Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?



Без ведома нашего экстравертированного сознания наш мозг, обращенный к своему внутреннему миру, каждую ночь пускается в новое приключение. Циклы сменяют друг друга, и в каждом из них совершается постепенный переход от дремоты до глубокого сна, за которым вскоре следует период интенсивной мозговой активности, сопровождающейся сновидениями. Каковы особенности этих различных стадий? Что нам известно о снах? Что мы знаем о патологии сна?

Засыпание

Когда человек ложится, закрывает глаза, намереваясь поспать и восстановить свои силы, активность мозга замедляется. Бета-волны уступают место все более многочисленным группам альфа-волн, и начинают появляться быстро исчезающие, но четкие, как кинокадры, образы. Это стадия засыпания — переход от бодрствования ко сну, продолжающийся всего несколько минут (см. рис. 4.3).

Медленноволновый сон

В каждом цикле медленноволнового сна, обычно повторяющемся пять раз на протяжении ночи, можно различить четыре стадии. В ходе смены стадий ритмы сердца и дыхания становятся все более равномерными и замедляются по мере углубления сна.

Стадия 1. Для начала этой стадии характерно появление тета-волн, постепенно сменяющих альфа-волны. Стадия 1 соответствует периоду дремоты с полусонными мечтаниями, которая может длиться от одной до девяти минут. Эта стадия, возможно, имеет большое значение для творческих работников, которые иногда связывают с ней появление интуитивных идей, помогающих разрешению той или иной проблемы.

Стадия 2. Именно на этой стадии в ЭЭГ появляются так называемые «сонные веретена» с волнами более высокой частоты (12-14 Гц), чем альфа-волны. Продолжительность этой стадии варьирует от 30 до 45 минут.

Стадия 3. Это переходный период, длящийся несколько минут. В этот период сонные веретена исчезают и волны становятся все более медленными.

Стадия 4. Это стадия глубокого, восстановительного сна, который может длиться около получаса, и из него трудно вывести спящего человека. Для этой стадии характерно преобладание дельта-волн. Именно в это время и возникает около 80% сновидений, в которых мы слышим голоса, а также возникают страшные сны, от которых мы внезапно просыпаемся, и приступы лунатизма. Однако человек почти ничего этого не помнит.

Быстроволновый сон (стадия БДГ)

Примерно через 80 минут после засыпания активность мозга вдруг резко меняется. Вместо дельта-волн появляются бета-волны; сердечный ритм ускоряется, кровь приливает к мозгу, дыхание становится учащенным, начинается выделение гормонов, как будто организм переживает стресс. Под веками можно заметить быстрые движения глаз (БДГ), которых не наблюдалось в период медленноволнового сна и которые никогда не достигают такой быстроты во время бодрствования; и тем не менее тело расслаблено, мышечный тонус отсутствует. Это стадия парадоксального сна,которая длится 15-20 минут. Если спящего в тот момент будят, он как правило, способен рассказать свой сон довольно связно.

В конце этой стадии мозговая деятельность снова замедляется, и наступает второй цикл, который опять приведет к стадии 4. Во время последующих циклов спящий не будет больше проходить стадии 3 и 2. Но каждый раз по прошествии примерно 70 минут активность мозга будет снова возрастать, и это будет заканчиваться следующей стадией БДГ средней продолжительностью около 20 минут.

Сновидения

По-видимому, парадоксальный сон сравнительно недавнее эволюционное приобретение млекопитающих. У некоторых животных, таких как бараны или коровы, он исчезает с прекращением питания молоком матери, в то время как у кошек сохраняется в течение всей жизни. У животных сновидения обычно сопровождаются движениями, характерными для охоты или поедания пищи, и имеют место как при медленноволновом, так и при парадоксальном сне. У человека же, напротив, онирическая деятельность мозга развивается почти исключительно во время парадоксального сна и характеризуется обилием зрительных образов, чего нельзя сказать о периодах медленноволнового сна, когда наблюдается в основном моторная или вербальная активность повторяющегося характера.

