесь, на Южноазиатском субконтиненте возникли такие древние религии, как буддизм и индуизм, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (95% всех индуистов проживает в Индии, в которой, в свою очередь, 83% населения исповедуют индуизм и 11% - ислам, привнесенный сюда арабами в VII в.). Субрегион Южной Азии - один из выдающихся центров мировой цивилизации, в конце XX в. остается одним из самых бедных и голодных. По оценке экспертов ООН на начало 1997 г., в современном мире насчитывается 1,3 млрд. бедных людей, т. е. тех, которые живут менее чем на 1 долл. США в день. При этом в Южной Азии таких людей 51,5 млн., или более у 39% от их общей численности в мире 4. По другим сведениям, доля бедных людей составила в середине 1995 г. 52,5% всего населения Индии5. Решение социально-экономических проблем стран субрегиона в последние десятилетия осложняется обострением внутренних и межгосударственных политических и этнических противоречий, часто выливающихся в кровопролитные конфликты. Продолжают оставаться сложными отношения между крупнейшими странами Южной Азии - между Индией и Пакистаном, и главный камень "преткновения" в этих отношениях "проблема Кашмира", заслуживающая особого внимания.
Кашмир - историческая область в Азии, на стыке Гималаев и Тибета, в древности и в средние века входила в состав различных государственных образований, существовавших на территории Индостана. Завоеванный в 40-х гг. XIX в. Великобританией, Кашмир был передан в управление радже княжества Джамму, который был признан британскими колонизаторами махараджей княжества Джамму - Кашмир.
После образования в августе 1947 г. двух суверенных государств - Индии и Пакистана - каждое из них стало добиваться присоединения Кашмира к своей территории. Возникший в связи с этим вооруженный индопакистанский конфликт был "погашен" при содействии ООН к началу 1945, и 27 июля 1949 г. была установлена линия прекращения огня. Западная и северо-западная части Кашмира оказались под контролем Пакистана, а остальная (большая) часть осталась у Индии.
В июле 1952 г. между махараджей Кашмира и Индией было подписано т. н. Делийское соглашение, по которому Кашмир вошел в состав Индии на правах штата (Джамму и Кашмир). По конституции Кашмира (1956 г.), он "является и остается составной частью Индийского союза". Исходя из этого Индия считает вопрос о вхождении Кашмира в состав Индии окончательно решенным. Однако с этим не согласилось правительство Пакистана, которое настаивало на проведении в Джамму и Кашмире референдума по вопросу в присоединении этой территории к Индии или к Пакистану.
В 60-е и 70-е гг. в зоне демаркационной линии между этими странами в Кашмире имели место вооруженные конфликты, и противостояние двух государств в этой исторической области продолжается.
В самой Индии остается весьма серьезной проблема сохранения единства и территориальной целостности страны с чрезвычайно сложным, как уже отмечалось, национально-этническим составом населения, религиозными различиями, наличием кастовой раздробленности и т. д.
Существует теория, согласно которой, если бы Индия не оказалась под колониальным господством, она могла бы представлять собой группу из множества независимых государств, подобно Европе. "Но я сомневаюсь в этом, - писала Индира Ганди, - На разных отрезках истории Индия представляла собой единую политическую общность - во времена правления Маурьев, Гупт и Моголов. И даже тогда, когда сотни соперничающих царств бо-
ГЛАВА VII. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АЗИИ
7. 4. Юго-Восточная Азия
ролись друг против друга, народ всегда считал себя принадлежавшим к одной стране и одной цивилизации". Народы на крайнем юге всегда признавали Бенарес на Ганге и Бадринатх у подножья Гималаев, почти на две тысячи миль на север, как свои собственные города. А народы севера с таким же чувством относились к Рамешвараму и Канниякумари, самым южным точкам страны 6.
Опасность для страны представляют столкновения на религиозно-общинной почве, сепаратизм, проявляющийся в самых беспокойных районах, главным образом, в пограничных штатах на северо-востоке и на западе, проявления организованного терроризма, очаги экстремизма, угрожающие политической стабильности и национальной интеграции.
В другом государстве Южной Азии, Республике Шри-Ланка, в течение последних десятилетий, начиная с 70-х гг., обстановка во многом определяется неурегулированностью син-гало-тамильского этнического конфликта, т. е. между сингалами, составляющими 74% населения страны, и тамилами (19%). Сложное переплетение противоречий между этими двумя крупнейшими этническими группами Шри-Ланки, имеющих исторические корни, привело к возникновению сепаратистского движения за создание независимого тамильского государства "Тамил Илам". Главным проводником этой идеи является крупная террористическая организация "Тигры освобождения Тамил Ила-ма". С 1983 г. конфликт перешел в стадию открытой вооруженной конфронтации, которая продолжалась и в 1990-е гг.
Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 2230 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!