Сновидения всегда интересовали людей и порождали множество вопросов. Что означают сны? Как объяснить тот факт, что без каких-либо движений можно испытывать ощущение кружения или резкого падения? Как понять присутствие других людей, действующих «в голове» спящего?

Фрейд и психоанализ приучили нас к ответам психологического характера. При таком подходе преобладает мысль о том, что сновидения представляют собой скрытое выражение наших желаний. Фрейд рассматривал сны как «королевский путь» к изучению подсознательного. По его мнению, достаточно истолковать элементы сновидений как некие символы, чтобы прийти к пониманию влечений и конфликтов, вытесненных в подсознание. Так, например, если мужчине снилось, что он, обрабатывая поле, ломает лемех своего плуга, то это можно объяснить его недостаточной половой потенцией или неосознанными проблемами в его отношениях с партнершей [*].

[Чаще всего, по Фрейду, встречаются сексуальные символы, имеющие отношение к мужским половым органам, т. е. фаллические (кинжал, дерево, лемех, кисть руки, змея и т. п.) или к женским половым органам (рана, земля, карман, печь, дверь и т. п.).]

Юнг (Jung), со своей стороны, говорит о существовании коллективного подсознания, которое стало общим для представителей человечества со времени его появления. Предполагается, что это коллективное подсознание состоит из «архетипов», т. е. первичных образов, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т. д.

Для упомянутых авторов мало изученный в то время мозг был скорее пассивным органом, продукты которого — например, сновидения — подчиняются внешней энергии, которая высвобождается только тогда, когда субъект открывает для себя проблемы, вытесненные в подсознание, и признаёт их существование.

В настоящее время успехи в области психофизиологии позволяют выдвинуть другие идеи, которые иногда дополняют эти объяснения, но чаще расходятся с ними.

Основываясь на новых данных, исследователи (Hobson, McCarley, 1977; McCarley, 1979) сформулировали другие гипотезы, лучше согласующиеся с современными знаниями о работе мозга. По их мнению, сновидения обусловлены скорее физиологическими механизмами. По-видимому, это результат осуществляемого мозговой корой синтеза тех сигналов, которые идут из различных зон мозга, активируемых во время парадоксального сна.

Сейчас известно, что за эту фазу сна ответственна определенная область в средней части мозгового ствола. Жуве (Jouvet, 1965) из Лионского университета показал, что у животного, лишенного большей части мозга, но сохранившего ретикулярную формацию этой области, периоды парадоксального сна не исчезают.

Ретикулярная формация в этой части мозга в основном состоит из гигантских клеток, разветвления которых заходят далеко в соседние области (рис. 4.11). Там они соединяются с клетками верхних участков мозгового ствола, ответственных за характерную картину волн ЭЭГ при парадоксальном сне, с клетками центров, управляющих движениями глаз, а также с клетками нижележащей области, от которых зависит расслабление мышц в этой фазе сна. Кроме того, как известно, главная функция ретикулярной формации состоит в том, чтобы избирательно возбуждать высшие центры влечений и эмоций (см. гл. 6).

Рис. 4.11. Нервные структуры и сновидение. Центр парадоксального сна находится в одном из ядер ретикулярной формации — голубом пятне (locus coeruleus). В этом участке мозга (А)ретикулярная формация образует связи с клетками верхних отделов мозгового ствола, ответственными за быстрые волны (1), с клетками участков, ответственных за быстрые движения глаз (2), и с клетками нижней части продолговатого мозга (Б),ответственными за расслабление мышц (3).Ретикулярная формация активирует также различные сенсорные зоны коры головного мозга (4),в особенности зрительную зону в затылочной доле (4а),а также центры, ответственные за влечения и эмоции (5).

Весь процесс, видимо, начинается с того, что ретикулярная формация циклически активируется в серии стадий БДГ, а это ведет к активации различных сенсорных областей. Речь идет главным образом о зрительных зонах, но затрагиваются также слуховые и осязательные зоны, а кроме того, и вестибулярные центры, ответственные за чувство положения тела в пространстве. Таким образом, зрительные, слуховые и тактильные образы возникают «изнутри», так же как ощущение легкости, вращения или потери равновесия.

Что же касается интенсивной моторной деятельности,переживаемой человеком во сне, когда он «прогуливается», «бежит» или «взбирается на что-то», то она связана с активацией тех структур мозгового ствола, которые ответственны во время бодрствования за координацию движений, программируемых высшими центрами. Эти структуры действуют более или менее автоматически и потому сравнительно слабо контролируются корой мозга. Хотя в период парадоксального сна их действие блокируется ретикулярной формацией, само «программирование» все же, видимо, остается нетронутым и порождает впечатление движений, будто бы совершаемых во сне.

Когда в сновидении появляются другие люди,это может быть результатом смешения внутренней активации, внешних раздражителей, а также черт характера самого спящего, его воспоминаний и проблем, с которыми он сталкивался во время бодрствования. Эти различные элементы оказываются тогда спроецированными на физическое окружение, на животное или на человека, появляющегося в сновидении.

Остается теперь попытаться объяснить символизм сна. По мнению Мак-Карли (McCarley), сон ясно отражает мотивации субъекта. Эти мотивации как бы всплывают во время сна, когда клетки ретикулярной формации посылают возбуждающие импульсы центрам, ответственным за влечения и инстинкты. Символы, формирующие картину сна, — это своего рода знаки влечений, которые легко расшифровать.

Таким образом, именно влечения «раскрепощаются» под действием механизмов, ответственных за парадоксальный сон, а не наоборот, как это предполагали психоаналитики. Эти влечения вплетаются в ткань сновидения вместе с продуктами сенсорной и двигательной активации [*]. Именно кора большого мозга должна осуществить синтез этих различных элементов и связать их с эмоциями, воспоминаниями и предшествующим опытом спящего, а также с его отношением к тем или иным вещам. Видимо, в конечном счете все вместе и выражается более или менее осмысленным сновидением.

[Точно так же звонок будильника в сновидении может «превратиться» в телефонный звонок, а капля воды, которой обрызгивают лицо спящего, в начавшийся проливной дождь (Dement, Wolpert, 1958).]

Другие ученые делают акцент на связи, которую можно установить между тем, как человек оценивает события дня, и тем, что он видит во сне. Холл (Hall, 1966) утверждает, что во многих сновидениях фигурируют наиболее часто употребляемые домашние предметы. По мнению Фаулкса (Foulkes, 1971), у ребенка частота тревожных снов пропорциональна количеству трудностей, с которыми он сталкивается во время бодрствования. По-видимому, то же самое можно сказать и о взрослых.

Картрайт (Cartwright, 1977) отмечает, что очень многие люди чаще вспоминают свои сны после периода напряжения или депрессии, чем после дня, прошедшего без проблем. Для того чтобы содержание сна осталось в памяти, нужно, чтобы субъект проснулся сразу же после сновидения [*], или же сон должен быть настолько ярким, чтобы он оставил след даже в тот период, когда человек еще спит.

[Обычно очень легко вспоминается то, что снилось в последний период парадоксального сна, перед самым пробуждением.]

Должны ли наблюдения Картрайта означать, что обеспокоенные люди спят хуже и легче просыпаются и поэтому легко вспоминают, что они видели во сне? Или же мозговая работа по созданию сновидения в этом случае настолько значительна, что оно дольше сохраняется в памяти? По мнению Картрайта, эта интенсивная работа имеет своей целью помочь субъекту разрешить его проблемы во время сна.

Некоторые исследования, видимо, подтверждают это. Было отмечено, что люди лучше себя чувствуют при пробуждении после сна, в котором были сцены с большим числом действующих лиц. К тому же эти люди легче воспроизводили пережитые события угрожающего характера или были способны с б о льшим реализмом относиться к некоторым проблемам после того, как они спали и видели сны, нежели тогда, когда для этого не было возможности (Hartmann, 1973).

Таким образом, сновидение служит своего рода «ремонтной мастерской», в которую индивидуум приходит во время сна, чтобы почерпнуть энергию, необходимую для разрешения своих проблем, а также восстановить «хорошую форму» и уверенность в себе.

Расстройства сна

Существует множество различных нарушений сна. Они могут касаться как засыпания, так и стадии глубокого сна или парадоксального сна. Бывают и совсем пустяковые расстройства, но есть и такие, что могут привести к смерти. Сейчас мы перечислим некоторые из них и приведем предложенные учеными объяснения, пока еще очень отрывочные.

Кошмары. Это мучительные сновидения, возникающие во время парадоксального сна. Благодаря своей эмоциональной окраске они запоминаются гораздо лучше, чем другие сновидения, и поэтому субъект при пробуждении рассказывает о них чаще.

Учитывая связь, которая, по-видимому, существует между кошмарами и проблемами, с которыми мы сталкиваемся наяву, родители должны были бы побуждать ребенка чаще рассказывать им об этих эпизодах, чтобы помочь ему понять, а иногда и разрешить трудности, приводящие к таким сновидениям.

Ночные ужасы. Они обычно появляются во время медленноволнового сна и приводят к внезапному пробуждению в состоянии испуга. Вероятно, их следовало бы рассматривать как интенсивный панический рефлекс, возникающий в результате замедления дыхания и сердечного ритма, которое наступает на 3-й и 4-й стадиях сна (Foulkes, 1979). В отличие от того, что происходит в случае кошмаров, у субъекта сохраняется очень мало воспоминаний от этих моментов ужаса, после которых он, впрочем, почти сразу же засыпает.

Сомнамбулизм. Это явление тоже наблюдается в период медленноволнового сна, Примерно каждому шестому ребенку хотя бы однажды приходилось вставать, не просыпаясь, с постели и разгуливать по спальне или по дому. Почти на всем протяжении этой «прогулки», которая в некоторых случаях может длиться часами, субъект способен отвечать на вопросы, которые ему задают. Тем не менее по пробуждении у него не остается никаких воспоминаний о его ночном приключении. Если он и помнит что-нибудь, то это обычно не имеет никакого отношения к тому, что могло с ним произойти во время его экскурсии.

Нарколепсия и каталепсия. Нарколепсия — особое расстройство сна, которым страдает один человек из тысячи. Для нарколепсии характерно то, что субъект в период бодрствования может внезапно заснуть где угодно и когда угодно. Это может случиться и во время важного разговора, и в момент сексуального контакта. Сон длится обычно минут пятнадцать, и в этот период человек может продолжать какие-то действия как лунатик, например вести машину. После пробуждения у него не сохраняется никаких воспоминаний о том, что он в то время делал. Вероятно, нарколепсия — результат того, что мозг «перескакивает» через первые стадии сна и переходит сразу в стадию глубокого сна.

Каталепсия — разновидность нарколепсии, для которой характерно внезапное расслабление, тело становится как тряпичная кукла. Это обусловлено резким падением тонуса всей мускулатуры и потерей контроля над положением тела. В этом случае, видимо, имеет место пропуск всех четырех стадий медленноволнового сна, и человек переходит сразу из состояния бодрствования в состояние, характерное для парадоксального сна, который сопровождается мышечной атонией.

Бессонница. Большинство людей могут сами решить, в какое время они заснут. Но это не так примерно у каждого десятого — у тех, кто страдает бессонницей. Бессонница тесно связана с тревожностью. Она часто наблюдается у людей, обеспокоенных реальными или воображаемыми проблемами, связанными со здоровьем или с повседневными неприятностями, которые в конце концов начинают занимать всю их жизнь, захватывая и время сна.

Главное, что нужно для того, чтобы заснуть, — это не сопротивляться, отдаться сну. А у человека, страдающего бессонницей, происходит как раз обратное. Страх перед тем, что он не сможет заснуть, повышает напряжение организма, а это поддерживает и усиливает боязнь бессонницы.

Человек пытается разорвать порочный круг, прибегая к успокаивающим средствам или к барбитуратам. Но это часто оказывается опаснее, чем само отсутствие сна, из-за привыкания к этим лекарствам и появления зависимости от них у тех, кто ими постоянно пользуется.

Апноэ. Некоторые люди не могут нормально дышать во время сна. Такое расстройство, поражающее около 5 человек из тысячи, может быть обусловлено тучностью, а также аномальным строением трахеи или недостаточностью функции дыхательного центра, расположенного в стволе мозга. Человеку, страдающему апноэ, чтобы остаться в живых, нужно просыпаться иногда несколько сотен раз в течение ночи — возобновлять дыхание и удалять углекислый газ, накопившийся в его легких.

Синдром скоропостижной смерти. Это одна из главных причин смерти у детей в первый год жизни. О причинах этого явления почти ничего не известно, так как оно возникает неожиданно, без каких бы то ни было предвестников. Совершенно здорового ребенка укладывают спать в его кроватку, он засыпает как обычно, но на этот раз не просыпается.

Было установлено, что так бывает чаще у недоношенных детей или у детей, матери которых много курили во время беременности, а также у младенцев, живущих в доме, где воздух загрязнен из-за употребления табака. Некоторые исследователи связывают это явление с незрелостью нервной системы, в частности с функциональной недостаточностью дыхательных центров, которая, видимо, делает ребенка более уязвимым для воздействия вредных факторов.

Кома. Кома не является, собственно говоря, нарушением сна. Она представляет собой род патологического глубокого сна, от которого человек, хотя он и остается живым, самопроизвольно не просыпается.

Кома возникает в результате повреждения или разрушения ретикулярной формации вследствие болезни, мозговой травмы или же приема некоторых наркотиков или ядов.

Мозг продолжает получать сигналы, но без активирующего воздействия ретикулярной формации он не в состоянии их расшифровать. Поэтому больной находится в бессознательном состоянии, он нечувствителен к внешним раздражителям и неспособен к двигательным реакциям. Для поддержания жизни необходимо, чтобы окружающие могли полностью удовлетворять все физиологические потребности организма.

Литература

Общие работы

Cartwright R. D., 1977. Night Life: Explorations in dreaming, Englewood Cliffs. N. J. Prentice Hall.

Cartwright R. D. (1979). "Des rêves sur commande: ce n'est pas un rêve", Psychologie, n° 110, p. 24-31.

Dement W., Wolpert E., (1958). "The relation of Eye Movements, Body Mobility and External Stimuli to Dream Content", Journal of Experimental Psychology, n° 55, p. 543-553.

Foulkes D., 1971. "Longitudinal studies of dreams in children", Y. Masserman (Ed.), Science and Psychoanalysis, New York, Grune and Stratton.

Foulkes D. (1979). "Les rêves des enfants: simples et heureux", Psychologie, n° 110, p. 32-36.

Freud S., 1976. L'interprétation des rêves, Paris, P. U. F.

Hall C., 1966. The Meaning of Dreams, New York, McGraw-Hill.

Hartmann E., 1971. Biologie du rêve, Bruxelles, Dessart.

Hobson J. A., McCarley R. W. (1977). "The brain as a dream state generator: an activation, synthesis hypothesis of the dream process", American Journal of Psychiatry, n° 134, p. 1335-1348.

Jouvet M., Delorme R. (1965). "Locus coeruleus et sommeil paradoxal", Comptes rendus de la Société Biologique, Paris, n° 159, p. 895-899.

Jung C. G., 1964. L'homme et ses symboles, Paris, Del Duca-Laffont.

McCarley R. W. (1979). "Les rêves: une nouvelle théorie", Psychologie, n° 110, p. 18-23.

Цитированная литература

Aschoff J. (1965). "Circadian rhythms in man", Science, n° 148, p. 1427-1432.

Anand B., China G., Singh B. (1961). "Some aspects of electroencephalographic studies in yogis", Electroencephalography and Clinical Neurophysiology, n° 13, p. 452-456.

Arkin A. M., Toth M. F., Baker J., Hastey J. M. (1970). "The frequency of sleep talking in the laboratory among chronic sleep talkers and gooddream recallers", Journal of Nervous and Mental Disease, n° 151, p. 369-374.

Azerinsky E., Kleitman N. (1953). "Regularly occuring periods of eye mobility and concomitant phenomena during sleep", Science, n° 118, p. 273-274.

Benson H., 1975. The relaxation response, New York, Morrow.

Brown B., 1974. New mind, new body, New York, Harper et Row.

Bustamante J., Jordan A., Vila M., Gonzales A., Iusua A. (1970). "State dependent learning in humans", Physiology and Behavior, 25, 275-280.

Cowell E. B., Müller F. G., Takakusu T. (Eds), 1969. Budhist Mahâyâna texts.

De Launière C., Gagnon P., (1978). "Le marketing transcendantal", Québec-Science, vol. 3, n° 17, p. 36-40.

Dement W. (1960). "The Effect of Dream Deprivation", Science, n° 131, p. 1705-1707.

Etevenon P. R., 1984. Les aveugles éblouis, Paris, Albin Michel.

Ferguson M., 1974. La révolution du cerveau, Paris, Calmann-Lévy.

Fischer R. (1971). "A cartography of the ecstatic and meditative states", Sciences, n° 174, p. 897-904.

Fischer R. "Les différents états de conscience", Psychologie, n° 86, p. 39-42.

Godefroid J. L'évolution du point de déclenchement des rythmes circanniens, chez les rongeurs, en relation avec le retrait des glaciers (en préparation).

Goodwin D., Powell B., Bremer D., Hoine H., Stern J. (1969). "Alcohol and recall: State dependent effects in man", Science, n° 163, p. 1358-1360.

Hilgard E. R., 1977. Divided Consciousness: Multiple controls in Human Thought and Action, New York, Wiley-Interscience. Institute of Medicine, 1982. Marijuana and Heath, Washington, D. C., National Academy Press.

Kasamatsu A., Hirai T. (1966). "An electroencephalographic study on the Zen meditation (Zazen)", Folia Psychiatrica Neurologica Japonica, n° 20, p. 315-336.

Kübler-Ross E., 1975. Les derniers instants de la vie, Genève, Labor et Fidès.

Levinson B. W. (1967). "States of awareness during general anesthesia", in: J. Lassner (Ed.), New York, Springer.

Lilly J., 1980. Les simulacres de Dieu, Paris, Retz.

Miller N. E. (1978). "Biofeedback and visceral learning", Animal Review of Psychology, n° 29, p. 375-404.

Moody R., 1977. La vie après la vie, Paris, Laffont.

Оsis K., Haraldsson E., 1981. Au seuil de la mort, Montréal, Québec / Amérique.

Oughourlian J. M., 1974. La personne du toxicomane, Toulouse, Privat.

Overton D. A. (1974). "Experimental methods for the study of state-dependent learning", Federation Proceedings, n° 33, p. 1800-1813.

Peele S. (1977). L'expérience de l'assuétude, Montréal, Presses de l'Université de Montréal.

Ring K., 1982. Sur les frontières de la vie, Paris, Laffont.

Siffre M., 1963. Hors du temps, Paris, Julliard.

Tart C., 1969. Altered states of consciousness, New York, Wiley.

Van Eersel P., 1986. La source noire: révélations aux portes de la mort, Paris, Ed. Grasset et Fasquelle.

Weil A. T., 1972. The National Mind: a new way of looking at drugs and the higher consciousness, Boston, Houghton Miffin.

Zucker I., 1980. "Behavior and biological rhythms", in: D. Krieger (Ed.), Neuroendocrinology, Sunderland, Massachusetts, Sinauer.





Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 555 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...